Ходовая
Машина имеет два моста, может двигаться по грунтовым и проселочным дорогам. Ведущий мост – это задние колеса, передний мост управляющий. Каждое колесо снабжено несколькими амортизаторами. На четырех колесах имеются барабанные тормоза.
Машина в груженом состоянии может двигаться под наклоном в 25 градусов. В составе автопоезда ЗИЛ может работать, если его вес не превышает 23,5 тонны, тогда угол наклона сокращается на семь градусов. Грузовик одинаково хорошо использовать как в городе, так и сельской местности.
Пневматический комплекс позволяет машине мягко передвигаться. Уровень давления в пневмосистеме должен быть не менее 4,6 кг/см. Причем этот важный показатель не должен превышать 7,6 кг/см.
Радиус колес 20 дюймов, давление в них одинаковое. Передняя подвеска нагружается до 4 тонн, а задняя – до 8 тонн.
Новые решения в конструкции кузова
Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.
В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.
Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.
Технические характеристики ЗИЛ-133
Так как грузовик инженерам-конструкторам пришлось разрабатывать в ускоренном темпе, это не могло не повлиять на его качество. Первые автомобили значительно уступали по надёжности ЗИЛ-130, хотя по сравнению с первыми моделями КАМАЗ, они были достаточно качественными изделиями. Главной проблемой грузовиков, особенно тех, которые работали с большими грузами, была недостаточная мощность мотора.
Трансмиссия ЗИЛ-133 оснащалась пневмомеханическим приводом. Это позволяло двигаться по пересечённой местности с максимальными удобствами. Водитель мог сначала выбрать нужную передачу в делителе, после чего включить её простым нажатием на педаль сцепления.
Тормозная система ЗИЛ-133 была существенно переработана, так как для тяжелого грузовика стандартных тормозных систем недостаточно. Всю систему можно разделить на следующие категории:
- Основная рабочая тормозная система. Тормоза работают на сжатом воздухе. Задние и передние колёса имели раздельные системы торможения. Задействовать систему можно было педалью тормоза и специальным тормозным краном;
- Стояночный тормоз грузовика должен был обеспечить машине неподвижность не только на ровной поверхности, но и под уклоном, поэтому данная система работает за счёт пневматики. За счёт специальных энергоаккумуляторов задний мост удерживает колёса в неподвижном состоянии. Впрочем надёжность данной системы под большим вопросом, так как водители постоянно жаловались на низкий ресурс этих аккумуляторов;
- В дополнение к основной на ЗИЛ-133 устанавливалась и дополнительная тормозная система. Она помогала основным тормозам справиться с повышенной нагрузкой. Её работа заключается в использовании торможения двигателем. Работа данной системы приводит к значительному продлению ресурса основной тормозной системы;
- На ЗИЛ-133 устанавливалась и запасная система тормозов. Водители часто называли её «стоп-кран». Она работает за счёт использования крана ручника. Так как стояночный тормоз работает за счёт энергоаккумуляторов, то выход их из строя спровоцирует отказ сразу двух тормозных систем.
Стандартное оборудование ЗИЛ-43273Н
Сцепление
- Фрикционное, сухое, однодисковое, с периферийным расположением нажимных пружин.
- Привод механизма выключения сцепления гидравлический с пневмогидравлическим усилителем.
Коробка передач
- Механическая, трехходовая, с пятью передачами для движения вперед и одной для движения назад.
- Управление коробкой передач — качающимся рычагом.
- Допускается отбор мощности до 22 кВт.
- Передаточные числа коробки передач: первой — 7,44
- второй — 4,10
- третьей — 2,29
- четвертой — 1,47
- пятой — 1,00
- заднего хода — 7,09
Синхронизаторы на II, III, IV, и V передачах.
Ведущие мосты
- Имеют двухступенчатые главные передачи с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями.
- Общее передаточное число главных передач — 6,73.
- Дифференциал шестеренчатый, конический с четырьмя сателлитами.
Переключение передач рычагом, расположенным в кабине и смонтированном на картере коробки передач.
Допускается отбор мощности до 44 кВт.
Колеса и шины ЗИЛ-43273Н
- Колеса дисковые, 228Г-508.
- Шины радиальные, камерные, 12.00R20модели КИ-113.
- Автомобиль может быть оборудован системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Рулевое управление
- Рулевой механизм с гидравлическим усилителем.
- Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках.
- Передаточное число — 20.
Тормозная система
- Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком, установленные на всех колесах.
- Тормозной привод — пневматический, раздельный на тормозные механизмы переднего и заднего мостов, с автоматическим регулятором тормозных сил.
Система электрооборудования
- Однопроводная, с номинальным напряжением 12 В.
- Стартер напряжением 24 В, с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением.
- Аккумуляторных батарей две, напряжением 12 В.
- Генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.
Кабина ЗИЛ-43273Н
- Цельнометаллическая с термоизоляцией, трехместная.
- Сиденье водителя отдельное, имеет механизм подрессоривания с регулируемой жесткостью в зависимости от массы водителя.
- Кроме того, регулируется положение сиденья в продольном направлении, а также углы наклона спинки и подушки.
- Пассажирское сиденье двухместное нерегулируемое.
- Стеклоочиститель трехщеточный с электрическим приводом.
- Омыватель ветрового стекла — насос с электроприводом.
Платформа
Платформа с откидными бортами, основание платформы металлическое, настил пола деревянный, оборудована высоким передним бортом.
Тормозная система, подвеска и ходовая часть
Колеса в грузовике используются дискового типа, обод имеет габаритные размеры 7.0-20. Закрепляются они при помощи 8 шпилек, на которые накручиваются специальные фиксирующие гайки.
Внимание! Шины имеют вездеходный протектор, который дает возможность легко перемещаться даже в очень сложных дорожных условиях.
На заводе ЗИЛ-4331 комплектовался шинами 9.00R20, а также моделями под номером И-Н142Б-1.
Допустимо использование баллонов импортного производства (12-EX). Давление во всех колесах имеет одинаковое значение – 6 кгс/см2.
Амортизационная система представляет собой довольно простую конструкцию.
Подвеска ведущего моста состоит из комплекта полуэллиптических рессор. Торцевые части их являются скользящими. Также совместно с рессорами работает пара амортизаторов.
Подвеска в задней части включает в себя пару рессор, также там расположены специальные дополнительные механизмы. Конструкция рассчитана на следующие нагрузки:
- передний мост – 3 735 кг;
- задний мост – 8 005 кг.
Также грузовик может включаться в состав автопоезда – суммарная масса его не должна превышать 23 000 кг.
Максимальный возможный уклон, который самосвал сможет преодолеть с полностью загруженным кузовом, – 25%.
В составе автопоезда (23 500 кг) это значение уменьшается до 18%.
Тормозная система имеет конструкцию, довольно типичную для автомобилей данного класса. Ее основные составные части:
- тормозные барабаны (радиус – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм);
- разжим колодок кулачкового типа;
- два тормозных контура пневматического типа.
Интересной особенностью является то, что дополнительный тормозной контур совмещен с контуром стояночным. Последний воздействует на задний мост при помощи механических энергоаккумуляторов.
Давление в пневматической системе может колебаться в довольно широких пределах – 6-8 кгс/см2.
Торможение на скорости в 65 км/ч при полностью загруженном прицепе составляет 36 м. Несмотря на ранние годы разработки, в системе тормозов присутствует специальный предохранитель (спиртового типа), предотвращающий смерзание конденсата.
ЗИЛ-4327
Планируя узнать все о ЗИЛ 4327, следует более подробно ознакомиться с историей, особенностями модели. Первые опытные образцы с экспериментальной конструкцией прошли испытания в 1992-1993 году, однако серийное производство транспортных средств подобной модификации началось несколько позже, прекратилось лишь в 2011 году.
Данная модель значительно отличается от своих многочисленных предшественников по целому ряду параметров, что сделало её уникальной, востребованной со стороны потребителей. За основу конструкции был взят грузовик 43360 модели, который был существенно переработан.
Бычок 4х4 оснащен полноприводной колесной базой, что позволяет использовать его не только в условиях плохого дорожного покрытия, но и при полном его отсутствии. Это сделало модификацию незаменимой для грузоперевозок в сельскохозяйственной и иных сферах.
ЗИЛ превосходно показал себя в условиях бездорожья
Если сравнивать дизайн транспортного средства с более ранними аналогами, выпускаемыми автомобильным заводом имени Лихачева, можно отметить существенные изменения. Очертания кузова, радиаторная решетка, фары, капот и прочие элементы были значительно переработаны для большего соответствия современным тенденциям.
Модификации ЗИЛ-4327
Существует несколько наиболее популярных модификаций модели, которые получили широкое распространение. Прежде всего, это ЗИЛ 4327(4), предназначенный для эксплуатации в сфере лесного хозяйства. Среди основных отличий от большинства других моделей целесообразно упомянуть:
- наличие лебедки с зубчатым редуктором;
- повышенная проходимость;
- небольшой вес.
Нередко встречаются спецверсии автомобиля, которые также комплектовались лебедками различных типов, а также пожарные машины, разработанные на базе модели.
Технические характеристики самосвала
Изучая 432720 модель более подробно, необходимо отметить, что именно эксплуатационные характеристики стали главной причиной её популярности. При небольшой колесной базе в 3,8 метра, данный агрегат может перевозить грузы до 4 тонн, что делает его оптимальным решением для коммерческого использования.
Обязательно почитайте: Где купить автобетоносмеситель
Упоминания заслуживают и другие важные технические параметры:
- двигатель — турбированный ММЗД-245 дизельного типа, оснащенный 4-мя цилиндрами. Его объем достигает 15,1 литра, а мощность составляет 108,8 л.с.;
- вместимость топливного бака —170 литров;
- максимальная скорость движения — 70 км/ч;
- расход топлива — 19 л/100 км;
- колесная формула — 4х4;
- снаряженная масса — 4,85 тонны.
Самосвал отличается высокой надежностью и длительным сроком службы, что позволяет использовать его на протяжении многих лет без необходимости осуществления капитального ремонта. При этом запчасти для данной модели широко распространены во всех странах бывшего СССР и отличаются малой стоимостью, что еще больше снижает издержки на эксплуатацию грузовика.
Первые модификации существенно отличались от современного автомобиля
Дизельные химеры
В России и по сей день не существует массовых серийных дизелей, предназначенных для коммерческого транспорта полной массой 3,5–5 т и мощностью до 220 л.с. (минимальный порог для продукции камских и ярославских дизелей). Ярославская серия 530, включающая рядные четырех- и шестицилиндровые двигатели, превратилась в мифический образ, а отсутствие даже опытных образцов на прошедшем ММАС-2006, как говорится, оптимизма не прибавляет. Поэтому неудивительно, что ОАО «КАМАЗ», например, сделало ставку на двигатели Cummins, создав СП с американцами по их сборке. Белорусский ГУП «МАЗ» проявляет заметный интерес к двигателям Deutz. Российских производителей пока выручают братья-славяне с Минского моторного завода. АМО ЗИЛ первым еще в 1994 году начал устанавливать на своего «Бычка» (ЗИЛ-5301) дизель ММЗ Д-245.12 мощностью 109 л.с.
За последнее время Минский завод осуществил дальнейшую модернизацию двигателя, сделав его более автомобильным: была увеличена степень сжатия, изменены впускная и выпускная системы, при этом существенно возросли крутящий момент и мощность, а в сочетании с охладителем наддувочного воздуха дизель стал соответствовать экологическим нормам Euro 2. Появились модификации Д-245.7 мощностью 122 л.с и Д-245.9 мощностью 136 л.с. Нам доводилось испытывать и бортовой, и пассажирский «Бычки» (ЗИЛ-5301ЕЕ и 3250ВО соответственно), оснащенные Д-245.9 Е2. Основным их достоинством оказался уникально низкий расход топлива, правда, только на скоростях до 60–70 км/ч. Модификации модернизированного Д-245.7 Е2 также с успехом используются на автобусах ПАЗ, КАвЗ и новом нижегородском среднетоннажнике «Валдай». На свою пятитонку 4370 «Зубрёнок» МАЗ устанавливает двигатель ММЗ Д-245.30 мощностью 155 л.с.
Для более тяжелых моделей, как МАЗ-4371, КамАЗ-4308 и тем более ЗИЛ-433180, требуется значительно большая мощность двигателя, составляющая уже порядка 180 л.с., как на зарубежных аналогах. Интересно, что двигатель ММЗ Д-260.11 Е2 применяется Минским автозаводом только для оснащения автобусов большого класса, а вот в сегменте среднетоннажных грузовиков предприятие все больше ориентируется на использование (пока в заказной комплектации) двигателя Deutz мощностью 170 л.с. В свою очередь КАМАЗ свою пятитонную модель 4308 изначально создавал под шестицилиндровый Cummins старой серии «В» мощностью 178 л.с., причем если до недавних пор эти двигатели импортировали из Бразилии, то с 2007-го намереваются оснащать данный грузовик моторами уже собственной сборки.
«Синяя птица»
Отличился ЗиЛ и выпуском весьма необычной спецтехники, а именно — разработкой и производством знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», используемого при поиске приземлившихся космических аппаратов. Это именно комплекс, так как в состав «Синей птицы» входят три уникальных вездехода: ЗиЛ-4906, 49061 и 29061.
Последний является шнекороторным вездеходом, который отыщет космонавтов где угодно, в любой местности: там, где не пройдут его старшие собратья, которые не только отличаются выдающейся проходимостью, но и умеют плавать.
Шнекороторному вездеходу по силам передвигаться по рекам, озерам и болотам за счет полых шнекороторов и по любому бездорожью, однако по твердой поверхности он передвигаться не может, поэтому перевозится в кузове ЗиЛ-49061.
В мире ничего подобного комплексу «Синяя птица» нет, и, несмотря на то, что комплекс начал эксплуатироваться в восьмидесятых годах прошлого века, заменить его пока нечем. Да и незачем, так как уникальные возможности позволят ему находиться в строю и через двадцать лет. Перед разработчиками «Синей птицы» остается только снять шляпу — они создали настоящий поисково-спасательный шедевр.