Правила обгона
Двигаясь по трассе в колонне, рано или поздно необходимо совершить обгон медленно идущего транспорта или тяжелой грузовой автомашины. Делать это стоит в том случае, если скорость впереди идущего транспорта хотя бы на 5 километров меньше, чем скорость вашего автомобиля.
Для правильного совершения такого маневра, при двухполосном движении, необходимо дождаться, когда освободится встречная полоса, внимательно посмотреть нет ли сплошной полосы на разметке, оценить возможности совершения маневра без помех для других, двигающихся транспортных средств.
Категорически запрещается делать обгон, если:
- автомобиль, движущийся перед вами, показывает поворот налево;
- автомобиль, который двигается позади вашей машины уже приступил к обгону;
- существует риск совершения аварии, по встречной полосе двигается транспортное средство;
- маневр выполняется на железнодорожном переезде;
- маневр выполняется на пересечении главной и второстепенной дорог;
- маневр выполняется на месте примыкания второстепенной дороги.
- Дождитесь, чтобы закончил обгон впереди идущий транспорт. При несоблюдении этого правила, получается, так называемый, двойной обгон, грубейшее нарушение пункта 11 правил дорожного движения, что является поводом для административного наказания – штраф 5000 рублей, или лишение водительских прав до полугода.
- Обгон, совершаемый на своей полосе движения, без пересечения разделяющей полосы движения, называется «опережение», и не подлежит наказанию в виде лишения водительских прав.
- Чтобы не появлялось лишних вопросов у сотрудников госинспекции или судебных инстанций, следует в автомобиле установить видеорегистратор.
Правильно выполняя все рекомендации, а главное соблюдая правила дорожного движения, сохраняются все шансы на безопасное и спокойное движение.
Общие правила запрещения обгона
Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:
1) общие;
2) специальные.
Рассмотрим первоначально первый вариант.
К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.
1. Знак «Обгон запрещен» (3.20)
Очень наглядный и информативный способ запрещения обгона.
Важно помнить ряд обстоятельств, связанных с данным запрещающим дорожным знаком. — Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков 5.24.1, 5.24.2), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31)
Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» (3.21)
— Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков 5.24.1, 5.24.2), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31). Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» (3.21).
— Знак «Обгон запрещен» имеет три исключения: в зоне его действия разрешается обгон тихоходных ТС, гужевых повозок, мотоциклов без бокового прицепа.
— Знак «Обгон запрещен» не запрещает опережения.
2. Сплошные линии горизонтальной дорожной разметки
Еще один наглядный способ запрещения обгона.
Сплошная линия разметки (например, 1.1 или 1.11) запрещает себя пересекать; следовательно, обгон в таких условиях тоже запрещен.
3. Требования раздела 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части»
На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре и более полосы для движения, выезд на полосы встречного движения запрещен. Следовательно, запрещен и обгон.
А на дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения (когда принадлежность средней полосы не определена), использовать для обгона можно только среднюю полосу.
Выезжать на крайнюю левую полосу категорически запрещается.
Указанные выше случаи запрещения обгона – достаточно наглядны: ограничение на совершение данного маневра здесь подтверждено реальными объектами (знаками или разметкой), а также здравым смыслом и логикой безопасности. Поэтому и запомнить эти случаи совсем не трудно.
Наказание за нарушение правил обгона
Фиксацию нарушений выполняют сотрудники ГИБДД. Для этого они дежурят на дорожных участках, в качестве «помощников» используются камеры фото- и видеослежения. Устройства установлены вдоль дорог.
Для того чтобы узнать, какое наказание за нарушение правил обгона, следует обратиться к нормам КоАП. Нужно ориентироваться на Кодекса. Её санкция предусматривает штраф или лишение прав.
В соответствии с ПДД, прежде чем начать опасный маневр, водитель должен убедиться, что в сложившейся обстановке его удастся выполнить, не помешав другим авто.
Наказание назначается с учётом того, что совершен неправомерный выезд на ПВД. При этом обгоняемое транспортное средство мешает в полной мере оценить дорожную обстановку, так как закрывает обзор встречной полосы
Также водитель не берет во внимание или снисходительно относится к ограничивающим факторам: наличие встречного транспорта, узкая дорога, плохие погодные условия, интенсивный трафик и так далее
При повторном нарушении наказание становится жестче. В первый раз лишение прав за обгон предусматривается на 4-6 месяцев, потом этот срок увеличивается до года.
Законодательная база, которая поможет разобраться в теме:
- ПДД РФ (ст.11) – понятие обгона и опережения, как их правильно выполнять.
- Постановление Правительства РФ № 1090 – в деталях о том, какие знаки запрещают обгон легковым и грузовым машинам, особенности нанесения разметки и так далее.
- КоАП (ст.12.15) – наказание за выезд на ПВД.
Размер штрафной санкции
Водителям следует заранее узнать, какой штраф за обгон в 2020 году, прежде чем решиться на выполнение запрещенного маневра. В соответствии с ч.4 ст.12.15 КоАП наказание за двойное опережение – штраф в размере 5000 рублей.
Вынужденная остановка
Остановка транспортного средства не всегда бывает запланированной (или, как называют Правила, преднамеренной). Бывает и так, что водитель не собирался по своей воле останавливаться, а пришлось! Чаще всего это бывает из-за какой-нибудь технической неисправности.
И в этом случае ПДД называет такое состояние вынужденной остановкой.
Вынужденная остановка касается и тех транспортных средств, которые продолжают движение. И поэтому – в целях достижения максимальной безопасности – в случаях вынужденной остановки в тех местах, где остановка и стоянка запрещены, водитель обязан включать аварийную сигнализацию и выставлять знак аварийной остановки.
ПДД четко регламентируют три случая вынужденной остановки. Но все они сходны своей нежелательностью, непреднамеренностью, незапланированностью, ибо носят исключительно случайный характер.
1. Техническая неисправность.
Неприятная перспектива для водителя, но весьма распространенное явление.
2. Препятствие для движения.
К примеру, впереди – по направлению движения – случилось ДТП. А это опасность.
Или сходы лавины, селя, падение камней.
3. Состояние водителя или пассажира.
Схватило сердце, внезапно заслезились глаза, резко заболела голова, ослепили фары встречных автомобилей…
Да мало ли случаев, когда состояние водителя или его пассажиров заставит отказаться от продолжения намеченной поездки, ибо делает ее небезопасной?
4. Опасность, создаваемая перевозимым грузом.
Незакрепленный груз на верхнем багажнике – очень распространенная причина его несанкционированного появления на проезжей части или на других автомобилях.
При обнаружении проблем с креплением груза следует немедленно перейти в режим вынужденной остановки.
Необходимость в проведении опережения и обгона
Обгон — это взаимодействие трёх последовательных движений автомобиля на дороге.
Машина перестраивается на движение вперёд по встречной полосе, идёт на объезд и занимает прежнее место в полосе. Такое передвижение совершается на дороге часто. И владельцам автотранспорта надо быть уверенным в том, когда можно это делать, а в каком случае — нельзя. Ошибка автомобилиста обойдётся ему серьёзным штрафом. Более того, автовладельца могут лишить водительских прав на долгое время.
Есть водители с солидным водительским стажем, которым трудно различить понятия — опережение и обгон. Но неправильное понимание этих терминов ведёт к частым разбирательствам с инспекторами и даже — авариям.
Опережение связано с продвижением транспорта по дороге с превышением скорости рядом двигающихся автомобилей. В этом варианте не происходит выход на встречную полосу. И, в отличие от обгона, опережение возможно проводить как с левой, так и с правой стороны.
Автомобилистам надо правильно разбираться в том, что такое двойной обгон. В том случае, когда он совершается следом за объезжающим авто, процесс называют «паровозиком» или «гуськом» и считают двойным обгоном.
Как правило, это разрешается автомобилю, выехавшему первым. Практически все остальные участники движения, которые следуют за первым, уже нарушают правила. Они и создают «паровозик».
Полотно дороги слабо просматривается, водители не оценивают ситуацию и происходит дорожно-транспортное происшествие.
Почему опасно обгонять экипаж ГИБДД
Существуют некоторые нюансы такого перестроения. Иногда на трассе можно заметить организованную подставу от экипажа ГИБДД. Они могут специально ехать на небольшой скорости, чтобы водитель, едущий сзади, был вынужден их обогнать. При этом налицо нарушение ПДД, если перестроение происходит с нарушениями, например, по сплошной разметке.
Но существуют и другие случаи с более «ухищренными» нарушениями, о которых автовладелец может не догадаться.
Видеорегистратор
Нужно учитывать, что обгон автомобиля ДПС будет безопасным, если на вашей машине установлен видеорегистратор. Иногда даже сотрудник ДПС может незаконно выписать постановление. Он будет ссылаться на то, что вы пересекли сплошную разметку при завершении обгона. А судья всегда поверит инспектору ГИБДД, если у вас не будет видеозаписи.
Это случается, так как протокол по-прежнему считается доказательством. Но Верховный суд не допускает такого, хотя другие суды используют на практике показания инспектора, так как он принимал присягу. А водитель присяги не принимал, и может обмануть. Поэтому при возникновении сомнений суды прибегают не к презумпции невиновности, а к доверию инспектора.
Другими словами, ситуация когда вы совершали обгон, не нарушая Правил, но были задержаны полицейским, который ехал в служебной машине и оформил постановление для наказания, вполне может быть. Однако такое бывает редко.
Ловушка полиции
Другая опасная ситуация может произойти, и ваш видеорегистратор не поможет. Проблема состоит в том, что проблесковый маячок и звуковой сигнал на полицейском автомобиле может включиться в момент начала обгона. Это делается намеренно и неожиданно, что вы не сумеете точно определить момент включения.
Обгон всегда сопровождается с выездом на «встречку». То есть, сразу после пересечения линии, разделяющей противоположные полосы, обгон можно считать начавшимся. Сотрудники ГИБДД могут контролировать этот момент из своей машины, и включить мигалку и сирену за мгновение до обгона.
И в такой ситуации вас могут наказать, не нарушая закона. Хотя это не совсем справедливо.
Превышение скоростного режима
Другой нюанс, о котором необходимо помнить – это то, что при обгоне вполне вероятно превышение скорости. На служебном автомобиле может быть установлено устройство для вычисления скорости, которое зафиксирует ваше нарушение. В такой ситуации порядок обгона не нарушается, но получить штраф за нарушение скоростного режима вполне вероятно.
Иные нарушения обгона
Сотрудники ГИБДД хорошо изучили и знают Правила дорожного движения. Но многим водителям пора начать их изучение заново. Поэтому наказать и лишить прав водителя можно за выезд на «встречку» в разных случаях.
В каких случаях запрещен обгон по ПДД:
- При создании помех, как обгоняемому автомобилю, так и другому транспорту или пешеходам.
- Служебный автомобиль также решил обогнать другую машину, или объехать возникшее препятствие.
- В момент обгона на полицейской машине работает левый сигнал поворота.
- За вашим автомобилем движется авто, который также совершает обгон другого транспортного средства.
- Нельзя обгонять на регулируемом светофором перекрестке, а также на нерегулируемом при движении по второстепенной дороге.
- На пешеходном переходе.
- За 100 метров перед железнодорожным переездом или на нем.
- На эстакаде, в туннеле, на мосту, либо под данными сооружениями.
- В конце крутого подъема.
- На опасных поворотах.
- Там, где видимость дороги ограничена.
- По сплошной разметке или под знак, запрещающий обгон.
Имейте ввиду, что даже при движении полицейского автомобиля с малой скоростью (до 30 км в час), совершать обгон, ссылаясь на то, что это тихоходный транспорт, по сплошной разметке, либо под знак «Обгон запрещен», нельзя.
Тихоходным транспортом считается тот, на котором установлен специальный опознавательный знак. Обычная машина, движущаяся по дороге с небольшой скоростью, таковой не является.
Разрешён ли двойной обгон по ПДД?
Двойным считается обгон двух и более автотранспортных средств с обязательным выездом на полосу, созданную для встречного движения. Кроме того, таковым является и обгон обгоняющей машины. Примечательно, что прямого запрета на такой манёвр в актуальных Правилах дорожного движения нет.
Но это вовсе не значит, что всегда можно обгонять хоть 10 автомобилей одновременно. Правилам обгона посвящён целый достаточно большой раздел ПДД. В нем рассказывается, как нужно безопасно делать данный манёвр, и какие действия признаны опасными или являются наказуемыми.
Таким образом, обгон считается законным и безопасным, если выполняются следующие требования:
- На встречной полосе нет другого транспорта, который едет близко.
- Впереди нет ничего, что запрещает обгон (запрещающий дорожный знак, двойная сплошная разметка, конец подъёма, пешеходный переход, эстакада и т.д.).
- Обгон машины, которую вы желаете обогнать, уже не начал другой водитель.
- Впереди идущий транспорт не собирается делать обгон.
Более никаких запретов на такой манёвр не существует. Кроме того, собираясь обогнать другой автомобиль, следует учитывать особенности дорожного покрытия, погодные условия и характеристики авто. Это позволит сделать обгон безопасным.
Но доказать автоинспектору, кто именно является нарушителем в таком случае, зачастую непросто. Нередко помочь может лишь видеорегистратор или случайные свидетели. Стоит отметить, что данное явление не совсем правильно называть двойным обгоном. Это – скорее обгон паровозиком или гуськом.
Можно ли обжаловать постановление
Для этого необходимо подробно изучить площадь дороги и все условия правонарушения. Убедиться в правильности и корректности линий разметки по всем правилам, условия видимости участка дороги, уточнить все нюансы и мотивы нарушения, на случай, если оно оказалось вынужденным. Все факты необходимо запечатлеть на фото, предоставить видео-фиксацию и правильно составить акт. Помимо вышеперечисленного, нужно пригласить двух свидетелей, которые подтверждают все отмеченное в акте.
С этим пакетом документов следует отправиться в управление ГИБДД, а уже после – в суд. Там есть возможность опротестовать штраф или уменьшить наказание, если будет доказан факт правоты.
Спартак Борисович Королёв
Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.
Остались вопросы по теме Спросите у юриста