Конструктивные особенности и характеристики минитрактора мтз-082

Содержание

  • 1 Краткое описание модели
  • 2 Технические характеристики 2.1 Двигатель
  • 2.2 Силовая передача 2.2.1 Муфта сцепления
  • 2.2.2 Коробка передач и раздаточная коробка.
  • 2.2.3 Задний мост
  • 2.2.4 Передний ведущий мост (МТЗ-82)

2.3 Ходовая часть и рулевое управление
2.4 Гидравлическая навесная система
3 Модельный ряд

  • 3.1 Тракторы

3.2 Коммунальные и строительные машины
3.3 Спецтракторы
3.4 Лесные машины
3.5 Ранее выпускавшиеся модификации трактора МТЗ-80 (82)
4 В игровой и сувенирной индустрии
5 Примечания

  • 5.1 Комментарии

5.2 Источники
6 Литература
7 Статьи и публикации
8 Ссылки

К созданию и массовому производству семейства тракторов МТЗ-80 (82) Минскому тракторному заводу им. В. И. Ленина удалось приступить после выхода в 1966 году Постановления Совета Министров СССР № 606, в котором говорилось «о необходимости производства универсально-пропашных тракторов, мощностью не менее 75-80 л. с. и тягового класса не менее 1.4». Были выделены колоссальные по тем временам деньги и ресурсы. Для ускорения создания и уменьшения затрат на переоборудование основного завода и смежных предприятий было принято решение о глубокой модернизации семейства тракторов МТЗ-50 (52).

В конструкцию новой машины было внесено большое количество изменений. Основными из которых являлись новая обшивка, кабина, и двигатель повышенной мощности Д-240 Минского моторного завода.

Уже в 1972 году испытания нового трактора были успешно завершены. Во время испытаний были определены агрегатируемые машины и орудия, количество которых составило около 230. Увеличение конструктивной скорости до 33 км/ч. позволило более рационально использовать трактор на общетранспортных работах.

На конвейер трактор встал в 1974 году, а в 1975 году, в Кишинёве, на конвейер вышел гусеничный вариант трактора Т-70. Первоначально трактора имели маленькую кабину, но уже в 1980 году на МТЗ-80 (82) стали устанавливать более просторную и комфортабельную кабину, с большей площадью остекления, которая была разработана ещё в середине 1970-х годов для перспективных моделей. С небольшими доработками такая кабина устанавливалась и в 2021 году на все модели, произведённые на базе МТЗ 80.1 и 82.1.

В ноябре 2012 года трактор участвовал в марше протеста балтийских фермеров в Брюсселе. Крестьянин Каспарс Гулбис в знак протеста против несправедливых прямых дотаций отправился в путь на тракторе МТЗ-80 из Таллина в Брюссель.

Вал отбора мощности

Для привода рабочего оборудования трактора «Беларус МТЗ-82.1» снабжены задним валом отбора мощности, работающим в независимом двухскоростном режиме – 540 об/мин (при скорости двигателя 1632 об/мин) и 1000 об/мин (при скорости двигателя 1673 об/мин) или синхронном режиме — 3,44 оборота на метр пути). Направление вращения вала – по часовой стрелке.

В стандартную комплектацию «МТЗ-82.1» тракторов входит хвостовик вала отбора мощности на восемь зубьев для стандартной скорости 540 об/мин.А для скорости в 1000 об/мин необходимо установить хвостовик на двадцать один зуб.

Экскаватор «ЭО-2621» на базе трактора «МТЗ-82.1».

Фотогалерея

Данная модель оснащается 2-скоростным ВОМом (зависимым и синхронным). Посредством него рабочие органы могут функционировать в разных режимах. В оснастку модели входит специальная гидравлика, применяемая для опускания и поднятия различных устройств: бороны, сеялки, плуга, роторного снегоочистителя, трелевочного приспособления, щетки и других. Дополнительное оборудование не входит в базовую комплектацию трактора и поставляется отдельно.

Другой полезной функцией является возможность регулировки колеи, что существенно облегчает работу на небольшой площади или в стесненных условиях.

МТЗ-082 оснащается удобным мягким сиденьем. Кабина в минитракторе не предусмотрена.

Сколько стоит минитрактор МТЗ-082

Тракторы МТЗ-082 в хорошем состоянии найти довольно тяжело. Модификация «БС» 1992-1997-го годов выпуска обойдется в 85000-100000 рублей.

Аналоги

Аналогом МТЗ-082 является минитрактор Булат-120, выполняющий схожие функции, и МТЗ-132, являющийся модернизированной версией «Беларуса-082».

МТЗ-082

В конструкцию первого минского миниуниверсала МТЗ-082 заложен опыт многолетнего производства тяжелых мотоблоков. Трактор, укомплектованный фирменным 12-ти сильным карбюраторным двигателем СК-12, характеризуется гибкими тяговыми параметрами. Трансмиссия обеспечивает достаточно широкий рабочий и транспортный скоростной диапазон в пределах 2,38-14,9 км/час.

Модифицированная версия этой модели МТЗ-082БС получила более экономичный и долговечный двигатель Briggs&Stratton, оснащенный регулятором оборотов и эффективным бумажным фильтром.

Машина снята с производства достаточно давно, поэтому новый трактор купить практически невозможно. Тем не менее, подержанную машину в отличном состоянии на украинском тракторном рынке можно купить за 40-45 тысяч гривен (1400 – 1600$).

Подробный обзор МТЗ-082

Модификации

Несмотря на большую функциональность Беларусь МТЗ-80/82, на их базе выпускались и узкоспециализированные версии под выполнение определенных задач, также этот трактор входил в состав свеклоуборочного комплекса в качестве тягового устройства.

Из самых примечательных версий трактора можно выделить МТЗ-82.1., МТЗ-82Р, МТЗ-82Н и МТЗ-82К.

МТЗ-82.1. — отличается комфортабельной кабиной, разработанной согласно требованиям ОЕСД. Кроме того, на данную модель устанавливается различное навесное оборудование как для посевных работ, так и для уборочных.

МТЗ-82Р предназначался для работ на рисовых полях.

Поскольку такие поля залиты водой, то для применения этого трактора на них, его оборудовали дополнительными бортовыми передачами, обеспечивающими увеличение клиренса до 700 мм, а также на трактор устанавливались колеса большего диаметра.

МТЗ-82Н предназначался для работ на горных склонах с уклоном до 8 град. Для этого на тракторе занизили центр тяжести путем установки колес меньшего диаметра.

МТЗ-82К использовался на крутых склонах в условиях горной местности. Он оснащался стабилизационным механизмом, имел качающиеся бортовые передачи.Видео обзор трактора МТЗ-82

Конструкция аппарата

Минитрактор состоит из двух половин, шарнирно сочленённых между собой.

  • В передней части размещён силовой блок с двигателем, коробкой скоростей и постоянно задействованным приводным мостом.
  • В задней половине расположен отключаемый привод колёс, навесной узел и сиденье оператора.

Управляют аппаратом поворотом рулевого колеса, которое через червячный редуктор связано с шарнирно-сочленённым узлом.

Стандартное оснащение

В базовом варианте модель оборудуют задней гидронавесной системой, необходимой для агрегатирования с сельхозмашинами и орудиями. Узел состоит из:

  • гидропривода;
  • механизма навески.

Первый включает в себя:

  • отключаемый маслонасос;
  • бак запаса рабочей жидкости;
  • распределитель;
  • гидроцилиндр.

Механизм навески состоит из шарнирного четырёхзвенника с регулируемыми раскосами. Кроме навесного узла в машине предусмотрены:

  • поперечина для работы с прицепными агрегатами;
  • тягово-сцепное устройство шарового типа для транспортировки полуприцепа типа МТЗ ПО5-01.

Минитрактор МТЗ 082

Мтз 082 представляет собой универсальный четырёхколёсный мини-трактор с большим техническим потенциалом. Эта модель включает в себя не только наработки белорусских машиностроителей, но и технические решения зарубежных производителей.

Выпуск данного агрегата начался в 1978 году и явился ответом на острую потребность отечественного потребителя в машинах такого класса. За прошедший период трактор не утратил своей востребованности и сегодня он активно используется во многих фермерских и коммунальных хозяйствах.

В 1986 году производство этой машины было остановлено и ей на смену пришёл новый и более совершенный агрегат «МТЗ-082БС».

Назначение

В сферу деятельности этой машины входят следующие виды работ:

  • заготовка кормов для скота;
  • опрыскивание полей удобрениями;
  • поливка зелёных насаждений;
  • устранение сорняков;
  • пахотные работы;
  • культивация;
  • посадка сельскохозяйственных культур;
  • сбор урожая;
  • очистка территорий от мусора;
  • уборка снега.

Следует о в основном ориентирован на рынки развивающихся государств, включая страны бывшего социалистического лагеря. В связи с этим, стоимость самой машины и запчастей для неё находится на приемлемом уровне.

Описание

Минитрактор Беларус МТЗ 132Н это многофункциональная машина позволяющая автоматизировать широкий спектр сельскохозяйственных работ на фермерских угодьях, загородных дачах и в коммунальных предприятиях. Делается это благодаря агрегатированию к трактору различного дополнительного навесного оборудования.

В частности, Беларус 132н может выполнять следующие виды работ:

  • Пахота почв (выполняется плугом);
  • Боронование и культивация (при помощи бороны и фрезы соответственно);
  • Посев и сбор картошки (подсоединяется картофелекопалка и картофелесажалка.)
  • Междурядная обработка и удобрение сельскохозяйственных культур (благодаря окучнику);
  • Скос травы (для этого применяется косилка);
  • Уборка улиц от снега (используется снегоочиститель);
  • Транспортировка грузов (применяются прицепы);
  • Орошение земельного участка (при помощи помпы);
  • Уничтожать ветки (благодаря измельчителю веток они превращаются в стружку).

Как мы видим, минитрактор Беларусь находит применение на протяжении всего года.

Из преимуществ в технических характеристиках МТЗ 132н стоит отметить полный привод. Задние колеса можно отключать при необходимости и оставлять ведущими только передние.

Минитрактор Беларус оборудован надежным двигателем Honda GX390 (11 л.с.), который имеет высокие характеристики КПД и увеличенный срок эксплуатации. Благодаря этому можно приводить работы даже с тяжелым навесным оборудованием.

Позади установлена гидронавеска. Навесное оборудование приводится в действие с ее помощью.

Вал отбора мощности на Минитрактор Беларус МТЗ 132Н имеет 2 положения. Благодаря этому можно регулировать скорость работы навески.

Трактор МТЗ 082

Мтз 082 представляет собой универсальный четырёхколёсный мини-трактор с большим техническим потенциалом. Эта модель включает в себя не только наработки белорусских машиностроителей, но и технические решения зарубежных производителей. Выпуск данного агрегата начался в 1978 году и явился ответом на острую потребность отечественного потребителя в машинах такого класса. За прошедший период трактор не утратил своей востребованности и сегодня он активно используется во многих фермерских и коммунальных хозяйствах. В 1986 году производство этой машины было остановлено и ей на смену пришёл новый и более совершенный агрегат «МТЗ-082БС».

Дополнительное оборудование

Из дополнительного оборудования, не предусмотренного базовой комплектацией, на трактор МТЗ-82.1 можно также установить:

  • ходоуменьшитель;
  • боковой вал отбора мощности;
  • приводной шкив;
  • сменный хвостовик заднего ВОМа;
  • реверс-редуктор;
  • дополнительные грузы;
  • защитное устройство хвостовика ВОМ-2;
  • предпусковой подогреватель;
  • гидрофицированный крюк;
  • пневматический переходник;
  • поперечину прицепного устройства (ТСУ-1-Ж);
  • буксирное устройство ТСУ-З-К;
  • кронштейн с разрывными муфтами;
  • шланги сцепки;
  • левый регулируемый раскос навесного устройства;
  • проставку для установки сдвоенных задних колес;
  • аптечку;
  • дополнительное сиденье и т.д.

Особенности

— ДИЗЕЛЬ Stage II;- ДИСКОВЫЙ В.О.М. — ОБНОВЛЕННЫЙ ДИЗАЙН И НАПОЛНЕНИЕ КАБИНЫ:- ПОЛНАЯ ТОНИРОВКА СТЕКОЛ;- ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ С ЦВЕТНЫМ ЖК-ДИСПЛЕЕМ; — БОКОВОЙ ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЗЛАМИ И СИСТЕМАМИ ТРАКТОРА;- МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ;- ГЛУШИТЕЛЬ РАСПОЛОЖЕН ПО СТОЙКЕ КАБИНЫ (ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОБЗОРНОСТИ);- ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО МОСТА; — В КАБИНЕ УСТАНОВЛЕНО USB ЗУ, ПРИКУРИВАТЕЛЬ И МАГНИТОЛА;- УМЕНЬШЕННАЯ ВИБРАЦИЯ;- «МОКРЫЕ» ТОРМОЗА;- СНИЖЕНО УСИЛИЕ НА ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ;- ДВУХРЫЧАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КПП (ДИАПАЗОНЫ + ПЕРЕДАЧИ);- УПРАВЛЕНИЕ ПРИВОДОМ ПВМ, В.О.М. И БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА – КНОПКИ;- ОСНАЩЕН РЕВЕРС – РЕДУКТОРОМ;

Двигатель:

Тип Дизель без турбонадува, с непосредственным впрыском топлива
Модель Д-243S2
Мощность, кВт(л.с.) 61,8 (84)
Номинальная частота вращения, об/мин 2 200
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндров/ход поршня, мм 110х125
Рабочий объем, л 4,75
Максимальный крутящий момент, Н*м 298
Коэффициент запаса крутящего момента 15
Удельный расход топлива, гр/кВт*Час 244
Емкость топливного бака, л 130

Трансмиссия:

Муфта сцепления Сухая, однодисковая.
Коробка передач Механическая, синхронизированная
Число передач, вперед/назад 14/12
Скорость движения,вперед/назад, км/ч: 36,6/2,3
Задний ВОМ:
независимый I, об/мин 540
независимый II, об/мин 1 000
синхронный I, об/мин 3,4

Размеры и масса:

Общая длина, мм 4 120
Ширина, мм 1 970
Высота, мм 2 800
База трактора, мм 2 450
Колея, мм:
по передним колесам 1430-1990
по задним колесам 1400-2100
Агротехнический просвет, мм 645
Наименьший радиус поворота, м 4,5
Масса эксплуатационная, кг 4 000
Масса в состоянии отгрузки, кг 3 850
Масса максимально допустимая, кг 6 500
Максимальная глубина преодолеваемого брода, мм 0,85
Размеры шин:
передних колес 11,2-20
задних колес 15,5R38

Гидронавесная система:

Универсальная, раздельно-агрегатная, обеспечивающая высотное регулирование.

Грузоподъемность на оси,кг 3 200
Максимальное давление, МПа 20
Производительность насоса, л/мин 45
Емкость гидросистемы, л 25

Передний ведущий мост:

Портального типа, с коническими редукторами, с самоблокирующимся дифференциалом, с тремя режимами работы: включен, включен принудительно, включается автоматически при буксовании задних колес.

Комплектация:

Реверс — редуктор. Рабочие фары. Три пары выводов гидросистемы. Механическая фиксация задней навески. Поперечина прицепного устройства (ТСУ-1). ЗиП

По заказу:

Кондиционер. Грузы балластные передние и задние. ПВМ с планетарно — цилиндрическими редуторами, электропривод и обогрев зеркал, сидение Grammer, расширенные опции ЗНУ. Сцепка СА-1 (Угольник)

Вал Карданный
Генератор Генератор Г9721.3701 (14V 100А 1400Вт) Д-245,260, ММЗ-3LD-20 МТЗ-1221, МТЗ-311 одноручьевый
Двигатель Двигатель Д-243S2-1723 74.3708 (PP4M10P1f-3478G2) НШ-14М-3Л-10 Г9714.3701
Дифференциал
Кабина 6700-01-ТК920-060 Кабина УК в сборе МТЗ-80/82/800/900/1025
Колонка рулевая
Комбинация приборов
Коробка передач 1700010-Б1- 72 КПП механич/мех.пониж.редуктор/с приводом ГХУ/с приводом ПВМ/с бок вкл МТЗ-82
Коробка раздаточная
Корпус гидросистемы
Корпус сцепления 1600010- 70 Корпус сцепления в сб. мтз-82.1 nдв=2200об/мин под механический редуктор
Крышка привода переднего моста
Мост задний 2401010- Б-70 Задний мост мтз-82
Передний мост 2300020- 02-822 Мост передний МТЗ-82/1025,г/ц Ц-63 чулки длинные
Насос дозатор
Насос НШ гидросистемы
Насос НШ рулевое НШ-14 М-3Л Насос левый плоский (рулев.управл.82П,92П,1025,1221/1822.3) Гидросила
Насос топливный Топливный насос (РР)4M(10P1f) 3478 GL T MOTORPAL европривод для Д-243-654 (РААЗ или Чехия)
Пневмокомпрессор А29.05.000 Пневмокомпрессор МТЗ-80/82,1221, 1523, 2022 производительност ь — 144 л/мин
Промежуточная опора карданного вала
Распределитель Распределитель РП70-890.1 (МТЗ-82)
Регулятор давления пневмосистемы
Сиденье оператора
Стартер Стартер 12 вольт 74.3708 БАТЭ Д-243, Д245, Д246 3,6/2,55кВт
Стеклоочиститель передний
Тахоспидометр
Тормозной кран
Трансмиссия
Турбокомпрессор
Цилиндр гидросистемы
Шестерни главной передачи в паре
Шина задняя левая Шина 18.4R34 мод.Ф-11 (диск W16х34-3107012А) камера зад мтз-922.3/1025
Шина задняя правая Шина 18.4R34 мод.Ф-11 (диск W16х34-3107012А) камера зад мтз-922.3/1025
Шина передняя левая Шина 360/70R24 Бел-89 (диск W12х24-3101020-01)
Шина передняя правая Шина 360/70R24 Бел-89 (диск W12х24-3101020-01)
Щиток приборов

Область применения

В круг задач «Беларуса» входит выполнение коммунальных и сельскохозяйственных работ.

  • Расширение возможностей осуществляют за счёт применения навешиваемых инструментов.
  • Последние бывают пассивного и активного действия с приводом от вала отбора мощности.
  • Неподвижные орудия применяют при вспашке грунта, боронировании или культивации почвы.

Активные механизмы используют:

  • для покоса травы;
  • посадки/посева растений;
  • сбора урожая;
  • очистки территории от снега или мусора.

Манёвренный «тракторёнок» используют в тепличном хозяйстве, где в стеснённых условиях затруднено применение полноразмерной техники.

Как завести трактор МТЗ-82 – пособие для начинающих

Отличительной особенностью трактора МТЗ-82 является простота его запуска. Эта процедура не требует наличия особых навыков.

Как свидетельствует руководство по эксплуатации, запуск агрегата выглядит следующим образом:

  1. Сначала нужно проверить количество и состояние масла в картере и трансмиссии, а также уровень горючего в баке и количество хладагента в радиаторе агрегата;
  2. После этого нужно перевести рычаг стояночного тормоза трактора в положение «Включено»;
  3. Далее потребуется установить рычаг КПП агрегата в нейтральное положение. При этом рычаг управления редуктором должен быть переведен в крайнее переднее или крайнее заднее положение;
  4. После этого рычаг управления ВОМ трактора следует перевести в положение «Включено»;
  5. Далее необходимо включить переключатель массы;
  6. Затем потребуется установить рычаг подачи горючего в среднее положение;
  7. После этого необходимо выжать педаль сцепления, повернуть ключ пускового механизма и подержать его в таком положении до запуска двигателя. При этом держать ключ необходимо не более 15 сек;
  8. Во время этого на приборной панели загорится контрольная лампа, и, после запуска мотора, погаснет;
  9. В случае, если двигатель трактора не завелся, то повторить процедуру запуска агрегата можно не ранее, чем за 40 сек.

Выполнив все эти действия строго в указанном порядке, фермер сможет завести двигатель трактора без вреда для его основных движущихся механизмов, и начать дальнейшую эксплуатацию машины.

Что нового в трансмиссии МТЗ 82.3

Силовая передача трактора оснащена однодисковым, сухим, постоянно замкнутым, сцеплением с металлокерамическим диском. В редукторе включения ВОМ ушли от ленточных тормозов и перешли на фрикционные диски в связи с внедрённым электрогидравлическим приводом управления. Фрикционные диски тормозов работают в масляной ванной.

Коробка передач

По количеству скоростей механическая КПП трактора осталась неизменной. Но дополнительную универсальность трактору даёт вместе с повышающим редуктором, встроенный реверс-редуктор. Таким образом, в отличие от традиционной компоновки КПП МТЗ 82 с 18 передачами переднего хода и 4 заднего хода — МТЗ 82.3, в составе с реверс-редуктором, получает 18 передач переднего хода и 18 заднего.

Управление КПП осуществляется тремя рычагами:

  • переключение повышающего редуктора осуществляется рычагом, размещённым с левой стороны колонны панели управления
  • реверс редуктор переключается рычагом, размещённым полевую руку водителя основания сидения
  • рычаг переключения передач размещён стандартно по правую руку у боковой панели управления

ПВМ и его привод

Трактор оснащён усиленным балочным передним мостом с планетарно-цилиндрическими колёсными редукторами, что обеспечивает эксплуатационную надёжность машины. В составе гидрообъёмного рулевого управления (ГОРУ) для поворота передних колёс установлены два гидроцилиндра.

Радикальное отличие МТЗ 82.3 от всех версий МТЗ 82 это совершенно другое решение в конструкции привода переднего моста. Производитель избавился от промежуточной опоры в составе привода ПВМ, вызывающей постоянные проблемы. Редуктор выполняющий функцию раздаточной коробки размещён непосредственно в составе КПП, а не отдельным узлом с правой стороны коробки как в предыдущих версиях. Передача вращения проходит через промежуточную часть трансмиссии, где размещена муфта включения привода ПВМ с гидроэлектрическим управлением. От корпуса силовой передачи (сцепления) карданный вал привода проходит к главной передаче ПВМ гораздо выше в сравнении с предыдущей конструкцией, что обеспечивает  увеличенный агротехнический просвет. Кроме этого, вращающийся вал привода полностью закрыт защитным кожухом, обеспечивая дополнительную надёжность трактору.

Навесное оборудование для МТЗ-82

Еще в самом начале своего производства МТЗ-82 мог агрегатироваться с большим ассортиментом навесного оборудования, а в настоящее время выбор и назначение подвесной навески практически не ограничены. Большой выбор навесных орудий с трехточечной системой крепления обусловлен тем, что данное конструкторское решение для крепления подвесного оборудования является самым надежным из возможных и применяется во всех тракторах высокого тягового класса.

Среди самых популярных орудий можно выделить следующие:

  • Фронтальный погрузчик и экскаватор, применяемые для решения строительных и коммунальных задач, машина превращается в бульдозер.
  • Щетки и отвалы для чистки дорог и территории.
  • Плуги, фрезы, культиваторы для обработки почвы.
  • Сеялки, сажалки и копалки для посадки семян и сбора готового урожая.
  • Сенокосилки, грабли, пресс-подборщики для заготовки сена.

Цены на навесное оборудование для МТЗ-82 зависят от компании производителя, но в среднем являются достаточно невысокими.

Заключение

Несмотря на большое количество техники, представленной зарубежными конкурентами, продукция белорусского производителя остаётся до сих пор популярной и востребованной на внутреннем рынке страны. И всё это благодаря тому, что машиностроители «МТЗ» не останавливаются на достигнутом уровне, а регулярно внедряют в отрасль тракторостроения новые технологии и новаторские идеи. Машины минского завода постоянно совершенствуются: расширяется их сфера применения и улучшаются функциональные возможности агрегатов. Ярким примером тому является выпуск тракторов «МТЗ 082 БС», «Беларус 112» и «Беларус 132Н», которые являются модифицированными версиями той модели, что была разработана в далёком 1978 году.

Видео минитрактора МТЗ 082

Читайте еще:

Минитрактор МТЗ 152

Трактор МТЗ 320

Трактор 1523 МТЗ Беларус

Минитрактор МТЗ 311

Минитрактор Донг Фенг 244

Минитрактор Уралец 160

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: