Внешнее отличие
В связи с просьбами потребителей, а также для согласования с европейским стандартами, заводу пришлось поменять внешние характеристики МАЗ 5335. Изменения касались в основном внешнего вида кабины, остальные параметры перешли с версии 500А. Во-первых, на крыше появился знак автопоезда, что повлекло за собой исчезновение на ней лючков. Второе, и главное, изменение коснулось оптики. Передние фары переехали в бампер. Такая установка решала сразу 2 проблемы. Высокая постановка фар у предыдущих машин в темное время суток создавала проблему встречному транспорту. Перемещение фар решило этот вопрос, кроме того, новое положение дало лучшую освещенность дорожного полотна.
В результате данной модификации радиаторная решетка нового МАЗ 5335 стала шире, но только визуально. Размеры радиатора остались такими же, как на первых машинах 500-й модели. Расширение является бутафорией. Металлическая заглушка под поворотниками закрывает пустые места, где раньше располагались головные фары.
История создания
Разработку бескапотника минчане начали в феврале 1957 года. Чтобы освоение машины шло быстрее, конструкторы обкатывали уже собранные узлы на капотном грузовике МАЗ-200, который серийно выпускался заводом. На промежуточных моделях испытывалась новая подвеска, бездисковые колёса, гидроусилитель руля. В качестве силовой установки устанавливался дизельный двигатель ЯМЗ-236. Первые экспериментальные образцы машины собрали осенью 1958 года.
В 1961 году прошли сравнительные испытания 500-й и 200-й моделей. По всем показателям новичок одержал победу. В том же году в Минске стартовал автопробег экспериментальных грузовых автомобилей МАЗ-500. Машины побывали в Москве, Ленинграде, Риге и вернулись в столицу Белоруссии. Отдельные экземпляры отправлялись на транспортные и строительные предприятия, где эксплуатационники выявляли недоработки и высказывали проектировщикам свои пожелания.
К сборке опытной партии грузовиков МАЗ-500 приступили в 1963 году, а через два года с конвейера сошла первая серийная машина. Выпуск автомобилей продолжался до 1977 года.
Особенности конструкции двигателей «ЯMЗ-5З6» Е4 и Е5
Для обеспечения соответствия силового агрегата «ЯMЗ-5З6» экологическому стандарту «Евро-4» в его конструкции применена система рециркуляции отработавших газов («EGR»), а также каталитический нейтрализатор, снабжённый сменным фильтром.При этом параметры «Правил №96-О2» достигаются и без применения системы «EGR» и нейтрализатора.
Двигатели «ЯMЗ-5З6» Е5 являются максимально унифицированными со своими аналогами стандарта «Евро-4».В целях повышения требований по экологии «Евро-5» в систему выпуска отработавших газов, как и на импортных аналогах, устанавливаются:
- система селективного каталитического восстановления («SCR»), которая состоит из модуля дозирования и бака для водного раствора мочевины – реагента«AdBlue»–32% раствора (NH2)2C0.
- селективный каталитический нейтрализатор (глушитель-нейтрализатор).
Системы топливоподачи и управления на двигателях «ЯMЗ-5З6» – аккумуляторного типа «Коммон Рэйл» («ECRS»), с высокой энергией впрыска и электронным управлением, от компании«Бош». Она обеспечивает давление впрыска 18ОО бар, и включает в себя:насос высокого давления с модулем дозирования, топливопровод-накопитель (рампу),форсунки. В системе топливоподачи работают следующие контрольные датчики: частоты вращения, фазы, давления топлива, температуры топлива, температуры наддувочного воздуха, давления наддувочного воздуха, температуры охлаждающей жидкости, давления масла.
НАЗНАЧЕНИЕ
МАЗ 5336 задумывался как бортовой грузовик, предназначенный для транспортировки грузов различного типа самостоятельно или в составе автопоезда. Модель предполагалось использовать на межрегиональных, межгородских дорогах и внутри населенных пунктов. Однако конструкция машины оказалось настолько удачной, что вскоре на нее стали монтировать различное оборудование, а сфера применения МАЗ 5336 существенно расширилась. В линейку вошли автомобильные цистерны, строительные версии и манипуляторы. Также появились специальные машины экстренных служб, пассажирские автобусы и пожарные расчеты на базе МАЗ 5336. Серия стала по-настоящему универсальной, но основным направлением использования остались перевозки грузов на средние и большие дистанции.
Модификации
Новый автомобиль минчан приглянулся не только военным. Как уже упоминалось, машину использовали и в промышленности. Хотя в отличие от автомобилей чисто гражданских, здесь не было особого выбора — в основе всё равно лежал военный грузовик, но с другим кузовом. Справедливости ради стоит отметить, что на базе этого автомобиля собирались и другие модификации:
- МАЗ 63171 — тот же бортовик, но с увеличенным объёмом кузова. По разным данным, указывают вариант от 30 до 33 куб. л.
- МАЗ 63172 (он же 631708 или 631710). Именно эта разработка стала полностью гражданской. Завод представил её в 1994 году. Для повышения грузоподъёмности задние оси получили удвоенные колёса. Практически говоря, все промышленные варианты выпускались на базе этой модели.
- 5316 — эта машина хоть и выглядит иначе, всё равно относится к ветке 6317. Колёсная формула 4х4 стала облегчённой версией своего родителя. Грузоподъёмность – до 6 тыс. кг.
- 6425 — под этим индексом выпускался седельный тягач. Обычная крестовина, получившая в народе название «седло», и мощность тяжёлого военного грузовика. Иногда на эту модель устанавливалось и большое лобовое стекло.
- МАЗ 6517 завершает линейку гражданских автомобилей, имеющих отношение к ветке 6317. Кузов самосвала, колёсная формула 6х6, полный привод и т. д.
На основе этих нескольких вариантов выпускались машины, которые могло купить любое предприятие, не только военные или силовые структуры.
Конструкция шасси
Белорусский МАЗ-501 — первый отечественный грузовик с постоянным всеколесным приводом, что обеспечивало возможность передвижения по бездорожью. Минские автомобилестроители дополнили конструкцию авто пятирежимной коробкой передач от 200-й модели, а также «раздаткой» с парой понижающих передач.
Фронтальный мост также сделан в оригинальном исполнении. Этот узел представляет собой стальную балку в виде двутавра, передняя часть которой оборудована специальным компактным редуктором (две конические шестерни со спиральными зубцами, агрегирующие с межколесным дифференциалом). Последний элемент несколько смещен относительно продольной оси грузовика, что позволило его компактно разместить между картером мотора и лонжеронами каркаса.
От редуктора полуоси в защитных трубках переходили на бортовые передачи. Они находятся за рессорными блоками. Подобная конструкционная особенность обусловлена ограниченной высотой машины, поскольку монтаж переднего ведущего моста с парным редуктором требовал дополнительного пространства. Прирост в этом направлении удалось сдержать в пределах 17-20 сантиметров. Стоит отметить, что повышение расстояния между колесами и крыльями облегчило доступ к рулевому узлу, амортизаторам и тягам.
Экстерьер грузовой техники и ее возможности
Внешний вид МАЗа – это простой и сдержанный дизайн кабины, классический борт и крупные габариты.
Машина выполняется в соответствии с советскими стандартами качества, хотя последние модификации радуют дополнительными опциями и некими конструктивными улучшениями.
Первые МАЗы обрабатывались самыми дешевыми эмалями вручную, а потому часто ржавели. Сейчас эта проблема решена благодаря применению качественных лакокрасочных материалов и современного оборудования для отделки.
Кузов имеет прямоугольные черты, слегка скругленные по силуэту. Капота нет – двигатель и все важные детали убраны под кабину. Бампер выполнен из металла и служит надежным элементом пассивной системы безопасности.
Узнайте технические характеристики самосвала КамАЗ-65115, а также описание основных его модификаций.
А в этой статье вы найдете информацию о том, каким навесным оборудованием может оснащаться культиватор Викинг.
Выраженные колесные арки оснащены удобной ступенькой для беспрепятственной посадки в машину. Зеркала с разным углом обзора обеспечивают хорошую видимость и минимальные размеры мертвой зоны.
Кабина дополняется, как правило, грузовым бортом с откидными задней или боковыми частями.
В высоту машина достигает 310 см, при этом ее длина составляет 777 см, а ширина – 250 см. При заднем типе разгрузки кузов поднимается на 6 м под углом 49 градусов к машине.
В варианте бокового выброса максимальная точка борта находится на высоте 410 см от земли. Кузов этой грузовой машины имеет длину 5 м, поэтому самосвал идеально подходит для перевозки габаритного и объемного груза.
Масса МАЗа-5516 с полным снаряжением составляет 13,5 т. Благодаря усиленной в поздних моделях раме и грамотному расположению колесной базы машина обеспечивает стабильную грузоподъемность в 20 000 кг, что выгодно отличает ее от остальных тягачей.
При этом на качественном ровном покрытии масса перевозимых смесей и сухих веществ возрастает до 30 т.
Последние версии аавтомобиля не требуют самостоятельного усиления рамы, которую постоянно производили на первых моделях сами водители или слесари.
Сейчас приемлемая и безопасная грузоподъемность несколько возросла, и практика показывает, что на хорошем грунте она составляет около 22-23 тонн.
Грузовая модель МАЗ-5516, технические характеристики которой считаются одними из лучших, получила активное и повсеместное распространение на территории России и СНГ. Применяется машина в следующих областях:
- Строительство. Перевозка сухих смесей и жидких растворов, кирпичей и камней насыпью и штабелями.
- Сельское хозяйство. Транспортировка урожая, грунта, удобрений, жидкости, компоста.
- Городское обустройство. Модель применяется при вывозе мусора, отходов, перевозке асфальта и прочих материалов.
Благодаря своим незаурядным способностям этот скромный трудяга используется на многих предприятиях и не собирается уступать пальму первенства современным, но и существенно более дорогим машинам.
Секрет успеха грузовика МАЗ-5516 – в его дешевизне.
Многие предприятия не желают тратить миллионы на покупку одной единицы современной и усовершенствованной грузовой техники, когда могут приобрести несколько простых, знакомых и понятных самосвалов.
Их и ремонтировать проще, и обслуживать самостоятельно может сам водитель.
Покупка и цены
Купить МАЗ-5336 несложно, так как модель распространена и доступна как при покупке в поддержанном состоянии, так и при покупке абсолютно автомобиля.
При желании, чтобы купить поддержанный грузовик, покупателю придется выложить от 450-500 до 700-850 тысяч рублей за модели, выпуск которых пришелся на период с конца 90-х и начала 2000-х годов.
Автомобиль 2010 года выпуска обойдется дороже ‒ приблизительно один миллион рублей. Цена варьируется и напрямую зависит от года выпуска, комплектации, пробега и общего технического состояния.
Новая машина обойдется покупателю примерно в 1,5-2 миллиона рублей. Также машину можно взять в аренду – средняя цена от 2000 рублей в час.
Модификации 5335
За исключением нескольких отдельных моделей, новые индексы получили все машины, разработанные ранее на базе бортового грузовика.
- Седельный тягач нового поколения получил индекс 5429.
- Автомобиль-самосвал получил 5549.
- Переработанное шасси для установки других кузовов получило индекс 5534.
Практически неизменные индексы остались у двух моделей, это лесовоз — модель 509. Вторую модель, получившую после модификации новый символ в старом наименовании, стоит отметить отдельно. За исключением одной особенности, это был все тот же МАЗ 5335.
Масса этой модели была на треть больше, чем у бортового грузовика, и составляла примерно 25000 кг. Эта машина проектировалась как усиленный вариант базовой, и стала единственной трехосной моделью минского автозавода. В то же время это был первый автомобиль, у которого реализована возможность опускания задней оси. Разработка на базе 500-й моделей носила имя 516. На базе 5335 она превратилась в 516Б (иногда упоминают как 516А).
МАЗ-5549: характеристики и особенности
Автомобиль МАЗ-5549 предназначен для перевозки различных сыпучих и строительных грузов. Имеет опрокидывающуюся металлическую платформу с задним бортом. Смело может быть использован для работы с экскаваторами и для перемещения грунта. Производство МАЗ-5549 началось в 1977 году и продолжалось в течение 5 лет. Выпускался он на базе предыдущей модели — МАЗ-5335 — Минским автомобильным заводом. Данный автомобиль не стал самым достойным грузовиком, но, несмотря на это, найти такую модель можно и в настоящее время. И многие водители готовы свернуть горы на этом самосвале со всеми его недостатками и неудобствами. На смену ему в 1985 году пришел новый грузовик — МАЗ-5551. Сегодня купить МАЗ-5549 можно по небольшой цене. Особенно такой автомобиль удобен для фермеров, которые не желают быть зависимыми от наемного транспорта. И водитель, конечно, должен быть награжден ловкостью рук, то есть вовремя обеспечить ремонт. Ломается машина нечасто, но все-таки годы берут свое.
МАЗ-5549: характеристики массово-габаритные
Длина минского грузовика — 7250 мм, ширина составляет 2500 мм, а высота — 2720 мм. Масса данного самосвала 14950 кг. Грузоподъемность — 8000 кг. Колея переднего хода равна 1970 мм, заднего — 1865 мм. Колесная база — 3950 мм. Клиренс — 270 мм. Кабина самосвала МАЗ-5549 металлическая, двухместная и откидывается вперед. Имеет округлую форму, это главная черта грузовика. Панорамное стекло у старых моделей отсутствует, есть только ветровое. Это тоже можно считать «фишкой» белорусского грузовика. Подъем кузова МАЗа работает с помощью автоматического привода. Объем металлической платформы занимает 5,7 кубического метра. Руль у самосвала находится практически в вертикальном положении и имеет тонкий обод, но при этом он оснащен ГУРом.
Максимальная скорость, до которой МАЗ-5549 (самосвал) может разогнаться, равна 85 км/ч. Для подобной модели это достаточно высокий показатель.
По данным паспорта этот грузовик в смешанном цикле расходует 22 литра топлива на 100 км, не оборудован турбонаддувом. Объем бака рассчитан на 200 литров дизеля. Заправляется МАЗ-5549 зимой маслом индустриальным 12, летом — 20. В качестве двигателя выступает — ЯМЗ-236. Данный самосвал оборудован пятиступенчатой коробкой передач и главной парой с передаточным числом 7,24. Имеет заднеприводную ходовую систему. Переключается с помощью напольного рычага. Развивает максимальную мощность в 180 л.с. при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент равен 667 Нм при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Тормозная система оснащена передними и задними барабанными механизмами, а также пневматическим приводом. Грузовик сумел отличиться своей работоспособностью. Конечно, самосвал этот из прошлого века и с массой недостатков, но его еще рано отправлять на свалку, так как водителю он еще пригодится. Что касается следующей модели — МАЗ-5551, то она производится по сей день. Для данной разработки выпускается несколько вариантов шасси: для различного специализированного оборудования и самосвала. Кабина тягача от предшественников отличается кардинально. Изменена решётка радиатора и форма фар. Лобовое стекло стало панорамным, а не раздвоенным. Новый спойлер появился на крыше. В автомобиль установили новые рычаги управления и руль.
Трансмиссия автомобиля МАЗ-531605
Привод выключения сцепления – гидравлический, с пневматическим усилением. Коробка переключения передач, модели ЯМЗ-239, – девятиступенчатая, механическая, состоящая из основной пятиступенчатой и дополнительной двухступенчатой коробки.
Пятиступенчатая основная коробка – с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой скорости и передачи заднего хода.
Предусмотрены также блокировка запуска стартера при включенной передаче; электронный датчик спидометра.
Управление переключением передач производится рычагом или механизмом для подсоединения дистанционного привода, с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения низшего диапазона.
Максимальный входной крутящий момент коробки переключения передач составляет 1800 Н.м.
Масса коробки передач (с картером) составляет 385 кг.
Передаточные числа у КПП следующие: 1 — 12,24; 2 — 6,88; 3 — 4, 86; 4 — 3,50; 5 — 2,74; 6 — 1,97; 7 — 1,39; 8 — 1,00; 9 — 0,78; задний ход — 10,04.
Вид фланца крепления карданного вала: ISO8667-T180. Фланцы карданных валов выполнены с крестообразными торцевыми шлицами. Шарниры карданного вала имеют проточную систему смазки игольчатых подшипников.
Комфорт модели МАЗ-5516
Как понятно из функционала и технических характеристик, МАЗ-5516 – это машина исключительно для работы. Поэтому, взбираясь в салон этой модели, не стоит рассчитывать на комфорт и уют.
Кабина представлена в двух версиях:
- малая – без спальных мест;
- большая – с одной или двумя полками в качестве спального места.
В первых моделях машина совершенно не была предназначена для спокойного труда.
Сейчас же самосвал МАЗ-5516 приобрел несколько достоинств, которые сделали работу на нем достаточно приятной:
- Пневматические амортизаторы под сиденьем водителя позволяют чувствовать себя уверенно за рулем даже на сложных участках дороги.
- Полки в большой кабине расположены за спинками кресел, легко отделяются от рабочей зоны занавесями или самостоятельно установленными перегородками.
- Высокая посадка обеспечивает хороший обзор, который дополняют разноуровневые боковые зеркала заднего вида.
- Специальный подогрев двигателя облегчает его пуск даже в холодную погоду.
- Улучшена шумоизоляция салона, а также предусмотрена дополнительная защита от вибрации.
- Ремни безопасности имеют три точки фиксации, обеспечивая плотное и надежное удержание водителя и пассажиров при возникновении аварийных ситуаций.
- Кресла регулируются по высоте и расположению, как и рулевая колонка.
Оставаясь по-прежнему достаточно грубой моделью, МАЗ-5516 постепенно улучшается и изменяется в положительную сторону, что не может не радовать автовладельцев.
Производители учитывают многочисленные просьбы потребителей и вносят требуемые коррективы в конструкцию, техническое оснащение и внешний облик машины.
Годен к строевой
История появления полноприводного МАЗ-502
Помните бессмертную балладу Высоцкого: «Дорога, а в дороге — МАЗ, который по уши увяз»? Песня писалась в эпоху, когда по стране уже вовсю ездили бескапотные «пятисотые» МАЗы, но по тону кажется, что описан носатый «двухсотый», выглядевший более грозно и романтично. Ну а тягач, который пришел, чтобы спасти машину и неуживчивых напарников, наверняка тоже был МАЗ. Какой еще автомобиль на это способен?
МАЗ-502 делали для армии и поставляли в ос нов ном ей же. Редкий случай: военный автомобиль — потомок гражданской версии. В СССР, как правило, происходило наоборот. Есть, правда, подозрение, что, проектируя МАЗ-501, который в первую очередь должен был стать лесовозом, инженеры думали и о его военной карьере. Но появился «мирный» автомобиль действительно раньше.
Грандиозные стройки 1950-х. Одни из главных героев советских фильмов тех лет: мужественные, но добродушные лесорубы и строители, отважные влюбчивые монтажники и мощные ревущие машины — гордость бурно развивающегося (без всякой иронии!) советского автопрома.
В основе МАЗ-501 лежал, разумеется, МАЗ-200. Но стандартную раму и рессоры, конечно, заметно усилили. На автомобиле, появившемся в 1955-м, стоял двухтактный четырехцилиндровый дизель ЯАЗ-204А объемом 4,65 л, мощностью 110 л. с. Правда, уже в конце 1950-х машины получили модернизированные моторы в 120 л. с. Ведь полная масса тягача по паспорту, в зависимости от покрытия дороги, достигала 15–18 тонн — 110-сильный двигатель для такой машины уж совсем слаб!
Главная особенность МАЗа, над которым работала группа конструкторов во главе с А. Х. Лефаровым, — трансмиссия с постоянным полным приводом. Такая схема в те годы была не очень распространенной, обычно передний мост подключал при необходимости водитель. На 501-м же он мог лишь заблокировать межосевой дифференциал и включить пониженный ряд передач. Кстати, строго говоря, понижающими были оба ряда: высший с передаточным отношением 1,18 и низший — 2,16. Ну а коробка передач была стандартной пятиступенчатой от «двухсотого».
Момент к переднему и заднему мостам передавался в соотношении 1:2.
Кабина МАЗ-531605
Кабина старого МАЗовского образца расположена над мотором. Она цельнометаллическая, сварной конструкции, двухместная, опрокидываемая вперёд. Кабина оборудована системой отопления и естественно-принудительной вентиляцией.
В зависимости от комплектации машины, на неё может устанавливаться:
- кабина большая неподрессоренная, с одним верхним спальным местом;
- кабина большая неподрессоренная с 2-мя спальными местами; большая подрессоренная кабина с двумя спальными местами.
Для обслуживания силового агрегата кабина опрокидывается вперед с помощью гидравлического механизма. В транспортном положении кабина зафиксирована запорным механизмом и страховым тросом.
Переднее подрессоривание кабины производится посредством шарнирных опор, которые опираются на цилиндрические пружины, закреплённые на кронштейне бампера, и 2-х телескопических амортизаторов.
Сиденье водителя – подрессоренное, с пневматическим упругим элементом, снабжённое механизмами вертикального и горизонтального регулирования, регулировки угла наклона спинки сиденья. Подголовник и подлокотники – это дополнительная опция, по отдельному заказу потребителя.
Двери в кабине – двухпанельные, штампованные из листовой стали, сваренные и завальцованные по периметру. В средней части внутренней панели двери есть люки для монтажа и демонтажа стёкол, стеклоподъёмников, замка двери и привода замка.