Маз 500: технические характеристики и фото самосвала

Модификации грузовика МАЗ 500

МАЗ 500 автокран — достаточно сложная, но одновременно простая техническая конструкция, сложенная из шасси производства Минского автомобильного завода с присоединенным автокраном. Шасси МАЗ всегда, даже во время кризиса, пользовалось большим спросом у различных строительных и ремонтных компаний. Ведь такая машина легко справляется с бездорожьем или другими изъянами дорожного покрытия. Как правило, эту модель используют там, где самые сложные условия работы. Грузоподъемность данного транспортного средства достигает отметки в двадцать пять тонн, а вылет стрелы современных приспособлений от четырнадцати до двадцати семи метров. Дополнительным фактором востребованности данной техники служит ее невысокая стоимость при достаточно хорошем качестве.

Многие владельцы данного транспортного средства соглашаются, что ремонт МАЗ 500 — дело достаточно редкое при соблюдении регулярности техосмотров и своевременной замене вышедших из строя деталей. Чтобы избежать вероятности внепланового ремонта автомобиля, следует всегда вовремя проводить техническое обслуживание машины

Также важно соблюдать правила эксплуатации транспортного средства. Приобретая данную марку техники, каждому водителю рекомендуется ознакомиться с наиболее часто встречающимися поломками, характерными именно этой модели грузовика

Но изучить самые распространенные поломки – еще не все, следует знать, как их устранять и уметь это делать.

Кран МАЗ 500 — широко востребованный грузовой автомобиль, получивший наибольшее распространение в сфере строительства и ремонта. Такую машину и раньше, и сейчас предпочитает видеть в собственном автопарке преимущественное количество организаций, занимающихся народным или коммунальным хозяйством. Отличные характеристики, в частности, показатели грузоподъемности, расхода топлива и габаритов самого автомобиля, предоставляют возможность его рационального использования на любом строительном объекте. Данная техника может похвастаться превосходной производительностью и экономичностью применения при том, что весьма неприхотлива в обслуживании.

Грузовики МАЗ 500 имеют множество особенностей конструкции, одна из них, пожалуй, самая яркая – возможность функционирования, несмотря на неисправность электрооборудования или даже полное его отсутствие. То есть, автомобиль можно достаточно просто завести «с толкача». Весь секрет в том, что конструкция автомобиля составлена с гидравлическим усилителем руля, а в самом моторе нет необходимых для начала работы электрокомпонентов.

МАЗ 500 топливозаправщик разработан как автомобиль, чье предназначение – механическая заправка различного типа транспорта. Заправка производится одним из двух способов: открытым или же закрытым. Температура при осуществлении подобных операций практически не играет роли, так как действия можно производить в температурном диапазоне от минус сорока до плюс пятидесяти градусов Цельсия. На шасси этой модели устанавливается специальная цистерна с эллиптическим типом сечения. Цистерна сварена из стали толщиной не менее трех миллиметров.

Плюсы и минусы

В наше время МАЗ-500 еще можно встретить на дорогах, а это говорит о том, что, даже, спустя большой отрезок времени, автомобиль сохранил свои рабочие качества. Машину легко ремонтировать, и хозяину не трудно найти комплектующие детали для замены, донором может быть аналог или подходящая деталь от официального дилера. В начале производства большим преимуществом была откидывающаяся кабина, которая давала хороший доступ к рабочим системам. Сейчас данное расположение двигателя и способ доступа к нему не новы, но, все равно, остаются отличительным плюсом, например, от ЗИЛ тех же годов. Кабина по современным меркам не самая удобная. Но это характеристика только стокового варианта, множество элементов можно заменить на более подходящие. В число таких деталей входят сидения, на место которых отлично ставятся даже импортные кресла, но даже с заводскими можно провести ряд махинаций и улучшить их комфортность. Обшивка и сразу подвергается замене по желанию хозяина, вместе с этим, прокладки и общую герметичность машины тоже можно улучшить своими руками.

Отметим не менее важную деталь – спальное место. Довольно удобное и уютное, вполне заслуживает место в списке достоинств грузовика. Единственный момент, не отрицательный, а, скорее, непонятный — это наличие окон возле койки для отдыха. Рабочие системы демонстрируют хорошие показатели, даже, спустя большое количество преодолённых километров. Коробка передач включается без запинок, а силовой агрегат от ЯМЗ особенных прихотей не выказывает и способен работать, даже, в самых тяжелых условиях. Конечно, в наше время МАЗ «пятисотый» сильно отстает по требованиям от современных моделей, поэтому его стабильность не может перекрыть сравнительно меньшее КПД с современными грузовиками.

` reviewsOverall ` / 5 Пользователей ( Оценок)

Надежность

Удобство и комфорт

Ремонтопригодность

Ходовые качества

Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{` review`.`rating_title `}

Показать еще {{ pageNumber+1 }}

Модификации и сферы применения МАЗ-500

Переход на выпуск новой основной модели – МАЗ-500 вместо МАЗ-200, машины совершенно другой конструкции, сопровождался серьёзной технической реконструкцией всего Минского автозавода. Предприятие напоминало в то время огромную строительную площадку.

Запуск нового автосемейства потребовал такжеи обновления широкой кооперации производства – как в Белоруссии, так и за её пределами. Ведь у советского МАЗа – более 60-ти предприятий-смежников: двигатели поступали из Ярославля, радиаторы – с московского ЗИЛа, компрессоры – из Паневежиса, и т.д.

В дальнейшем развитии пятисотого семейства инженеры-конструкторы Минского автозавода старались, как говорится «мыслить шире», исходя из того, что строительство асфальтированных дорог и объёмы грузоперевозок в СССР и братских странах в то время быстрыми темпами росли. Поэтому ставка была сделана на создание на базе МАЗ-500 грузовиков и автопоездов повышенной грузоподъёмности.

Эти стратегические планы нашли своё воплощение в разработке и запуске в производство в тех же 60-х годах большегрузных автомобилей пятисотого семейства:

  • машина увеличенной грузоподъёмности МАЗ-510 – для работы с прицепом,
  • двухосный седельный тягач МАЗ-504В,
  • трехосный грузовик МАЗ-516 повышенной грузоподъемности с третьей (поддерживающей) задней осью, а также и для работы с прицепом;
  • трехосный грузовик МАЗ-514 – для работы в составе автопоезда;
  • трехосный седельный тягач МАЗ-515 – для работы с полуприцепом;
  • длиннобазная модификация МАЗ-500Г – для перевозки длинномерных грузов или использования в качестве шасси под установку различных надстроек (распространённая разновидность – рефрижератор ЧАР-3-500Г).

На этих модификациях грузоподъёмность автомобиля возрастала до 15-ти, а в составе автопоезда, при использовании прицепа – и до 24-х тонн. На некоторые большегрузные МАЗы пятисотого семейства, многие из которых трудились на «дальнобое» в «Совтрансавто», устанавливали более мощные дизельные двигатели – ЯМЗ-238 и турбированный ЯМЗ-238Н.

С быстрым развитием дорожной сети в Советском Союзе и выходом на международные перевозки, эти автомобили оказались весьма нужными и востребованными в хозяйстве.

Получившее широчайшую известность объединение «Совтрансавто» было создано в 1969 году. Это был монополист на советском рынке международных автоперевозок (как «Аэрофлот» в гражданских авиаперевозках).

Основой автопарка для международных перевозок в Европу (причём не только Восточную) стали именно указанные МАЗы пятисотого семейства с увеличенной грузоподъёмностью.

Базовый МАЗ-500 – это бортовой грузовик с металло-деревянной грузовой платформой. Кроме того, широкое распространение практически во всех сферах народного хозяйства получили следующие модификации пятисотого семейства:

  • МАЗ-500Ш – шасси под комплектацию различными надстройками специального назначения;
  • МАЗ-500В – бортовой с металлической платформой;
  • МАЗ-503 – самосвал, с двумя вариантами платформ — общего назначения и для перевозки скальных пород;
  • МАЗ-500С (МАЗ-512) – северный вариант;
  • МАЗ-500Ю (МАЗ-513) – тропический вариант;
  • МАЗ-505 – полноприводной грузовик (редкость, таких выпустили немного);
  • МАЗ-509 – полноприводной лесовоз;
  • МАЗ-511 – самосвал, с возможностью боковой разгрузки.

В 60-е годы на МАЗе большое развитие получил великолепно оснащённый экспериментальный цех – на тот момент лучший в отрасли, не только по отечественным, но и по западным меркам. Естественно, его возможности по испытанию и «доведению до ума» новых идей использовались максимально. Сколько пятисотых МАЗов с экспериментальными узлами и агрегатами было там изготовлено – сейчас уже и не посчитать.

Также на базе МАЗ-500 было создано немало опытных моделей, которые, по разным причинам, заводской индекс получили, но не пошли в серию. К примеру, этот оригинальный вариант: в угоду вошедшей одно время в моду кампании по экономии металла был создан самосвал МАЗ-510 с одноместной кабиной.

Аргументы в пользу такого варианта МАЗ-500 были просты — на самосвале работает только один человек, поэтому пассажирское сиденье не нужно. В пространстве для спальной полки тоже нет необходимости: самосвал ведь не ходит по «дальнобойным» маршрутам. Убрав эти элементы, можно сэкономить нужные стране килограммы металла, оставив для водителя только маленький «скворечник».

Конечно, выглядел самосвал МАЗ-510 мягко говоря, довольно непривычно, и даже экзотично. Но цель была достигнута – металл сэкономили. Однако в итоге от этой идеи всё же отказались, и в серию модель со «скворечником» не пошла.

Кабина МАЗ 500

В зависимости от устройства МАЗ 500 кабина могла иметь следующую компоновку:

  • Одинокий,
  • Двойной,
  • Тройной.

Модификации МАЗ-500 с одноместной кабиной в массовое производство не пошли и существовали в штучных количествах в качестве опытных образцов.

Испытательный автомобиль МАЗ-500 с одноместной кабиной

На самосвал МАЗ-500 устанавливалась двойная кабина, а остальные грузовики имели тройную кабину с раздельными сиденьями для водителя и двух пассажиров.

В двухместной и трехместной кабине МАЗ-500 также предусматривалось полноценное спальное место.

Приборная панель внутри кабины МАЗ-500

Сегодня интерьер салона МАЗ-500 не впечатляет и выглядит как минимум аскетично. Но на момент выпуска грузовик не отставал от других моделей грузовиков, представленных на рынке, по уровню комфорта, а в некоторых случаях даже превосходил своих одноклассников. В целом владельцы отмечают удобную конструкцию сидений, высокую посадку, большую площадь остекления и удачное расположение приборов. На современном МАЗ-500 кабина часто регулируется. В частности, устанавливаются более удобные кресла и модернизируется кровать.

Ранее мы писали о технических характеристиках МАЗ 4370 Зубренок.

Модель 514

Белорусский автомобиль МАЗ-516 стал прямым наследником версии 514. Предшественник представляет собой трехосный магистральный тягач, предназначенный для работы с прицепом серии 5205А, с приводом на две тележки. Потенциал грузоподъемности данной техники в составе автопоезда составил 32 тонны, при полном весе 48,7 т. При этом средний мост сделали переходным. Изначально планировалось оснастить модификацию двигателями силой 250-270 «лошадок». Эта идея отошла на задний план, поскольку Ярославский моторостроительный завод не успел освоить серийное производство ЯМЗ-238, а 236-й версии объективно не хватало для указанного автопоезда.

По неподтвержденным источникам, на испытания грузовик все-таки ушел с обновленным мотором. Другие интересные моменты касательно указанного автомобиля:

  1. Подвеска на задней тележке на первых версиях была типа Timken/Hendrickson, но провалила тестирование.
  2. Модернизация машины прошла в 1968-69 годах. Существенной переделке подверглось шасси.
  3. Конструкторы изменили размещение топливных баков, аккумуляторных батарей и «запаски», которые изначально располагались, как на грузовике МАЗ-516 и МАЗ-500.

В 1971 году было принято окончательное решение по компоновке рассматриваемого транспортного средства. Седельный тягач оборудовали 240-сильным двигателем ЯМЗ-238, хотя его параметров все равно было недостаточно для эффективной эксплуатации автопоезда. В связи с этим грузоподъемность техники снизили до 23 тонн. Среди прочих особенностей — коробка передач на восемь диапазонов, проходной средний мост и балансир на блоке подвески задней тележки.

На период выпуска первой серийной партии в 1974 году авто удалось оснастить силовым агрегатом с усиленными характеристиками (ЯМЗ-238Е). Мотор получил турбинный наддув, увеличившись по мощности до 270 лошадиных сил. На эту модель кабину версии 5335 не ставили, поскольку активно шли разработки серии 5336. На смену рассматриваемому грузовику пришли модификации 6303 и 6312.

Модификации и цены

Конструкция МАЗ-500 оказалась крайне удачной, что позволило создать на основе самосвала множество модификаций и экспериментальных моделей, среди которых:

  • МАЗ-500Ш — шасси для дополнения кузовом и оборудованием для специальных целей (кран, бетономешалка, топливозаправщик).

  • МАЗ-500В — модификация с цельнометаллическим кузовом и тентом, выпущенная по военному спецзаказу.
  • МАЗ-500Г — редкая модификация, представляющая собой грузовик с удлинённой базой для перевозки крупногабаритных грузов.
  • МАЗ-500С (МАЗ-512) — модификация для Крайнего севера с дополнительным обогревом и утеплением кабины, пусковым подогревателем и прожектором для работы в условиях полярной ночи.
  • МАЗ-500Ю (МАЗ-513) — версия для жаркого климата, отличалась кабиной с термоизоляцией.

В 1970 году была выпущена усовершенствованная модель МАЗ-500А. Она имела уменьшенную для соответствия международным требованиям ширину, оптимизированную коробку передач, а внешне отличалась в основном новой радиаторной решеткой. Максимальная скорость новой версии выросла до 85 км/ч, грузоподъемность поднялась до 8 тонн.

Некоторые модели, созданные на базе МАЗ-500

  • МАЗ-504 — двухосный седельный тягач, в отличие от других автомобилей на основе МАЗ-500 имел два топливных бака по 175 литров. Следующий в этом ряду тягач МАЗ-504В комплектовался 240-сильным ЯМЗ 238 и мог перевозить полуприцеп до 20 тонн.
  • МАЗ-503 — самосвал карьерного типа.
  • МАЗ-511 — самосвал с боковой разгрузкой, серийно не производился.
  • МАЗ-509 — лесовоз, отличался от МАЗ-500 и других ранних моделей двухдисковым сцеплением, числами коробки передач и редукторами переднего моста.

Некоторые МАЗы 500-й серии примерили полный привод — это экспериментальный армейский грузовик 505 и седельный тягач 508. Однако, ни одна из полноприводных моделей не пошла в серию.


Тягач МАЗ 5008

Силовой агрегат МАЗ-500

Для нового типа техники на Ярославском заводе был разработан 4-тактный дизельный двигатель ЯМЗ-236. Он имел 6 цилиндров объемом 11,15 л, расположенных V-образно. Частота вращения коленвала (максимальная) составляла 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент, достигающий от 667 до 1225 Нм, создавался при скорости вращения около 1500 об/мин. Мощность силового агрегата доходила до 180 л. с. Диаметр цилиндра составлял 130 мм, при ходе поршня в 140 мм достигалась степень сжатия, равная 16,5.

Двигатель ЯМЗ-236 был создан специально под грузовики МАЗ-500 и полностью оправдал ожидания конструкторов. Особым достижением считался сниженный расход топлива, при 200-литровом топливном баке он составлял 25 л/100 км, что означало возможность дальнего перегона с одной заправки, ценной в условиях отдаленных и северных территорий.

Устройство двигателя ЯМЗ-236

Назначение

Грузовик идеален для перевозок по автомобильным дорогам с твердым покрытием – а именно, пригородных, внутригородских и межрегиональных.

Двухосное шасси подходит для монтирования цистерн, надстроек, а также строительной и коммунальной техники. Этот грузовик также распространен для установки эвакуаторов и пожарных устройств. Он часто применяется в составе сооружений автопоездов для перевозки грузов на дальние расстояния.

Это расширяет профиль эксплуатации, показывая всю многофункциональность. Конструкция автомобиля адаптирована для дальних поездок. Также есть некоторые дополнительные модификации для МАЗ, которые включают в себя спальное место, предназначенное для водителя.

На базе этой конструкции собираются пассажирские автобусы, подтверждая данным фактом всю многопрофильность и уникальность модели автомобиля.

Устройство грузовика

  • силовой агрегат;
  • механизм сцепления, спроектированный из сферической гайки, рукоятки управления и пружинного устройства;
  • коробка передач;
  • тормозная система (барабанный тип с внутренними колодками и диафрагменными передними камерами);
  • электрическое оборудование, цветная схема которого есть в пользовательском руководстве.

Несмотря на большое количество вариантов использования шасси, даже сейчас востребованной является бортовая версия. Она встречается на автодорогах не только постсоветского пространства, но и в странах Восточной Европы.

Вопросы стоимости

Благодаря тому, что в свое время промышленные мощности МАЗа позволяли в полной мере обеспечивать советскую страну моделями грузовика 500-й серии, они и сегодня не являются редкостью.

Цена автомобиля складывается из показателей года его выпуска, технического состояния, наличия или потребности в ремонте, пробега.

Так, грузовик 60-х годов производства в работоспособном состоянии стоит порядка 70 000 рублей. За машины, произведенные в 70-80-х гг., продавец потребует от 100 000 до 210 000 рублей. Стоимость современных моделей составляет от 1 000 000 до 2 500 000 рублей.

Широкая распространенность и популярность МАЗа 500-й серии также обусловлена тем, что при необходимости замены запчастей не возникнет никаких проблем.

Грузовики, выпущенные даже в первые годы после запуска серии в производство, отличаются надежностью и высокой производительностью в любых рабочих условиях.

А относительно невысокая стоимость техники этого класса позволяет приобретать автомобили широкой потребительской аудиторией для использования по самому различному назначению.

В следующем видеоролике представлены основные модификации грузовика МАЗ-500:

Тюнинг

Даже сейчас автомобили 500-й серии можно увидеть на дорогах бывших советских республик. У этой машины есть и свои фанаты, которые не жалея сил и времени тюнингуют старичок МАЗ.

О тюнинге подробнее на видео:

Настолько масштабная доработка требует серьёзных вложений, но, по словам водителей, стоит того. Для более плавного хода заменяют задний мост и амортизаторы.

Традиционно много внимания уделяется кабине. Автономное отопление, тепло- и шумоизоляция, установка кондиционера и пневмоподвески — вот далеко не полный перечень изменений, которые вносят в МАЗ-500 энтузиасты тюнинга.

Невозможно перечислить все функции, которые мог выполнять МАЗ-500: панелевоз, армейский грузовик, подвозчик топлива и воды, автокран. Этот уникальный грузовик навсегда останется в истории советского автомобилестроения как родоначальник множества хороших моделей Минского завода, таких как МАЗ-5551.

Технические характеристики

Автомобиль имеет стандартное для машин своего класса устройство. Он состоит из шасси, силовой установки, трансмиссии, кузова и кабины. Барабанная тормозная система дублируется ручным стопором, а при движении — пониженной передачей. Параметры кузова постоянно изменялись. Базовая модель имела ровную платформу и откидные борта.

Основные технические характеристики грузовика следующие:

  • грузоподъемность — 7500 кг;
  • максимальная масса прицепа — 12000 кг;
  • масса — 6700 кг;
  • длина — 720 см;
  • ширина — 250 см;
  • высота — 380 см;
  • колесная база — 400 см;
  • клиренс — 27 см;
  • радиус поворота — 11 м.
  • площадь бортового кузова -13 м²;
  • колесная формула — 2х4;
  • колеса — 11,00-20;
  • коробка переключения передач — механическая пятиступенчатая.

В базовой комплектации автомобиль оснащен цельносварной металлической кабиной с одним местом для водителя и двумя для пассажиров. За сиденьями оборудовано спальное место. Рулевое управление усилено гидравлическим приводом.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель МАЗ-500 дизельный, марки ЯМЗ-238. Расположен на раме под кабиной. Привод через карданный вал выведен на задний мост.

Основные параметры моторной установки:

  • расположение цилиндров — V-образное;
  • рабочий объем — 11,2 л;
  • количество цилиндров — 6;
  • диаметр цилиндров — 13 см;
  • количество оборотов в минуту — 2200;
  • мощность — 180 л.с.;
  • расход топлива на 100 км — 25 л;
  • максимальная скорость — 90 км/ч;
  • емкость бака — 200 л.

Сцепление сухого типа, дисковое. Тип устройства фрикционный. Цилиндрические пружины расположены периферийным образом. Расположение в литом картере из чугуна. Схема переключения передач МАЗ 1-3-5-2-4. Задняя передача обеспечивает движение машины с максимальной скоростью 20 км/ч.

Кабина и кузов

Кабина автомобиля выполнена с минимальным набором удобств для совершения продолжительных рейсов. Сиденье водителя оборудовано амортизаторами пружинного типа, имеет настройки по высоте и углу наклона спинки. Места для пассажиров без настроек, но удобные. Широкие и высокие лобовые стекла обеспечивают хороший обзор во время езды. Мощные фары переключаются на ближний и дальний свет. В военном варианте предусмотрена установка светомаскировки.

Основная масса автомобиля распределена на задний мост, рассчитанный на нагрузку 5500 кг. На переднюю полуось приходится вес 2000 кг, не считая нагрузки от силовой установки и кабины. Бортовой кузов предназначен для перевозки древесины, металлического проката, сыпучего материала и штучных товаров. Самосвальный грузовик обустроен подъемным устройством, обеспечивающим опрокидывание кузова назад.

Новаторский принцип в конструкции и особенности его воплощения

Процесс разработки грузовика, испытаний и постановки на поточное производство был отнюдь не легким и занял период с 1958 по 1966 гг. Инновационная идея внедрения новой бескапотной компоновки машины такого типа была по тем временам очень смелой.

Техника подобной конструкции была призвана заменить морально устаревшие и повсеместно распространенные грузовики предшествующей серии МАЗ-200. Новые детали сначала испытывались именно на моделях предыдущего выпуска, а впоследствии переносились на новый грузовик.

С технической точки зрения двигатель должен был располагаться непосредственно под кабиной, что позволяло значительно увеличить длину платформы и полезную площадь кузова. Кроме того, увеличивалась грузоподъемность машины, расширялся панорамный обзор из кабины.

Однако воплощена эта техническая мысль была далеко не сразу. Этому предшествовали длительные споры между конструкторами, предлагавшими также разработку промежуточной модели с полувыдвинутым капотом.

Были преодолены и различные препятствия, чинимые нововведению на самом высшем партийном уровне. Но в результате МАЗ-500 все же увидел свет, чтобы окончательно закрепить за собой славу надежной и мощной техники.

Грузовики прекрасно проявили себя и в условиях Крайнего Севера, и в песчаных пустынях Африки и Азии, и на высокогорных плато Латинской Америки.

На основе базовой бортовой модели в рамках этой серии выпускались также самосвалы, седельные тягачи с полуприцепами, лесовозы и универсальное шасси с возможностью монтажа на нем различного оборудования.

К моменту осуществления идеи о необходимости создания новой эффективной техники (1958 г.) на зарубежных дорогах подобные машины использовались уже два десятилетия.

Долгое время основной трудностью для эксплуатации таких машин в Советском Союзе было плохое качество дорог.

Но с увеличением протяженности автотрасс с твердым покрытием бескапотные грузовики, в которых основная нагрузка приходится на переднюю ось, становятся необходимой потребностью.

Отказ в конструкции МАЗа 500-й серии от капота повлек за собой ряд прочих технических нововведений. Так, помимо значительного уменьшения веса и габаритов грузовика была упрощена возможность доступа к обслуживанию двигателя.

Длина платформы сократилась на 290 мм, а грузоподъемность машины, наоборот, возросла на 500 кг. Для нейтрализации повысившейся вибронагрузки на водителя были установлены новые рессоры, амортизаторы. Также стали более удобными сиденья.

Благодаря тому, что разработка рассматриваемого грузовика велась без использования технической базы машины-предшественника, многие узлы и агрегаты пятисотого МАЗа были также новаторскими, ранее в отечественной технике не применявшимися. Сюда следует отнести:

  • редукторы планетарного типа на ступицах задних колес;
  • телескопические амортизаторы;
  • руль с гидроусилителем;
  • бездисковые колеса;
  • кабину, откидывающуюся вперед.

Более подробное рассмотрение технических характеристик МАЗа-500 поможет понять, как масштаб проведенных конструкторами работ, так и основные отличия этого грузовика от предшествующей ему техники.

Кабина МАЗ 500

В зависимости от устройства МАЗ 500 кабина могла иметь исполнение:

  • Одноместное,
  • Двухместное,
  • Трехместное.

Модификации МАЗ-500 с одноместной кабиной не пошли в широкое производство и существовали в штучном количестве в качестве тестовых образцов.

Тестовый грузовик МАЗ-500 с одноместной кабиной

Двухместная кабина устанавливалась на МАЗ-500 самосвал, а остальные грузовые автомобили имели трехместную кабину с отдельными креслами для водителя и двух пассажиров.

В двухместной и трехместной кабине МАЗ-500 было также предусмотрено одно полноценное спальное место.

Фото трехместной кабины МАЗ-500Приборная панель внутри кабины МАЗ-500

Сегодня интерьер кабины МАЗ-500 не впечатляет и выглядит по меньшей мере аскетично. Но на момент выпуска грузовик не отставал по степени комфортабельности от других грузовых моделей на рынке, а в некоторых случаях — даже превосходил «одноклассников». В целом владельцы отмечают комфортную конструкцию кресел, высокую посадку, большую площадь остекления и удачное расположение приборов. На современных МАЗ-500 кабина часто тюнингуется. В частности, устанавливаются более удобные кресла, усовершенствуется спальное место.

Ранее мы писали о технических характеристиках МАЗ 4370 Зубренок.

Ножничный подъемник: высота подъема, надо ли регистрировать в Ростехнадзоре

Программа WMS для управления складом: для чего нужна, основные функции

Инженерная сеть склада: что включает, как проектировать и обслуживать

Виды лебедок и их назначение: где применяются, типы, устройство

Резервуары РВС: виды, особенности конструкции, для чего используются

Марки гофрокартона: отличия Т21, Т22, Т23, Т24, ГОСТ, виды гофрокартона

Газовые Генераторы: Выбираем Лучший

Складское оборудование и техника: виды техники для склада

Клещевой захват для блоков, бревен, труб, кирпича: устройство, виды, принцип работы

Оказание услуг автокрана: когда выгодно арендовать технику, как заключить договор

Какие бывают горелки: по типу топлива, газовые, по применению, для котлов
Винтовые шнековые транспортеры для сыпучих материалов: устройство, характеристики, виды спиральных транспортеров

МАЗ-500 самосвал: технические характеристики

К особенностям устройства МАЗ-500 специалисты относят полную независимость машины от наличия или исправности электрооборудования. Даже усилитель руля работает от гидравлического привода. Таким образом, работоспособность мотора никак не связана с какими-либо электронными элементами.

Самосвалы МАЗ-500 активно использовались в военной сфере, именно благодаря такой конструктивной особенности. Автомобили доказали свою надежность и живучесть в самых тяжелых условиях. За время выпуска МАЗ-500 Минский завод выпустил несколько модификаций машины:

  • МАЗ-500Ш — шасси изготавливалось под необходимую комплектацию;
  • МАЗ-500В — металлическая платформа и бортовой тягач;
  • МАЗ-500Г — бортовой самосвал с удлиненной базой;
  • МАЗ-500С (впоследствии МАЗ-512) — версия для северных широт;
  • МАЗ-500Ю (впоследствии МАЗ-513) — версия для тропического климата;
  • МАЗ-505 — полноприводный самосвал.

Двигатель и трансмиссия

В базовой комплектации МАЗ-500 устанавливался дизельный силовой агрегат ЯМЗ-236. Четырехтактный 180-сильный мотор отличался V-образным расположением цилиндров. Диаметр каждой детали составляет 130 мм, а ход поршня равняется 140 мм. Рабочий объем шести цилиндров составляет 11,15 литров. Степень сжатия — 16,5.

Максимальная частота вращения коленвала составляет 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент достигается при 1500 об/мин и равняется 667 Нм. Для регулировки числа оборотов используется центробежное всережимное устройство. Минимальный расход топлива составляет 175 г/л.с.*ч.

В дополнение к мотору устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач. Сухое двухдисковое сцепление обеспечивает переключение под нагрузкой. Рулевой механизм снабжается гидравлическим усилителем. Подвеска рессорного типа. Зданий мост — ведущий, передняя ось — рулевая. На обеих осях используются гидравлические амортизаторы телескопической конструкции.

Кабина и кузов самосвала

Цельнометаллическая кабина предусмотрена для перевозки трех человек, включая водителя. Из дополнительных устройств доступны:

  • отопитель;
  • вентилятор;
  • стеклоподъемники механического типа;
  • автоматический омыватель и очистители лобового стекла;
  • противосолнечный козырек.

Кузов первых МАЗ-500 изготавливался из дерева. Борта снабжались металлическими усилителями. Разгрузка производилась в три стороны.

КПП МАЗ-500

Схема коробки передач МАЗ-500

На МАЗ-500 КПП устанавливалась трехходовая. Механическая коробка передач имела пять скоростей. Пятая передача — повышающая, на второй-третьей и четвертой-пятой ступенях были синхронизаторы. Учитывая, что у шестеренок первой передачи нет синхронизатора, переключение на первую ступень можно проводить, только значительно снизив скорость грузовика.

Все шестерни трансмиссии, за исключением шестеренок 1-й передачи, задней скорости и отбора мощности, все время находятся в зацеплении с соответствующими шестернями первичного и вторичного валов. Их зубья имеют спиральное расположение, что было сделано для увеличения срока эксплуатации и снижения шума в процессе работы КПП МАЗ-500. Также для снижения шума у шестерни промежуточного вала есть зубчатый венец с установленной демпферной пружиной.

Для увеличения срока эксплуатации трансмиссии все валы и шестерни коробки передач производятся из легированной стали, а после литья подвергаются цементации и термообработке.

Смазывание зубьев шестерен КПП производится со дна картера. Втулки, выступающие в роли подшипников скольжения шестеренок вторичного вала, смачиваются маслом под давлением. Масло поступает из масляного насоса, расположенного на передней стенке картера.

При вращении шестеренок трансмиссии всасывание масла производится в тех местах, где зубцы выходят из зацепления. Нагнетание масла происходит на участках, где зубцы зацепляются.

Схема переключения передач МАЗ-500 выглядит следующим образом:

Схема переключения передач на грузовике МАЗ-500

В целом коробка МАЗ-500 крепкая и надежная. У нее есть одна особенность. Масляный насос КПП не работает при остановленном двигателе. Таким образом, если мотор не запущен, в коробку не поступает трансмиссионное масло. Этот момент надо учитывать при буксировке грузовика.

История создания

Конструкторам при изготовлении МАЗ-501 было предложено рассмотреть вариант создания специализированного лесовоза с прицепным приспособлением и коником. Основное предназначение обновленной техники – транспортировка леса длиной до 35 метров в разных сортиментах с использованием прицепа-роспуска. Полный параметр грузоподъемности планировался в районе 15 тонн. До этого материал вывозился на обычных бортовых автомобилях, платформы которых трансформировались в специальные коники уже в процессе эксплуатации.

В течение короткого времени совместно с ЦНИИМЭ конструкторы внесли соответствующие коррективы. Осенью 1953-го вышли первые опытные экземпляры. Всесторонние испытания заняли около полутора лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: