Подогрев зеркал своими руками: альтернативный вариант для лентяев

Разновидности систем обогрева

Есть несколько типов систем, которые устанавливаются на наружные зеркала. Каждая из них имеет свои особенности.

Различают 3 вида обогревателей наружных зеркал:

  1. Проволочные. Довольно часто встречается на авто именно обогрев на проволочной основе. Элементом нагрева тут выступает вольфрамовая нить. Её укладывают на слой изоляции с термостойкими характеристиками. Через нити проходит ток от бортовой сети, что провоцирует нагрев и удаление наледи.
  2. Печатные проводники. Автомобили оснащаются системами на печатных проводниках, которые считаются наиболее современными. Можно без проблем купить такие платы и установить самостоятельно. Изготовить их своими руками не получится.
  3. Плёночные. Специальный плёночный нагреватель имеет соответствующую основу, внутри которой находятся элементы подогрева.

Предлагаем ознакомиться Как сделать мыло с нуляОтдельно стоит выделить ламповые размораживатели. Это довольно устаревшая, но простая в реализации технология. В основном используется владельцами старых отечественных авто. При минимальных вложениях можно получить неплохой обогрев. Достаточно в корпус зеркала установить и подключить небольшую лампу накаливания примерно на 10 Ватт.

Обогрев зеркал с помощью лампочек

Такой способ начали использовать раньше всех остальных. Как известно, любая лампочка накаливания является ни чем иным, как нагревательным прибором, потому что 90 процентов электричества превращается в тепло, и только 10 — преобразуется в световое излучение.

По размеру они должны спокойно помещаться в корпусе зеркала, при этом их нужно устанавливать так, чтобы они не прикасались ни к обратной стороне зеркала, ни к передней стенке корпуса.

Вам придется снять корпус зеркала, для этого нужно будет аккуратно разобрать обшивку двери и добраться до стоек, на которых держатся зеркала. Следующим шагом станет разбор самого корпуса. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить пластик.

Переднюю стенку нужно защитить термостойким материалом — паронит, электротехнический картон, текстолит. Поверх теплоизоляции приклеивают фольгу, которая будет отражать тепло от передней стенки и направлять его на зеркало.

Лампочку нужно зафиксировать, для подключения ее к проводам можно использовать патрон либо термостойкие хомуты. Если же места внутри корпуса совсем мало, то к контактам лампы припаивают проводки и хорошо их изолируют, чтобы не было замыкания. Провода должны быть проложены свободно, не в натяжку и без изгибов, чтобы вы могли потом регулировать зеркала.

Если все сделать правильно, то тепловой энергии двух 10-Ваттных лампочек хватит, чтобы обогреть зеркало и избавиться от наледи за 2-5 минут. Очень долго держать их включенными не нужно, потому что это может привести к плавлению пластика и деформации зеркал.

Нагреватели на печатной плате

Наиболее простой способ. На любом авторынке вы найдете такие нагревательные элементы, представляющие из себя два слоя полимерного материала, между которыми находятся печатные проводники. Такие элементы выпускают либо под конкретную модель, либо можно найти платы стандартных размеров, то есть вам нужно знать размеры зеркального полотна своего автомобиля.

У нагревательных элементов сбоку есть две клеммы, к которым и подсоединяются провода. Их нужно припаять и заизолировать. Потом провода подключаются к автомобильной проводке, а на панель выводится кнопка для регулирования обогрева.

Эффективность обогрева повысится, если, как и в случае с лампочными обогревателями, внутреннюю полость корпуса зеркала покрыть теплоизоляционным материалом и фольгой.

Пленочные нагреватели

Пленочные резистивные элементы являются наиболее надежными на данный момент. Установка производится практически так же, как и печатных плат. Пленку к обратной стороне зеркального элемента приклеивают с помощью двухстороннего скотча.

Такие нагреватели продаются сразу с отходящими проводками, их нужно подключить к автомобильной проводке и вывести кнопку на панель управления.

Проволочные нагреватели

Некоторые умельцы могут самостоятельно сделать обогрев зеркал. Для этого им нужны будут вольфрамовые нити, которые укладываются между двумя слоями изоляционного материала, образуя спираль. Делаются два выхода для плюса и минуса. А дальше все идет по той же схеме.

Если вы выбираете именно такой способ обогрева, то нужно хорошо разбираться в электротехнике и материалах, например вольфрам нагревается очень сильно, что может привести к плавлению пластика. Кроме того, спираль должна быть хорошо изолирована, а между двумя слоями изоляционного материала не должно быть зазоров, иначе коэффициент полезного действия значительно уменьшится.

Техника безопасности и меры предосторожности

Желательно также, чтобы нагревательные элементы были подключены к сети автомобиля через предохранитель, который защитит нагреватели от короткого замыкания и перегрева.

Проверяйте нагревательные элементы перед подключением их к сети автомобиля. Перед тем, как собирать корпус зеркала заднего вида, хорошенько его просушите феном, потому что попавшая внутрь влага может привести к нежелательным последствиям.

Видео процесса самостоятельной установки обогрева на задние боковые зеркала. Весь процесс от начала до конца.

Другой способ обогрева зеркал всего за 100 рублей!

Практически все автомобили продаются со встроенным подогревом зеркал. Но со временем он приходит в негодность, или изначально отсутствует. В любом случае, можно сделать подогрев зеркал заднего вида своими руками.

Как сделать подогрев зеркал своими руками? Есть ответ!

Такая опция, как подогрев наружных зеркал, появилась относительно недавно, и является прерогативой относительно “молодых” моделей. Но как быть владельцу более старой модели, без такой модной, да и к тому же, полезной «фишки», которая способна еще и сделать езду безопасной, поскольку предотвращает обмерзание и запотевание зеркал заднего вида, поэтому водителю всегда будет видно, что происходит сзади.

Тем более что сделать подогрев зеркал можно своими руками, для этого не придется тратиться на дорогостоящие запчасти или инструмент, достаточно будет лишь куска провода и одной лампочки на 12В.

Нам понадобится большая электролампа мощностью 12В, например, такая как в задних фонарях машины. Лампа в данном случае будет выполнять не столько функцию освещения, сколько функцию подогрева зеркала. Внутри корпуса зеркал заднего вида и подключенная к электросети лампочка будет выделять достаточное количество тепла, для нагревания стекла до температуры необходимой, чтобы лед растаял, и испарилась влага на поверхности зеркал.

С целью уменьшения охлаждения внутренней части корпуса зеркала, потоком холодного воздуха, необходимо его переднюю часть немного “утеплить” при помощи слоя термостойкого материала. Это может быть: электротехнический картон, паронит, лакоткань сложенная в несколько слоев, текстолит или тонкий гетинакс. Материал должен иметь изолирующие свойства, чтобы в случае соприкасания “плюса” лампы и корпуса зеркала не случилось короткого замыкания. Поверху теплоизоляционного слоя необходимо положить фольгу, которая, как вы знаете, обладает способностью отражать тепло, направляя его на зеркало.

В случае дефицита места внутри корпуса зеркала нет возможности вставить соответствующий патрон, то лампочку можно зафиксировать при помощи термостойкого хомута. Однако помните, в независимости от того, какой из вариантов вам будет ближе, вы должны позаботиться о том, чтобы колба лампы ни в коем случае не соприкасалась со стеклом и корпусом лампы в противном случае вам не избежать разрушения отражающего слоя зеркала, а также возможного плавления корпуса.

Как вариант, электропроводку можно просто припаять к контактам лампы, после чего нужно будет плотно обмотать цоколь с применением изоленты.

Для того чтобы соединить зеркало с электрической сетью авто, понадобятся два изолированных провода, имеющих прочную внешнюю оболочку. Зачастую провода пропускают через стойку зеркала, а также внутреннюю полость дверей. При этом проводка не должна быть внатяжку или иметь переломы

Это важно в случае необходимости настроить зеркало или заменить лампочку

Производительность и эффективность такого подогрева напрямую зависит от того насколько мощной будет лампочка, а также от конструкции и размера корпуса зеркал заднего вида. К примеру, 21-Ваттная лампа способна разогреть покрытое льдом зеркало за 1-2 минуты. Не рекомендуется постоянно держать подогрев включенным, так как длительный подогрев отрицательно скажется на пластмассовых изделиях, а также на отражателе и его зеркальном покрытии.

Иногда для подогрева зеркал используют двухнитевую лампу 21+5 Вт оборудованную специальной схемой, позволяющей активизировать только одну из спиралей. Вторая вступает в работу при необходимости разогреть сильно замерзшее зеркало после продолжительной стоянки. При постоянно включенной одной слабой спирали можно и вовсе исключить возможность повторного запотевания или обмерзания.

Оптимальным считается вариант расположения в зеркале две слабеньких лампочки мощностью 10 Вт, которые можно было бы включать поочередно или вместе. Это позволит подобрать оптимальный температурный режим подогрева в зависимости от погодных условий.

Важно!!! Подключать электроподогрев зеркал к электрической сети автомобиля необходимо через соответствующий предохранитель, а в случае наличия в корпусе зеркал каких-либо щелей или отверстий, следует произвести работы необходимые для их герметизации. Выключатель подогрева зеркал лучше всего расположить в удобном для себя месте, желательно поближе к точке соединения с бортовой сетью. И последнее

Помните, все что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск, данный метод лишь один из вариантов самостоятельного решения вопроса подогрева зеркал. Будьте внимательны и соблюдайте технику безопасности, а также пожарную технику безопасности

И последнее. Помните, все что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск, данный метод лишь один из вариантов самостоятельного решения вопроса подогрева зеркал. Будьте внимательны и соблюдайте технику безопасности, а также пожарную технику безопасности.

Как сделать подогрев зеркал своими руками? Есть ответ! Пожалуйста, оцените эту страницу

Советы по уходу

Чтобы изделие служило долго, за ним нужно осуществлять правильный уход.

Во-первых, поверхность нового подоконника нужно регулярно очищать. Особенно если она используется ежедневно для приготовления пищи. 

Мойте изделие мыльной водой с помощью мягкой губки.

Во-вторых, нужно периодически уделять внимание затирочным швам. При установке керамической плитки обойтись без швов невозможно. В процессе эксплуатации швы быстро накапливают грязь, а еще в этом месте часто развивается болезнетворная плесень. 

В процессе эксплуатации швы быстро накапливают грязь, а еще в этом месте часто развивается болезнетворная плесень. 

Швы нужно очищать специальным средством хотя-бы один раз в неделю.

В-третьих, нужно уделять особое внимание любым трещинам и повреждениям. Если плитка треснула, то ее стоит немедленно заменить. В трещине могут образовываться бактерии

В трещине могут образовываться бактерии.

Монтаж готовых комплектующих

Монтаж понятен даже водителю авто, который недавно сел на руль.

Порядок действий:

  1. Найти устройство для замыкания и размыкания цепи (реле). Открыть капот ТС, найти черный ящик и реле. На коробке есть обозначения, какое реле для чего. Необходимо найти для зеркал, снять его. Далее заменить реле с зеркальным элементом, подключить провод, закрыть капот.
  2. Убрать старые зеркала. Открыть двери, выкрутить винты. Найти места для крепления для зеркал заднего обзора. Убрать старые комплектующие, отсоединить провода.
  3. Поставить купленные комплектующие.

Рекомендуем: Как быстро и просто осуществить замену подшипника генератора на ВАЗ 2110?

Как сделать обогрев боковых зеркал своими руками?

Данный процесс несколько более сложный, чем установка готовых комплектующих. Но все же, осуществить такую работу можно даже новичок и сделанный отражатель будет прекрасно служить.

Об установке расскажем на примере одного из вариантов, упомянутых выше, пленочного нагревателя. Это эффективный и простой сделать зеркала с подогревом в автомобиле.

  1. Пленочный нагреватель можно приобрести на авторынке. Вам нужно будет приклеить ее двухсторонним скотчем к изнанке отражателя. Предварительно проведите обезжиривание. Выступающие части пленки обрежьте, края подогните таким образом, чтобы они не выступали за края зеркала. Зеркальный отражатель и контакты нагревателя не должны соприкасаться, иначе первый выгорит.
  2. Если в корпусе есть ребра жесткости с внутренней стороны, их нужно будет аккуратно срезать и сделать отверстие под проводку. В комплекте к пленке обычно идут отходящие провода, которые нужно подключить к проводке автомобиля.
  3. Провода проводятся в стандартных пропусках в двери в салон, к месту где будет управляющее реле. Оно же должно быть подключено к аккумуляторной батарее. При этом на провод подключения к батарее установите предохранитель.
  4. Провод для управления реле подключается к замку зажигания. В разрыв же этого провода устанавливается кнопка включения, иначе подогрев будет идти постоянно во включенном автомобиле.

Разновидности

Существует несколько вариантов организации подогрева наружных зеркал заднего вида, которые условно делятся на электрозависимые и независимые от бортовой электросети на 12 В или 24 В.

Реализация подогрева зависит от конкретного материала, который вы будете использовать.

Выделяют такие разновидности:

  • Пленочные нагреватели. Очень удобные в применении, элементарные в установке и при этом довольно эффективный. Вариант для ленивых, если хотите;
  • Обогрев из лампочек. Изначально все автомобилисты, у кого штатного обогрева не было, но они хотели его получить, использовали лампочки. На сегодняший день технология устаревшая, но еще актуальная;
  • Проводниковые элементы. Здесь используется специальная плата, которая имеет нагревательные элементы. Сложного в установке ничего нет, а ассортимент обширный;
  • Проволочные. В качестве нагрева используется специальная проволока. Также реализовать можно, если соблюдать некоторые правила.

Чтобы внести некоторую ясность, предлагаю каждый вариант теперь рассмотреть отдельно.

Исходя из полученной информации вы сможете решить, что вам подходит, а от какой идеи лучше отказаться.

Организовать самодельный подогрев можно на любом зеркале. Все зависит от ваших пожеланий, умений и финансовых возможностей.

Самодельные системы подогрева, судя по публикациям на Drive2, чаще всего встречаются:

  • на Ваз 2110;
  • Деу Нексия;
  • Деу Ланос;
  • ВАЗ классика;
  • Лада Калина;
  • Рено Логан;
  • на грузовиках типа Газель;
  • ВАЗ 2109;
  • Рено Сандеро;
  • Шевроле Авео и пр.

Если вы хотите нечто подобное из себе, предлагаю познакомиться с краткими экскурсами в вопросы создания обогрева тем или иным методом.

Использование лампочек

Это самый старый метод среди всех существующих. Но ничего удивительного в том, что для обогрева используют лампы накаливания, нет совершенно.

Фактически такие лампочки это нагревательные приборы. Около 90% электричества они тратят на тепло, и лишь 10% идет на световые излучения. Чтобы создать систему обогрева, лучше всего взять пару маломощных лампочек на 10 Ватт, либо же 1 двухнитиевую, что позволит каждую спираль подключать отдельно. Обычно их размер вполне входит в корпус зеркала

Важно лишь разместить лампу так, чтобы она не касалась внутренних поверхностей зеркала и самого корпуса

Сам процесс установки обогревателя довольно трудоемкий. Но многие справляются своими силами.

Если вас интересуют подробности процесса, его можно разделить на несколько этапов. Хорошо подумайте, прежде чем использовать лампы. Все же метод устарел и есть ряд альтернативных решений.

Но все же опишу процесс поэтапно. Выглядит это примерно так:

снимается корпус зеркала;
разбирается корпус;
передняя стенка обрабатывается термостойким материалом;
сверху изоляции наносится слой фольги для отражения тепла;
лампочка фиксируется проводами с помощью патрона или хомутов;
все тщательно изолируется;
подключиться к питанию;
вывести кнопку;
собрать все в обратной последовательности;
проверить работоспособность;
запустить обогрев.

Обычно для активации обогрева выводится отдельная кнопка. При работе 2 ламп на 10 Ватт зеркало может прогреться и избавиться от наледи примерно за 2-5 минут.

Но такие лампы требуют много энергии и оставлять их долго включенными нельзя.

Печатные платы

Такой вариант проще и эффективнее, нежели лампочные обогреватели. Их отыскать не сложно на рынке или заказать через Алиэкспресс.

Фактически здесь речь идет о 2 слоях полимерного материала, между которыми находятся проводники из нихрома или иного материала. Подобные изделия бывают модельными, предназначенными для зеркал конкретных авто, либо универсальные. При необходимости они подрезаются и адаптируются под любое зеркало.

Сама установка выглядит так:

Способ 1

Для того, чтобы установить подогрев зеркал заднего вида, вам понадобится немного провода, две 12-вольтные лампочки, некоторые вспомогательные средства и немного свободного времени. Лампочки в этом случае призваны не светить, а служить нагревательными элементами внутри корпусов. Тепла, выделяемого лампочками, хватит, чтобы за считанные минуты отогреть замёрзшие или запотевшие зеркала.

Процесс установки подогрева зеркал

Разобрать зеркало можно с помощью отвертки

Чтобы сделать подогрев зеркал своими руками, прежде их следует снять и разобрать. С целью обеспечения лучшей сохранности тепла внутри зеркала, следует изнутри утеплить переднюю его стенку с помощью термостойкого материала. В качестве утеплителя могут послужить следующие материалы:

  1. электротехнический картон;
  2. лакоткань в несколько слоёв;
  3. паронит:
  4. текстолит;
  5. гетинакс.

Любой из выбранных утеплителей выступит и изолирующим материалом в случае, если «+» лампочки соприкоснётся с корпусом зеркала. Конечно, такие изолирующие свойства этих материалов актуальны для зеркал с металлическими корпусами. В пластиковых изделиях такой слой защитит корпус и от соприкасания горячей лампочки с ним, что может спровоцировать его плавление. Поверх теплоизоляции следует приклеить фольгу, поскольку она обладает способностью к отражению тепла. В данном случае слой фольги сможет отражать тепло от лампочки прямо на обратную сторону зеркального элемента.

Подогрев зеркала с помощью лампочки и теплового экрана

Если внутри корпуса зеркала обнаружится недостаточно места, чтобы разместить соответствующий лампочке патрон, то можно воспользоваться термостойким хомутом для фиксации лампочки. Также подходящие к электролампочке провода можно просто припаять к её контактам, и после этого тщательно заизолировать липкой лентой цоколь. Однако, вне зависимости от способа фиксации лампочки внутри корпуса, нужно помнить, что она не должна касаться зеркала. В противном случае может повредиться отражающий слой зеркального элемента или, при движении авто по неровностям, разобьётся сама лампочка.

Для того, чтобы соединить боковые зеркала с подогревом и электросеть автомобиля, необходимы 2 изолированных провода с прочной и гибкой внешней оболочкой. Чаще всего проводку прокладывают через стойки (или крепления) зеркал и внутренние дверные полости. Провода при этом не должны проходить внатяжку и не должны заламываться, поскольку зеркало должно свободно регулироваться.

Нюансы лампочного подогрева

Эффективность такого подогрева будет зависеть от производительности лампочки, а также от внутреннего объёма корпуса самих зеркал. Например, 12-вольтная электролампочка мощностью 21 Ватт, при соблюдении вышеупомянутых условий её установки, может отогреть стандартного вида зеркало, покрытое льдом, всего за 2-3 минуты. Тут следует оговориться, что постоянно оставлять подогрев зеркал включённым не следует, поскольку чрезмерное тепло внутри корпуса может нанести вред и пластику данного элемента заднего обзора, и его зеркальному покрытию.

Галогенная лампочка 12 В

В некоторых случаях для подогрева применяют 2-нитевую лампу мощностью 21+5 Ватт, имеющую специальную схему, которая позволяет задействовать лишь одну из спиралей. При необходимости, после продолжительной стоянки на морозе, к примеру, можно задействовать и вторую спираль для более быстрого и эффективного обогрева. После отогрева можно оставить работающей более слабую спираль лампочки, которая предотвратит повторное обмерзание зеркала и его запотевание.

Наиболее эффективной могла бы стать установка сразу двух маломощных (по 10 Ватт) лампочек в один корпус зеркала с возможностью их включения вместе или поочерёдно. Такая схема позволила бы наилучшим образом подбирать подходящий режим, который, в зависимости от погодных условий, обеспечивал оптимальную работу обогрева.

Требования

Подключать боковые зеркала с подогревом к атомобильной электросети следует через соответствующий предохранитель. Если в зеркальном корпусе наличествуют какие-то щели или отверстия, то, в процессе установки электрообогрева, необходимо произвести его герметизацию

Такие меры предосторожности необходимы во избежание попадания внутрь зеркал влаги и, как следствие, вероятности возникновения короткого замыкания. Включатель подогрева желательно расположить недалеко от точки его соединения с электросетью машины и в удобном для водителя месте

Помните, данный метод установки подогрева зеркал своими руками описан лишь как один из возможных вариантов. Самостоятельное решение данного вопроса лежит на вашей ответственности. Делать это можно лишь со строгим соблюдением техники безопасности!

Подогрев с помощью двенадцативольтовой лампочки

Наиболее простым решением проблемы является установка на зеркала лампочек в 12В, которые в данном случае работают не на освещение, а на выработку тепла. Перед тем, как сделать подогрев зеркал своими руками, соберите всё, что потребуется в процессе работы:

  • электрический провод;
  • две лампы 12В;
  • теплоизолятор;
  • фен;
  • клей «Момент»;
  • средство для обезжиривания;
  • салфетки из микрофибры.


Самым главным вопросом во время управления автомобилем является конечно же комфорт водителя и его хороший обзорНиже мы приводим пошаговую инструкцию, как сделать подогрев зеркал своими руками с помощью двух двенадцативольтовых ламп:

Выполните демонтаж зеркала.
Осторожно прогрейте коробку при помощи фена и после того, как клей расплавится, раскройте её и извлеките риноскоп.
Низ гелиостата вытрите насухо и обезжирьте.
Закрепите лампочку и позаботьтесь о выводном отверстии для электрического шнура.
После высыхания соедините рефлектор с рамкой.
Для более эффективной работы устройства позаботьтесь о теплоизоляции корпуса. В качестве изолирующего материала выбирают текстолит, электростатический картон, гетинакс или паронит.
Силовой кабель подведите к выключателю, который обеспечивает электропитание от бортовой сети

При этом проследите, чтобы он не имел перегибов, узлов и его длины хватало для того, чтобы избежать соединения в натяг.

Когда будете вынимать зеркальное покрытие, делайте это очень осторожно, ведь его очень легко повредить Если корпус слишком мал и лампочка в нём не помещается, используйте крепёжный хомут

Кроме того, обратите внимание на степень нагрева – температура должна быть достаточной для того, чтобы устранить наледь с поверхности рефлектора, однако она не должна быть избыточной, чтобы не расплавить пластиковый корпус. Следует знать, что не все зеркала подходят для того, чтобы устанавливать на них лампочки для обогрева

Чем приклеить зеркало заднего вида?

Достоинства системы подогрева

По сути, боковые зеркала представляют собой конструкцию, состоящую из обычного стекла и защитного корпуса. Часть автомобилей дополняется, как уже было отмечено, обогревом и электроприводом, позволяющим не выходя из салона регулировать положение этих элементов.

Первый вариант становится особенно актуальным для водителей, проживающих в холодных регионах, где температура нередко опускается ниже нуля градусов. В итоге на зеркалах образуется наледь, удаляемая либо обогревом, либо действиями самого автомобилиста.

Сегодня существует несколько видов систем обогрева боковых зеркал, отличающихся друг от друга типом использованного нагревательного элемента:

  • на проволочной основе;
  • на основе печатных проводников;
  • с пленочным подогревателем.

обогреватель своими рукамиобогреватель своими рукамиПервый вариант является наиболее простым. Конструкция подобной системы обогрева зеркал своими руками представляет собой обычную проволоку, которая намотана на какое-либо основание. Либо она закрепляется между двумя частями изолирующего материала. Эта конструкция при помощи клея или других веществ закрепляется на обратной стороне зеркала. Главным недостатком такого нагревателя является его низкий уровень КПД.

Нагреватель, созданный на основе печатных проводников, представляет собой плоский материал, изготовленный при помощи трафаретной печати, которая наносится посредством проводящей пасты. Существует и другой вид подобных устройств. Он предполагает наличие изолирующей ленты, на поверхности которой находятся печатные проводники. В каждом из приведенных случаев необходимо наличие двух изолирующих слоев. Соответственно, это обстоятельство негативно сказывается на КПД системы обогрева. Крепление осуществляется так же, как и в предыдущем случае.

Лучшим вариантом является использование пленочного нагревателя. В подобной конструкции обогрева зеркал своими руками подразумевается наличие токопроводящего слоя, устанавливаемого на стекло отражателя. Тепло в данном случае равномерно распространяется по зеркалу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: