Инструмент для ремонта или автосервис в гараже

Принцип работы

В основном стапели или рихтовочные стенды используются в работе с автотранспортными средствами. С их помощью корректируется кузов машины, которая попала в ДТП, получила разного рода вмятины и дефекты. Используя стапель, можно вытянуть кузов автомобиля и вернуть его заводские параметры.

Для понимания сути и всех особенностей стапеля следует рассмотреть принцип его работы.

  1. Перед тем как специалисты вытягивают кузов автомобиля на соответствующем стапеле, они определяют степень и характер повреждений, составляют перечень необходимых работ.
  2. Когда предварительная диагностика завершена, машину устанавливают на специальную площадку, где в раме автомобиль прочно фиксируется, чтобы затем вытянуть.
  3. Используя предусмотренные на рихтовочном стенде цепи, захваты и измерительные приборы, автотранспорт определяет участок, на котором будут проводиться дальнейшие восстановительные работы.
  4. Затем стапель создаёт усилие, контролируемое оператором. Устройство может растягивать или же сжимать металл в разных направлениях, чтобы вернуть ему прежнюю форму, то есть геометрию.
  5. Измерительные приборы и возможность моделирования ударов в обратном порядке кузов получает свои прежние формы. При этом структура самого металла практически не повреждается.

Важно учесть тот факт, что существуют разные виды стапелей, принцип работы которых несколько отличается друг от друга. Но все они объединены одной общей задачей

Все разновидности рихтовочных стендов предназначены для вытягивания впадин и втягивания выпуклых элементов кузова с целью возвращения первоначального вида металла. При этом ключевым аспектом является возможность предотвращения повреждений иных деталей.

Стапели способны воздействовать только на определённые точки и зоны, в которых образовались повреждения. Тем самым целый металл, не пострадавший в результате ДТП, не затрагивается. Существуют определённые ситуации, обусловленные полученными повреждениями кузова, когда единственным решением выступает применение стапеля.

Если правильно управлять оборудование, грамотно распоряжаться всеми его возможностями, результат восстановления превосходит самые смелые ожидания. После реставрации восстановленный участок кузова ничем не будет отличаться от остальных элементов. Плюс может даже не потребоваться восстановление лакокрасочного слоя. Но это уже напрямую зависит от характера повреждений.

Необходимо понимать, что некоторые аварии, столкновения и ДТП заканчиваются крайне печальными для целостности кузова последствиями. Не со всеми из них даже самые современные и функциональные стапели могут справиться. Для этого проводится предварительная оценка состояния. Мастер определяет, насколько реально восстановить кузов при его нынешнем состоянии, и не повлечёт ли за собой растягивание или сжатие окончательное разрушение кузова транспортного средства.

Несмотря на объективные преимущества стапеля как средства для восстановления кузова автомобиля, большую роль в качестве выполненной работы играет квалификация и опыт мастера, занимающегося реставрацией

Потому важно выбрать не просто автосервис, где присутствует стапель, но и где работают хорошие специалисты в этой области. Экономить на такой услуге не стоит, если действительно рассчитываете вернуть к жизни свой автомобиль

Стапель – важное оборудование для рихтовки

Стапель – инструмент для правки кузова автомобиля, позволяющий исправить геометрию кузова даже в самых тяжелых случаях. Принцип действия оборудования прост – автомобиль прочно закрепляется в конструкции стапеля, после чего прикладываются мощные усилия вытяжных устройств, растягивающих деформированный кузов в нужных направлениях. В результате деталь выпрямляется. Профессиональные модели стапелей имеют несколько вытяжных устройств сразу.

Стапели классифицируются на три разновидности, которые отличаются друг от друга конструкцией и особенностями работы:

  1. Платформенный. Представляет собой платформу, на которой расположены струбцины – специальные крепления для автомобильного кузова. Благодаря особенностям конструкции, платформенный стапель способен вытягивать любые детали в любом направлении, используя для этого различные по величине тяговые усилия. Такой стапель может работать как подъемник для машины и обеспечивать доступ к днищу авто.
  2. Рамный. Рихтовочный инструмент, который можно изготовить самостоятельно. С помощью рамного стапеля осуществляется небольшой кузовной ремонт по вытягиванию отдельных деталей или кузова, а средняя грузоподъемность рамы составляет 4-6 тонн.
  3. Напольный. Универсальный инструмент для рихтовки, который обеспечивает максимальную грузоподъёмность, ограниченную только возможностями пола. Конструкция напольного стапеля представляет рельсы, вмонтированные в бетонный пол. На рельсах размещены тяговые устройства, присоединяемые к деталям кузова. Именно этот вид стапеля позволяет проводить наиболее серьезные и объемные кузовные работы.

Стапель – оборудование для рихтовки кузова автомобиля, которое есть в каждом профессиональном автосервисе, предлагающем услугу восстановления геометрии кузова. По этой причине он должен быть в гараже, в котором планируется самостоятельная рихтовка кузова любой сложности. Его можно купить или сделать самому.

Оборудование для выправления вмятин в гараже

  1. Рихтовочный молоток более легок, чем обычный. Есть много его разновидностей, например, с одной рабочей головкой либо с двумя. Используя рихтовочный молоток и наковальню, вы сможете исправить до 90% вмятин.
  2. Молоток, имеющий острый боек не нуждается в применении наковальни. При его помощи удаляются небольшие повреждения кузова.С одного конца молоток имеет плоский боек, а с другого – рабочая часть вытянутая и тонкая, длина ее составляет 5-15 см.Чем длиннее боек, тем удобней молоток. Перед выравниванием поверхности проведите по ней ладонью, чтобы отыскать самую глубокую точку вмятины. Далее, заостренной частью молотка обрабатывайте данную область до того момента, пока металл не возвратится на место.
  3. Наковальня – это специальная подставка, которая держится в одной руке. Так же, как и рихтовочные молотки, наковальни обладают разными формами. Наиболее распространенная из них – в виде пятки. Используя данный инструмент для кузовного ремонта вместе с молотком, вы можете придавать металлу исходную форму.
  4. Блоки для насечки применяются, чтобы поддерживать металл, который обрабатывается молотком. Он нужен для того, чтобы точно показывать, куда ударять по поверхности. Такие блоки не продаются, однако их можно изготовить самостоятельно.
  5. При помощи ложек выравниваются небольшие бугры, они распределяют ударную нагрузку от молотка на больший объем поверхности. Ложки имеют разные размеры и формы. Выбор инструмента при этом зависит от контура и площади обрабатываемого повреждения. Используя ложку, располагайте ее по центру дефекта и обрабатывайте его по направлению от середины к наружным краям.
  6. Фигурные стержни применяются, чтобы выпрямлять узкие участки поверхности кузова, например, нижние части дверец, между крылом и задней панелью, задние части крыльев. Длина стержней может быть 0.3-1 метра. Они обладают разной формой наконечника: в виде заостренного конуса, пробойника, зубила, отвертки с плоской рабочей частью, лапки. Самые распространенные стержни – те, которые имеют комбинацию зубила и пробойника на разных концах.Главное предназначение фигурных стержней – это выправление повреждений в труднодоступных местах. Будьте внимательны и не надавливайте слишком сильно на металл, в противном случае вы можете его прорвать. После подобной рихтовки кузов должен стать максимально ровным, лишь после этого начинайте работу с соответствующим напильником.
  7. Для удаления повреждений без покраски кузова существует специальный инструментарий, применяемый в рамках особой технологии PDR. Это комплект рычагов различной толщины, длины и формы, дающих возможность выправлять дефекты путем надавливания на них.
  8. Главная задача кузовных напильников – выравнивание и шлифование металла, а также шпаклеванных участков автомобиля.Кривые держатели напильников можно регулировать с помощью вращения ручки. Такой искривленный инструмент применяется при обработке внутренних вогнутых кузовных поверхностей.
  9. Шлифовальные машинки выпускаются двух типов. Первый из них – шлифмашинка для кузовов. Она применяется для снятия неровностей металла, а также выявления в нем небольших выемок. Второй тип – шлифовальная дисковая машинка двойного действия. Применяется она на крашеных поверхностях для снятия лакокрасочного покрытия.

Абразивные диски маркируются номерами, обозначающими крупность зерна. Самым мелким является абразив №200, самым крупным и грубым – №16. Большинство специалистов предпочитают использовать расходные материалы для кузовного ремонта, имеющие зернистость №№34-36 для всех этапов работы, исключая доводку.

Диски могут иметь сплошное либо сегментное заполнение. Первый тип обладает абразивными зернами, целиком покрывающими его рабочую поверхность. Он используется для удаления и шлифования металла. Второй вид имеет рабочую сторону, частично не заполненную абразивными частицами. Это делает диск более гибким, вследствие чего он обладает меньшей склонностью к перегрузкам. Чаще всего такие диски используются для снятия лакокрасочного покрытия.

Сварочный споттер представляет собой универсальный аппарат для рихтовочных кузовных работ.

Специальный набор молотков для рихтовки

Многие в процессе рихтовки используют специальный набор молотков. Он состоит из следующих видов данного инструмента:

  1. С плоским бойком – для качественной обработки плоской поверхности.
  2. С выпуклым бойком – для эффективного устранения дефектов, присутствующих на выпуклой поверхности кузова.
  3. Гладилки – применяются для сглаживания всех видов выпуклых дефектов.
  4. Молоток, имеющий насечки – используется для работы с разными вытянутыми поверхностями.
  5. Специальные крючки для выдавливания вмятин с внутренней стороны кузова авто.
  6. Напильники, имеющие насечки, которые используются для обработки относительно небольших поверхностей.
  7. Наковальни и поддержки – это качественное дополнительное оборудование, которое требуется для эффективного крепления металла и его поддержки в процессе рихтовки.

Оборудование для ремонта кузова автомобиля

Для того чтобы выполнить работы максимально качественно, помимо стапелей и прочего оборудования также необходимо приобрести измерительную аппаратуру, которая будет контролировать параметры геометрии кузова автомобиля, а также будет следить за изменениями конфигурации транспортного средства.

Гидравлика – это целый набор приспособлений, с помощью которых можно выполнить кузовной ремонт. Единственное различие между этими инструментами – это их тоннажность. Обычно в набор входят: разнообразные насадки и специальные уплотнители, а также гидравлический насос.

оборудование для ремонта

Ценовая категория очень широкая, можно приобрести как целый комплект, так и все инструменты по-отдельности и собрать из них свой набор. Чтобы выполнить рихтовку (вернуть кузову автомобиля его первоначальный вид), опытный мастер использует такой список инструментов:

  1. Рихтовочные молотки (могут быть самой разнообразной формы).
  2. Резиновый молоток.
  3. Молоток безынерционный и вакуумный (обычно оснащен специальными присосками, с помощью которого очень удобно вытягивать вмятины). Используется такой инструмент не очень широко, поскольку для владения им необходимо иметь некоторые практические навыки.
  4. Рихтовочная правка – это специальный инструмент изогнутой формы с острым краем. Может быть двусторонним, угловым и пр.
  5. Киянка (может быть резиновой или деревянной).
  6. Рихтовочная ложка (это универсальный инструмент, с помощью которого можно выстукивать вмятины на кузове или же просто вытягивать их).

Несмотря на внушительную длину этого списка, все названные инструменты будут занимать совсем немного места в гараже, в то время как их польза будет неоценимой. При наличии опыта можно использовать некоторые инструменты вместо других и при этом качество выполнения ремонта никак не пострадает.

Также для правильного выполнения ремонта кузова транспортного средства может понадобиться:

  • Наковальня. Это ручной инструмент небольшого размера, который отлично подходит для выполнения работ по удалению вмятин с кузова.
  • Блоки для насечки. Изготовить их можно даже самостоятельно. В процессе ремонта они очень полезны, поскольку с их помощью можно выполнять удары максимально прицельно.
  • Шлифмашинка. С ее использованием можно намного эффективней устранять неровности поверхности, при этом сильно сэкономив время и силы.
  • Сварочный споттер, с помощью которого выполняется рихтовка кузова.
  • Домкрат. Несмотря на кажущуюся простоту устройства, он может быть очень полезным в процессе выполнения ремонта, в тех случаях, когда необходимо немного приподнять транспортное средство.

Кузовной напильник

Данный напильник чаще всего применяется на начальной стадии ремонта для того, чтобы определить структуру повреждения, а также во время заключительной стадии с целью выровнять металл.

Рабочая часть делается из прочной стали, на ней имеются зазубрины. Держатель состоит из двух ручек и винтовой стяжки, которая регулирует степень изгиба напильника.

Уменьшение или увеличение рабочей площади происходит в зависимости от степени изгиба.

Напильники также могут быть разными по размеру, форме. Они могут обладать различным количеством и конфигурацией зубцов. Менее грубые инструменты применяются при работе с алюминиевыми кузовными панелями.

Кузовной напильник способен:

  • выявлять структуру повреждения во время начальной стадии рихтовки;
  • обнаруживать мелкие углубления и изгибы в процессе финальной рихтовки;
  • срезать небольшие по размеру возвышенности;
  • использоваться в завершающем процессе выравнивания, в момент применения шпаклёвки;
  • расправлять сварочные швы;
  • обрабатывать панель после процесса лужения.

Режущая часть напильника всегда направлена наружу, в противоположную сторону от рихтовщика, который его держит.

Напильник во время работы с ним совершает длинные проходы по всей длине детали. Если происходит застревание напильника, то необходимо ослабить давление на него. Все движения делаются только от себя. После завершения прохода напильник поднимается и возвращается в свое исходное положение, затем начинается выполнение следующего прохода.

Сменные полотна обладают зубцами разного размера, которые также расположены с различной плотностью. Во время финальной обработки детали качественный напильник подготавливает поверхность, не оставляя за собой царапин и других дефектов. На результат работы влияет также и форма зубцов (помимо их размера и плотности расположения).

Для того, чтобы выявить неровности, помимо напильника также применяется крупнозернистая шлифовальная бумага с бруском или на шлифовальной машине. Принцип действий при этом остается прежним. Необходимо произвести шлифовку рихтуемой поверхности. Ямки останутся нетронутыми, а выступы отшлифуются сильнее, возле них возникнут неотшлифованные участки. Если имеющиеся возвышенности не будут очень высокими, то они отшлифуются, и после эта зона будет обладать необходимым контуром.

Поддержки, наковальни и подкладные штампы

Поддержки, или же наковальни и подкладные штампы

Очень часто для рихтовки кузова необходимо использовать всяческие поддержки. Поддержки, как инструмент для рихтовки кузова, представляют собой огромные металлические бруски, которые по своей форме максимально подходят под место на кузове, которое требует рихтовки. Рекомендуется иметь специальный комплекс поддержек, которые предназначены для разнообразных участков кузова, которые имеют разный радиус кривизны, разную толщину, вес и размер.

В основном наковальня и молот – это своеобразная неразлучная пара, которая размещается по разным сторонам поврежденного участка кузова. Чем тщательней и точней по конфигурации подобран подкладной штамп, чем быстрее и легче происходит рабочий процесс.

Если у вас под рукой нет специально приобретенной или самостоятельно изготовленной поддержки, то в крайнем случае вы можете использовать любые предметы, которые больше всего похожи на поддержку. Вот, к примеру, это может быть огромный молот, кувалда, топор и многое другое, что наверняка найдется у вас.

Поверхность самодельной наковальни должна быть тщательно и хорошо очищена и отполирована. Это обосновывается тем, что от качества наковальни будет зависеть, насколько заметными останутся неровности на поверхности отрихтованного кузова.

Ложки и ударные полотна

Ложки и ударные полотна для кузовных работ

Специальные ложки используются для вытягивания и выравнивания металла кузова автомобиля. Кроме этого, их можно применять даже в качестве поддержки в тех местах, где существенно затруднен доступ к обратной стороне кузова. Подбор данного инструмента зависит исключительно от изначальной формы объекта, который будет рихтоваться, а также от уровня сложности доступа к обратной части кузова и, конечно же, необходимых действий, к примеру, выколотки или рихтовки.

Рихтовка крыши автомобиля может проводиться с помощью обычной универсальной ложки, а не с помощью искривленной поддержки. Возможность применения специальной подкладки, которая используется для защиты лонжерона от, так называемых, местных повреждений и понижения давления в этом же месте из-за распределения вытягивающей силы у основания опоры в зависимости от зазора в этой области. При вытягивании вверх с постоянным усилием, то не забывайте сопровождать свои действия наружными ударами по буграм. Таким образом, вам удастся восстановить изначальную форму металла.

После того, как вы разберете дверцу, положите ее на верстак, а если у вас нет верстака, то положите на пол, и положите под нее два достаточно высоких деревянных бруска. Это необходимо для того, чтобы покрытие не царапалось, а помимо этого, у вас появится достаточно много пространства для движений во время прикладывания силы к тому или иному инструменту.

После проведения чернового исправления и выравнивания поверхности, вы можете повернуть ложку таким образом, чтобы при применении молотка и техники прикладывания, проводить рихтовку. Степень свободы инструмента внутри дверцы зависит от степени изгибания участка, который нуждается в обработке.

DSMvJvlwJXA

В том случае, если прямой доступ туда просто невозможен, то тогда используйте специальный подкладочный штамп, который имеет очень длинную ручку. Если и это не представляется возможным, то вы можете просверлить во внутренней панели дверцы специальные технологические отверстия. Не стоит переживать о внешнем виде и безопасности, эти отверстия закроются при сборке внутренней обшивке двери.

Вытягивающие ложки в основном применяются для того чтобы отделить каркас от внешних панелей, также при их повреждении и сдавливании вместе. Для этого необходимо вставить данный инструмент между каркасом и панелью, а после этого перемещать его верх и вниз или же со стороны в сторону до того момента, пока каркас не отсоединится от панели.

Лезвия этого инструмента для рихтовки кузова можно использовать в качестве подкладного штампа, для того чтобы выправить внешнюю или же внутреннюю панель.

Крюки и рычаги

Крюки в основном используются в том случаи, если под внешней обшивкой кузова есть специальная деталь, которая усиливает всю конструкцию – короб, полка и подштамповка. Крюк необходимо вставить между скрытой деталью и обшивкой кузова, после этого крюк опирается спинкой на внутреннюю кузовную силовую часть.

Рихтовка автомобильного капота своими руками

Наиболее часто автомобилистам приходится осуществлять рихтовку капота. Предварительно его нужно снять, удалить с наружной стороны остатки краски или лака. Также потребуется удалить с внутренней поверхности специальное антикоррозийное и шумопоглощающее покрытие.

Процесс ремонта данного элемента требуется начинать с рихтовки тех мест, которые характеризуются высокими показателями жесткости:

  • Складки;
  • Усилители;
  • Линии перегибов.

При осуществлении этого процесса следует производить частые и небольшие по усилию удары. Если вмятина достаточно большая, начинать процесс рихтовки необходимо с вершины данного дефекта.

Процесс рихтовки считается достаточно сложным для применения его в домашних условиях. Это основано на необходимости присутствия большого опыта работы. По осуществлению данного процесса нет никакой учебной литературы, потому существует не так много мастеров, способных произвести ручную рихтовку.

Как правильно пользоваться устройством

Сразу отметим, что молотком следует работать предельно аккуратно. Ведь, если сильно ударить по деформированной поверхности, то при корректировке образуются прочие изъяны. Профессиональные мастера не рекомендуют молотком обратного действия выравнивать большие вмятины, которые имеются на кузове либо крыше машины, так как эти части легкодоступны и при необходимости можно удалить внутреннюю обшивку, чтобы выровнять металл — то есть оказать необходимое давление с противоположной стороны деталей. Если же деформирована боковая часть автомобиля (в том числе и порог), то без молота с обратным действием точно не обойтись. Чтобы выполнить высокоточное рихтование вогнутости, следует укрепить стержень устройства в ее начале. Запрещается фиксировать молоток в центральной части изъяна, так как при вытягивании сталь сомкнется, образуются заостренные углы. При отсутствии перегибов рихтовка выполняется довольно просто, удается полностью восстановить первоначальную геометрию детали, прежний дефект становится совершенно незаметным. После этого выполнять шпаклевочные, покрасочные работы не потребуется.

Сложные и большие по площади деформации требуют медленной, плавной корректировки. Вначале нужно оттянуть ободок на вмятине, из-за чего глубина и диаметр уменьшатся. В самом конце выравнивается и центральная часть. Когда молоток прикрепляется к искривленной поверхности точечной сваркой, то после каждого растягивания требуется обрезать место фиксации, отшлифовать шов.

В этом случае важно проследить, чтобы на поверхности металла не оставалось навара, ведь после застывания он становится дополнительным ребром жесткости и мешает фиксации молотка в других точках. Применение такого инструмента — процесс достаточно длительный, требующий аккуратного, ответственного подхода без лишней спешки

Используя молоток обратного действия с фиксацией электрической сваркой, после каждого приваривания следует дать стали остыть, так как горячий участок легко деформируется и увлекает за собой холодную вмятину

Особое внимание следует уделить чистоте обрабатываемой поверхности — наличие сколов краски, мелкого мусора, пыли и иного рода наслоений недопустимо

Молотки и киянки для проведения кузовных работ

Рихтовочные молотки существенно отличаются от обычных строительных молотков, которые нам хорошо известны. Одним из существенных отличий является основной рабочий боек, которые сделан несколько закругленным и очень тщательно и аккуратно полируется. Следующим отличием является сторона, противоположная основной рабочей, так как имеет своеобразную форму «клюва».

Кроме этого, на сегодняшний день очень широко распространены молотки, которые сделаны из цветного металла или же сплава металлов. Вот, к примеру, таковыми являются молотки медные, латунные, алюминиевые. А также очень часто используются пластиковые и текстолитовые молотки. Подобные бойки деформируют поверхность кузова значительно меньше. А если при рихтовке необходимо сохранить окрасочный слой кузова, то используются исключительно резиновые молотки.

Существует четыре основных вида молотков, которые применяют в рихтовочных работах:

  • Специальный молоток для выкатки или же правки;
  • Чеканочный аналог;
  • Инерционный молот;
  • Приспособления для проведения загибания фланцев.

Правочный молот

Молотки и киянки для проведения кузовных работ

Правочные молоты – это, пожалуй, основной инструмент, который используется для выколотки и окончательной рихтовки. Эти молотки могут быть различной формы. Необходимо учитывать, то боек нужно тщательно насадить на шейку ручки, так как чтобы он был абсолютно неподвижен. А шнек ручки должен быть без заусенец, и каких либо трещин.

Ручку для этого инструмента не рекомендуется делать чрезмерно толстой. Это обосновывается тем, что во время работы он должен хорошо пружиниться. Также рекомендуется, чтобы одна сторона бойка была сделана круглой, а противоположная сторона сделана плоской и квадратной.

Чеканочный молот

Чеканочный молот имеет форму своеобразного притупленного конуса. Значением этого молота является завершающая выкатка.

Инерционный молот

Инерционные приспособления необходимы для того, чтобы проводить вытяжку труднодоступных дефектов, вследствие ударов их рабочей частью по специальному ограничителю – отбойнику. Для работы необходимо иметь набор подобных насадок.

Фланцевый молот

Фланцевый молот, оснащен двумя оперениями, которые повернуты на девяносто градусов.

Киянки

Теперь по поводу того, что касается киянок. Их головки в основном производятся из очень твердого дерева, а ручка делается из ясеня. Обычная киянка, имеющая круглую форму, оснащена цилиндрическим бойком. А на сегодняшний день такой рихтовочный инструмент делается из резины, мягких материалов или же сыромятной кожи.

Резиновые киянки, которые имеют сменные бойки, очень хорошо подходят, к примеру,  для рихтовки алюминия. Также они могут использоваться для ремонта или рихтовки стали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: