Нужны ли россии собственные корпусные скш? (часть 2) создание корпусных специальных колёсных шасси (скш) для ракетных комплексов

Трансмиссия и КПП

Коробка передач БАЗ-5937 оснащена встроенным дифференциалом, крутящий момент передается при помощи механики, имеется бортовая схема рассредоточения мощности. Трансмиссионный блок направлен на взаимодействие с колесами обоих бортов.

Блок подвески колес – независимого типа, торсионный, оборудован поперечными рычагами. Такая конструкция дает возможность значительно повысить плавность хода, а также развить скоростной показатель по бездорожью и пересеченной местности. Колеса оснащены системой корректировки воздушного давления. Тормозной узел представляет собой колодочную, герметизированную комплектацию с усилением пневмогидравликой.

Невостребованная «Вощина-1,5»

К счастью, в МО РФ не решились закрыть ряд работ по перспективным системам и комплексам ПВО. Головным разработчикам, ориентировавшимся на отечественную технику, были необходимы широкие шасси и тягачи, и их предстояло создать. На БАЗе невольно вспомнили о первоначальных планах и конструкторы в инициативном порядке взялись за реализацию первого этапа разработки широких СКШТ, которые для удобства назвали «Вощина-1,5» (этот шифр семейству официально не присваивали и не используют в документах). Летом 2009 года уже начали разрабатывать тягач БАЗ-6403.01.

По результатам работ с потенциальными заказчиками была выявлена принципиальная необходимость увеличения габаритной ширины СКШТ для обеспечения возможности размещения, в том числе путем перемонтажа ВВТ с шасси и тягачей МЗКТ на БАЗ, различных средств ЗРС «Триумфатор-М».

10 июня 2011 года БАЗ-6403.01 был показан министру обороны, военным специалистам, представителям промышленности и прессе в подмосковных Бронницах

К сожалению, немногие обратили внимание на новинку, которую представлял БАЗ. Судя по дальнейшему развитию событий, тот памятный показ мало что принес полезного – прежний министр обороны вряд ли что-то вообще понял из увиденного и услышанного, так как ЗАО «БАЗ» вынуждено было проводить типовые испытания нового тягача, в том числе в НИИЦе АТ 3-го ЦНИИ МО РФ, за счет собственных средств

По имеющейся у автора информации, в дальнейшем этот тягач так и остался невостребованным для применения в составе ВВТ или для буксировки тяжелой бронетанковой техники, хотя его неоднократно показывали самым разным военачальникам и должностным лицам, в том числе президенту РФ Дмитрию Медведеву (в сентябре 2011-го на учениях в Чебаркуле именно БАЗ-6403.01 вытаскивал из грязи застрявшие автомобили повышенной проходимости отечественного производства).

В рамках дальнейших работ по «Вощине-1» могут быть осуществлены разработки и изготовление других образцов модернизированных СКШТ с увеличенной габаритной шириной и для использования в составе систем и комплексов ВВТ. Предпринимаются шаги, чтобы заинтересовать МО РФ перспективной техникой. Так, 1 февраля 2013 года на сайте военного ведомства появилась информация о посещении министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу главного командования СВ. Министру были продемонстрированы макеты перспективных образцов ВВТ для СВ. На одной из фотографий на переднем плане можно было увидеть шасси БАЗа, причем это широкая «Вощина-1,5». Данное шасси предлагается использовать под монтаж различных ВВТ, в том числе для СПУ ОТРК «Искандер» и перспективных ОТРК.

С кабинами увеличенного объёма

Заказчикам требовались шасси нового семейства с кабинами увеличенного объёма, обеспечивающими возможности размещения дополнительного оборудования, спальных мест, второго ряда сидений. С началом работ по шасси с «большой» кабиной, чтобы отличить их от шасси с «малыми» кабинами, в конце 1990-х гг. в официальных документах стали употреблять название «СКШ 69091 с кабиной увеличенного объёма». Опытный образец специального колёсного шасси с такой кабиной должен был стать седьмым, изготовленным в рамках семейства, и одновременно пятым образцом, который завод должен был представить на государственные (приёмочные) испытания.

Из-за высокой загруженности конструкторов другими работами к разработке документации для изготовления опытного образца «СКШ 69091 с кабиной увеличенного объёма» реально приступили в декабре 2000 г. Работы по шасси с большой кабиной уже велись, и каким-то образом новую модель нужно было отличать от ранее изготовленного образца БАЗ-69091, но обозначение нового шасси все ещё не было согласовано с ГАБТУ. Поэтому руководство конструкторско-экспериментального отдела было вынуждено принять самостоятельное решение о закреплении ранее выданного Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) индекса 6910 за всеми шасси семейства «Вощина-1» с кабинами увеличенного объёма.

Научно-технический комитет автомобильной техники ГАБТУ долго не соглашался на увеличение модельного ряда семейства. В самом начале 2002 г. в НАМИ завод провёл перерегистрацию индексов, и шасси БАЗ-6910 было «привязано» к кабинам увеличенного объёма. Лишь весной 2004 г. представители промышленности смогли убедить Заказчика в том, что нужно вводить новое обозначение. Изменилась и позиция военных – официально решением межведомственной комиссии для брянских шасси с кабинами увеличенного объёма был введён новый индекс 6910.

Специальные крановые шасси БАЗ

Специальные крановые шасси, разработанные специалистами Брянского автозавода, отличаются от близких по характеристикам шасси общего назначения прежде всего использованием опорно-ходовой рамы вместо классической лонжеронной. Благодаря объединению в единую конструкцию опорно-ходовая рама получается более жесткой, технологичной и легкой, лучше приспособленной к размещению различного кранового оборудования. К тому же она обеспечивает автокрану пониженный центр тяжести.

Специальное крановое шасси БАЗ-69098 появилось в 2000 году. Это шасси заинтересовало заказчиков, эксплуатирующих автокраны в сложных дорожных условиях. Шасси БАЗ-69098 по агрегатной базе и кабине унифицировано с шасси семейства «Вощина-1». Машина оснащена V-образной «восьмеркой» ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., с которой агрегатирована 9-ступенчатая механическая коробка передач. Подвеска независимая двухторсионная, с амортизаторами, предусмотрена возможность регулирования давления воздуха в шинах. На сегодня это основная модель кранового шасси БАЗ.

Для монтажа 25-тонных кранов «Ивановец» с конца 2006 года также изготовляли специальное трехосное (6х4) крановое шасси БАЗ-8029 на камской агрегатной базе. В 2007 году его дополнила четырехосная (8х4) модификация БАЗ-80291 под 50-тонный кран. Оба шасси оснащали дизелями КАМАЗ различных моделей (в зависимости от комплектации шасси устанавливали двигатели стандартов Евро-2, Евро-3, мощностью от 240 до 280 л.с.) и кабиной типа КАМАЗ-6520, а также камскими коробками передач и мостами. Были разработаны комплектации шасси и с двигателями Cummins. Однако, в 2009 году из-за возникновения проблем с поставками автокомпонентов производства ОАО «КАМАЗ» выпуск шасси БАЗ-8029 и БАЗ-80291 был прекращен.

Выпуск пятиосного шасси КШ-8973 под 100-тонный кран КС-8973 был остановлен в конце 2012 года из-за невостребованности 100-тонных кранов на строительном рынке России.

В связи с оживлением деловой активности строителей Брянский автомобильный завод рассматривает различные варианты по созданию новых моделей специальных крановых шасси. Ряд работ уже ведется с российскими крановыми заводами.

БАЗ-69095, 6х6, шасси

 Параметр   Значение
  Габаритные размеры, мм   10970х2750х2810
  База, мм 5120+1450 
  Грузоподъемность, кг   14 700
  Полная масса, кг   30 000
  Двигатель дизельный   14,86 л/ 450 л.с.

БАЗ-69092, 6х6, бортовой

 Параметр   Значение
  Габаритные размеры, мм   10970х2750х2810
  База, мм   5120+1450
  Грузоподъемность, кг 14 200 
  Полная масса, кг 30 300 
  Двигатель дизельный   14,86 л/ 450 л.с.

БАЗ-690902, 8х8, шасси

 Параметр   Значение
  Габаритные размеры, мм   12 980х2750х2810
  База, мм 2200+4350+1450 
  Грузоподъемность, кг 22 000 
  Полная масса, кг 39 000 
  Двигатель дизельный   14,86 л/ 450 л.с.

БАЗ-69096, 10х8, шасси

 Параметр   Значение
  Габаритные размеры, мм 14 550х2750х2810 
  База, мм 2200+4350+1450+1450 
  Грузоподъемность, кг 33 000 
  Полная масса, кг 54 300 
  Двигатель дизельный 17,24 л/ 470 л.с. 

БАЗ-69099, 12х12, шасси

 Параметр   Значение
  Габаритные размеры, мм 15 700х2750х2810 
  База, мм 2200+1900+2600+1450+1450 
  Грузоподъемность, кг 40 000 
  Полная масса, кг 64 300 
  Двигатель дизельный 17,24 л/ 470 л.с. 

БАЗ-6402, 6х6, седельный тягач

 Параметр   Значение
  Длина, мм   9275
  База, мм 4220+1450 
  Нагрузка на ССУ, кг 12 000 
  Снаряженная масса тягача, кг 16 300 
  Полная масса автопоезда, кг   50 600
  Двигатель дизельный 17,24 л/ 470 л.с. 

БАЗ-6403-012, 8х8, седельный тягач

 Параметр   Значение
  Длина, мм   9840
  База, мм   2200/ 2700/ 1450
  Нагрузка на ССУ, кг 20 000 
  Снаряженная масса тягача, кг 18 800 
  Полная масса автопоезда, кг 90 000 
  Двигатель дизельный 17,24 л/ 470 л.с. 

БАЗ-69098, 8х8, крановое шасси

 Параметр   Значение
  Габаритные размеры, мм 11 916х2750х2810 
  База, мм 1850+3800+1450 
  Грузоподъемность, кг   20 000
  Полная масса, кг 42 050 
  Двигатель дизельный   14,86 л/ 400 л.с.

Кабина БАЗ-69092

Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В базовой комплектации она делается из листового металла и не имеет никакой дополнительной защиты. Но при производстве определённых модификаций шасси возможна установка дополнительных бронированный панелей, которые прикрывают часть проекций и защищают экипаж от пуль и осколков.

Кабина БАЗ-69092 отличается развитым лобовым и боковым остеклением. Доступ в кабину производится через бортовые двери. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также кабина автомобиля может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и так далее.

Внутри кабина аскетичная, что традиционно для всех армейских грузовиков. Видно, что с советских времён требования военных не сильно изменились, хотя кресло водителя – регулируемое, и некоторых демонстрируемых Брянских автозаводом машинах в кабине имеется кондиционер.

Доработка шасси и испытания

В июне 2008 г. после завершения заводских испытаний шасси своим ходом было отправлено в г. Ростов-на-Дону для монтажа оборудования и проведения испытаний в составе изделия. Однако позднее неожиданно потребовались доработки конструкции шасси. Дело в том, что к этому времени головной исполнитель ФГУП «ВНИИ «Градиент» всё ещё находилось в поиске соисполнителя работ по установке агрегатов автоматизированной системы горизонтирования изделия 1Л269. Когда, наконец, к разработке системы приступило ООО «Предприятие «Гидротехника» (Нижегородская область, г. Павлово-на-Оке), то оказалось что для её установки на шасси потребуется дополнительное усиление рамы шасси и доработка системы выхлопа. Для определения объёмов доработок и дальнейшего порядка их проведения на полностью собранном шасси в начале апреля 2009 г. было проведено совместное техническое совещание представителей ЗАО «БАЗ», ФГУП «ВНИИ «Градиент» и ООО «Предприятие Гидротехника».

В марте и апреле 2009 г. оформлены Дополнения № 1 и № 2 соответственно к ТЗ, в которых была предусмотрена доработка системы выпуска отработавших газов и элементов рамы. Решили, что ЗАО «БАЗ» изготовит необходимые комплектующие (дополнительная поперечина рамы, косынки, элементы доработанной системы питания), а непосредственно доработку шасси проведёт ФГУП «ВНИИ «Градиент» своими силами. Летом 2009 г. необходимые комплектующие были изготовлены и отправлены в Ростов-на-Дону.

В течение второй половины лета – осени 2009 г. на базе ФГУП «ВНИИ «Градиент» проведены предварительные испытания изделия 1Л269 и шасси БАЗ-6910-022 в его составе. Необходимо отметить, что данный образец шасси БАЗ-6910-022 оказался одним из самых удачных – количество дефектов и замечаний, выявленных в ходе испытаний, было наименьшим по сравнению с СКШ БАЗ-6910, изготовленными ранее: сказался приобретённый опыт и постепенная отладка конструкции и производства. Так, в ходе предварительных испытаний шасси в составе изделия не выявили ни одного дефекта, и указано только три пожелания: упростить возможность доступа к ветровому стеклу для его очистки, сделать удобным доступ на крышу кабины (видимо, это связано с размещением оборудования), проработать возможность подключения независимого отопителя к системе автономного электроснабжения изделия при работе на стоянке. Кроме того, было указано на негерметичность системы кондиционирования фирмы Webasto. Так как данные пожелания не являлись критическими, их решили реализовать при изготовлении первых серийных изделий. Относительно системы кондиционирования ФГУП «ВНИИ «Градиент» предложили рассмотреть возможность использования новой системы разработки Воронежского ООО «Электроприбор-Климатика» и выпускаемой ОАО «Электроприбор» (г. Воронеж).

Таким образом, предварительные испытания шасси БАЗ-6910-022 выдержало. Весной 2011 г. успешно завершились и государственные испытания изделия и шасси БАЗ-6910-022 в его составе. В процессе госиспытаний в НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ прошли ходовые испытания изделия. Выявленные в процессе их проведения замечания, относящиеся к шасси, принципиального значения не имели. Решено устранить замечания при организации серийного производства изделия.

Следует заметить, что показ унифицированного наземного модуля помех 1Л269 был разрешён на Международном салоне вооружения и военной техники «МВСВ-2010» распоряжением президента Российской Федерации от 28 июня 2010 г. № 434-рп. Однако в экспозиции выставки этого экспоната не было. Почему отсутствовало изделие 1Л269 на выставке в подмосковном г. Жуковском летом 2010 г., непонятно.

В октябре 2011 г. был изготовлен первый серийный образец СКШ БАЗ-6910-022, который по конструкции полностью идентичен образцу, прошедшему госиспытания. Единственное отличие – принято решение покрасить верхнюю часть корпуса кондиционера в защитный цвет.

26 октября 2012 г. состоялся конкурс на изготовление мacштaбнoй мoдeли издeлия 1Л269 нa шaccи aвтoмoбиля БAЗ-6910 c элeктрoпривoдoм врaщeния aнтeнны. Конкурс проводился в Великом Новгороде, где располагается ОАО «НПО «Квант» (головная ), которое тесно сотрудничает с ОАО «ВНИИ «Градиент». Начальная цена государственного тендера на изготовление мacштaбнoй мoдeли составила 300 тыс. рублей. На текущий момент информация об изготовлении мacштaбной мoдeли не поступала.

Об истории данной модели

Свою историю специальный автомобиль БАЗ-69092 ведёт от начала девяностых годов двадцатого века. Реализация опытно-конструкторской работы, начиная с 1992 года, производилась на Брянском автомобильном заводе (БАЗ), уже имевшем опыт в сфере производства специальной колёсной техники.

Группа конструкторов завода, во главе с В.П. Трусовым и Ю.А. Шпаком, решила поставленную задачу и создала новое семейство автомобилей «Вощина-1», обладающих высокой универсальностью для выполнения различных функций. (Вощи́на – это искусственная основа для постройки пчелиных сот, представляющая собой тонкий прямоугольный лист из воска с выдавленными донышками ячеек).

Из-за экономических проблем и общего хаоса в стране, творившегося в 90-х годах, путь от проектирования до производства автомобиля затянулся. Только лишь к концу десятилетия новую технику удалось вывести на испытания, а затем и на производство. А первый опытный образец БАЗ-69092, пока ещё с пластмассовой кабиной, был изготовлен в апреле 1996 года.

Новое семейство БАЗ включило в себя несколько образцов техники, имеющих определённые отличия и предназначенных для решения разных задач. Это, в частности, четырёхосные машины БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-6403 и БАЗ-6306, способные перевозить груз на платформе и (или) буксировать его. Это шестиколёсные шасси БАЗ-6402 и БАЗ-69092.

Техника всего этого семейства имеет максимально возможную степень унификации и строится на базе аналогичных технических решений. Авиационная транспортировка автомобилей БАЗ-69092 может производиться военно-транспортными самолётами следующих моделей: Ил-76, Ан-22, Ан-124.

В 2004 году специальные грузовые шасси семейства «Вощина-1» были приняты на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации (согласно приказу Министерства обороны РФ №254, от 25 августа 2004 года). Началось серийное производство новых автомобилей и их поставки в войска по государственному оборонному заказу.

Кроме того, на базе основного автомобиля было также разработано специальное шасси БАЗ-69095, ставшее гражданской версией машины БАЗ-69092. Этот мощный грузовой вездеход предлагается для использования в качестве автокрана, мобильной буровой установки и прочих машин нефтегазового комплекса. От базового шасси военного назначения БАЗ-69095 отличается менее мощным мотором, немного сниженной грузоподъёмностью и упрощённой комплектацией кабины.

На базе шасси БАЗ-69095 заводом нефтегазового машиностроения «Синергия» монтируется универсальная насосная установка для гидроразрыва пластов СИН-31 (УН-500х70). Ивановское ОАО «Автокран» на шасси БАЗ-690951 (г. Иваново) монтировало автокран КС-59711 грузоподъёмностью в 32 тонны.

На базе того же семейства «Вощина-1» был создан и специальный внедорожный тягач БАЗ-690902 с колёсной формулой 8х8. Он предназначен для монтажа различного оборудования заказчика массой до 26,8 тонн: агрегатов для ремонта скважин, мобильных буровых установок различного назначения, цементировочных агрегатов, КМУ для погрузки и транспортировки леса и прочих грузов, автоцистерн емкостью до 24 м3 — и его транспортировки по всем видам дорог и местности.

Пункт боевого управления ЗРК С-350 «Витязь»

Еще одной немаловажной составной частью ЗРК С-350 «Витязь», если не сказать главной, является Пункт боевого управления, являющегося своего рода полевым рабочим кабинетом. Именно здесь в случае реального нападения и будет приниматься решение на перехват противника

Боевой расчет пункта составляет 3 человека: начальник боевого расчета, как правило это командир зенитно-ракетного дивизиона (центральное место), справа от него располагается оператор управления, который управляет многофункциональными локаторами, и слева располагается оператор пуска, который управляет пусковыми установками и осуществляет пуск ракет.

Впрочем, ЗРК способна управляться и в автоматическом режиме, сама в случае нападения и обнаружении цели повторно запускать ракеты, если цель не сбита первой партией выпущенных ракет, выбирая самостоятельно количество запускаемых ракет, в том числе несколькими ракетами накрывая противника шквалом огня. В некотором смысле, это похоже на действие систем залпового огня, когда в определенном квадрате они буквально выжигают все живое. По такому же принципу в воздухе действуют и ракеты «Витязя». Выпущенные залпом, они способны остановить целую стаю самолетов, вертолетов и крупных ударных беспилотников с той лишь разницей, что в отличие от обычных РСЗО ракеты «Витязя» все же имеют систему наведения. Но, может случится так, что и сам «Витязь» будет нуждаться в поддержке. Пока он работает с крупной добычей, кто-то должен избавлять его от назойливых мух. И это кто-то – верный страж «Парцирь».

Понятие сети центричности как в случае с «Витязем», можно объяснить на следующем примере. Допустим есть единый центр управления, которым может быть и национальный центр управления обороной, или самолет А-50. Именно там будут аккумулироваться все данные полученные со спутников, систем разведки, даже просто от пехотинцев разведчиков. И этот центр, словно компьютерный сервер, раздает информацию всем союзным войскам, задействованным в районе. И тогда «Витязь» будет не только получать, но и передавать данные о том, что происходит в воздухе. Так, условный солдат в условном окопе заранее может знать, что в его сторону движется рой самолетов противника. В этой ситуации он как минимум заранее успеет найти для себя укрытие.

Тяжёлые времена

Последовавшие времена «перестройки» второй половины 1980-х, «лихие 1990-е» и начало 2000-х внесли свою негативную лепту. Заказчик изменил концепцию развития ЗРК, ТРК и ОТРК, отказавшись от требования плавучести. В результате наиболее востребованными стали рамные СКШ. После распада СССР со стороны Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) на БАЗ не поступило ни одного крупного заказа на изготовление новых корпусных СКШ семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921. Реально выполнялись лишь работы по доработке шасси семейства БАЗ-5921, взятых с баз хранения МО РФ. Эти шасси затем поставлялись гражданским заказчикам (в том числе зарубежным), а также под некоторые комплексы вооружения и военной техники (ВВТ), например, для унифицированной радиолокационной станции (РЛС) разведки наземных движущихся целей 1Л268 «Кредо-1С».

Юридически производство корпусных СКШ не было прекращено, так как оно формально прекращается после появления соответствующего документа о прекращении производства за подписью того органа исполнительной власти, который подписывал документ о принятии на вооружение и о постановке на производство изделия, или документом о снятии с вооружения. Указанных документов не существует. Пока используется формулировка: «Не изготавливается ввиду отсутствия заказов». Однако фактически на БАЗе по состоянию на текущий момент полностью утеряны производства корпусных СКШ и диапазонной гидропередачи (ДГП) в связи с продажей или с полным износом оборудования и утилизацией оснастки для изготовления корпусов шасси и гидротрансформаторов…

Итак, приходится констатировать: в России в настоящее время фактически отсутствуют мощности по серийному изготовлению плавающих корпусных СКШ военного назначения.

Особенности

Помимо ЗРК «Витязь» в состав обороны воздушно-космического направления войдут комплексы С-400, С-500, С-300Е и устройство столь небольшого радиуса действия как «Панцирь».

На этапе конструирования ЗРК «Витязь» решили использовать наработки по экспортной модификации КМ-SAM, который тоже разрабатывался в бюро «Алмаз-Антей» и был ориентирован на рынок Южной Кореи. Однако активный этап разработок начался лишь тогда, когда компании удалось выиграть международный тендер у французских и американских конкурентов. Также они вели разработки в плане средств ПВО для Сеула.

Финансирование процесса осуществлялось заказчиком, что позволяло продолжить работу над проектом в оптимальном режиме. В этот период большинство комбинатов оборонного комплекса выживало на отечественном рынке только за счет заказов на экспорт. Сотрудничество с корейцами позволило не просто продолжить процесс создания нового комплекса, но и получить бесценный опыт в плане дальнейшего освоения современных технологий. Это во многом связано с тем, что Южная Корея предоставляла доступ российских конструкторов к заграничной базе компонентов и даже активно помогала их осваивать. Это во многом помогло разработать подобную конструкцию с многоцелевом профилем.

Двигатель грузовика БАЗ-69092

Непосредственно за кабиной БАЗ-69092, в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032, мощностью 450 лошадиных сил, четырёхтактный, с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов.

Технические характеристики мотора ЯМЗ-8491.10-032 в цифрах

  • Количество цилиндров – 8.
  • Рабочий объём цилиндров – 17.24 литра.
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – 140 мм и 140 мм.
  • Степень сжатия – 15,2.
  • Номинальная мощность – 450 л.с. (или 330,9 кВт).
  • Номинальная частота вращения – 2100 об/мин.
  • Частота вращения – 1200-1400 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент – 1764 Н•м (или 180 кгс•м).
  • Часовой расход дизтоплива – 76 литров.
  • Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
  • Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1.
  • Масса незаправленного смазкой двигателя, без коробки переключения передач – 1410 килограммов.

Конструктивные особенности данного мотора – следующие.

Система смазки: наличие водомасляного радиатора (ВМР) охлаждения масла, установленного непосредственно на двигателе, позволяющего поддерживать температуру масла в оптимальных пределах 80-ти градусов. При этом масло проходит между трубками, а охлаждающая жидкость – внутри трубок. Наличие двух масляных полнопоточных фильтров со сменными бумажными элементами.

  • редукционный клапан – 9…9,5 кг/см²;
  • дифференциальный клапан – 4…4,5 кг/см²;
  • перепускной клапан: разность давления 1,5-2,0.

Тип системы смазки – комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки коромысел клапанов, подшипники турбокомпрессора. ТНВД и регулятор частоты вращение, подшипники компрессора пневмотормозов.

Система охлаждения: присутствует гидродинамическая муфта привода вентилятора, 3 режима работы: автоматический «А» при t 72°…76°С; постоянный «П» или отключена «О». Температура охлаждающей жидкости – 70…90 градусов.

Система питания: наличие двух фильтров тонкой очистки дизтоплива (это бумажные элементы) и одного фильтра грубой очистки дизтоплива. Топливный насос высокого давления – восьмисекционный, с размерностью 12х14 мм, давлением впрыска дизтоплива 20 МПа.

Система впуска и выпуска отработавших газов: система турбонаддува с использованием турбокомпрессора марки К-36. Присутствие охладителя наддувочного воздуха (ОНВ) типа «вода-воздух» или «воздух-воздух».

Вспомогательные агрегаты: одноцилиндровый компрессор пневмотормозов.

Механизм газораспределения МГР: распределительный вал – 16 впускных и выпускных кулачков; роликовые толкатели, двигающиеся в направляющих; подвод масла через коромысла по штангам к толкателям; полые штанги с напрессованными наконечниками; вильчатые двуплечие коромысла впускных и выпускных клапанов; два впускных клапана 40Х10С2М 2 выпускных клапана из жаропрочного материала ст. 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), наплавлен стеллитом ВЗК.

Головки цилиндров: индивидуальные, алюминиевые, четырёхклапанные. Металлическая прокладка уплотнения «газового стыка» между головкой и гильзой цилиндра.

Кривошипно-шатунный механизм: коленчатый вал азотированный, стальной, пять коренных шеек, четыре шатунные шейки. Шатун – стальной: двутавровое сечение, прямой разъём, имеет скосы в верхней головке, масляный канал в верхней головке.

Поршни (выпускаемые по технологии и на оборудовании фирмы «Мале», Германия): отличаются высококремнистым алюминиевым сплавом, имеют три канавки под кольца, нерезистовую вставку из жаропрочного чугуна, полость под охлаждение маслом, масляные форсунки для подачи масла в поршень, выточки под клапаны.

Центральное расположение камеры сгорания. Чугунные кольца: 1-ое – двусторонняя трапеция, хромированное, бочкообразная рабочая поверхность; 2-ое – плоское, хромированное, минутное; 3-е – маслосъёмное кольцо, коробчатого сечения, хромированные рабочие кромки.

Привод агрегатов: все шестерни цилиндрические прямозубые. Присутствует нитроцементация.

Небольшая часть машин (обозначенная как БАЗ-69092-011) комплектуется аналогичным двигателем Тутаевского моторного завода – ТМЗ-8424.10-032, 450 л.с.

Как ещё используется в армии и МЧС России автомобиль БАЗ-69092

Кроме грузовика и базы для зенитно-ракетных комплексов, машины марки БАЗ-69092 используются в Российской Армии в качестве артиллерийских тягачей, РСЗО «Ураган», понтонных парков, ремонтно-восстановительных машин, комплексов противокорабельных ракет, радиолокационных станций, мобильных антенных опор.

В 2018 году Брянский автомобильный завод выпустил образец специального шасси БАЗ-69092, предназначенного для работы МЧС в условиях вечной мерзлоты. Ходовые испытания машины были организованы в Якутии.

Это был первый образец техники, которую Брянский автозавод изготовил для МЧС. Предприятие постаралось максимально выполнить все пожелания северян в рамках оформленного генерального соглашения между БАЗ и Торгово-промышленной палатой Республики Саха (Якутия). С надеждой на дальнейшее сотрудничество с организациями, работающими в условиях Крайнего Севера.

Новый макетный образец техники в арктическом исполнении был разработан на основе шасси БАЗ-69092 (колёсная формула 6х6) с грузовой платформой для выполнения аварийно-спасательных работ, эвакуационных и гуманитарных операций, обеспечения жизнедеятельности в регионах.

Арктический образец по своей конструкции отличается от всех ранее изготовленных шасси на базе семейства «Вощина-1». Для успешной эксплуатации автомобиля в климатически сложных регионах Крайнего Севера и Арктики в конструкцию машины был внесён ряд важных изменений, касающихся систем жизнеобеспечения, конструкции шасси и самого каркаса.

Новый БАЗ-69092 был представлен и на форуме «Арктика. Настоящее и будущее», где российские компании демонстрировали свои проекты по активному освоению региона. Многие эксперты считают, что это более подходящее машина для льдов, чем «Урал» и «КамАЗ».

Главные достоинства БАЗ-69092 – в высокой проходимости и в серьёзной грузоподъёмности. Производитель говорит, что мощности завода позволяют выпускать до двухсот штук за раз таких арктических вездеходов. К тому моменту БАЗ-69092 уже испытали в Якутии при участии МЧС, в том числе и тогда, когда там были паводки.

Другая техника

Трактора

Формула для тракторов имеет свои особенности. Нередко встречаются варианты 4к2, 4к2а, 4к4б. Как и в случае с автомобилями, первая цифра указывает на количество колес, вторая на ведущие. Литера А после цифры сообщает о меньшем диаметре передней колесной пары, Б о равных диаметрах передних и задних колес.

Автогрейдеры

Автогрейдер – прицепная или самоходная машина, предназначенная для перемещения и разравнивания сыпучих материалов, снега. В колесной формуле для автогрейдеров указывается количество осей. Возьмем запись типа АхБхВ, где:

  • А – число управляемых осей;
  • Б – количество ведущих осей;
  • В – общее количество.


Таким образом формула 1х2х2 читается как: полноприводный, двухосный грейдер с одной поворотной осью.

Исторические факты

Стартовые партии имели укороченные корпуса и плоскую лобовую панель, при этом световые элементы монтировались в защитных ограждениях с боков контрольного отсека. С развитием серийного выпуска единственными внешними изменениями машины БАЗ-5937 стала удлиненная фронтальная остроносая часть остова с вмонтированными фарами, а также добавочные окна кабины по углам, позволяющие увеличить обзорность.

Объединяет все варианты единый размер колеи — 2,27 м, клиренс – 43 см, радиус поворота – 12 м. Техника успешно преодолевала рвы по два метра, тридцатиградусный подъем. Усредненный расход горючего – порядка 40 литров на сотню километров.

Прототипы рассматриваемой техники разработаны в 1969–1970 годах. Серийный выпуск официально утвержден в 1972 г. Готовые модификации проходили тестирование на герметичность в специальной дождевой камере или на открытых водоемах. К стандартным минусам всех машин относится повышенный износ шин и низкая экономичность силовой установки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: