Принцип действия
Идея предпускового подогревателя двигателя проста: так как мотор заполнен антифризом, то, нагревая антифриз от постороннего источника, удастся равномерно подогреть и сам двигатель. Рабочие зазоры между деталями придут в норму, разогреются масло (оно нагреется в поддоне от тепла картера и на многих машинах после запуска начнет проходить через тосольно-масляный теплообменник) и впускной коллектор. Для дизелей и моторов с распределенным впрыском это менее актуально, карбюраторному мотору разогрев коллектора и самого карбюратора в районе жиклеров системы холостого хода необходим
Часть тепла мотор отдаст и коробке передач, что тоже немаловажно. Сев в машину, можно сразу включить печку и разморозить стекла
Предпусковые подогревателя делятся на две категории
- Электрические.
- Автономные.
Простейшие предпусковые электроподогреватели – это ТЭНы в металлических патрубках, врезаемые в нижний патрубок радиатора. Такие конструкции самодельные благодаря простоте, в северных районах России можно увидеть машины с вилкой 220В, торчащей из-под капота. В Северной Европе же можно даже найти парковки, где у каждого машиноместа стоит столбик с розеткой.
Понятен и минус этого – подогрев идет медленно из-за отсутствия принудительного движения жидкости в контуре. Его избегают, вводя в контур охлаждения дополнительный электронасос, но необходимость каждый раз подключать предпусковой подогреватель к внешнему источнику тока остается. Но популярности электроподогреватели не теряют, есть интересные модели, которые прогревают мотор и одновременно подзаряжают аккумулятор.
Жидкостный (автономный) подогреватель подсоединяется к электросистеме, топливной магистрали и системе охлаждения.
Но как подогреть мотор, когда розетки рядом нет? Вариант только один – жечь собственное топливо. Так устроены автономные предпусковые подогреватели: это небольшие печки, сжигающие топливо, забираемое из бака, и греющие встроенный теплообменник. Такой предпусковой подогреватель легко автоматизировать – подключить к нему таймер, выход управления от сигнализации. Благодаря этому на коммерческом транспорте подобные модели, у которых можно даже задавать недельное расписание подогрева, ставятся с завода, а название производителя автономных подогревателей Webasto повторило судьбу «Ксерокса», став в разговорном языке синонимом систем предпускового подогрева.
Конечно, есть у автономных подогревателей свои минусы:
- Во-первых, им нужно топливо – при почти пустом баке Вы останетесь с холодным автомобилем.
- Точно так же нужен и заряд аккумулятора – со старой батареей мотор-то прогреется, а вот стартер его уже не прокрутит.
Поэтому многие системы подогрева, интегрируемые с бортовой электроникой, при снижении уровня топлива или заряда аккумулятора ниже критического автоматически блокируются.
На этом фантазия не ограничивается, но прочие ее плоды считаются скорее курьезами. Например, изобретены тепловые аккумуляторы – это термосы, в которых хранится некоторый объем охлаждающей жидкости. Пока мотор работает, тепловой аккумулятор включен в общий контур и разогрет до рабочей температуры, при глушении мотора отключается, сохраняя в себе тепло. Заводя холодный мотор, водитель вновь получает дозу сохранившего тепло антифриза. Серьезно относиться к таким разработкам сложно из-за малого «срока хранения» запаса тепла и из-за габаритов. Но они умудряются продаваться – это и канадские системы Centaur, и российские «АвтоТерм».
Рекомендуем: Режим «S» на автоматической коробке передач: что нужно знать
Если вспомнить однозначно бесполезные устройства, то это подогреватели масла, вставляющиеся через щуп. Не говоря уже о малоэффективности нагрева масла в поддоне, так и мощность у таких «подогревателей» настолько мизерная, что нагреть масло они не могут, бесполезно высаживая аккумулятор.
Принцип действия
Принцип работы котла заключается в соединении с электросетью 220В, итогом чего вещество в корпусе нагревается. Нагрев температуры жидкости, в свою очередь, дает повышение давления. Задвижка перекрывает подающий всасывающий патрубок, при нагреве жидкость попадает в выходной патрубок. При снижении давления в моторе, клапан открывается и дает средству попасть в него по входному патрубку.
Таким образом, появляется эффект целенаправленной термосифонной циркуляции из подогревателя в охладительную систему. Термический регулятор автоматически регулирует показатель температуры жидкости, что полностью нивелирует опасность возникновения перегрева котла.
Подогреватели, работающие от электричества
Электроподогреватели подключаются к сети 220 В с помощью кабеля. Встречаются три типа устройств:
- внешние;
- накладные;
- встраиваемые.
Последний тип устанавливают в блок цилиндров, предварительно убрав противоледную заглушку. После включения в сеть разогревается спираль, тепло передается блоку и антифризу.
Охлаждающая жидкость циркулирует естественным путем без дополнительного нагнетания насосом. Из-за этого разогрев происходит медленно. Но преимущества такого устройства в цене. Пользоваться устройствами можно в тех местах, где есть розетки (гаражи, оборудованные автостоянки).
Если сравнивать встраиваемые обогреватели с накладными, то первые считаются более эффективными, поскольку непосредственно контактируют с антифризом. Но накладные тоже имеют свое преимущество. Они не влияют на штатную систему охлаждения, поэтому после их установки действует гарантия на ремонт авто.
Самые популярные производители электрических моделей — северные компании DEFA(Норвегия) и Calix (Швеция).
Популярным отечественным электрическим подогревателем считается Спутник благодаря доступной цене и хорошему подогреву. Тюменская компания выпускает накладные электрообогреватели Северс, которые подключают к мотору через патрубки. Нагреватель снабжен термовыключателем и регулятором температуры, а также имеет встроенный клапан, через который охлаждающая жидкость импульсно циркулирует. Это значительно повышает эффективность устройства.
Стоимость установки предпускового подогревателя от 10 000 рублей
Установка предпускового подогревателя WEBASTO не очень сложная операция, если установкой предпусковых подогревателей занимаешься постоянно, для этого необходим опыт и знания. Предпусковой подогреватель представляет собой прибор внутреннего сгорания, предназначен для нагрева охлаждающей жидкости двигателя автомобиля или спецтехники, иногда для отопления жилых и бытовых помещений, в нашем случае большинство используют и устанавливают их все же по прямому их назначению на любимые автомобили, что это дает для обладателя, да очень много, так например, отсутствие холодных пусков, многократно продлевает ресурс двигателя автомобиля, как бензиновых, так и дизельных в большинстве случаев, предлагаемый вариант автозапуска с брелока или через приложение смартфона, не очень эффективны, да и это всегда метка-ключ находящийся в автомобиле, когда Вы в далеке от него, не говоря уже что дизельные двигателя в хороший мороз на холостых оборотах не греются от слова совсем, никак, в лютые морозы, очень хорошо разогревает аккумуляторную батарею для последующего пуска, это из того что для обыденного пользователя не визуально заметно, а вот горячий поток воздуха из дефлекторов приборной панели сразу после запуска автомобиля, очень ощутим, в любом предпусковом подогревателе есть функция включения климата салона, в инструкциях по установке предпусковых подогревателей, крупнейших их производителей, имеются схемы подключения большинства марок автомобилей, как по установке самих предпусковых подогревателей так и по подключению климата автомобиля, для этого используется дополнительный канал отопителя, он при температуре либо +40 либо при +60 включает силовое реле климата автомобиля, но это не очень хорошо для наших условий. В Европе это сделано для быстрого отогрева лобового стекла, где по закону ты не имеешь права в стоячем виде с заведенным двигателем находиться более 10 минут, у нас же немного иначе происходит, примерно вот так, ты приходишь, проворачиваешь ключик, на приборной панели +60, (для людей сразу поясняю +82 при подключенном отопителе салона не будет, так как, практически все тепло от отопителя будет сбрасыватья в салон, большинство отопителей салона по мощности больше 5 киловатт, да и плюс ко всему вентилятор салона будет стараться нагреть холодный воздух с улицы, загоняя его в салон, в салоне не холодно), но при касании стартера, понимаешь что аккумуляторная батарейка умерла, в большинстве подогревателей есть зазор по просадке напряжения, у большинства 11,5 вольта, достаточно для того что бы отопитель понял что ему пора остановиться, продуться, и выключиться, а там хоть потоп, а фокус в следующем, потребление самого предпускового подогревателя 22 — 24 ватта, в то время как на самых малых оборотах вентилятор отопителя салона выбирает 100 ватт что в 4 раза больше нежели потребляет сам подогреватель.
В большинстве автомобилей с дизельными двигателями предпусковые подогреватели установлены штатно заводом производителем, мало того еще и дооснащены функцией догревателя, что позволяет при стоящем в пробке автомобиле достичь температуры охлаждающей жидкости +82 для обеспечения комфортной температуры в салоне автомобиля.
В автобусах устанавливают предпусковые подогреватели мощностью 35 киловатт, для спецтехники используют подогреватели мощностями от 15 до 9 киловатт, для большинства легковых автомобилей будет достаточно 5 киловаттного подогревателя, существуют исключения для больших автомобилей у который в приоритете стоит обогрев салона, а если все что нужно, горячий мотор, и мгновенный прогрев салона после запуска двигателя, о большем и мечтать не нужно.
Производителей предпусковых подогревателей довольно много. Основные монстры — родоначальники Вебасто WEBASTO и Эберспехер Eberspacher остальные китайские, турецкие, российские аналоги.
На сегодня Лидер по качеству и цене WEBASTO THERMO TOP EVO 5 START позволяющий ЛЮБОМУ желающему, установить ЭТАЛОН предпускового подогревателя в свой автомобиль. Его цена без установки на правах публичной оферты Вебасто РУС (то есть для каждого желающего) составляет 29950 рублей, в комплект уже входит надежный, проверенный минитаймер 1533 в народе просто (яйцо).
Виды
В зависимости от принципа действия обогреватели делятся на топливные, тепловые и электрические. Они также могут быть автономными и зависимыми.
Электрические
Электромодели зависимы и установлены в блоке цилиндров, питаются от электрической сети напряжением 220 вольт. Состоят из модуля управления с таймером, нагревательного элемента, элемента для подзарядки аккумулятора и вентилятора, направляющего горячий воздух в салон. Спиралевидный нагревательный элемент контактирует с теплоносителем, повышая его температуру до определенных значений.
Антифриз или тосол циркулирует естественным образом за счет конвекции. Сама система может быть модульной. В этом случае под капотом находится ТЭН, остальные модули разнесены более или менее произвольно. Устройство электрообогрева предельно просто: своеобразный кипятильник, который опускается в цилиндры блока, где и нагревает антифриз.
Такой прибор хорошо использовать в гараже или на оборудованной стоянке, так как для него требуется электрическая сеть. Нагрев обычно оставляют включенным на ночь, как только жидкость достигает оптимальной температуры, ТЭН отключается по таймеру. После остывания тосола он снова начинает работать.
Преимущества этого типа установок:
- Бесшумная работа
- Отсутствие вредных выбросов
- Возможность одновременной подзарядки аккумулятора
- Доступная цена.
Минусы:
- Зависимость от розетки и достаточно большое энергопотребление
- Нагревается дольше, чем автономные модели.
Автономные
К автономным относятся обогреватели жидкостного и воздушного типа. Жидкостный механизм работает независимо от двигателя. По сути, это печка, работающая на бензине или дизельном топливе. Насос перекачивает топливо из бака в камеру сгорания, где образуется топливовоздушная смесь.
Система электрооборудования подключена к аккумулятору машины. Она нагревает жидкость охлаждения автомобиля, прокачивая антифриз через свой теплообменник. Тепло передается на движок и радиатор от штатной печки — устройство состоит из котла и камеры сгорания, радиатора, комплекса трубок для подачи топлива, насосов для подкачки бензина (солярки) и ОЖ, термореле и блока управления.
Как только температура тосола достигает 30°С, начинает работать вентилятор печки в салоне, нагревать его тоже. После 70 °C активируется режим экономии топлива.
Деактивируется при остывании. Управлять процессом можно с брелока, дистанционно включив ТЭН или с помощью таймера и теплового реле. Самые дорогие модели оснащены специальным модулем для взаимодействия по сотовой связи.
Следует помнить, что агрегат потребляет около полулитра топлива в час и не может использоваться в гараже или других закрытых помещениях, так как для работы необходим приток воздуха.
Воздушные
Воздушные модели предназначены больше для салонов авто. Их используют для больших кабин, например, грузовиков, спецтехники, автобусов. Они немного повышают температуру двигателя. Состоит такое устройство из камеры сгорания для топливовоздушной смеси, системы подачи топлива и вентилятора для забора воздуха. Устанавливают механизмы в салоне, питаются они от аккумулятора авто.
Тепловые
Менее распространенный вариант, но довольно интересный тип устройства. Идея заключается в том, чтобы аккумулировать тепло, выделяемое автомобилем, и использовать его в дальнейшем для обогрева. По сути, установка представляет собой большой термос, содержащий жидкость того же объема, что и в средстве охлаждения.
Перед запуском отдельный насос смешивает горячий и холодный антифриз. Из термоса за 10-15 секунд жидкость подается в систему охлаждения, и двигатель быстро прогревается. Главное в работе таких механизмов — регулярность в поездках. Но при сильных морозах, например, в Сибири, такой прибор будет малоэффективен. ОЖ в таком «термосе» может оставаться горячей в течение 48 часов.
Популярные модели предпусковых подогревателей
Webasto Thermo Top E
Люди, которые хоть немного интересуются автомобилями, наверняка слышали название Вебасто. Да, это, пожалуй самая популярная марка подогревателей.
Модель Термо Топ Е является предпусковым подогревателем-отопителем, то есть она подогревает охлаждающую жидкость, двигатель и воздух в салоне. Производится в Германии, как и другие продукты Вебасто.
Термо Топ Е – классический пример жидкостных подогревателей, о которых уже шла речь. Устройство относительно компактное, подойдет для установки даже в автомобилях малых классов
Важно, что даже в момент своего пуска подогреватель потребляет очень малое количество электроэнергии. Таким образом, за уровень заряда аккумулятора автомобиля волноваться не приходится. Модернизированная версия таймера подогревателя позволяет включать устройство подогрева на время от 10 минут до 1 часа
При морозе в 10-15 градусов, подогреватель вполне может справиться со своей задачей за 15 минут
Модернизированная версия таймера подогревателя позволяет включать устройство подогрева на время от 10 минут до 1 часа. При морозе в 10-15 градусов, подогреватель вполне может справиться со своей задачей за 15 минут.
В жаркое время года подогреватель умеет проветривать салон автомобиля, что тоже очень приятно, особенно для владельцев тех автомобилей, в которых не установлен кондиционер.
Всё хорошо в Вебасто, кроме цены. Не каждый российский автовладелец решится потратиться на подогреватель данной фирмы.
Webasto Thermo Top Evo 5
Теплостар 04ТС
Теплостар – отечественный подогреватель, который производится в Самаре. Модель, в целом, очень даже неплохая. При помощи 04ТС подогревается охлаждающая жидкость и салон, имеется пульт дистанционного управления, который действует на расстоянии до 150 метров. То есть, если машина стоит под окнами дома, то запустить подогреватель с ПДУ не составит труда. У пульта есть только один минус: он не оборудован системой обратной связи. Есть опасность, что, если подогреватель даст сбой, то владелец авто узнает об этом только утром, сидя в холодной машине.
Отрадно, что самарские производители подогревателей уделили особое внимание безопасности устройства. Перед пуском ЭБУ проверяет работоспособность всех систем. Если что-то работает неправильно, на специальный дисплей выводятся коды ошибок
Если по каким-то причинам прекращается горение в камере, то подача топлива прекращается
Если что-то работает неправильно, на специальный дисплей выводятся коды ошибок. Если по каким-то причинам прекращается горение в камере, то подача топлива прекращается
Это очень важно и ценно
Северс 103.3741
Северс – это подогреватель, который тоже производится в России, но он является неавтономным и работает от розетки с напряжением 220 В. Устройство имеет терморегулятор, защищающий от перегрева двигателя. Нагрев до 60 градусов осуществляется за 1-1,5 часа. При температуре 85 градусов система прекращает работу. Если температура охлаждающей жидкости падает до 50 градусов, то подогреватель вновь начинает свою работу.
Примечательно, что подогреватель имеет защиту от влаги и от поражения электрическим током.
Минусом Северса является лишь то, что ему нужна розетка. Для автовладельцев имеющих собственный гараж, устройство подходит очень хорошо. А вот для остальных оно малоприменимо.
Defa Warm Up
Неавтономный подогреватель, который производят в Норвегии
Подогревает двигатель, салон и, внимание, может подзаряжать аккумуляторную батарею
Последнее очень важно, так как на морозе аккумулятор автомобиля значительно теряет свою мощность
Имеет базовый и универсальные комплекты, которые можно объединять по своему усмотрению.
По сравнению с вышеописанным подогревателем Северс, Дефа, конечно дороговата. Но цену оправдывает функциональный набор.
Автоплюс МАДИ УОПД -0.2-2
Устройство от фирмы Автоплюс является тепловым аккумулятором. Оно легко устанавливается на автомобиль любых размеров. Вся работа устройства автоматизирована. Водителю никаких манипуляций совершать не требуется. Примечательно, что установить тепловой аккумулятор на автомобиль любой автовладелец может самостоятельно. Никаких особых умений здесь не требуется.
Номакон ПБ
Номакон является предпусковым подогревателем дизельного топлива. Он монтируется на фильтр тонкой очистки. По сути, конкурентов данному подогревателю на отечественном рынке нет. Но белорусы держат достаточно низкие цены на устройство, при этом сохраняя и высокое качество оборудования.
Предпусковой подогреватель
Проблема затрудненного пуска силовой установки в зимний период связана с несколькими факторами – вязкость масла повышается, в АКБ возрастает сопротивление, и он уже не способен выдать хорошие пусковые токи. В результате при попытке запуска стартер «лениво» крутит коленчатый вал, причем скорости вращения явно недостаточно, чтобы запустить двигатель. И только после пары попыток, когда масло немного перемешается, а аккумулятор «разогреется», мотор все же удается запустить, но случается это далеко не всегда.
Отметим, что на шансы успешного запуска при морозе влияет также техническое состояние силовой установки и степень его износа. Так, вероятность завести ВАЗ классического семейства (2101, 2106), выпущенного 30-40 лет назад, значительно ниже, чем сравнительно нового авто. Но установка подогревателя на ВАЗ-2101 эти шансы повышает, причем значительно.
Как отмечено, сложность пуска силового агрегата во многом связана с застыванием рабочих жидкостей. Но если их перед запуском разогреть, то сопротивления, которое они создают из-за повышенной вязкости не будет, и стартеру значительно легче будет крутить коленчатый вал. Именно в предварительном подогреве мотора состоит и задача подогревателя.
Данное устройство, в принципе, является универсальным, поэтому можно запросто установить предпусковой подогреватель на ВАЗ, УАЗ или любую другую марку авто.
Схема установки
Чтобы разобраться какой котел от 220В выбрать из всего разнообразия модельного ряда на рынке, важно учесть такие факторы:
- котел от 220В со специализированным покрытием;
- котел без точек закипания, чтобы не образовывались отложения;
- дешевый котел плохо сочетается с агрессивной средой антифриза.
Котел производится с такой градацией по мощности:
- 1,5 кВт – для двигателя 16кл;
- 1,0 кВт – для двигателя 8кл;
- 0,5 кВт – для использования на стоянке для регулярного подогрева двигателя.
Наглядный пример
Период для подогрева подбирается индивидуально, экспериментируя и выбирая. Решающие факторы:
- разновидность двигателя;
- номинальная мощность котла;
- температура воздуха окружающей среды.
Сейчас котлы выпускают из пластмассы квадратной формы.
Приобрести котел можно на сайтах производителя, в специализированных торговых точках или на авторынке.
За счет широкого ассортимента и множества моделей устройство подбирается для легковых и грузовых автомобилей, внедорожников.
Устанавливается котел в специальном отделе двигателя. В более ранних авто такое место не предусмотрено.
Производителями предпускового подогревателя в инструкции регламентируется процесс и схема его установки. Процедура установки простая, ее выполняют и своими силами. Что для этого нужно:
- приобрести тосол;
- яма;
- два часа времени.
В зависимости от компании производителя у схемы установки несколько вариаций. Установка выполняется:
- с монтажом в блок – сложность установки, но больший КПД работы прибора;
- как отдельное устройство – в нижней точке системы для охлаждения, врезается в кольцо малого круга.
Наглядная схема установки котла:
- монтируется электрический подогреватель к цилиндрам на спецскобы;
- вынимают автоматический датчик температуры;
- подсоединяют штуцер;
- ввинчивают в штуцер температурный датчик;
- снимают сливную пробку;
- вворачивают отвод для шланга для подачи тосола;
- на оба шланга ставят хомуты.
Схема установки содержит и вариант, при котором выход от подогревателя в тройник. Для этого разрезают верхний патрубок радиатора. Тогда охлаждающая жидкость идет в блок на выход в котел. В этом случае головка сильно нагреется, а блок будет теплый.
Иногда используют метод подключения противоположный, при котором выход из нагревателя идет в блок. Охлаждающая жидкость – горячая, с меньшей плотностью, ей проще пройти в сечение переходника. При этом варианте блок слишком нагреется, в отличие от головки, а во время запуска двигателя его рабочая температура не опускается.
Для данного вида моделей предзапускных электрических нагревателей, в соответствии с местоположением термостата и сливного отверстия на моторе, используется один из видов схем установки:
- поступательный метод;
- параллельный способ.
Параллельный способ предполагает не использование меньшего из оборотов циркуляции охлаждающего вещества от сопротивляемости самого подогревателя. Схема эффективно выполняется несколькими решениями.
Термодатчик на верхнем патрубке, нет крана для слива:
- отбор и вброс тосола с патрубка обратки через тройничный диск;
- отбор охлаждающего средства с нижнего шланга радиатора, вброс в трубку печки;
- отбор с патрубка обратки, вброс через тройник в верхний патрубок.
Термодатчик на нижнем элементе, на блоке есть кран для слива:
- отбор средства со сливного крана через штуцер, вброс – в блок двигателя;
- отбор с нижнего трубки радиатора, вброс в блок;
- отбор из блока, вброс в верхний патрубок через тройничный элемент.
Ход монтажа:
- определяют подающий и отбирающий шланги согласно инструкции;
- выбирают место и рассчитывают расстояние для обоих шлангов;
- сливают охлаждающее средство;
- снимают трубки, идущие к печке;
- устанавливают уже готовые шланги;
- к свободным краям шлангов фиксируют подогреватель;
- заполняют полость тосолом.