Прицеп для перевозки пчел: виды, как сделать своими руками, модели кочевых пасек

Преимущества использования прицепов в пчеловодстве

Самым простым устройством у владельца кочевой пасеки считается телега для перевозки пчел, прицепляемая к легковому автомобилю. Транспортное средство позволяет осуществлять перевозку малого количества домиков. Владельцу большой кочевой пасеки выгодна вместительная платформа.

Преимущество использования для транспортировки ульев прицепного устройства объясняется плюсами кочевой пасеки:

  1. Кочевой метод содержания пасеки способствует лучшему развитию пчел в середине весны.
  2. Перевозка ульев на другое место приносит пользу пчелам. Насекомые получают доступ к требуемому количеству нектара.
  3. Для кочевой пасеки сезон медосбора раньше начинается и позже заканчивается. Перевозка пчел к цветущим медоносам приносит пасечнику больше урожая. Покупка прицепа и топлива для транспорта окупится, если с каждого улья собирать от 6 кг качественного меда.
  4. Во время перевозки пасеки пчеловод самостоятельно выбирает, возле каких медоносов остановиться. Частая кочевка позволяет получить за сезон разные сорта меда.

Если говорить о преимуществе самого прицепного устройства, то маленькие телеги к легковым авто выгодны в плане компактности. Однако минусом является вместимость. Обычно стандартным легковым прицепом за один раз осуществляется перевозка максимум 4 ульев с пчелами.

Многими преимуществами обладают большие прицепные устройства, именуемые платформами:

  1. Во время перевозки тряска на платформе ульев минимальна по сравнению с маленьким прицепом. Пчелы не получают стресс, ведут себя спокойно по прибытию на новое место.
  2. При перевозке телегой улья надо разгружать и загружать. На платформе домики с пчелами постоянно стоят.
  3. За счет устойчивости и высоких бортов платформой осуществляют перевозку большого количества ульев, установленных в несколько ярусов.

Наличие прицепа или платформы для пасечника всегда большой плюс. Не вывозные пчелы приносят мало меда. Семьи ослабевают, со временем гибнут.

Как пчёлы реагируют на переезд

Зимовка пчел: сравнение зимовок ульев на улице

При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.

Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.

Как подготовить ульи к перевозке?

При перевозке ульев в весеннюю погоду, когда на улице еще не устоялась жаркая температура, специальных условий не требуется. В ульях укрепляются рамки, чтобы они выдержали толчки во время движения машины.

Для стандартных ульев предусмотрены специальные рамки. При установке ульев в перевозочное транспортное средство, по периметру размещаются рамки с разделителями, обеспечивающие им неподвижное состояние. Если специальные рамки отсутствуют, их можно заменить брусьями, скрепленными гвоздями.

В летний период многие рамки уже могут быть заполнены медом. При перевозке их необходимо отобрать. Если этого не сделать, во время движения машины рамка может упасть на расплод и пчел, в результате чего те погибнут.

После медосбора пчелы перевозятся не в ульях, а вместе с гнездами, в которых содержится мед. Улья не закрепляются только в том случае, если у них прибитые донья.

Как подготавливают пчелиные домики к транспортированию?

Перевозка ульев является трудоемким процессом, требующим от задействованных лиц особых знаний и соответствующего опыта. Если условия будут неблагоприятными, что повлечет повышение температуры и уровня влажности в домиках, у насекомых будет отмечаться паническое настроение, которое приводит к нехорошим, а порой и трагическим последствиям.

Следовательно, крайне важно для сохранения в целостности ульев, жизни каждого насекомого и предотвращения угрозы лицам, задействованным в транспортировании, соблюдать ряд правил и меры предосторожности

Если планируется переезд на дальнее расстояние, то следует принять во внимание следующие рекомендации. Перевозки лучше всего осуществлять ранним утром или в ночное время суток (особенно, если транспортирование происходит летом)

У насекомых отмечается плохая реакция на жару.

Когда невозможно выполнить перевозку одним рейсом ночью, то не стоит переживать. В этом случае прицеп с ульями на день накрывают тентом. Данный материал выступит защитой от палящего солнца и исключит перегрев.

Специалисты рекомендуют усиливать вентиляцию гнезд. Решение поспособствует минимизации риска увеличения температуры в пчелодомиках. Для обеспечения дополнительного пространства потребуется увеличить объем улья на 1 корпус или произвести замену дощатого «потолка» на решетчатую раму.

Медоносы нуждаются в дополнительной защите от травм. Следует проконтролировать, чтобы никакие предметы на них не упали. Для этого проверяют надежность фиксации сот, затворов и прочих составных узлов домика.

Прежде, чем приступать к погрузке на платформу, насекомых загоняют в ульи. Порой по доброй воле они сами не идут. В этом случае прибегают к дымарю. Посредством дымовой струи загон медоносов будет более быстрым. После того как все пчелы окажутся на месте, домик проветривают. На этом подготовительный этап можно считать завершенным.

Плюсы и минусы кочевой пасеки

Какая пасека лучше — стационарная или передвижная, каждый пчеловод решает сам. Разберемся в преимуществах и недостатках пасеки на колесах.

Плюсы при использовании кочевой пасеки:

  • Кочевая пасека отличается от стационарной мобильностью (легко собирается, разбирается, перевозится).
  • Есть возможность получить больше меда, чем при стационарном размещении. Ульи перевозятся к местам с большим количеством медоносов.
  • Больше возможностей получить монофлерный мед (из 1 вида растений) — липовый, гречишный, донниковый.
  • Еще одна особенность — есть возможность выбора экологически чистых мест.

Минусы кочевой пасеки:

  • Увеличение расходов на покупку и содержание транспорта (бензин, ремонт).
  • Необходимость приобретения дополнительного инвентаря — поилок, подставок для ульев.
  • Некомфортное проживание в походных условиях;
  • Трудоемкость погрузки, разгрузки ульев, подготовка площадки под них.
  • Износ ульев при частых переездах.
  • Необходимость в охране стоянки.

Прежде чем вложить деньги в производство меда, нужно хорошо изучить вопрос — как организовать пасеку с нуля начинающим пчеловодам, чтобы избежать типичных ошибок.

Платформы для пчел своими руками

Не всех пчеловодов устраивают заводские конструкции прицепов, потому они задумываются, как сделать платформу для перевозки пчел своими руками. Взяв за основу автомобильный прицеп, пчеловоды чертят чертежи и по ним дорабатывают его, чтобы получилась полноценная платформа для перевозки ульев

Важное требование к такой платформе, чтобы ее ширина не превышала нормы прописанной в правилах дорожного движения. Прицеп удлиняют, чтобы повысить вместимость

Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м.

Материалы и инструменты

При сборке конструкции понадобятся:

  1. Прицеп к легковому автомобилю;
  2. трубы с прямоугольным сечением 2,5 х 5 см всего 12 м и 2 х 4 см всего 24 м;
  3. уголки 3 шт., 4 х 1,8 м и 2 шт., 3,5 х 2,4 м;
  4. трубы 3 шт., 20 х 2,4 м;
  5. пластиковые панели 24 шт., 10 х 1,8 м;
  6. металлические листы;
  7. доски на пол;
  8. саморезы.
  • Сварочный инвертор;
  • дрель;
  • болгарка;
  • шуруповерт;
  • угольник.

Пошаговая инструкция

Чтобы изготовить платформу для перевозки ульев своими руками, необходимо выполнить следующие действия:

Трубы с прямоугольным сечением приварить вдоль прицепа, чтобы удлинить конструкцию на 1 м.
Усилить амортизаторы и рессоры. Лучше, если на прицеп установить и то и другое.
Сделать раму 2,4 х 1,8 м используя трубу 2,5 х 5. Чтобы рама не деформировалась, нужно установить ребра жесткости из тех же труб, приваренных через 0,5 м по всей конструкции.
При помощи сварки скрепить раму с прицепом.
Сделать разметку в длину, чтобы платформа стала разделена на 3 одинаковые части.
В середине изготавливается выдвижная конструкция, рама которой сваривается из трубы с прямоугольным сечением 2 х 5 и тоже оборудована ребрами жесткости.
Используя уголки 4 х 60 разделить места под пчелиные домики.
На низ выдвигающейся рамы уложить металлический лист.
Чтобы рама легко выдвигалась, к ней приделываются подшипники.
Пол платформы собирается из досок, крепящихся саморезами.
На все углы конструкции, при помощи сварки, закрепить стойки высотой 1,55 м каждая.
Чтобы усилить крепление, к сцепляющему устройству платформы нужно приварить трубу 4 х 150 и пару уголков 4 см.
Из тех же уголков сделать каркас для крепления настила крыши. Закрепить на каркасе пластиковые панели

Можно применить герметик, чтобы крыша не протекала, но это не столь важно, так как основная ее функция — создать тень над ульями.
Свободное пространство под крышей можно оборудовать полками или ящиками, чтобы в них складывать мелкое оборудование или инвентарь пасечника.

Выполняя сварочные работы, необходимо каждый раз прикладывать угольник. Все углы должны быть прямые — 90 градусов. Иначе конструкция перекосится, выдвижная рама станет заедать, и придется все переделывать. Все размеры можно изменять, чтобы сделать платформу более удобной для индивидуального применения.

Купить прицеп для пчел: выбор.

В ассортиментном ряду прицепов Кремень31 в первую очередь следует рассмотреть двухосные легковые прицепы, как максимально отвечающие вышеперечисленным требованиям.

Двухосные автоприцепы Кремень

Изготовлены из оцинкованного металла, как нельзя лучше подходящего для использования в полевых условиях. Им не страшны ни дождь, ни грязь сельских дорог.

Рама имеет болтовую сборку, устойчивую к динамическим нагрузкам.

Полноценный подрамник снижает вибрации и повышает управляемость автопоезда, что очень важно при кочевке ульев. Борта зафиксированы на болтах, поэтому при необходимости их можно снять, а передний и задний борт еще и откинуть

Борта зафиксированы на болтах, поэтому при необходимости их можно снять, а передний и задний борт еще и откинуть.

В полу предусмотрены кронштейны для стяжек, что позволит надежно закрепить пчелиные домики.

Четырехколесная подвеска на рессорах ALKO способна выдержать груз до 1400 кг: 20-30 ульев с пчелами и медом

Две оси делают прицеп устойчивым. В него свободно можно залезть, проводя погрузочно-разгрузочные работы.

Внутренняя ширина кузова двухосных прицепов составляет 1510 мм. Т.е. по ширине в прицепе можно разместить до 3 ульев

Всего же вместится в двухосник с длиной кузова*:

  • 2,5 м до 12 ульев;
  • 3 м до 15 ульев;
  • 3,5 м до 18 ульев.

При этом между ними еще останется свободное место, так необходимое при транспортировке насекомых.

Советы начинающему пчеловоду-кочевнику

Прежде чем самому выезжать с ульями «на природу», напроситесь в помощники к кочевнику-асу, и год-два поработайте подмастерьем у профессионала — так вы узнаете все тонкости и хитрости этого дела.

Отправляться в путешествие одному неразумно, ибо дорога полна неожиданностей. Кроме того, за большим количеством ульев ухаживать не так-то просто, да и пасеку нужно охранять от любителей полакомиться чужим медком. А еще, вы можете внезапно заболеть, и вам потребуется чья-либо помощь, поэтому оптимальный состав «медовой» экспедиции – два-три компаньона и верный пес.

Вывоз пчел – дело, к которому нужно подходить с великой ответственностью. Для того чтобы не промахнуться с выбором места под стоянку пасеки, необходимо заранее, в конце зимы выяснить у местных фермеров, что и где они планируют сеять, и на основании этих разведданных заключить с аграриями предварительное соглашение о сотрудничестве.

Поздней весной, незадолго до выезда, надо обследовать все взятые на заметку поля (или лесные угодья) и оценить состояние медоносов и качество подъездных дорог. Выбрав наилучший вариант, следует оформить с владельцем земли договор аренды участка и провести на нем подготовительные работы – выкосить сорняки, выровнять площадку под установку жилого вагончика, если нужно, сделать подставки под ульи.

Перед поездкой тщательно продумайте, что может понадобиться вам в экспедиции, и составьте список всего необходимого (начиная с мобильного телефона, денег документов и провианта, и заканчивая инструментами, рабочим инвентарем, ветеринарной аптечкой, запасом вощин и рамок).

Выбор местности

Одним из факторов, влияющих на сбор урожая, является выбор местности. При установке кочевой пасеки необходимо ориентироваться на регион, в котором на данный момент имеется большое количество медоносов. Чем больше цветущих растений расположено вблизи от пасеки, тем больше пчелы смогут принести меда.

Пасека предполагает группу ульев. Поэтому место планируемой остановки должно включать большую площадку с ровной поверхностью, где они будут установлены. Зона, на которой будет размещена пасека, должна быть защищена от:

  • сквозняка;
  • дождя;
  • сырости;
  • ветра;
  • прямых солнечных лучей (при высокой летней температуре).

Если рядом уже размещены пасеки, необходимо проверить, не наложен ли на них карантин из-за заражения. Если пчелы будут работать в неблагоприятных условиях, не только уменьшится сбор медового урожая, но и появится риск их гибели.

Перед выбором места размещения пасеки необходимо внимательно изучить его медоносный потенциал. Чем больше на нем будет находиться растений, используемых пчелами в период цветения, тем реже придется переезжать. Ульи рекомендуется размещать как можно дальше от дорог, предприятий и мест проживания людей.

Особенности использования прицепов

К основным вариантам перевозки семейств пчел относят платформенные, павильонные, прицепные разновидности. Они продаются в готовом виде, но их высокая стоимость часто становится причиной попыток изготовления пчеловодческого прицепа для легкового автомобиля своими руками. Такой подход позволяет сэкономить, учесть нюансы домов, особенности региональных климатических условий.

Специалисты подчиняются правилам перемещения и установки:

  • перевозкой лучше заниматься в начале весеннего или осеннего периода, когда насекомые активны и им хватает сил на облет новой местности, в идеале — это ранняя весна, когда в домиках нет новых сот и тяжелых медовых рамок;
  • новая локализация должна находится на достаточном отдалении от старой, в противном случае отдельные пчелы или вся семья вернется на прежнее месторасположение;
  • ближайшие конкуренты на нектар должны располагаться на расстоянии более 3 км;
  • передвижной состав устанавливается в зонах, обеспеченных чистой водой;
  • для мобильной пасеки обеспечивается защита от ветров, прямых лучей солнца;
  • прицеп-платформа для пчел устанавливается параллельно по отношению к медоносным зонам.

Собственноручно изготовленные автоприцепы нужно применять строго по назначению, с соблюдением габаритов изделия, которые не могут превышать установленные по правилам ПДД. Владелец должен регулярно проводить его осмотр, выравнивать искривленные детали, поврежденные при езде по кочкам, подтягивать крепления.

Буксировка домиков проводится с соблюдением скоростного режима. В противном случае повозка начнет вилять.

При движении запрещается резкое торможение, неравномерное распределение груза, иначе автоприцеп опрокинется.


Процесс переезда на новое место

Как выбирать подходящее место

Участок для кочевой пасеки на колесах должен быть защищенным от ветров. Лучше всего, если укрытия будут естественными (например, леса, холмы).

Важно! Не рекомендуется ставить ульи в непосредственной близости от других пасек. При большом скоплении насекомые могут заражаться друг от друга различными заболеваниями

Обязательно нужно позаботиться о дополнительных местах для стоянки кочевой пасеки на колесах. Если не будет взятка, всегда можно переехать на другой участок.

Внимание! На главный взяток количество семей должно держаться в пределах 150,а для поддерживающего – не более 50 семей

Плюсы и минусы

Если рассматривать перевозку ульев с пчелами на новое место, как один из пчеловодных методов, то у него имеются следующие преимущества:

  • Таким способом легко увеличить популяцию насекомых.
  • Качество медовой продукции становится выше.
  • Расширяется ассортимент меда.
  • Ну, и если рассматривать глобальные преимущества для самих посадок сельскохозяйственных культур, то на них повышается качество опыления.

Но несмотря на то, что перевозная пасека дает свои плюсы собственнику, у нее все же имеются и определенные минусы:

  • При транспортировке пчел на дальние расстояния, существенно увеличивается смертность насекомых, если не соблюдены четко установленные правила.
  • Определенные неудобства для самого пчеловода с точки зрения проживания.
  • Дополнительные финансовые затраты, которые нужны для того, чтобы приобрести платформу для погрузки ульев.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: