Технические характеристики шасси ЗИЛ 432722
Колесная формула | 4х4 | |
Масса перевозимого груза, кг | 3750 | |
Масса снаряженного шасси автомобиля, кг | 4450 | |
Распределение нагрузки на дорогу от массы снаряженного шасси через шины, Н (кгс) | переднего моста | 28150 (2815) |
заднего моста | 16350 (1635) | |
Допустимая полная масса автомобиля, кг | 8460 (8120)* | |
Допустимые нагрузки на дорогу от полной массы автомобиля через шины, Н (кгс) | переднего моста | 40600 (4060)* |
заднего моста | 44000 (4400) /40600 (4060)* | |
Радиус поворота, м | 8,1 | |
Скорость движения шасси автомобиля, км/ч | минимальная, устойчивая | 3,0 |
максимальная | 70 | |
Контрольный расход топлива при V=60 км/ч,л/100 км | 19,0 | |
Вместимость топливного бака, л | 125 |
* — Для автомобиля, оборудованного системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Кто же он тот самый доброжелатель?
Обоими до самого конца их существования владела мэрия г. Москвы.
Тот же Москвич 2141 — это аналог современной Шкода Октавия. Которая появилась только в 1996 году. В 2000-м устранили её болячки. С 2004 по 2011 у неё были большие проблемы с новыми моторами TSI и «сухими» КПП DSG DQ200. Которые с 2012 устранят. И сейчас их просто тьма на дорогах. Миллионные тиражи, огромный спрос.
В данном случае руководство Шкоды не испугали трудности. Они приняли все усилия, взяли кредиты, заручились гарантиями правительства страны.
Устранили проблемы и продолжили производство, постоянно занимались модернизацией. Дорабатывали свои модели и добились желанных успехов, спроса и прибыли.
Тот же Бу Андерсон, чтобы о нём не думали, как и Ли Якокка, приложил все усилия и вытянул ГАЗ и ВАЗ из банкротсва. В те же самые годы.
И сейчас оба завода на высоте. С моделями которые он протолкнул в производство. И заставил всех работать на должном уровне с требуемым качеством. Выгнал всех бездельников и оставил за бортом бракоделов-поставщиков деталей на сборочный конвейер. Предварительно дал им время на исправление ошибок. Кто прислушался и перестроился — остался.
Завод ЗИЛ, канув в прошлое, дал жизнь многим другим заводам: УАЗ, УРАЛ, КАЗ, FAW, БАЗ, ЛИАЗ, и самому главному — КАМАЗ.
Самый низкий поклон, всем тем, кто работал на ЗИЛе!
Особенности конструкции
ЗИЛ 131 хоть и имел особенную конструкцию, однако все же был похож на большинство других грузовиков-вездеходов, которые выпускались в Советском Союзе. Похожие решения применялись одной и той же стратегией при создании этих машин. Разница была лишь в разных подходах к решению некоторых технических задач, а также в обеспечении автомобилю проходимости.
Конструкторами была истрачено большое количество времени, чтобы разработать более дешевую в изготовлении конструкцию. Создатели стремились упростить устройство основных узлов грузовика и при этом сохранить характеристики. В результате – новый ЗИЛ 131 стал по праву называться лучшим в своем классе.
Запасное колесо ЗИЛ 131 — фото
«Король бездорожья»
Настоящей легендой завода стал армейский грузовик ЗиЛ-157,
получивший у благодарных водителей звучные прозвища «Ступа», «Мормон», «Колун»
или «Трумен». Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве с
1958 до 1988 года, можно назвать выдающейся. Многочисленные
версии ЗИЛ-157 можно до сих пор встретить и на Крайнем Севере, и в Средней Азии.
Полноприводный грузовик оснащался двигателем мощностью в 104
лошадиные силы, который мог разогнать его до 65 км/ч. Машина может перевозить
до 5 тонн груза по асфальту и до 2,5 тонны по грунту.
Впервые в советском автомобилестроении на грузовом
автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в
автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать его во всех колесах
или по выбору. От давления в шинах зависит проходимость машины: на слабых
грунтах, грязи, песку или снеге оно снижается.
Необходимая прелюдия
Этот грузовик, выпускаемый с 2004 года, интересен двумя моментами – увеличенной до 8 т грузоподъемностью и шестицилиндровым дизелем ММЗ Д-260.11 Е2 мощностью 178 л.с. с солидным значением крутящего момента, равным 708 Н·м. Ставка на импортный (хотя и ближнезарубежной страны) дизель сделана не от хорошей жизни – просто в настоящее время у АМО ЗИЛ нет собственного дизельного двигателя, несмотря на многолетние усилия по его созданию и освоению в производстве.
Примерно тридцать лет назад на фоне резкого подорожания нефти на мировом рынке в СССР была принята широкомасштабная программа тотальной дизелизации автомобильного транспорта. Она подразумевала помимо модернизации двигателей ЯМЗ, пуска мощностей по выпуску дизелей КамАЗ и разработку ряда новых семейств дизелей, включая даже малолитражные дизели для легковых автомобилей. В условиях впадавшей во все больший паралич командно-административной системы хозяйствования успели создать дизели и для ВАЗа (малолитражный), и для ГАЗа (с воздушным охлаждением), а для УралАЗа закупили лицензию на мотор Deutz (тоже «воздушник»), а ЗИЛу была поручена разработка собственного семейства дизелей ЗИЛ-645. В отличие от предыдущих проектов этот безнаддувный мотор с водяным охлаждением мощностью порядка 180 л.с. дошел до серийного производства и в 1986–2003 годах устанавливался на серийную продукцию. Под производство порядка 150 000 дизелей в год специально был построен огромный завод в городе Ярцево, Смоленской области, но выйти на крупносерийное производство двигателей он уже не успел. Грянули рыночные реформы.
Очевидно, что Госплан и Минавтопром совершили просчет, приведший к распылению средств. Вместо создания оптимальной номенклатуры дизельных двигателей (хотя бы и на основе лицензий передовых мировых производителей) и их централизованного производства на базе ЯМЗ и/или КамАЗа каждому заводу был задан план по освоению собственных силовых агрегатов.
Переход к новой рыночной политике в 1992 году послужил точкой отсчета в новой судьбе отечественной автопромышленности. Крупномасштабные проекты производства дизелей стали закрываться один за другим как убыточные и бесперспективные. Проект развития дизеля ЗИЛ-645 замер на этапе оснащения его системой наддува, было создано всего несколько десятков таких двигателей. Оставшись без руководящего и надзирающего государева ока, предприятия автомобилестроительной отрасли начали выплывать в бурных водах экономики периода первоначального накопления каждый сам по себе, уже не имея и толики тех средств, что централизованно выделялись на дизелизацию, к тому же растеряв рынки сбыта не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье, где, кроме того, остались и многие прежние смежники.
Последний советский лимузин
ЗИЛ-41041 — последнее зиловское поколение лимузинов. Их
производство началось в 1985 году с приходом нового Генерального секретаря ЦК
КПСС — Михаила Горбачева. Автомобили предназначались для обслуживания членов
Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных
делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год.
ЗИЛ-41041 оборудован карбюраторным двигателем с рабочим
объемом 7,68 л. Развивает до 200 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд,
расходуя 25-30 литров бензина на 100 километров пути.
Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента
Казахстана в 2002 году. В 2011 или январе-августе 2012 (по разным данным) года
был выпущен еще один ЗИЛ-410441, проданный Януковичу. Выпуску последних трех
автомобилей ЗИЛ посвящен документальный фильм «Последний лимузин».
Камский автомобильный заводКАМАЗ
ПАО «КАМАЗ» (Камский автомобильный завод) — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года (КамАЗ). Также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие.
Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкирия) производятся автобусы.
Сегодня ПАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения. В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан).
К концу 2010-х годов группа организаций «КАМАЗ» включала в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.
ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с КАМАЗа. Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.
Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. КАМАЗы становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 17 раз.
Название предприятия неоднократно менялось:
в 1969—1973 годах — оно именовалось «Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей»;
с 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ».
В августе 1990 года путём преобразования ПО «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года создано ОАО «КамАЗ».
Начиная с 1973 года «КамАЗ» владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак).
В документах предприятия и рекламных материалах обозначение «КамАЗ» не употребляется; в настоящее время как фирменное наименование используется капитализированная версия наименования — «КАМАЗ».
Кабина ЗИЛ-164
Автомобиль оснащался цельнометаллической кабиной с утеплением крыши, задней стенки и передней панели. Для того периода данное решение было инновационным. Кабина вмещала трех человек и была укомплектована жидкостным отопителем, обогревателем ветровых стекол и вентиляцией. Кресла в салоне были пружинными. При этом водительское сиденье устанавливалось отдельно и настраивалось под рост оператора. От пыли кабину защищали новые уплотнители.
Заднее окно было глухим и закрывалось решеткой. Ветровое стекло делилось на две части. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой. Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи. На приборной панели красовались пять круглых циферблатов, часть приборов в сравнении с ЗИС-150 была заменена на более современные.
Коробку передач ЗИЛ-164 унаследовал от ЗИС-150В. 3-ходовая 5-ступенчатая КП получила облегченное включение двух последних передач. Решение позволило снизить аварийность данных грузовиков, поскольку при движении под гору вращение карданного вала обычно превосходило безопасное, потому вал обрывался, повреждая трубки магистрали тормозного привода. Остановить автомобиль в подобной ситуации оказывалось невозможно. От аварий также спасал и ограничитель оборотов коленчатого вала.
Пожарный ЗИЛ-164
На последние модификации ЗИЛ-164 устанавливались ограничители лонжеронов, а пружины поперечины были усилены. Кронштейн крепления крыла стал жестче. На отдельные версии монтировался дополнительный топливный бак, существенно увеличивающий запас хода автомобиля.
Тормозная система седельного тягача, предназначенного для работы с прицепом, оборудовалась раздаточным краном для подключения тормозного механизма прицепа. Здесь же размещалась штепсельная розетка.
Модернизация ЗИЛ-164 осуществлялась постепенно, в результате чего была сохранена преемственность поколений.
АПК-1 на шасси ЗиЛ-164
Цена нового и б/у
Производство ЗИЛ-164 завершилось довольно давно, потому приобрести новый автомобиль не удастся. Предложений данного грузовика на рынке осталось очень мало. Стоимость автомобиля варьируется от 30000 до 50000 рублей в зависимости от состояния. При этом машина обычно предлагается на запчасти.
Аренда грузовика спросом не пользуется.
Как ЗИЛ-170 превратился в КАМАЗ
Грузовик КАМАЗ давно стал гордостью отечественного автопрома. Завод построенный с нуля в чистом поле, не имея серьезной истории, оказался одним из самых успешных экономических проектов в истории СССР.
Прародителем КАМАЗа стал ЗИЛ-170. От старта разработки нового ЗИЛа до выпуска первых КАМАЗов прошло 10 лет. Именно столько лет понадобилось на реализацию грандиозного проекта. Вы спросите зачем вообще понадобилось создавать этот автомобиль и привлекать такое количество ресурсов? Ответ крылся в экономической сфере. Как показала практика, для дальнейшего развития экономики страны советов понадобилась машины большой грузоподъемности, но при этом с небольшим радиусом разворота, чтобы можно было эксплуатировать данный грузовик в населенных пунктах на дорогах общего пользования.
Именно поэтому заводу имени Лихачёва было поручено создать бескапотный грузовик. Вторым важным условием стояло создание трехосной конструкции грузовика. Переход с классической схемы 4 × 2 на 6 × 4 с двумя ведущими мостами потребовался из-за желания снизить нагрузку на дорожное полотно. Ведь чем больше колес, тем меньше нагрузка на асфальтовые дороги. А это в свою очередь позволило бы создать более грузоподъемный грузовик.
В 1969 году на ЗИЛе полностью завершили испытания нового грузовика. Семейству новых трёхосных бортовых грузовиков присвоили индекс 5320, который впоследствии перейдет на КАМАЗ. В 1972 году ЗИЛ-170 окончательно превращается в КАМАЗ-5320 и получает модернизированную кабину. Одновременно появляются грузовики с индексами 53202 (длиннобазный бортовой), 5510 (короткобазный самосвал), 5410 (седельный тягач) и другие версии машины.
Многие конструкторские решения инженеров завода имени Лихачева оказались востребованы до сих пор. Простая и надежная конструкция позволило создать один из самых популярных грузовиков, который можно встретить во многих странах мира. Наиболее востребованными остаются оригинальные комплектующие сделанные на Камском автозаводе. Качественные расходники и “ходовые” детали, такие как тормозные колодки https://kam-teh.com.ua/kamaz-tormoznye-kolodki можно заказать на сайте компании КамТех. Прямые поставки запасных частей и отсутствие лишних посредников обеспечивают оптимальные цены на любые запасные части КАМАЗ.
Инженеры ЗИЛ отвечали не только за кабину, ходовую часть и трансмиссию. Так же с их участием создавали дизельный мотор для будущего КАМАЗа. Первые испытания показали, что 6-цилиндровые дизели ЯМЗ откровенно слабы. Поэтому началась разработка 8-цилиндрового мотора 740 серии. Впоследствии именно его будут производить на новом заводе силовых агрегатов в Набережных Челнах, как и уникальную коробку передач с понижающим рядом.
Внешние параметры
Говоря о внешних данных машины, надо учесть нескольких моментов. Автомобиль должен был стать большегрузным, и первый вариант при собственном весе в 8 тонн мог взять 6 тонн груза. Опытный образец был бортовым грузовиком с тентом, но после него пошли и тягачи, и самосвалы. Впрочем вплотную к разработке этих модификаций подошли уже на заводе в Набережных Челнах. Поэтому для описания и возьмем бортовую версию. Все параметры этого автомобиля ЗИЛ-170 приведены на схеме, представленной выше.
Основные размеры, которые стали одинаковыми для всех машин, выпишем отдельно. Общая длина – 7435 мм, расстояние от бампера до центра первого колеса – 1275 мм, между осями задних колес – 1320 мм, от переднего до заднего по центрам – 3190 мм. Общая ширина – 2500 мм, между покрышками на одной оси – чуть более 2000 мм. При этом задняя пара осей усилена – по 4 колеса на каждой.
Также к внешним данным можно отнести характерную решетку радиатора в правой верхней части передка, которую унаследовал КамАЗ, и многие другие детали, отвечающие международным требованиям, типа шнуровки на нижней части тента.
История модели
Прежде чем переходить непосредственно к описанию грузовика, заметим, что первый автомобиль КамАЗ вышел из ворот завода в 1977 году. Единственным отличием, которое можно заметить у современных машин, стали прямоугольные фары, тогда как у не менее известного ЗИЛ-130 осветительные элементы круглые.
Итак, почему же на первых КамАЗах стояли другие буквы? История ЗИЛ-170 началась в 60-х годах прошлого века, когда московскому заводу имени Лихачева дали приказ на проектирование нового большегрузного автомобиля. При этом Минавтопром отметил два пункта: первое – грузовик должен быть как западный (бескапотный), и второе – нужно наладить производство на новом месте. Стоит отметить, что в это же время на заводе полным ходом шла разработка ЗИЛ-130, а также проводились полевые испытания модели 3169, которая как раз могла ответить всем требованиям министерства.
Автомобиль имел большую грузоподъемность, не меньшую грузовместимость, но это был советский капотный грузовик. В серию он не пошел. Следующей моделью завода должен быть стать ЗИЛ-170. История создания автомобиля начинается в 1968 году, когда из ворот завода выезжает первый бескапотный тягач (впоследствии КамАЗ-5410). В 1969 году выходят экспериментальные версии грузовиков и самосвалов (соответственно, КамАЗы 5320 и 5510). В этом же году начинается строительство завода, на который впоследствии перешли все наработки ЗИЛа, уже под именем КамАЗ.
Первые модели нового предприятия также носили на капоте эмблему завода им. Лихачева. Буквы КамАЗ (логотип в виде бегущей лошади родился много позднее), по легенде, появились, когда на ВДНХ увидели первый выставочный образец грузового автомобиля от завода в Набережных Челнах. Кто-то из министерства сказал, что машина, выпускаемая на другом предприятии, не должна носить имя ЗИЛ. В результате этого московский завод возвращается к разработке капотных вариантов, а ЗИЛ-170 уже под именем КамАЗа выпускается и по сей день.
Технические характеристики
Силовой агрегат
В наше время большое количество автолюбителей восторгаются зарубежными транспортными средствами, на борту у которых силовые установки V8, объема 5.6 литра, однако, если сравнивать их с ЗИЛовским мотором, зарубежные варианты выглядят «игрушечно». Массивная крышка капота советского огромного лимузина скрывает под собой V-образный, восьмицилиндровый, 16-клапанный, 7.7-литровый двигатель.
Такой «движок» развивает 315 лошадиные силы, но это еще не все! Он выдает 608 Н/м крутящего момента уже при 2 500 оборотов в минуту – такой показатель превышает данные Nissan GT-R и схож с новым Jeep Grand Cherokee SRT. Последняя модель выделяется первыми местами среди большинства спортивных машин, оставляя их сзади себя.
Такой силовой агрегат запитывается с помощью четырехкамерного карбюратора и извлекает искру из свечей при помощи бесконтактного зажигания. Тип привода газораспределительного механизма – OHC. Блок является алюминиевым, а двигатель получил два распределительных вала.
У каждого цилиндра объем камеры сгорания составляет почти литр. Такие моторы устанавливают на Тойота Ярис или Дэу Матиз. Такой «движок» позволяет разгоняться тяжелому лимузину до скоростной отметки в 100 км/ч. за 13 секунд, а максимальная скорость составляет 190 километров в час.
Трансмиссия
Передавала крутящие усилия от такого мощного двигателя на колеса трехскоростная гидравлическая трансмиссия на «автомате» и 3-х скоростная коробка планетарного подразделения. В качестве привода предусматривались только задние колеса. Карданный вал получил промежуточную опору.
Неразрезной задний мост оснастили главной передачей гипоидного вида. Селектор переключения скоростей установили на трансмиссионном тоннеле между передними креслами. КПП обладает механизированным стопором для того, чтобы удерживать машину на подъеме. Он выключается в автоматическом порядке, как только авто тронется с места.
Ходовая часть
Впереди на советскую модель решили установить независимую, бесшкворневую подвеску, на поперечных рычагах, где также есть стабилизатор поперечной устойчивости. В роли упругой детали применили 28-миллиметровый торсион, установленный вдоль рамы, который оказывает действие на нижний рычаг.
Сзади применили зависимую подвеску, где есть продольные несимметричные полуэллиптические рессоры и реактивные тяги. У длинных малолистовых рессор (1 550 миллиметров) была прокладка между листами полиэтиленового типа. Обе подвески получили амортизаторы телескопического вида.
Рулевое управление и тормозная система
В роли рулевого устройства специалисты решили применить винт-шариковую гайку с зубчатым сектором. Все это дополняется гидравлическим усилителем рулевого колеса. Тормозная система обладает дисковыми 292.2-миллиметровыми вентилируемыми тормозами впереди и задними 315.7-миллиметровыми устройствами.
Гидравлический привод представлен двухконтурным типом, каждый из которых воздействует на тормозные устройства 4-ех колес. Стояночный тормоз имеет барабанное оснащение. Привод производится при помощи левой педали.
Безопасность
Бронированные модели ЗИЛа 41047 выпустили только в количестве 14 штук. Такие транспортные средства обеспечивали уверенную безопасность всем пассажирам. Некоторые места правительственного автомобиля имеют толщину брони в 8 сантиметров! Толщина стекол составляет 8.5 сантиметра! Сквозь них не могут пройти пули даже 7.62 калибра с бронебойным закаленным сердечником.
Машина выдерживала взрыв гранаты на крыше и даже под топливным баком. Как упоминалось уже выше, президентский лимузин не боялся даже проколов колес, что позволяло ему в максимально быстрые сроки покинуть «опасное место». Примечательно и то, что советский автомобиль почти невозможно перевернуть – это лишний раз красноречиво свидетельствует о высоком уровне безопасности.
Модификации ЗИЛ-41047
ЗИЛ-41047 | Является базовой моделью с семью посадочными местами в кузове лимузин, база колес 3 880 миллиметров (1985-2000 год) |
ЗИЛ-41041 | Выпускали с 1986-го по 2000 год. Модель сделана на платформе лимузина (41047) и является автомобилем сопровождения в 5-местном кузове седан с обрезанной базой до 3 300 миллиметров. Благодаря тому, что машина стала не такой длинной (5 750 миллиметров) и не такой тяжелой (до 3 160 килограмм), повысились ее динамические данные. Официально построение таких транспортных средств не завершилось, однако, в реальности они не производятся. В общей сложности произвели 26 моделей. |
ЗИЛ-41042 | Вместе с проектированием лимузина, специалисты готовили к производству его санитарное исполнение – машину в кузове универсал с индексом 41042. Для выделения на фоне государственной колоны, подобные транспортные средства окрашивали в черную краску. Из-за этого их часто называли «Черным Доктором». Невзирая на распространенные мнения, оснащение данной модификации не подходило под условия реанимированного авто. ЗИЛ-41042 подходил для транспортировки влиятельных пациентов при необходимой госпитализации. Транспортное средство предусмотрено на экипаж из 3 врачей и одного больного, для которого предусмотрено лежачее место. Кузовную длину увеличили, а сверху медицинской части внутреннего убранства устанавливали надстройку. Кормовая дверь имела 2 отделения: то, которое располагалось вверху поднималась, а внизу – откидывалось. Масса универсала составляла 3.9 тонны. Кормовая дверь, расположенная слева, была искусственной, за ней находилась «запаска» и инструмент. Внутри советский универсал смогли отделать очень качественно, даже носилки изготавливали, применяя натуральную кожу. Выпущенные через время на «тележке» 41045 и 41047 медицинские универсалы обладали тем же индексом – ЗИЛ 41042. Построенные лимузины на «тележке» 41047 выделялись наличием монолитной кормовой двери, которая поднималась вверх. В общей сложности изготовили 4 санитарные машины. |
ЗИЛ-41043 | Представляет машину специальной связи, которая выпускалась с 1980-1983 года на платформе универсала (41042). Такое исполнение обладало экранированной системой электрического оборудования и вмонтированной в крышу параболистической антенной правительственной связи. |
ЗИЛ-41044 Фаэтон | С наступлением 1981-го, предприятие имени Лихачева построило парадный фаэтон с индексом 41044, который имел складываемый в автоматическом порядке верх (продолжительность опускания и поднимания не превышала 20 секунд), и «прячущееся» в автоматическом порядке рамки боковых стекол. Отличия от штатной версии были следующими: авто получило пару дверей, правое кресло отсутствовало, а по центру внутреннего убранства устанавливали тумбу с поручнем. Вдобавок ко всему ЗИЛ-41044 Фаэтон оборудовали несколькими микрофонами, а также была радиостанция и антенны. В общей сложности выпустили 3 подобные «машинки». |
ЗИЛ-41045 | Такая модификация изготавливалась с 1983-го года по 1985-й. После прихода следующего Генсекретаря центрального комитета коммунистической партии Советского Союза (1983 год), лимузин перенес косметический рестайлинг внешнего плана. Было принято решение демонтировать блестящие накладки с арок колес, а молдинг, который шел по порогу, поместили выше – на двери. Радиаторная решетка, вместе с фарами, была изменена, кормовые фонари получили немного другое исполнение. |
ЗИЛ-41046 | Служил связным транспортным средством, производившимся на «тележке» ЗИЛ-4104. С внешней стороны такое исполнение ничем не выделялось от штатного. На версии 41046 стояла экранированная электрическая проводка и технология специальной связи «Кавказ». |
ЗИЛ-41048 | Авто произвели в 1984-м в количестве одного экземпляра, которое отличалось своеобразным климат-контролем. |
ЗИЛ-41049 | Представляет машину специальной связи на платформе 41047. В общей сложности произвели только 2 экземпляра. |
ЗИЛ-4105 «Бронекапсула» | Это бронированная версия машины имела 3 версии. Как описывалось выше, в качестве структуры взяли, так называемую, бронекапсулу. Уже сам кузов строили вокруг нее. |
ЗИЛ-41072 «Скорпион» | Представляет машину охраны специального назначения, построенную в 1989 г. Эту версию, оснастили широкими подножками, внешними и внутренними поручнями по бокам автомобиля и внутри него. Люк на крыше подходит для «непредвиденных обстоятельств». Советская модификация обладала конструкцией сиюминутного раскрывания кормового окна. Разработчики предусмотрели особенную планировку интерьера при помощи поворотных кресел. Всего выпустили 8 подобных машин. |
Продукция завод ЗИЛ
- Лучшие в СССР холодильники. Их даже успевали передать по наследству. Настолько они были надëжны.
- Правительственные легковые автомобили для первых лиц государства (модели 101, 110, 111, 114, 117 и их модификации). Сейчас вместо них делают автобили Aurus совместно с НАМИ в Елабуге. Плюс планируют на их базе делать микроавтобусы (проект «Кортеж»). Аналог микроавтобуса «Юность».
- Полноприводные грузовики для армии. И для выполнения работ вне дорог. Для геологов, лесников, для постройки ЛЭП, прокладки трубопроводов и того подобных задач.
- Спецмашины высокой проходимости в спецКБ под руководством конструктора Грачёва. В частности, автомобили-амфибии «Синяя птица» для поиска и перевозки космонавтов. Из мест их приземления на базу в любую погоду.
- Многоосные шасси для армии и строек.
- Автобусы ЗИЛ (будущие ЛИАЗ, туда передадут производство).
Один из автобусов ЗИС — потом производство переведут в подмосковное Ликино (будущие ЛИАЗы)
Интересные факты
На появление новой линейки лимузинов ЗиЛ-4104 мог повлиять и новый генсек партии — Леонид Ильич Брежнев, который славился страстью к автомобилям, и к моменту вступления в должность имел большую коллекцию иностранных авто.
Интересный факт про кузовные панели лимузина ЗиЛ-4104 – их изготавливали с применением технологии оплавки свинцом: после сварки на них наплавляли слой свинцового сплава, который затем рихтовался специальным инструментом. В некоторых статьях пишут, что это делалось для защиты от радиоактивного излучения – но это лишь заблуждение, в действительности кузов оплавляли свинцом лишь для придания идеального внешнего вида поверхности и исключения дефектов.
Специально для Л.И.Брежнева салон лимузина ЗиЛ-4104 сделали с красным велюром и золочеными ручками. Для этого кузов авто даже вывозили в Англию, так как в СССР таких технологий не было. Но по большей своей части все салоны ЗиЛов были однотипные – это делалось для упрощения подмены авто на другой по каким-либо причинам. Так пассажиры вообще могли не заметить, что машина другая.
Примечательно, что парадная версия лимузина ЗиЛ-41044 окрашивалась только в серый цвет генеральской шинели. По воспоминаниям рабочих, генерал, принимавший машины, лично прикладывал рукав своей шинели к машине и сравнивал оттенок. Салон в парадном ЗиЛ был выполнен из желто-рыжей кожи — так решил министр обороны Д.Ф. Устинов.
Но завод какое-то время продолжал выпуск лимузинов серии ЗиЛ-4104 для частных лиц, а в 2010 году уже наполовину пустующему заводу пришел заказ на новые правительственные кабриолеты для парадов – их собрали из оставшихся кузовов.
В 2013 году производство на заводе имели Лихачева остановилось окончательно. Сейчас завод практически полностью разрушен, но цех по сборке лимузинов сохранился и стал отдельной фирмой ООО «МСЦ-6 АМО ЗИЛ» — в нем продолжается сборка и ремонт лимузинов из оставшихся запчастей.
Хотелось бы верить, что производство правительственных автомобилей в нем возобновится, но скорее всего лимузины ЗиЛ скоро окончательно уйдут в историю, став еще одним памятником автомобилестроения безвозвратно ушедшей эпохи.
Подводим итоги
Как ни жаль, но найти себе покупателей компания, так и не смогла, поэтому даже мелкосерийное производство было остановлено. Многие чиновники сегодня отдают больше предпочтение именитым иномаркам, нежели советским производителям. Но невзирая на все это, в свои года, ЗИЛ-41047 был одним из самых безопасных автомобилей во многих странах. Машина имеет неплохой и приятные внешний облик, стильную переднюю часть и большие габариты.
Приемлемая высота дорожного просвета позволяет транспортному средству не особо переживать за качество дорожного покрытия. Оказавшись внутри машины, сначала может создаться ощущение, будто вы находитесь в иномарке и только эмблема рулевого колеса напоминает, что этот президентский лимузин построил завод имени Лихачева.
Кстати, руль получил гидравлический усилитель, что существенно облегчает управление громоздким автомобилем, а рулевую колонку можно подстроить под предпочтения любого водителя. Радует наличие настоящего дерева и приятной обшивки внутреннего убранства. Также нельзя не заметить удобные и приятные сидения, получившие различные регулировки.
Внутри везде предостаточно свободного пространства, особенно на втором ряду. Двери достаточно широкие, поэтому попасть и выйти из авто не составляет труда. Багажное отделение тоже имеет много полезного объема. Техническая сторона лимузина получила мощную силовую установку, которая позволяет такому большому и тяжелому автомобилю быть динамичным.
Отдельно стоит сказать о высокой степени безопасности, которая и была специально нацелена на первых лиц государства. Долгое время подобной машине просто не было подобных, так как даже проводились специальные мероприятия, где иностранные специалисты пытались перевернуть лимузин, но им этого не удавалось. Толстая металлическая и оконная броня позволяла выходить из самых сложных ситуаций и спасать жизни важных пассажиров.
Немаловажно и то, что на данной платформе было построено немало разнообразных модификаций специальных машин, которые также часто находились в кортежах или на спецзаданиях. Сегодня такие машины можно найти в музее или в гаражах частных коллекционеров
Такой автомобиль надолго запомнят, как быстрый, удобный, безопасный и престижный лимузин для государственных чиновников.