Зил-4906 «синяя птица»: уникальный вездеход-амфибия

ЗиЛ » 4906 / 49061 «Синяя Птица»

В 1975 году в СКБ ЗИЛ было разработано семейство плавающих автомобилей нового поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР, которые пришли на замену устаревшему ПЭУ-1. Впоследствии военные нарекли ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 неофициальным именем «Синяя птица». Амфибии были приспособлены для эксплуатации в разных климатических зонах, при высокой запыленности, сильном ветре и высоте волны до 0,5 м, к доставке по железной дороге, транспортными самолетами и вертолетами. Аналогично амфибиям серии ПЭУ, модельный ряд «Синих Птиц» включал две версии — грузовой вариант 4906 и пассажирский 49061. Оба имели идентичную конструкцию с герметичными скругленными стеклопластиковыми корпусами на алюминиевой лонжеронной раме, «равнорасположенными» мостами и традиционной бортовой трансмиссией. Они снабжались новыми агрегатами, экранированным 27-вольтным электрооборудованием, шинами И-159 размером 16,00-20 (410 – 508) и двумя топливными баками по 250 л. Обе машины имели колесную базу 2400+2400 мм, колею всех колес по 2000 мм, дорожный просвет под корпусом – 590 мм, радиус поворота – 8,4 – 9,0 м и запас хода – 900 км. При максимальной скорости 56 км/ч они расходовали 70 л бензина на 100 км.

Грузовая 3,5-тонная амфибия ЗИЛ-4906 с экипажем из четырех человек и сварной алюминиевой грузовой платформой для доставки спускаемого аппарата была оборудована боковой перегрузочной установкой с гидроприводом. Без кранового устройства ее грузоподъемность достигала 5 т. Было у ЗИЛ-4906 и дургое назначение: доставка 4-местного 77-сильного спасательного шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, который обладал просто феноменальной проходимостью и мог забираться туда, куда колесные автомобили добраться не могли. Пассажирский вариант 49061 с экипажем из трех человек отличался от грузового закрытым пассажирским салоном. Его назначение еще более широкое: доставка к местам назначения бригад спасателей, эвакуация космонавтов, обеспечение их медицинской помощью и всем необходимым для работы и отдыха. В пассажирском отсеке находилось 10 сидячих или 6 лежачих мест, он был оснащен системами отопления и кондиционирования, медицинским и специальным оборудованием, радионавигационным комплексом, средствами связи, пеленгования и переговорными устройствами.

ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 оснащали 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8 с системой предпускового подогрева, механической 5-ступенчатой коробкой передач, планетарным демультипликатором, раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, одноступенчатыми коническими бортовыми и цилиндрическими колесными редукторами, независимой рычажно-торсионной подвеской всех колес и системой регулирования давления в шинах. Вместо водометного движителя, примененного на ПЭУ-1, тут установили два двухлопастных гребных винта, способные работать на акваториях с большим содержанием растительности и мусора. Снаряженная масса грузового и пассажирского автомобилей образца 1975 года составляла 8450 и 8310 кг соответственно, полная – 11 850/9260 кг, габаритная длина с краном – 9250/8650 мм, ширина – 2670/2582 мм, высота – 2944/2510 мм. Соответственно на шоссе груженые машины передвигались со скоростями 56 и 75 км/ч, на плаву – 8 – 9 км/ч. Минимальная скорость на суше – 1 км/ч. До 1991 года базовых машин 4906 и 49061 собрали 12 и 16 экземпляров соответственно. Вариант 49062 снабжался полноповоротным гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.

В 1980 году автомобили 490-й серии поступили на снабжение поисково-спасательных служб ВВС, в 1986 году к ним присоединилась доработанная машина 49065 с новым радионавигационным комплексом, позволявшим более оперативно обнаруживать место посадки космического аппарата. Комплекс «Синяя птица» с новыми системами навигации и спутниковой связью до сих пор остается на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. По состоянию на 2007 год в системе ВВС РФ состояло 5 машин 4906 и 6 единиц модели 49061. В начале 1990-х годов было создано сухопутное семейство поисково-эвакуационных машин ЗИЛ-4972/4975 «Спасатель» с 185-сильным дизельным двигателем, поступавших в систему МЧС и «Росэнерго».

По матрёшкам!

Приготовления не заняли много времени. Пять минут, и мы уже разбились на две команды: первая в Амфибии, вторая – в просто амфибии, возрастом и росточком поменьше.

На выезде со двора Амфибия в разворотах поиграла колёсами словно мускулами и мягко вдавила в грунт бревно, не вовремя попавшееся под плечо ската. Привыкая к своим габаритам машина готова была примять к грядкам заборы окрестных дач. Успевай только сдерживать удаль!

Короткий осторожный проезд по переулку меж стальных заборов, где звонкое эхо возвращает в кабину рёв мотора, и вот она – свобода! Утробный гул сменился на привычный зиловский зудёж. Резкий поворот на асфальт, затем резвый манёвр на шоссе и Амфибия напористо разошлась до 80 км/ч! Где там нас заждались космонавты?

Варианты вездехода

В начале 80-х годов была построена армейская многоцелевая машина по принципу ПЭУ-1.Она отличалась упрощённой коробкой передач, но была создана в единственном экземпляре. Далее была попытка создать нечто более компактное и легкоуправляемое – так появилась ПЭУ-2, которая вызывает восторг до сих пор. Имея такую лёгкость при внушительных габаритах, эта машина, которая была создана весной 1970 года, имела два задних двигателя ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. Такие характеристики позволяли транспорту перевозить до десяти человек в кабине, а также развивать скорость до 73 км/ч по твердой дороге и до 10 км/ч по воде.

Ещё одна конструкторская идея в виде дисков колёс из стеклопластика, позволяла вездеходу преодолевать занесённые снегом поля с невероятной лёгкостью. На колёсах располагалась кабина для экипажа. Однако вместе с увеличением проходимости и мощности аппарата, увеличились и его весовые показатели, которые препятствовали транспортировке вездехода воздушным транспортом. В кабине ЗИЛа ПЭУ-2 была установлена пара отопителей с ЗИЛ-130. Салон также был оснащён четырьмя отопителями от автобуса ЗИЛ-158. В салоне даже был кондиционер от лимузина ЗИЛ-114. Вместе с этим конструкторы установили в салон и печь, которая отапливалась с помощью дров. В случае чрезвычайной ситуации, пассажиры могли несколько дней пребывать в комфортных условиях. Например, при затянувшейся поездке или при поломке.

Все испытания, проведённые с ПЭУ-2, показали её высокую эффективность, но были и другие стороны медали – машина не помещалась в грузовой отсек самолётов и была очень большой по своим параметрам. Однако эта модель не подходила для поисково-спасательных операций.

В итоге, было несколько разновидностей ЗИЛ-4906:

  1. ЗИЛ-4906 «Кран». Основное его предназначение заключалось в перевозке шнекороторных снегоочистителей (мини-шнекороторы);
  2. ЗИЛ-49061 «Салон». Данный вездеход был предназначен для перевозки пассажиров.

Таким образом, появился «Комплекс-490», включавший в себя три транспортных средства: два маневренных колёсных вездехода и шнек. Данные «птицы» неоднократно принимали участие в операциях по спасению. Основной их целью служил поиск спускаемых космических аппаратов с членами экипажа на борту. Известно, что машины «Комплекса-490» участвовали в экспедициях к местам крушений самолётов.

В 1983 году первоначальные варианты моделей 4906/49061 были усовершенствованы. Так, увидел свет новый вездеход ЗИЛ-49062. Изменению подверглась рулевая система, которая была усилена. Модернизировалась охладительная система двигателя, и был установлен новый гребной винт. Через несколько месяцев испытаний, машина получила двигатель ЗИЛ-550, который развивал мощность до 150 л.с. На нём также проходил испытания подъёмный кран с одной стрелой.

В 90-х годах вездеход типа«Салон» был оснащён более современной техникой, а также были обновлены все средства связи. Была произведена замена климатического оборудования. Новый автомобиль получил название ЗИЛ-49065. Усовершенствованная модель имела возможность намного быстрее отыскивать места приземления космонавтов. Кабины стали намного удобнее и обеспечивали больший комфорт пассажирам.

Экспериментальные образцы ЗИЛ-49062 и 49065 прошли множественные проверки и испытания. Они не были рекомендованы к серийному выпуску, однако главные конструкторские идеи не прошли даром. В 1986 году некоторые изменения в модернизации внедрялись в устройство исходных вездеходов ЗИЛ-4906/49061. Новые «Синие птицы» представляли собой гибрида военной и пассажирской техники.

В 1981 году был создан уникальный вездеход ПЭУ-1Р. Испытания нового транспорта проводились на болотах. Он разгонялся до 13,5 км/ч по воде, а по снегу с помощью опорных лыж до 70 км/ч.

В период перестройки завод им. Лихачёва был переделан из СКБ ЗИЛ в автономное предприятие, которое получило название «Вездеход ГВА» (в честь Грачёва Виталия Андреевича). В качестве автономной организации, бывший СКБ продолжило заниматься технической промышленностью.

Благодаря вспыхнувшему интересу к «космической технике», удалось создать более 40 единиц «Синих птиц». Большинство таких машин эксплуатируются до сих пор. Некоторые же виды, напротив, выставлены в музеи в качестве экспонатов. ОАО «Вездеход ГВА» продолжает выпускать «Синих птиц» по индивидуальным заказам. Заказы поступают от физических лиц и выполняются силами Механосборочного Цеха №6 завода им. Лихачёва. Выпускаемая техника не оснащается военным и специальным оборудованием.

Технические характеристики ЗИЛ-4331

Хотя изначально ЗИЛ-4331 задумывался как именно дизельный грузовой автомобиль нового поколения, «в историю» он вошёл с тремя серийными типами моторов, два из которых – бензиновые карбюраторные. Минские и катерпилларовские двигатели – не в счёт, они, конечно, пробовались на «ЗИЛах», но это – раритет и экзотика.

Дизель собственной разработки завода «ЗИЛ-645», так сказать, «запоздал на премьеру» машины и внедрялся в серийное производство позже. Да так и остался, по мнению многих имеющих опыт работы на ЗИЛ-4331, довольно сырым и не до конца доработанным двигателем. Но об этом позже, в разделе «Отзывы владельцев», а сейчас – кратко о технических характеристиках каждого из серийных моторов данной модели.

Двигатель ЗИЛ-508.10

Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный карбюраторный бензиновый двигатель собственного производства Завода имени Лихачёва.

  • Конфигурация цилиндров – V-образная.
  • Рабочий объём камеры сгорания 6 литров.
  • Диаметр цилиндра 100 мм.
  • Ход поршня – 95 мм.
  • Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
  • Степень сжатия: 7,1.
  • Максимальный крутящий момент: 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин.
  • Расход топлива при смешанном цикле: 36 литров бензина А-76 на 100 км.

Двигатель ЗИЛ-508300

  • Также 8 цилиндров, 16 клапанов, 6-ти литровый,
  • V-образная компоновка.
  • Отличие – в установке на этот мотор карбюратора К-96 с электронным управлением и соответствие двигателя экологическому стандарту «Евро3».
  • Есть также отличия в максимальной мощности: при 3 200 об/мин она составляла 134 л.с.
  • Максимальный крутящий момент: 377 Н·м, при 2000 об/мин.
  • Расход бензина меньший, но незначительно, по сравнению с ЗИЛ-508.10, также превышающий 30 л. на 100 км пути.

Двигатель ЗИЛ-645

  • Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный 4-х тактный дизельный силовой агрегат рабочим объёмом 8 745 кубических сантиметров. (8,745 литров).
  • Максимальная мощность, при 2800 об/мин: 185 л. с.
  • Диаметр цилиндра: 110,0 мм;
  • ход поршня: 115,0 мм.
  • Степень сжатия: 18,5.
  • Максимальный крутящий момент: 510 Н·м, при 1400-1600 об/мин.

Коробка передач ЗИЛ-4331

Большинство ЗИЛ-4331 комплектовались механической 9-ти ступенчатой коробкой передач, оснащённой планетарным демультипликатором, синхронизированной (кроме 1й передачи и «задней скорости»). В отдельных модификациях использовались пяти- и восьми ступенчатые МКПП.

Механизм сцепления – однодисковый, с периферийными пружинами и пневмо-гидроусилителем в приводе.

Подвеска, ходовая часть

На ЗИЛ-4331 устанавливались колёса размером R20, с обычным или вездеходным рисунком протектора. Рекомендованное производителем давление в колёсах составляет 6 кгс. на квадратный сантиметр. Тормозная система построена по двухконтурной системе с пневмо-приводом, оснащена тормозами барабанного типа.

Радиус тормозных барабанов – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм. Дополнительный тормозной контур является совмещённым с контуром стояночного тормоза, который воздействует на задний мост посредством механических энерго-аккумуляторов.

Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-4331:

  • Длина х Ширина х Высота: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
  • Стандартная колёсная база – 4,5 м;
  • Дорожный просвет: 330 мм;
  • Расстояние между передними колесами – 1,93 м; между задними – 1,85 м;
  • Масса автомобиля «безо всего» – 4,82 тонны; снаряжённой машины – 5,3 тонны.
  • Суммарная масса с полной загрузкой – 11,7 тонн.
  • В качестве седельного тягача или в составе автопоезда дизельный ЗИЛ-4331 может тянуть груз до 25-ти тонн.
  • На ЗИЛ-4331 установлен 170-литровый топливный бак;
  • ёмкость для охлаждающей жидкости на 27 литров.
  • Ёмкость системы смазки двигателя – 18 л; гидроусилителя – 3 л.; системы смазки МКПП – 10,5 литров.

Описание конструкции

Внешняя конструкция ЗИЛ-157 мало чем напоминает ЗИС-151. Позаимствована лишь кабина, однако и она, и большинство других аспектов машины подверглось переработке. С учетом военного заказа на данные грузовики все изменения делались на повышение простоты, надежности и проходимости автомобиля. При этом он получил чуть более удлиненную носовую часть и широкие плоские крылья с круглыми фарами, защищенными металлической решеткой.

Кабина

При разработке кабины учитывались недоработки предыдущих моделей — жесткие сиденья, отсутствие отопления, плохая вентиляция. В итоге кресла стали мягче, появилась регулировка их положения. Укороченные сошки позволили снизить силу ударов по рукам, а телескопические амортизаторы сделали ход машины более плавным. Добавилась и система водяного отопления с обдувом ветрового стекла.

Кузов

Кузов ЗИЛ 157 представлял собой деревянную платформу с продольным металлическим каркасом, защищающим от стирания. Неподвижно крепился лишь передний борт, остальные три открывались.

Ходовая часть и колёса

Управление грузовиком ЗИЛ-137 основывалось на пяти карданных валах:

  • промежуточный между раздаткой и КПП;
  • на передний мост;
  • на средний мост;
  • два вала на задний мост.

Карданные валы на задние мосты крепились на средний промежуточным подшипниковым узлом. Для ведущих мостов предусматривались кожухи с высокой прочностью. Между второй и третьей, а также четвертой и пятой ступенями ставились синхронизаторы.

Колеса грузовика односкатные, с дутыми шинами 12,00-18, крепились восемью шпильками. Была задействована централизованная система регулировки давления шин, всех сразу или по-отдельности. Компрессор позволял продолжать движение даже при небольших повреждения шин, однако в этом случае скорость не должна была превышать 10 км/ч.

Трансмиссия

С учетом наличия пяти карданных валов трансмиссия ЗИЛ-157 довольно сложная. Механическая коробка передач имела пять передних скоростей и одну заднюю. Пятая считалась повышающей, но уже в 1961 конструкторы от нее отказались. Раздаточная коробка заимствована от ЗИС-151, однако получила улучшение в виде прочных шестерней, улучшенных сальников и принудительного включения по необходимости.

Мотор

Силовая установка на ЗИЛ-157 делалась с учетом недостатков предыдущих поколений данных грузовиков. Используемые двигатели потребляли много топлива, имели невысокий ресурс прочности и часто перегревались при длительной работе.

В контексте данных аспектов грузовой автомобиль получил новый шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Процесс производства головок был изменен, применение алюминиевого сплава снизило степень сжатия на 0,2 единицы. Мощность в 104 л.с. достигалась при 2600 оборотах.

Для предотвращения перегрева двигателя задействован новый радиатор с шестилопастным вентилятором. Схема вентиляции полностью пересмотрена и выполнена по типу картера закрытого действия. Сальники также получили новую схему, за счет которой улучшилась работа масляного насоса и всей системы смазки.

Тюнинг

Простота и надежность ЗИЛ-157 привлекали немало конструкторов, пытающихся улучшить или модернизировать данный автомобиль. Речь шла не только о внешних изменениях, но и о технических аспектах.

Одним из ключевых недостатков машины считается отсутствие гидравлического усилителя руля. Чаще всего технический тюнинг грузовика подразумевал именно данное улучшение. Оно обеспечивало автомобилю лучшую управляемость.

В ЗИЛ 157 тюнинг технического характера — это обычно изменения в карбюраторе, ходовой части, трансмиссии. По желанию владельцы могли заменить и двигатель на Д245-12С, работающий на дизеле. Такой вариант допускался из-за сходства габаритов и нетребовательности к серьезным изменениям в конструкции. Однако в этом случае появлялась тряска во время движения, из-за чего ЗИЛ 157 с дизельным двигателем никогда не выпускался серийно.

Другое направление тюнинга — повышение комфортабельности кабины. Обивка сидений, шумо- и теплоизоляция, переоборудование приборной панели, иные моменты — все это позволяет улучшить машину для удобства водителя и пассажиров.

Характеристики

Для «Синей птицы» был выбран восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Все комплектующие подбирались методом выборки из самых лучших заготовок. Многие детали были выпущены в единственном экземпляре. Коробка-автомат, которая использовалась ранее на ПЭУ, была заменена на упрощённую, механическую 5-ступенчатую коробку. Правое и левое колесо имело возможность вращения с разной скоростью, что было необходимо на труднопроходимой местности. Раздаточная коробка приводила винты, что обеспечивало лёгкое движение транспорта по воде. После винты заменили водомёты.

Три оси оснащались торсионной подвеской, тормозные механизмы стали дисковыми. Управляемые передние и задние колёса обеспечивают лучшую маневренность. Основу вездеходов «Синяя птица» составляет рама из алюминия, на которую крепится корпус из стеклопластика. На твердой поверхности поворот транспорта осуществляется с помощью колёс, а на водной – колёсами и водяными рулями.

В таблице представлены все основные технические характеристики

рабочий объём, cм³

Размеры вездехода способны поразить даже самого искушённого зрителя, ведь чего стоит длина данного транспорта – 9 220 мм. Высота «космической машины» составляет почти 3000 мм, а ширина вместе с поплавками 3 900 мм. Грузовой отсек в длину составляет 4900 мм, а клиренс – 590 мм. Используемые шины — 16.00-20 мод. И-159.

Если говорить о грузовых характеристиках, то они также поражают своим величием. Грузоподъёмность машины составляет 3 535 кг, а вес при полной загруженности – 11 810 кг. Снаряжённая масса – 8 650 кг.

По осям масса распределяется следующим образом:

  • передняя ось – 3 850 кг;
  • средняя ось – 3850 кг;
  • задняя ось – 5 010 кг

Управление «Синей птицей» осуществляется без особых сложностей: машина с весом более девяти тонн с лёгкостью набирает скорость от 75 до 80 км/ч по прямой дороге, хорошо реагирует на педаль газа и тормоза, отлично слушается руля. Обзор осуществляется через передние и боковые стёкла, а также в зеркала.

В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,

Двигатель, л.с. — 136

185

Трансмиссия — 10-ступенчатая Подвеска — независимая, торсионная Тормоза — дисковые Кузов — стеклопластик

Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения

  • Полная масса, т — 9,6

    11,8

  • Скорость движения, км/ч:
  • по шоссе — 75

    80 на плаву — 8

    9

  • минимальная устойчивая — 0,9
  • Габариты, мм:
  • длина — 9250
  • ширина — 2480
  • высота — 2944

В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,

Двигатель, л.с. — 136

185

Трансмиссия — 10-ступенчатая Подвеска — независимая, торсионная Тормоза — дисковые Кузов — стеклопластик

Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения

  • Полная масса, т — 9,6

    11,8

  • Скорость движения, км/ч:
  • по шоссе — 75

    80 на плаву — 8

    9

  • минимальная устойчивая — 0,9
  • Габариты, мм:
  • длина — 9250
  • ширина — 2480
  • высота — 2944

История создания

Первые единицы спасательного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-49061 появились в начале лета 1975 года. Они предназначались для переброски в места дислокации посредством транспортировки в грузовых отсеках военно-транспортных самолетов. Изначально разрабатывалось две модификации: «Кран» (унифицированная версия с манипулятором) и «Салон» (грузопассажирский вариант).

Дополнительно в комплектацию входил облегченный шнекоход серии 29061 с силовым агрегатом от легкового авто, перевозился на «Кране». Бригада спасательного отряда указанной машины могла взять с собой данный агрегат, при необходимости, что облегчало перемещение по труднопроходимой местности. Все транспортные средства указанной линейки окрашивались в специальный ярко-синий окрас, чтобы не затеряться на снегу или в пустынных песках. За это техника получила прозвище «Синяя птица».

Характеристики

Для «Синей птицы» был выбран восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Все комплектующие подбирались методом выборки из самых лучших заготовок. Многие детали были выпущены в единственном экземпляре. Коробка-автомат, которая использовалась ранее на ПЭУ, была заменена на упрощённую, механическую 5-ступенчатую коробку. Правое и левое колесо имело возможность вращения с разной скоростью, что было необходимо на труднопроходимой местности. Раздаточная коробка приводила винты, что обеспечивало лёгкое движение транспорта по воде. После винты заменили водомёты.

Три оси оснащались торсионной подвеской, тормозные механизмы стали дисковыми. Управляемые передние и задние колёса обеспечивают лучшую маневренность. Основу вездеходов «Синяя птица» составляет рама из алюминия, на которую крепится корпус из стеклопластика. На твердой поверхности поворот транспорта осуществляется с помощью колёс, а на водной – колёсами и водяными рулями.

В таблице представлены все основные технические характеристики

Количество мест в салоне 4 и 3 на носилках
Трансмиссия десятиступенчатая
Подвеска рычажно-торсионная
Тормоза дисковые
Кузов стеклопластиковый
Дополнительное снаряжение приборы радионавигации
Полная масса, т 9,6 – 11,7
Скорость движения, км/ч по прямой дороге – 80

по воде – 7-9

Двигатель

рабочий объём, cм³

максимальны крутящий момент, Нм

ЗИЛ-508, V-8, карбюраторный

5969

401,8

Вместимость топливных баков, л 2 х 250
Авиатранспортабельность Ми-26, Ан-12, Ил-76
Коробка передач ЗИЛ-131, механическая

Размеры вездехода способны поразить даже самого искушённого зрителя, ведь чего стоит длина данного транспорта – 9 220 мм. Высота «космической машины» составляет почти 3000 мм, а ширина вместе с поплавками 3 900 мм. Грузовой отсек в длину составляет 4900 мм, а клиренс – 590 мм. Используемые шины — 16.00-20 мод. И-159.

Если говорить о грузовых характеристиках, то они также поражают своим величием. Грузоподъёмность машины составляет 3 535 кг, а вес при полной загруженности – 11 810 кг. Снаряжённая масса – 8 650 кг.

По осям масса распределяется следующим образом:

  • передняя ось – 3 850 кг;
  • средняя ось – 3850 кг;
  • задняя ось – 5 010 кг

Управление «Синей птицей» осуществляется без особых сложностей: машина с весом более девяти тонн с лёгкостью набирает скорость от 75 до 80 км/ч по прямой дороге, хорошо реагирует на педаль газа и тормоза, отлично слушается руля. Обзор осуществляется через передние и боковые стёкла, а также в зеркала.

Грузовая платформа (на ЗИЛ-4906)

Грузовая модификация поисково-спасательной машины – ЗИЛ-4906 – вместо пассажирского блока оборудована открытой кормовой площадкой с целевым оборудованием. Для перевозки спускаемого аппарата на грузовой платформе сделали ложемент соответствующей конфигурации.

Также автомобиль укомплектован набором строп для прочной фиксации спускаемого аппарата на его месте. При необходимости, грузовая версия вездехода могла принимать на борт и другие объекты. Прежде всего – компактный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061.

Также на грузовой платформе размещены опорные устройства двухбалочного подъёмного крана, выводимого на левый борт. Пользуясь стрелами, балкой с крюком и другого оснащения экипаж мог загружать на грузовую платформу спускаемый аппарат, снегоболотоход или другой груз. На общем основании со стрелами монтировались откидные опоры-домкраты, которые стабилизировали вездеход во время погрузки.

Об истории модели

К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.

На основе опыта их использования, было принято решение: поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух отдельных автомобилей – грузового и пассажирского. Также решено было применить маленький шнекороторный вездеход для «крайних случаев», который мог бы перевозиться грузовым модулем (ЗИЛом-4906).

Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни выдающегося автоконструктора ЗИЛовского СКБ Виталия Андреевича Грачёва.

Первый прототип данного автомобиля был построен на ЗИЛе в 1971 году. В серийном производстве «Синие птицы» находились с 1975-го по 1991-й гг. Официально поисково-спасательные комплексы «Синяя птица» поступили на службу в ПСС ВВС СССР в 1981 году годов, заменив собой семейство ПЭУ-1.

В состав данного комплекса вошли: грузовой автомобиль (с крановой установкой) ЗИЛ-4906; грузопассажирский ЗИЛ-49061 и «запасной» малогабаритный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, оборудованный двигателем от легкового автомобиля. В общей сложности, за годы выпуска было сделано 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин.

Кроме работ по эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, «Синие птицы» привлекались к спасательным операциям в местах крушения авиационной техники и при других чрезвычайных ситуациях.

Уже в процессе эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 подвергся модернизации, с заменой части оборудования. В частности, был создан новый транспортёр ЗИЛ-49062 – с усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшили систему охлаждения двигателя, разработали новый гребной винт. Одна из машин получила, в порядке эксперимента, новый двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом.

На ней же установили подъёмный кран-манипулятор с одной стрелой, который по своим характеристикам не уступал серийному. Опорно-поворотное устройство этого крана разместили в корме корпуса. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.

После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.

Один из серийных ЗИЛ-49061 стал экспонатом Государственного военно-технического музея и был выставлен в селе Ивановское Московской области. Он окрашен в «фирменные» цвета МЧС России – белый с трёхцветными полосами. Нет уже ни Завода имени Лихачёва, ни страны, а эти вездеходы продолжают оставаться на ходу. Что наглядно демонстрирует, какой внушительный запас прочности заложен в данные машины.

Замены данной технике в контексте специальных поисково-спасательных операций для эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов разработано не было и по сей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: