Сколько вмещает самосвал с разными платформами?
Различные модели самосвалов КамАЗ и ЗиЛ сконструированы таким образом, чтобы их платформа опрокидывалась разными способами. Грузовики бывают:
- с задним типом разгрузки;
- с боковой разгрузкой;
- с универсальной разгрузкой.
Меньше всего влазит в самосвал с задним типом разгрузки: для КамАЗов объем кузова составляет от 6,3 до 11 м3. Новейшие модели Камского автозавода имеют увеличенную вместимость – в них входит до 16 м3. Кузов самосвала с универсальным типом разгрузки берет в зависимости от конкретной модели 7-11 кубов. В КамАЗы с боковым опрокидыванием кузова можно одновременно загрузить и перевезти до 22 кубометров песка.
МАЗ-500 самосвал: технические характеристики
К особенностям устройства МАЗ-500 специалисты относят полную независимость машины от наличия или исправности электрооборудования. Даже усилитель руля работает от гидравлического привода. Таким образом, работоспособность мотора никак не связана с какими-либо электронными элементами.
Самосвалы МАЗ-500 активно использовались в военной сфере, именно благодаря такой конструктивной особенности. Автомобили доказали свою надежность и живучесть в самых тяжелых условиях. За время выпуска МАЗ-500 Минский завод выпустил несколько модификаций машины:
- МАЗ-500Ш — шасси изготавливалось под необходимую комплектацию;
- МАЗ-500В — металлическая платформа и бортовой тягач;
- МАЗ-500Г — бортовой самосвал с удлиненной базой;
- МАЗ-500С (впоследствии МАЗ-512) — версия для северных широт;
- МАЗ-500Ю (впоследствии МАЗ-513) — версия для тропического климата;
- МАЗ-505 — полноприводный самосвал.
Двигатель и трансмиссия
В базовой комплектации МАЗ-500 устанавливался дизельный силовой агрегат ЯМЗ-236. Четырехтактный 180-сильный мотор отличался V-образным расположением цилиндров. Диаметр каждой детали составляет 130 мм, а ход поршня равняется 140 мм. Рабочий объем шести цилиндров составляет 11,15 литров. Степень сжатия — 16,5.
Максимальная частота вращения коленвала составляет 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент достигается при 1500 об/мин и равняется 667 Нм. Для регулировки числа оборотов используется центробежное всережимное устройство. Минимальный расход топлива составляет 175 г/л.с.*ч.
В дополнение к мотору устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач. Сухое двухдисковое сцепление обеспечивает переключение под нагрузкой. Рулевой механизм снабжается гидравлическим усилителем. Подвеска рессорного типа. Зданий мост — ведущий, передняя ось — рулевая. На обеих осях используются гидравлические амортизаторы телескопической конструкции.
Кабина и кузов самосвала
Цельнометаллическая кабина предусмотрена для перевозки трех человек, включая водителя. Из дополнительных устройств доступны:
- отопитель;
- вентилятор;
- стеклоподъемники механического типа;
- автоматический омыватель и очистители лобового стекла;
- противосолнечный козырек.
Кузов первых МАЗ-500 изготавливался из дерева. Борта снабжались металлическими усилителями. Разгрузка производилась в три стороны.
Модель КамАЗ 6520
Тяжёлая машина представляет собой грузовик с самосвальной платформой задней загрузки и колёсной формулой 6х4. Агрегат используется для перевозки строительных и промышленных грузов больших размеров. Модель знаменита тем, что на её базе построены модификаций техники. Автомобиль используют в карьерах, на строительных площадках, при копании котлованов, на мусорных полигонах.
КамАЗ-:
Самосвальная платформа автомобиля установлена на усиленную раму с гидравликой. Конструкция предусматривает установку дополнительных бортов для увеличения ёмкости, если потребуется. Платформа металлическая, цельная, повышенной прочности. Сечение кузова или прямоугольное, для большего объёма или овальное, для облегчения чистки и сокращения налипания.
Схема габаритов КамАЗ 6520:
Благодаря кузову, КамАЗ перевозит песок, гравий, грунт и другие сыпучие материалы. Транспортное средство оборудовано гидравлическим подъёмником, объём кузова КамАЗ 6520 в кубах составляет 12м3. Сыпучий груз, поднимаемый этим агрегатом, составляет 14,4т. Грузовик хорош тем, что буксирует прицеп с полной массой до 20 тонн. За счёт того, что конструкторы нарастили борта машины, агрегат используется для перевозки крупногабаритного груза.
Технические характеристики
Автомобиль с габаритами — 5,785х2,50х2,62 м, колесной базой — 3,4 м. Компактность обеспечивает машине хорошую маневренность — она способна выполнять поворот с радиусом 7,5 м, двигаться по неподготовленным дорогам.
Другие параметры МАЗа:
- снаряженный вес — 7,225 т;
- грузоподъемность — 8 т;
- колея колес — 1,865 м у задних и 1,97 у передних;
- клиренс — 27 см;
- углы свеса: задний — 48°, передний — 24°;
- кузов вместимостью — 5,7 м³, с углом подъема — 55°;
- скорость передвижения — до 75 км/ч;
- пневматический привод тормозов;
- объем топливного бака — 200 л.
Модель комплектуется дизельным ярославским силовым агрегатом (ЯМЗ 226), имеющим такие характеристики:
- 6 цилиндров, расположенных V-образно;
- мощность — 180 л. с.;
- диаметр цилиндров — 13 см;
- рабочий объем -11,2 л;
- степень сжатия — 16,5.
Двигатель не отличается экономичностью. Производителем заявлен расход дизеля — 22 л/100 км. Учитывая объем мотора автомобиля, массовые характеристики, показатель занижен — он близок к 30 л.
Двигатель
На автомобиле используется шестицилиндровый четырёхтактный 12-клапанный дизельный двигатель ЯМЗ-236 с V-образным, под углом 90 градусов, расположением цилиндров. Рабочий объём – 11,15 литров; мощность 180 лошадиных сил (132 кВт), при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. Крутящий момент – 667 Н.м (68 кгс.м), при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Минимальное число оборотов холостого хода – 450-550 об/мин. На «МАЗ-5549» устанавливали не турбированный, а обычный атмосферный вариант мотора «ЯМЗ-236» / «ЯМЗ-236М» / «ЯМЗ-236М2» (Евро-0).
Регулятор числа оборотов – центробежный, всережимный. Давление в системе смазки при номинальных оборотах составляет 4-7 кгс/см3. Масляных фильтров два. система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; охлаждение масла – с помощью масляного радиатора воздушного типа. Воздушный фильтр – инерционно-маляный, с контактным элементом. На двигателе ЯМЗ-236 установлен жидкостный пусковой подогреватель ПЖД-44.
Расход топлива
На 100 км пути МАЗу-5549 потребуется около 22 л топлива. Показатель является не самым большим, однако экономичным грузовик назвать точно нельзя. С учетом массы автомобиля и объема его силовой установки в заявленные нормы расхода он вряд ли укладывается.
Собственнику грузовика следует быть готовым к тому, что заправлять его придется куда чаще, а средний расход составит около 30 л/100 км.
Топливный бак автомобиля вмещает 200 литров, что позволяет обеспечить длительный запас хода.
Трансмиссия
На данный двигатель устанавливалось сцепление модели ЯМЗ-236К – сухое, фрикционное, двухдисковое. Механическая коробка переключения передач – ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, трёхходовая, с синхронизаторами на II-III и IV-V передачах. передаточные числа следующие: 1 – 5,26; 2 – 2,90; 3 – 1,52; 4 – 1,00; 5 – 0,66; задняя – 5,48.
Карданный вал – открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками. Главная передача представляет собой пару конических шестерён со спиральным зубом. Колёсная передача – цилиндрические прямозубые шестерни (центральная , три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления). Общее передаточное число заднего моста составляет 8,28.
Ходовая и рулевое управление
Надёжные мосты и узлы подвески закреплены на обладающей солидным запасом прочности раме. Они редко у кого вызывают нарекания.
Неплохо зарекомендовала себя и пневматическая тормозная система, единственным недостатком которой можно считать довольно большое время набора рабочего давления.
Относительно короткая колёсная база, удачно подобранные передаточные числа рулевого привода и значительный угол поворота передних колёс делают машину маневренной даже в ограниченном пространстве.
Кабина самосвала МАЗ-5549
На грузовики МАЗ-5549 устанавливалась унифицированная МАЗовская кабина тех времён. Это двухместная цельнометаллическая сварная кабина с боковыми дверями, не имеющая спального места позади водительского и пассажирского сидений. Спальное место на компактном строительно-промышленном грузовике – это, конечно, не типичная и вряд ли необходимая вещь для автомобилей такого класса.
Для беспрепятственного и удобного доступа к двигателю кабина опрокидывается вперёд, относительно передних шарниров. Единого панорамного ветрового стекла в этой кабине ещё нет. Здесь стоят два лобовых стекла, с разделением между ними, как на древних МАЗах и прочих грузовиках. Водительское сиденье установлено на подрессоренной подставке, а пассажирское – просто жёстко прикреплено к полу кабины.
Немного об истории модели и её месте в ассортименте завода
Ближайшие «родственники» и предшественники автомобиля МАЗ-5549 в модельном ряду Минского автозавода – это грузовики МАЗ-503А и МАЗ-5335. Преемник – самосвал уже нового поколения МАЗ-5551. Несмотря на то, что последняя модель начала выпускаться в Минске с 1985-го года, более архаичный, по сравнению с ней, МАЗ-5549 задержался на заводском конвейере ещё 5 лет и сходил с него до 1990-го года включительно. Спрос на эти машины и в годы зарождающегося перестроечного лихолетья сохранялся стабильный.
По сравнению с предшествующими моделями, на МАЗ-5549 фары головного света впервые были перемещены с кабины на передний бампер. Это было сделано согласно требованиям нового международного стандарта безопасности по размещению светотехники на грузовиках. На остающуюся прежней знакомую «лобастую» МАЗовскую кабину была смонтирована новая декоративная пластиковая решётка радиатора. На месте прежних фар расположились специальные пластиковые заглушки, а в них – комбинированные габаритные фонари с указателями поворота.
МАЗ-5549, двухосный компактный самосвал быстро стал востребованным на стройках по всей стране. Повсюду его использовали для подвоза грунта, песка, щебня, всевозможный строительных материалов. Грузовик обладал отличной маневренностью на стройплощадках любой площади. Что там говорить: штатную грузоподъёмность 8 тонн мало где строго соблюдали – надставляли борта, систематически перегружали кузов. Рама стойко держала любые перегрузки… До поры до времени.
Эффективное применение самосвала отмечается при работе с экскаваторами, имеющими емкость ковша от 0,5 до 1 м3 – для разработки, перемещения и отсыпки грунта, щебня и песка, в том числе из карьеров на строительные площадки.
Это интересно: Техническая составляющая и конструктивные особенности самосвала МАЗ-551605: поясняем вопрос
Конструктивные особенности
Двигатель, трансмиссия
Силовой агрегат на самосвале – ЯМЗ-236. 6 цилиндров с 12 клапанами, дизельный, с V-образным развалом блоков цилиндров (90⁰ относительно один другого), с рабочим объёмом 11,15 л и мощностью 180 л.с.
- Крутящий момент – 667 Н.м
- Частота вращения коленвала – 2 100 об/мин
- Число оборотов холостого ходаmin – 450-550 об/мин
- Степень сжатия 15,5
- Цилиндры диаметром 130 мм.
Вариант – атмосферный (не турбинированный), в модификации ЯМЗ-236-М2 исполнение класса «Евро-0».
Имеет центробежный всережимный регулятор числа оборотов и жидкостную систему теплообмена закрытого типа, с принудительной циркуляцией воды или антифриза. Масло охлаждается при помощи масляного радиатора с воздушным типом теплообменника. Кроме того, двигатель оснащается жидкостным пусковым подогревателем ПЖД-44.
Трансмиссия – 5-ступенчатая МКПП ЯМЗ 236П, трёхходовая. На II-III и IV-V передачах есть синхронизаторы.
Кардан открытый, средняя часть вала имеет трубчатое строение. Главную передачу обеспечивают две конические шестерни со спиральной нарезкой зуба. А колёсная передача – на цилиндрических прямозубых шестернях, представляющих собой центральную, двух сателлитов и коронную шестерню внутреннего зацепления, с общим передаточным числом заднего моста в 8,28.
Ходовая часть, управление
Передняя подвеска основана на продольных полуэллиптических рессорах и гидравлических амортизаторах двойного действия, задняя дополнительно оснащена подрессорниками. Листовой набор рессор делается из полосовой стали 60 С2, с термической обработкой листов для увеличения усталостной прочности, с твёрдостью металла после обработки НВ 363–444, с учётом тех зачастую экстремальных условий, в которых самосвал эксплуатируется.
Колёса бездисковые, имеют бортовые и замочные кольца. Можно использовать при монтаже такие шины, как
- 300-508Р (11,00-20) НС-14, модели И-68А,
- 302-508 (12,00-20) модели ИЯВ-12А и ИЯВ-12Б,
- 320-508р (12,00-20) модели И-109Б.
Рулевой механизм представляет собой штангу с винтовой передачей + зубчатая пара, с передаточным числом 23,6 и максимальным углом поворота передних колёс 38⁰ делает машину маневренной даже в условиях тесноты стройплощадок. Есть гидроусиление. Рулевой привод-трапеция совмещён с силовым цилиндром усилителя.
Обод руля пластиковый, имеет две или три «спицы», соединяющие его с осью рулевой штанги.
Тормоза на передних и задних колёсах барабанного типа, привод к ним пневматический, от двухцилиндрового воздушного компрессора с жидкостным охлаждением.
«Ручник» центральный, также колодочный, расположение – фланец ведущей шестерни заднего моста, а тормоз-замедлитель компрессионного типа, имеет поворачивающуюся заслонку в системе выхлопа.
На автодромных заводских испытаниях на скорости 40 км/ч тормозной путь на полностью отрегулированных тормозах составил 18 метров.
Кабина и кузов
Кабина из штампованного металла, двухдверная, довольно просторная, без спального места за спинками сидений вверху. Однако в последние годы выпуска модели спальное место за спинками и выше сидений было предусмотрено.
Переднее стекло не панорамное, состоит из двух частей с центральной перемычкой-опорой верха кабины посередине. Сиденье водителя имеет подрессоренную подставку, сдвоенное сиденье пассажира – жёсткое крепление в полу кабины, поэтому на бездорожье оно не очень комфортное.
Кузов – металлический, сварной, с дном из гладкого профиля, задний борт автоматически открывается и закрывается при наклонах и возвращении в исходную транспортировочную позицию. Подъём и опускание осуществляется гидравлическим одноцилиндровым телескопическим механизмом подъёма
Есть подогрев стенок выхлопными газами, что важно при работе в условиях Крайнего Севера и в зимнее время в средней полосе
На платформу при этом непосредственно воздействует концевой цилиндр с поворотным шарниром. Управление механизмом опрокидывания – электропневматическое, непосредственно из кабины водителя. Угол поднятия кузова максимальный — 55⁰, притом только назад. В гидросистеме подъёмника есть клапан, который позволяет делать встряхивание платформы в конце вываливания груза при подъёме, в его верхней точке.
Особенность начала движения
Если самосвал не нагружен, трогаться с места рекомендовано на второй передаче. С грузом же начало движения нужно осуществлять на первой передаче. «Втыкаются» передачи достаточно корректно, но сцепление нужно выжимать полностью и при сопротивлении рычага не пытаться сделать переключение резко, а продолжать плавно вводить шестерни в зацепление (этот момент соответствует моменту соприкосновения конических шестерён синхронизатора).
Про
МАЗ-5549: характеристики и особенности
Автомобиль МАЗ-5549 предназначен для перевозки различных сыпучих и строительных грузов. Имеет опрокидывающуюся металлическую платформу с задним бортом. Смело может быть использован для работы с экскаваторами и для перемещения грунта. Производство МАЗ-5549 началось в 1977 году и продолжалось в течение 5 лет. Выпускался он на базе предыдущей модели — МАЗ-5335 — Минским автомобильным заводом. Данный автомобиль не стал самым достойным грузовиком, но, несмотря на это, найти такую модель можно и в настоящее время. И многие водители готовы свернуть горы на этом самосвале со всеми его недостатками и неудобствами. На смену ему в 1985 году пришел новый грузовик — МАЗ-5551. Сегодня купить МАЗ-5549 можно по небольшой цене. Особенно такой автомобиль удобен для фермеров, которые не желают быть зависимыми от наемного транспорта. И водитель, конечно, должен быть награжден ловкостью рук, то есть вовремя обеспечить ремонт. Ломается машина нечасто, но все-таки годы берут свое.
МАЗ-5549: характеристики массово-габаритные
Длина минского грузовика — 7250 мм, ширина составляет 2500 мм, а высота — 2720 мм. Масса данного самосвала 14950 кг. Грузоподъемность — 8000 кг. Колея переднего хода равна 1970 мм, заднего — 1865 мм. Колесная база — 3950 мм. Клиренс — 270 мм. Кабина самосвала МАЗ-5549 металлическая, двухместная и откидывается вперед. Имеет округлую форму, это главная черта грузовика. Панорамное стекло у старых моделей отсутствует, есть только ветровое. Это тоже можно считать «фишкой» белорусского грузовика. Подъем кузова МАЗа работает с помощью автоматического привода. Объем металлической платформы занимает 5,7 кубического метра. Руль у самосвала находится практически в вертикальном положении и имеет тонкий обод, но при этом он оснащен ГУРом.
Максимальная скорость, до которой МАЗ-5549 (самосвал) может разогнаться, равна 85 км/ч. Для подобной модели это достаточно высокий показатель.
По данным паспорта этот грузовик в смешанном цикле расходует 22 литра топлива на 100 км, не оборудован турбонаддувом. Объем бака рассчитан на 200 литров дизеля. Заправляется МАЗ-5549 зимой маслом индустриальным 12, летом — 20. В качестве двигателя выступает — ЯМЗ-236. Данный самосвал оборудован пятиступенчатой коробкой передач и главной парой с передаточным числом 7,24. Имеет заднеприводную ходовую систему. Переключается с помощью напольного рычага. Развивает максимальную мощность в 180 л.с. при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент равен 667 Нм при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Тормозная система оснащена передними и задними барабанными механизмами, а также пневматическим приводом. Грузовик сумел отличиться своей работоспособностью. Конечно, самосвал этот из прошлого века и с массой недостатков, но его еще рано отправлять на свалку, так как водителю он еще пригодится. Что касается следующей модели — МАЗ-5551, то она производится по сей день. Для данной разработки выпускается несколько вариантов шасси: для различного специализированного оборудования и самосвала. Кабина тягача от предшественников отличается кардинально. Изменена решётка радиатора и форма фар. Лобовое стекло стало панорамным, а не раздвоенным. Новый спойлер появился на крыше. В автомобиль установили новые рычаги управления и руль.
Старт производства
Следующая версия новой 500-й модели вышла в 1970 году. Кодовое имя — МАЗ 500А. Основным ее отличием стала более современная КПП. Кроме того, машина включала в себя множество мелких исправлений, но в сумме получился автомобиль, немного меньше прототипа по габаритам, но больший по грузоподъемности и максимальной скорости. В течение последующих нескольких лет завод собирает отзывы и пожелания от предприятий-собственников модифицированных версий 500 модели, и в 1977 году появляется следующая модель — бортовой грузовик МАЗ 5335.
Данная модель внешне повторяла 500А (за исключением одной детали, о которой — ниже), но внутри это был совершенно другой автомобиль. Выросла безопасность, благодаря раздельной системе тормозов, повысилась комфортабельность кабины, поменялись некоторые детали, в результате чего улучшились все технико-экономические показатели машины.
Конструктивные особенности
Двигатель, трансмиссия
Силовой агрегат самосвала – ЯМЗ-236. 6-цилиндровый 12-клапанный дизель, с V-образным расположением блоков цилиндров (90⁰ относительно друг друга), рабочим объемом 11,15 л и мощностью 180 л.с.
- Крутящий момент — 667 Нм
- Частота вращения коленчатого вала — 2 100 об/мин
- Холостой ход — 450-550 об/мин
- Степень сжатия 15,5
- Цилиндры диаметром 130 мм.
Вариант — атмосферный (без турбонаддува), в модификации ЯМЗ-236-М2, исполнение класса Евро-0».
Имеет всережимный центробежный регулятор скорости и систему жидкостного теплообмена закрытого типа, с принудительной циркуляцией воды или антифриза. Масло охлаждается маслоохладителем с теплообменником воздушного типа. Также двигатель оборудован жидкостным пусковым подогревателем ПЖД-44.
Трансмиссия: ЯМЗ 236П 5-ступенчатая МКПП, трехходовая. На передачах II-III и IV-V установлены синхронизаторы.
Кардан открытый, средняя часть вала имеет трубчатую конструкцию. Главная передача представлена двумя коническими шестернями с косозубым нарезом. И колесная передача на прямозубых зубчатых колесах, которые представляют собой одну центральную шестерню, две сателлитные шестерни и одну внутреннюю кольцевую шестерню, с общим передаточным числом заднего моста 8,28.
Ходовая часть, управление
Передняя подвеска основана на продольных полуэллиптических рессорах и гидравлических амортизаторах двойного действия, задняя дополнительно оснащена подвесными рессорами. Комплект рессор изготовлен из полосы стали 60 С2, с термической обработкой листов для повышения сопротивления усталости, с твердостью металла после обработки НВ 363-444, с учетом зачастую экстремальных условий, в которых эксплуатируется самосвал.
Колеса бездисковые, имеют бортовые и стопорные кольца. Вы можете использовать шины как
- 300-508Р (11.00-20) модели НС-14, И-68А,
- 302-508 (12.00-20) модели ИЯВ-12А и ИЯВ-12Б,
- 320-508р (12.00-20) модели И-109Б.
Рулевой механизм представляет собой тягу с винтовой передачей + пара шестерен, с передаточным числом 23,6 и максимальным углом поворота передних колес 38⁰, что делает машину маневренной даже на оживленных строительных площадках. Есть гидроусилитель. Трапеция рулевого привода совмещена с силовым цилиндром усилителя.
Обод руля выполнен из пластика, имеет две или три «спицы», которые соединяют его с осью рулевой рейки.
Тормоза на передних и задних колесах барабанные, привод пневматический, от двухцилиндрового воздушного компрессора жидкостного охлаждения.
«Стояночный тормоз» — центральный, тоже колодочный, расположение — фланец ведущей шестерни заднего моста, а ретардер компрессионного типа имеет поворотный демпфер в выхлопной системе.
В заводских испытаниях на шоссейном ходу при скорости 40 км/ч тормозной путь с полностью отрегулированными тормозами составил 18 метров.
Кабина и кузов
Достаточно вместительная, двухдверная, штампованная металлическая кабина без спального места за спинками сидений сверху. Однако в последние годы выпуска модели за спинкой и над сиденьями предусматривалось спальное место.
Лобовое стекло не панорамное, состоит из двух частей с центральной перемычкой-опорой верхней части кабины посередине. Сиденье водителя имеет подвесное крепление, двухместное пассажирское сиденье жестко закреплено к полу салона, поэтому в дороге не очень удобно.
Кузов металлический, сварной, с гладким профилем днища, дверь багажника открывается и закрывается автоматически при опрокидывании и возвращении в исходное транспортное положение. Подъем и опускание осуществляется одноцилиндровым гидравлическим телескопическим подъемным механизмом
Имеется обогрев стен выхлопными газами, что немаловажно при работе на Крайнем Севере и зимой в средней полосе
В этом случае торцевой цилиндр с поворотным шарниром воздействует непосредственно на платформу. Механизм опрокидывания управляется электропневматически непосредственно из кабины машиниста. Максимальный угол подъема туловища 55⁰, и только назад. В гидросистеме подъемника имеется клапан, позволяющий раскачивать платформу в конце выгрузки груза при подъеме, в ее высшей точке.
Особенность начала движения
Если самосвал не загружен, рекомендуется начинать движение на второй передаче. С нагрузкой начало движения необходимо производить на первой передаче. Передачи «включаются» вполне корректно, но сцепление необходимо полностью выжать и при сопротивлении рычага не пытаться резко переключаться, а плавно продолжать зацепление шестерен (этот момент соответствует моменту контакта шестерен конус синхронизатора).
И еще: при отсутствии нагрузки задние сдвоенные шины могут буксовать даже на мокрой траве или в небольших лужах.
Технические характеристики МАЗ-5551
Массово-габаритные характеристики
- Длина: 5,990 м; Ширина: 2,500 м; Высота (по крыше кабины): 2,925 м.
- Колёсная база: 3,30 м или 3,950 м.
- Дорожный просвет: 280 мм (минимальный, под передним мостом).
- Колея передних колес – 2,032 м; колея задних колес – 2,162 м по внешним и 1,422 м по внутренним.
- Снаряженная масса – 7,580 тонн.
- Грузоподъёмность: 10 тонн (у автомобилей до 1998 года – 8 тонн).
- Полная масса – 16,230 тонн.
- Распределение (при снаряженной массе): на переднюю ось – 4,130 тонн; на заднюю ось – 3,450 тонн;
- Распределение (при полной массе): на переднюю ось – 5,980 тонн; на заднюю ось – 10,250 тонн;
- Размеры грузовой платформы: 3800 х 2269 х 630 мм.
- Угол преодолеваемого наклона – 25 градусов;
- Радиус поворота по внешнему колесу – 7,9 м; радиус поворота габаритный – 8,6 м.
- Объём кузова – от 5,5 до 12,5 кубометров (с разными по высоте бортами).
- Время подъёма груженого кузова – 15 сек, время опускания пустого кузова – 10 сек. Угол подъема кузова – 50 градусов.
Двигатели МАЗ-5551
МАЗ-5551 первоначально оснащался V-образным шестицилиндровым дизельным двигателем модели ЯМЗ-236М2-1 Ярославского моторного завода. Некоторые параметры данного мотора: рабочий объём – 11,15 л; мощность – 180 лошадиных сил или 132 кВт; диаметр цилиндра – 130 мм максимальный крутящий момент – 667 Нм; частота при макс. крут. моменте – 1250-1450 мин-1; минимальный удельный расход топлива – 214 г/кВт.ч (157 г/л.с.ч).
В 90-е и 2000-е годы на смену атмосфернику пришли более современные ярославские дизели, оснащённые системой турбонаддува. На МАЗ-5551 ставили целый ряд дизельных моторов. Причём не только отечественных, но и импортных – дойтцовских и камминзовских. Зарубежные «не прижились» по понятной причине: их применение ударяло по одному из основных достоинств грузовика – его дешевизне.
К тому же и моторы ЯМЗ со своими функциями справлялись отлично. Из ярославских дизелей основными, используемыми и в настоящее время на МАЗ-5551 А2, стали ЯМЗ-236НЕ-2 и ЯМЗ-6563.10-Е3.
Это дизели четырехтактные с воспламенением от сжатия, рабочим объёмом также, как и ЯМЗ-236М2-1 в 11,15 литров; с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, жидкостно-масляным теплообменником, механическим регулятором частоты вращения, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.
ЯМЗ-236НЕ-2 – представитель классического семейства шестицилиндровых V-образных дизелей производства Ярославского моторного завода, оснащённый турбонаддувом и специально адаптированный для применения в грузовиках МАЗ.
Его параметры: Мощность 230 лошадиных сил (или 169 кВт); максимальный крутящий момент – 882 Н.м (90 кгс.м); частота при максимальном крутящем моменте – 1200-1400 мин-1; минимальный удельный расход топлива – 206 г/кВт.ч (152 г/л.с.ч).
Двигатель ЯМЗ-6563.10 также специально предназначен для установки на бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, шасси МАЗ с колесной формулой 4х2; автопоезда на их базе полной массой до 32т. Его характеристики: Мощность 230 лошадиных сил (или 169 кВт); максимальный крутящий момент – 882 Н.м (90 кгс.м); частота при максимальном крутящем моменте – 1100-1300 мин-1; минимальный удельный расход топлива – 200 г/кВт.ч (147 г/л.с.ч).
По данным производителя, реальный расход топлива в смешанном цикле составляет 22 литра на 100 километров. Объём топливного бака: 200 литров.
Трансмиссия и гидравлика МАЗ-5551
Ярославская коробка передач ЯМЗ-236П, устанавливаемая на МАЗы в комплекте с дизельным двигателем, также довольно надёжна и проверена временем. Это пятиступенчатая МКПП с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Передаточное число – 7,79.
В обновленных версиях МАЗ 5551 трансмиссия получила ряд существенных конструктивных изменений. За счет доработки механизма переключения от рычага к КП удалось существенно укоротить рычаг, что облегчило работу водителя.
На МАЗ-5551 установлено традиционное для отечественных грузовиков подобного класса двухдисковое фрикционное сцепление, также производства Ярославского моторного завода. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания. Тормозная система: барабанные тормоза с АБС. Размер шин: 12,00R20.
Гидравлическая система автомобиля МАЗ-5551 представляет собой насос и телескопический, трехступенчатый гидроцилиндр, который и обеспечивает опрокидывание кузова. Управление происходит дистанционно из кабины.
Частью гидросистемы является гидроусилитель руля, который не только снимает с водителя излишнее напряжение, но и позволяет в полной мере реализовать хорошую маневренность автомобиля.
Как рассчитать массу песка в одном кубе (1 м3)
Главная проблема с определением того, сколько песка в самосвале, заключается в том, что приходится переводить:
- тонны в кубы (если вам нужна конкретная масса материала, и вы подыскиваете подходящую по вместимости машину);
- кубы в тонны (если вы знаете, какой объем песка привезут, но нужно рассчитать его массу для последующих строительных работ).
Песок применяют как для строительства основного жилого здания, так и облагораживания близлежащей территории, возведения дополнительных построек, улучшающих пользование и комфорт пребывания за городом. Вторым и не менее важным вопросом является также цена, ведь чтобы сравнить расценки, нужно прийти к единой единице измерения – тоннам или кубометрам.
Как изменяется масса
Повлиять на то, сколько песка вмещает самосвал, могут разные факторы. Невозможно сказать однозначно, какая масса у песка в одном кубе. Точного показателя нет, она может изменяться, и на это влияет:
- влажность;
- наличие дополнительных частиц (камни, грязь);
- способ добычи;
- диаметр песчинок;
- уплотненность.
Речной песок будет весить больше, даже если его один куб. Мокрый песок имеет значительно большую в сравнении с сухим при том же объеме. Мытый песок на 6-7 % тяжелее. Влажный песок становится тяжелее на 1,8-1,9 тонн в пересчете на куб.
Влажность – это содержание воды в песке. Он при отрицательной температуре замерзает, следовательно, зимой вода, превращаясь в лед, увеличивает вес. Зимой масса песка может быть выше на 15 %. Летом песок покупать выгодней, влажность будет находиться в наименьшем процентном показателе.
Масса песка также изменяется от наличия камней. Камни в песке появляются, если его добывают на карьере, в морском и речном песке нет сторонних элементов, способных увеличить массу. Камни в составе песка увеличивают его вес, но и могут изменить показатель качества и эксплуатационных характеристики бетона.
Как изменяется плотность
Потребитель изучает представленные поставщиками цены песка за один куб, но многие не учитывают плотность, которая свойственна сыпучим компонентам. Плотность песка изменяется от объема воздуха, окутывающего песчинки.
Плотность песка делится на:
Технологическую.
Реальную.
Насыпную. Это соотношение удельного веса песка и наличие образуемых пустот при засыпании песка в емкость
Общий объем будет включать в себя показатели не только массы, но и наличие образовавшихся пустот (не важно какая емкость используется ведро, мешок или же кузов самосвала).
Истинную или условную. Соотношение массы песка без учета образовавшихся в нем карманов с воздухом.
Показатели плотности песка изменяются в диапазоне 1,3-1,8 т на 1 куб, Плотность речного песка равна 1,3 т/м3. Плотность карьерного песка – 1,4 т/м3. Плотность строительного песка составляет от 1,3 до 1,8 тонны на один метр в кубе, поскольку он может быть взят из разных источников.
Как посчитать, сколько тонн в самосвале песка, зная его кубатуру
Мелкозернистый песок, плотностью 1700 — 1800 кг/м3, а влажность должна быть в пределах 6 — 7 %. 1 м3 такого материала будет весить около 1,7 — 1,8 тонны.
Возьмем для примера самосвал с объем кузова 12 м3:
1700 кг * 12 м³ = 20400 кг, то есть 20,4 тонны.
Если влажность песка достигает 20 %, то его масса увеличится на 4 тонны, следовательно, один самосвал вмещает в себя около 25 тонн такого материала.
Таблица (масса песка в 1 кубе)
Тип песка | Сколько тонн в 1 кубе |
сухой | 1,21 — 1,75 |
речной | 1,5 |
уплотненный | 1,59 |
крупнозернистый | 1,47 — 1,63 |
строительный | 1,68 |
рыхлый | 1,44 |
карьерный | 1,5 |
мелкозернистый | 1,72 — 1,8 |
кварцевый | 1,41 — 1,95 |
морской | 1,62 |
горный | 1,5 — 1,6 |
шамотный | 1,4 |
перлитовый | 0,074 — 0,4 |
овражный | 1,4 |
намывной | 1,65 |
мытый | 1,3 — 1,6 |
пемзовый | 0,5 — 0,6 |
пескогрунт | 2,66 |
Используйте эту таблицу, чтобы посчитать, сколько тонн песка в самосвале, если известно, сколько он вмещает кубов. И нужно помнить, что масса не является абсолютно точной, так как она постоянно изменяется в зависимости от плотности и влажности.
Насыпная плотность (таблица)
Вид | Насыпная плотность, кг/куб. м |
Строительный | 1500 |
Строительный рыхлый | 1440 |
Строительный утрамбованный | 1680 |
Строительный мокрый | 1920 |
Строительный мокрый утрамбованный | 2540 |
Кварцевый | 1650 |
Речной | 1630 |
Карьерный | 1500 |
Овражный | 1400 |
Горный | 1580 |
Новое решение
Надо отметить, что грузовики тех лет строили по принципу, который впоследствии получил название «классический». Сначала на раму ставится силовой агрегат — это двигатель и управляющая система, затем кабина, только после этого через промежуток устанавливается основная часть грузовика — кузов. Хотите больше груза — делайте раму длиннее.
Легко заметить, что 500 модель, изображенная на рисунке выше, собрана по другому принципу. Минск решил попробовать новую версию — промежуточную, когда кабина придвигалась к силовому агрегату, в результате чего на раму можно было установить более длинный кузов. Но в окончательный проект пошел третий вариант, и именно его использует автомобиль МАЗ 5335 и все последующие разработки грузовиков в Союзе. В новой версии мотор находился под кабиной, и для ремонта она откидывалась вперед. Такая планировка имела несколько положительных качеств, одним из которых стало увеличение грузоподъемности почти на 2000 кг; вторым плюсом было то, что длина рамы осталась неизменной.