Ходовая часть
БелАЗ-75600, размер в высоту которого соизмерим с трехэтажным домом, оснащен рамой пространственного типа, изготовленной из листовых легированных стальных элементов высокой прочности. Усиливают конструкцию в местах максимальных нагрузок литые детали. Невзирая на внушительные габариты, самосвал может развернуться на 33-метровой площадке. Это возможно благодаря короткой базе, обеспечивающей хорошие маневренные показатели.
Белорусский гигант имеет стандартную базовую формулу – четыре колеса, пара из которых является ведущей. Передний мост оснащен зависимой подвеской с пневмогидравлическим блоком. На заднем приводе используется рычажный узел с центральным шарниром. Подобная конструкция обеспечивает высокую устойчивость грузовика и легкость управления. По сравнению с аналогами динамическая нагрузка на водителя снижена в 2-3 раза.
Трансмиссия
Трансмиссия в самосвале БелАЗ-75710 используется электромеханическая. Она состоит из следующих компонентов:
- два тяговых электродвигателя;
- генератор переменного тока;
- система управления;
- кабели системы управления, а также соединительные питающие.
Трансмиссия данного типа, установленная в БелАЗе, используется в нем по следующим причинам:
- величина тягового усилия крутящего момента изменяется автоматически, в зависимости от режима работы;
- жесткая кинематическая связь между агрегатами трансмиссии полностью отсутствует, что снижает нагрузку на рабочие механизмы и позволяет создавать самые разные компоновочные схемы.
Трансмиссия данного типа имеет очень внушительные габариты, но это компенсируется ее достоинствами.
В рассматриваемом карьерном грузовике используются электроприводы, работающие на переменном токе от именитого производителя – компании Siemens (модель ММТ500).
Также используется электродвигатель 1TB3026-0GB03. Мощность его составляет 1 200 кВт.
Особенности данной модели
БелАЗ-75600 стал дебютом завода в применении электромеханической трансмиссии переменного тока на основе модульных электронных блоков преобразования пускорегулирующей системы, электронной системы контроля и диагностики работы систем, с использованием телеметрической системы обзора заднего вида.
Самосвал оборудован дизельным силовым агрегатом мощностью 2610 кВт (3500 л.с.), который соответствует экологичности нормам Tier II; трансмиссией переменного тока, шинами типоразмером 55/80R6З. БелАЗ-75600 отличается высокими тягово-динамическими характеристиками, позволяющими ему развивать скорость до 64 км/час.
В 2006 году грузовик БелАЗ-75600 пустили в эксплуатацию на Бачатском угольном разрезе в Кемеровской области. Впоследствии к нему прибавились и другие машины этой модели.
Бачатский угольный разрез – один из крупнейших в Кузбассе. Его годовая добыча превышает 8,7 миллионов тонн угля. Отсюда поставляется топливо для энергетической и металлургической индустрии Российской Федерации и многих стран мира.
БелАЗ-75600 долгое время был самым большим карьерным самосвалом на этом угольном разрезе – грузоподъёмность 320 тонн, полная масса 560 тонн. Такие машины, на каждую из которых приходится по четыре водителя, эксплуатировались здесь круглосуточно, с перерывами на техобслуживание через каждые 250 часов.
За 12-ти часовую смену самосвал БелАЗ проходит примерно 150 км, перевозит 5–7 тыс. тонн породы и сжигает 2–2,5 тонны дизтоплива. В общей сложности за год каждая машина наматывает около 100 тысяч километров, а её ресурс до списания составляет 600 тысяч километров.
В 2013 году белорусский авто пром удивил мир созданием карьерного самосвала «БелАЗ 75710», являющегося самым большим автомобилем в мире
И действительно, размеры белорусского «БелАЗ 75710» потрясают большими размерами. Длина его составляет 20,6 м, а ширина, немного меньше, и составляет 10 м, высота более 8 м. Официально он способен взять 450 тонн груза при разрешённой максимальной массе 810 тонн. Через год после создания, этот монстр побил мировой рекорд грузоподъёмности. Ему покорился груз массой 503,6 тонны. Это действительно самый большой карьерный самосвал.Топливные баки «БелАЗ 75710» вмещают в себя 5,6 кубометров топлива. Этого как раз хватает гиганту на одну рабочую смену. Аппетиты у него не детские: 1300 литров горючего на 100 км. Два дизельных двигателя по 2330 л/с. каждый приводят в движение электрогенераторы, которые передают ток на четыре тяговых электромотора, приводящие в движение колёса.При своих габаритах «БЕЛАЗ 75710» может достигнуть скорости в 64 км/ч, легко преодолеет уклон 18% и развернётся на пятачке менее 20 метров в диаметре. Такой манёвренности достигли сделав поворотными все четыре колеса.Резину для гиганта производит фирма Bridgestone. Высота его колёс равна 4 м, размер покрышки 59/80 R63, а её вес более 5 тонн.«БЕЛАЗ 75710» был построен по заказу одного из крупнейших в мире рудо добывающих холдингов «Сибирский деловой союз». Сейчас крупнейшие в мире самосвалы трудятся в карьерах Кемеровской области.
Двигатель и траснмиссия самосвала БелАЗ-75600
Грузовик БелАЗ-75600 оборудован дизельным четырёхтактным 18-цилиндровым V-образным двигателем Cummins QSK 78-C с газотурбинным наддувом. Его рабочий объём равен 77,6 литров, а мощность составляет 261О кВт / З500 л. с., при числе оборотов 19ОО об/мин. Наибольший крутящий момент мотора Cummins QSK 78-C достигает 1З771 Н*м, при 15ОО об/мин. Диаметр цилиндра – 170 мм. Ход поршня – 190 мм. Топливный бак вмещает 4З6О литров дизельного топлива. Удельный расход топлива – 196 г/кВт*ч.
Силовая установка данного самосвала имеет электронное управление и отключаемую крыльчатку. Привод крыльчатки системы охлаждения – фрикционная электрогидравлическая муфта. Управление производится автоматически. Данная конструкция обеспечивает БелАЗу-75600 высокую мощность и топливную экономичность. Моторы оборудованы пневмостартерным пуском, трёхступенчатыми сухими воздушными фильтрами с индикаторами засоренности и автоматическим удалением пыли.
Выпуск отработавших газов производится через кузов и через глушители. Система смазки двигателя – циркуляционная, под давлением, с «мокрым» картером. Система охлаждения — жидкостная, с принудительной циркуляцией, двухконтурная. Охлаждение масла производится водомасляным теплообменником. Система предпускового подогрева – жидкостная. Система пуска двигателя – пневмостартерная.
Давление воздуха в системе пуска составляет 0,8-1,0 МПа. Напряжение в системе электрооборудования равняется 24-м Вольтам.
Трансмиссия у грузовика БелАЗ-75600 – электромеханическая, производства компании «Сименс», включающая в себя тяговый генератор YJ177В, от компании «Като» и два тяговых электродвигателя 1TBЗОЗО-2GAОЗ, от компании «Сименс»; двухрядные планетарные редукторы электромоторных колёс дифференциального типа, аппараты регулирования, контрольные приборы и микропроцессорную систему управления. Редуктор мотор-колеса — двухрядный, планетарный. Передаточное число составляет З9,З2.
Также, в других модификациях самосвалов БелАЗ серии 7530 могут использоваться тяговые электродвигатели постоянного тока ДК-724; ЭДП-800; ЭК-735А; тяговые генераторы СГТМ-1400; ГСТ-1600 – все отечественного производства.
Белаз 75600: Монстр карьеров
«Монстр», которого мы Вам представляем является детищем известного всем белорусского машиностроительного объединения БелАЗ. БелАЗ 75600, о котором сейчас пойдет речь, является самым последним и современным самосвалом белорусских автомобилестроителей, изготовленным с использованием современных технологий и инновационных решений…
Имея размеры 14.5 метров в длину, 9.25 метра в ширину и 7.22 метра в высоту, БелАЗ 75600 является одним из самых больших автомобилей в мире, потеснив с этого места самосвал Terex 33-19 «Titan» производства компании General Motors.
Машина и вправду вышла “неслабая”: ее собственная снаряженная масса составляет около 250 тонн, длина — без малого 15 метров, ширина — 9 метров, высота — 7 метров. Но таковы требования времени: объемы добычи полезных ископаемых увеличиваются, ставка при этом, естественно, делается на эффективность грузоперевозок, а это означает, что одна единица техники должна перевозить большее количество руды.
Грузовиков такого класса в настоящее время во всем мире не так уж много — говорят, их выпущено в общей сложности около 100 единиц. Но все они были произведены за рубежом (Caterpillar, Komatsu, Liebherr, Unit Rig), а теперь подобная уникальная машина есть и на БелАЗе.
320-тонник был создан БелАЗом за два года. Кстати, в данный проект завод инвестировал $9 млн. Машина построена в соответствии со всеми действующими требованиями международных стандартов по безопасности, оснащена системой контроля и диагностики, позволяющей вести своевременное и эффективное управление ее работой.
В качестве заказчика первого гиганта новой серии, стоимость которого, как отмечалось, в полтора раза ниже стоимости импортных одноклассников, выступил один из российских угольных разрезов Кемеровской области. Следом за ним БелАЗ приступил к изготовлению еще двух аналогичных самосвалов — известно, что они также будут работать в Кузбассе.
Краткая техническая характеристика карьерного самосвала БелАЗ-75600
Теперь несколько слов о конструктивных особенностях БелАЗ-75600. Автомобиль с колесной формулой 4х2, имеющий геометрический объем кузова 139 куб. м, достигающий двухсот кубов при условии погрузки “с горочкой”, оснащен 3500-сильным дизелем Cummins QSK 78-C с электронной системой управления.
Крутящий момент от двигателя передается тяговому генератору мощностью 2536 кВт, питающему два электродвигателя Siemens мощностью 1200 кВт с приводом на задние колеса.
Подвеска передней оси выполнена зависимой, пневмогидравлической, заднего моста — в виде продольных рычагов с центральным шарниром. Кабина нового БелАЗа — двухместная, с системой заднего и бокового видеообзора. Самосвал оснащен системой комбинированного пожаротушения с автоматическим управлением.
Интересно, что белазовский 320-тонник на его родине считают самым большим автомобилем в мире. Но, наверное, все-таки точнее будет его позиционировать как “один из самых больших”: это смотря как сравнивать — по грузоподъемности, габаритам или совокупности оных, да и ситуация на мировом рынке тяжеловозов постоянно меняется.
Тем не менее амбиции у завода есть, а особых ограничений к дальнейшему совершенствованию машины не наблюдается. Здесь все зависит скорее от пожеланий потребителя, так что, не исключено, вскоре на БелАЗе появятся и еще более могучие автомобили, на фоне которых “75600” наверняка будет смотреться просто недорослем!
БЕЛАЗ-75602
БелАЗ-75602
БелАЗ-75602
Технические характеристики БелАЗ-75602:
Грузоподъёмность 360 тонн
Снаряженная масса 261 тонн
Длина 15270 мм.
Ширина 9600 мм.
Высота 7670 мм.
База 6800 мм.
Колея спереди/сзади 7040/6180 мм.
Дорожный просвет 720 мм.
Радиус поворота 17,2 м.
Габаритный диаметр поворота 38 м.
Вместимость кузова::
геометрическая 162,8 м³:
с «шапкой» 218,1 м³
Время подъёма/опускания кузова 31/20 сек.
Максимальная скорость 64 км/час:
Двигатель MTU DD 20V4000: дизельный, 4-тактный, V-образный, с газотурбинным наддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с жидкостным охлаждением, соответствует нормам экологичности Tier 1
Число цилиндров 20
Рабочий объём 95,4 л.
Диаметр цилиндра и ход поршня 170х210 мм.
Номинальная мощность 3750 л.с. (2800 кВт) при 1900 об/мин
Максимальный крутящий момент 15728 Н*м при 1500 об/мин
Удельный расход топлива 199 г/кВт*час
Электрооборудование 24 В
Тяговый генератор YJ177B
Тяговые электродвигатели 1TB3030-2GA03
Шины 59/80R63, бескамерные, пневматические, карьерные
Запас топлива 4375 л.
Габаритные размеры БелАЗ-75602
БЕЛАЗ-75601
БелАЗ-75601
Технические характеристики БелАЗ-75601:
Грузоподъёмность 360 тонн
Снаряженная масса 250 тонн
Длина 14900 мм.
Ширина 9600 мм.
Высота 7470 мм.
База 6800 мм.
Колея спереди/сзади 7040/6180 мм.
Дорожный просвет 720 мм.
Радиус поворота 17,2 м.
Габаритный диаметр поворота 38 м.
Вместимость кузова:
геометрическая 162,8 м³:
с «шапкой» 218 м³
Время подъёма/опускания кузова 31/20 сек.
Максимальная скорость 64 км/час:
Двигатель MTU 20V4000: дизельный, 4-тактный, V-образный, с газотурбинным наддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с жидкостным охлаждением, соответствует нормам экологичности Tier 2
Число цилиндров 20
Рабочий объём 90 л.
Диаметр цилиндра и ход поршня 165х210 мм.
Номинальная мощность 3750 л.с. (2800 кВт) при 1800 об/мин
Максимальный крутящий момент 15728 Н*м при 1700 об/мин
Удельный расход топлива 198 г/кВт*час
Электрооборудование 24 В
Тяговый генератор фирмы Kato
Тяговые электродвигатели фирмы Siemens
Шины 59/80R63, бескамерные, пневматические, карьерные
Запас топлива 4360 л.
Габаритные размеры БелАЗ-75601
Кузов и кабина машины
Изготовленные из высокопрочной легированной стали сварной кузов и рама защищены от коррозии и по праву считаются предметом гордости конструкторов, создавших БелАз 450 тонн. Технические характеристики системы опрокидывания позволяют двум телескопическим гидроцилиндрам поднять многотонную платформу всего за 26 секунд.
Кабина самосвала оснащена климатической установкой. Безопасность водителя гарантируется не только козырьком и ребрами жесткости, но и системой безопасности ROPS, которая раскидывает подушку безопасности над водителем и пассажиром при превышении допустимых значений крена.
Уровень вибрации в кабине не превышает 80 дБ. Вклад в безопасную эксплуатацию вводит и электродинамическая система стояночного тормоза, способная переключиться с тяги на торможение всего за 1 секунду при любой скорости автомобиля.
Кабина водителя
Что это?
Под колесом от Белаза понимают круглый, зафиксированный на оси диск, который обеспечивает передвижение транспорта. К таким автозапчастям выдвигаются высокие требования: они должны быть прочными, качественными, надежными, долговечными.
Потребоваться колесо от Белаза может в таких случаях:
- Хочется приобрести запасную деталь.
- Старое колесное устройство часто спускается.
- Запчасть протерлась, износилась при долгой эксплуатации.
- Колесный материал пробит вследствие наезда на острый предмет.
Белаз выпускает такие модели самосвалов:
- 7540А (большегрузный транспорт для перевозки руды, грунта).
- 75600 (имеет грузоподъемность около 320 тонн).
- 75570 (перевозит максимум 90 тонн).
- 75601 (грузоподъемность достигает 360 тонн).
- 75710 (способен транспортировать груз весом до 450 тонн).
История БелАЗа
История одного из самых больших и грузоподъемных карьерных самосвалов БелАЗ, как ни странно, началась с производства не очень габаритной автомобильной техники для торфяных разработок. Ведь Белоруссия знаменита не только своими большими машинами, но и болотистой местностью. А там где болото, как правило залегает и торф – один из основных энергоносителей, использовавшихся в бывшем Советском Союзе. Началось все с «Постановления Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической республики № 137/308», вышедшего 11 ноября 1948 года. Согласно ему в городе Жордино, который находится недалеко от столицы Белоруссии города Минска, должен был быть построен завод по производству торфянодобывающей техники. Завод действительно был построен в 1948 году и даже 2 года работал согласно своей профильной специализации.
Тем не менее в 1950 году правительство решило перепрофилировать завод в предприятие по производству дорожных и мелиоративных машин, названное «Дормаш». Свое теперешнее название – Белорусский автомобильный завод (БелАЗ) предприятие получило лишь в 1958 году. Оно стало выпускать тяжелые по тем временам самосвалы МАЗ-525, грузоподъемностью 25 тонн – разработку Минского автомобильного завода (МАЗ). В 1960 году с конвейера завода сошел автомобиль МАЗ-530, грузоподъемностью 40 тонн.
В том же 1960 году на БелАЗе принимается решение начать собственную разработку автомобильной техники для добычи полезных ископаемых карьерным способом. Группу конструкторов возглавляет бывший инженер МАЗа З. Л. Сироткин. И уже через год в 1961 конструкторы создают совершенно новый автомобиль БелАЗ-540, который можно считать первым в линейке «тяжеловесов». И хотя машина имела достаточно невысокую даже по тем временам грузоподъемность – всего 27 тонн, все же она имела и целый ряд инновационных инженерных решений, выгодно отличавших ее от производимых тогда МАЗов. Это пневмогидравлическая подвеска, гидромеханическая передача, расположение двигателя (сбоку возле кабины), платформа ковшового типа и много других конструктивных и технических доработок.
Через 6 лет в 1967 году с конвейера сошел первый 40-тонный БелАЗ-548А, ознаменовавший стремительное развитие большегрузных машин. Всего через год предприятие удвоило достижение, выпустив БелАЗ-549, грузоподъемностью 80 тонн. Примечательно, что на этой модели впервые была применена электромеханическая трансмиссия.
В 1977 году с конвейера сходит БелАЗ-7519, грузоподъемностью 120 тонн. А еще через 6 лет предприятие налаживает выпуск 200-тонных карьерных грузовиков БелАЗ-75211. К 1986 году (через 3 года с начала производства) было произведено 6 тысяч машин, что составило половину объемов производства большегрузных карьерных грузовиков во всем мире.
В начале 90-х БелАЗ несколько расширил свою деятельность, освоив производство строительно-дорожных машин, бульдозеров, тягачей и другой техники. Тогда же белорусы выпускают 280-тонный самосвал. В 2005 году с конвейера сходит БелАЗ-75600, грузоподъемностью 320 тонн. Машина стала прямым конкурентов такому же «тяжеловесу» Libherr T282B. И вот в 2013 завод выпускает самый большой и самый грузоподъемный на сегодняшний день карьерный самосвал БелАЗ 75710, грузоподъемностью 450 тонн.
Как делают такие крупные грузовики, как БелАЗ-75600
На самом заводе БелАЗ в городе Жодино конечной сборки машин практически никогда не делается. Там она ведётся только в экспериментально-демонстрационных целях. На заводе изготавливают детали, узлы и агрегаты (не все).
Они грузятся в товарные вагоны и отправляются непосредственно потребителю. Некоторые детали, в том числе и дизельный двигатель от компании «Камминз», вообще не завозятся на завод БелАЗ, а доставляются сразу же к месту конечной сборки, минуя и само предприятие, и Республику Беларусь.
Конечная сборка грузового автомобиля такого солидного «калибра» производится непосредственно на месте его будущей эксплуатации. Туда выезжает сборочно-гарантийная бригада с Белорусского автозавода, либо же сам эксплуатант самосвала имеет авторизованный сервис центр на месте его работы.
Двигатель
БелАЗ 75710 комплектуется 2 дизельными агрегатами MTU Детройт Дизель 16V4000, установленными поперечно. Моторный отсек автомобиля имеет огромные размеры и о компактности здесь не может идти речи.
Характеристики силовых установок MTU Детройт Дизель 16V4000 (1 двигатель):
- рабочий объем – 65 л;
- номинальная мощность – 1715 (2330) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 9313 Нм;
- количество цилиндров – 16.
При столь большой мощности агрегаты имеют соответствующий расход топлива – около 1300 л/100 км. Автомобиль оснащается 2 топливными баками, емкость каждого составляет 2800 л.
Ходовая часть
БелАЗ-7555 всех модификаций оснащается ведущим мостом, который состоит из следующих основных деталей:
- конической передачи, одноступенчатой;
- дифференциала;
- сателлитов (в количестве четырех штук);
- планетарных передач колесного типа.
Также в конструкции грузовика присутствует карданная передача. Она состоит из:
- карданных валов (открытого типа);
- подшипников (игольчатого типа);
- защитного ограждения;
- упругой муфты.
Особенно интересна конструкция колес рассматриваемого карьерника. Они оснащаются шинами с агрессивным протектором, который позволяет с легкостью передвигаться даже в очень сложных условиях: при выпадении большого количества осадков, наличии толстого снежного покрова и корки льда.
Сами шины являются бескамерными, пневматического типа. Обозначаются как 24.00R35 (в соответствии со стандартом Евро 4). Номинальное давление внутри – 0,65 МПа.
С данными шинами используется обод, имеющий маркировку 17.00-35/3.5.
Задний мост механического типа. Он состоит из следующих основных частей:
- главной передачи (имеет всего одну ступень);
- дифференциала (конического типа);
- планетарных передач (колесных).
Подвеска, применяемая в БелАЗе-7555, является зависимой как от переднего, так и от заднего моста.
Пневмогидравлические цилиндры заполняются маслом и азотом в равных долях. На переднем и заднем мосту находится по паре таких амортизаторов.
Величина хода поршня в цилиндрах:
- передних – 300 мм.
- задних – 270 мм.
БелАЗ оснащается гидромеханической трансмиссией, которая состоит из следующих основных составных частей:
- гидротрансформатора;
- коробки передач (четырехвальной);
- микропроцессорной системы (обеспечивает защиту от перегрузок и управляет механизмами);
- системы аварийного управления.
Коробка передач, устанавливаемая в грузовик, маркируется как ГМП 6+1.