История создания и описание автобуса лиаз 677

Преимущества и недостатки автобуса

Автобус ЛиАЗ 677 обладает следующими преимуществами:

  • вместительный салон, который позволял перевозить большое количество пассажиров;
  • просторные двери для увеличения пассажирооборота и сокращения времени простаивания на остановках;
  • вместительная задняя площадка;
  • пневмоподвеска без вертикальных колебаний и плавный старт, торможение – это защищало пассажиров от укачивания.

Спустя некоторое время пассажиры стали обнаруживать и недостатки автобуса. Прежде всего, граждане почувствовали неприятный запах, который распространялся по всему салону. Аромат появлялся из-за необычной конструкции отопительной системы. Двигатель машины, как и любого другого транспортного средства, оснащен радиатором охлаждения для предотвращения перегревания механизма. В модели ЛиАЗ 677 перед радиатором был размещен вентилятор, который поддувал воздух. Далее поток шел в короб прямоугольного сечения, который размещался на уровне пола с левой стороны салона. Отсюда воздух поступал к пассажирам через щели. В результате этого и появлялся неприятный запах отработанного топлива.

Такой аромат пассажиры чувствовали даже летом. Это связано с тем, что за радиатором находилась заслонка, которая должна была перекрывать поток воздуха в салон. Однако из-за неудобного расположения не все водители ее закрывали на летний период. В результате неприятный запах «стоял» в автобусе круглый год

Из-за этого пассажиры перестали обращать внимание на удобство салона, ширину дверей, а обсуждали только аромат, который порой невозможно было терпеть, в особенности в жару. Это перекрывало все плюсы транспортного средства

Фото салона автобуса

Кроме того, если водители ленились задвигать заслонку на летний период, то в салоне «стояла» нестерпимая жара, что создавало негативные впечатления об автобусе. С другой стороны, в осенне-зимний период в автобусе было тепло, поэтому пассажиры могли согреться в машине даже в сильные холода.

Следующий недостаток автобуса – проблемы с работой мотора. В летние месяцы двигатель перегревался, в зимнее время года – переохлаждался. Чтобы избежать возникновения такой ситуации, водители вынуждены были держать крышку мотора открытой, а зимой сверху фиксировать дополнительные теплоизолирующие материалы.

Преимущества и недостатки автобуса

Автобус ЛиАЗ 677 обладает следующими преимуществами:

  • вместительный салон, который позволял перевозить большое количество пассажиров;
  • просторные двери для увеличения пассажирооборота и сокращения времени простаивания на остановках;
  • вместительная задняя площадка;
  • пневмоподвеска без вертикальных колебаний и плавный старт, торможение – это защищало пассажиров от укачивания.

Спустя некоторое время пассажиры стали обнаруживать и недостатки автобуса. Прежде всего, граждане почувствовали неприятный запах, который распространялся по всему салону. Аромат появлялся из-за необычной конструкции отопительной системы. Двигатель машины, как и любого другого транспортного средства, оснащен радиатором охлаждения для предотвращения перегревания механизма. В модели ЛиАЗ 677 перед радиатором был размещен вентилятор, который поддувал воздух. Далее поток шел в короб прямоугольного сечения, который размещался на уровне пола с левой стороны салона. Отсюда воздух поступал к пассажирам через щели. В результате этого и появлялся неприятный запах отработанного топлива.

Такой аромат пассажиры чувствовали даже летом. Это связано с тем, что за радиатором находилась заслонка, которая должна была перекрывать поток воздуха в салон. Однако из-за неудобного расположения не все водители ее закрывали на летний период. В результате неприятный запах «стоял» в автобусе круглый год

Из-за этого пассажиры перестали обращать внимание на удобство салона, ширину дверей, а обсуждали только аромат, который порой невозможно было терпеть, в особенности в жару. Это перекрывало все плюсы транспортного средства

Фото салона автобуса

Кроме того, если водители ленились задвигать заслонку на летний период, то в салоне «стояла» нестерпимая жара, что создавало негативные впечатления об автобусе. С другой стороны, в осенне-зимний период в автобусе было тепло, поэтому пассажиры могли согреться в машине даже в сильные холода.

Следующий недостаток автобуса – проблемы с работой мотора. В летние месяцы двигатель перегревался, в зимнее время года – переохлаждался. Чтобы избежать возникновения такой ситуации, водители вынуждены были держать крышку мотора открытой, а зимой сверху фиксировать дополнительные теплоизолирующие материалы.

История

Итак, заглянем в не очень далекое прошлое. Благо, что уже тогда были фото и видео факты, доступные нашим современникам.

Самый известный в СССР автобус марки ЛиАЗ-677Э широко использовался для транспортных нужд советских граждан, но также был поставлен на экспорт и в другие страны. Происходило это событие в начале семидесятых годов прошлого века. Новый автобус, разработанный советскими рабочими на одноименном заводе, был показан на международной ярмарке, которая происходила в Германии. Показ кстати прошел вполне успешно, автобус получил Большую золотую медаль.

Надо сказать, что в СССР иностранцам старались угодить. Конечно же, это было связано с престижем страны. Машины, которые поставлялись за рубеж, отличались не только улучшенной отделкой салона. Так было и с ЛиАЗом.

Преимущества и недостатки автобуса

Автобус ЛиАЗ 677 обладает следующими преимуществами:

  • вместительный салон, который позволял перевозить большое количество пассажиров;
  • просторные двери для увеличения пассажирооборота и сокращения времени простаивания на остановках;
  • вместительная задняя площадка;
  • пневмоподвеска без вертикальных колебаний и плавный старт, торможение – это защищало пассажиров от укачивания.

Спустя некоторое время пассажиры стали обнаруживать и недостатки автобуса. Прежде всего, граждане почувствовали неприятный запах, который распространялся по всему салону. Аромат появлялся из-за необычной конструкции отопительной системы. Двигатель машины, как и любого другого транспортного средства, оснащен радиатором охлаждения для предотвращения перегревания механизма. В модели ЛиАЗ 677 перед радиатором был размещен вентилятор, который поддувал воздух. Далее поток шел в короб прямоугольного сечения, который размещался на уровне пола с левой стороны салона. Отсюда воздух поступал к пассажирам через щели. В результате этого и появлялся неприятный запах отработанного топлива.

Такой аромат пассажиры чувствовали даже летом. Это связано с тем, что за радиатором находилась заслонка, которая должна была перекрывать поток воздуха в салон. Однако из-за неудобного расположения не все водители ее закрывали на летний период. В результате неприятный запах «стоял» в автобусе круглый год

Из-за этого пассажиры перестали обращать внимание на удобство салона, ширину дверей, а обсуждали только аромат, который порой невозможно было терпеть, в особенности в жару. Это перекрывало все плюсы транспортного средства


Фото салона автобуса

Кроме того, если водители ленились задвигать заслонку на летний период, то в салоне «стояла» нестерпимая жара, что создавало негативные впечатления об автобусе. С другой стороны, в осенне-зимний период в автобусе было тепло, поэтому пассажиры могли согреться в машине даже в сильные холода.

Следующий недостаток автобуса – проблемы с работой мотора. В летние месяцы двигатель перегревался, в зимнее время года – переохлаждался. Чтобы избежать возникновения такой ситуации, водители вынуждены были держать крышку мотора открытой, а зимой сверху фиксировать дополнительные теплоизолирующие материалы.

Война

Не успел завод набрать обороты, как началась Великая отечественная. За несколько месяцев фашистские войска дошли до Москвы. Встал вопрос об эвакуации предприятия. Оборудование было демонтировано и под бомбежками передислоцировано в Челябинскую область. Однако вскоре враг от столицы был отброшен, и эшелоны вернулись домой.

Героическими усилиями, главным образом, женщин и подростков (большинство мужчин воевали) работа завода была восстановлена. Уже в феврале 1942 года начат выпуск деревянных изделий для самолетов, шаров для получения пороха и прочей продукции. За самоотверженный труд работники коллектива не раз награждались медалями, орденами и памятными знаками.

Опытный Лесохимический

Начало 30-х годов для Советского Союза стало очень напряженным временем. Оправившись от последствий гражданской войны, СССР всеми силами устремился догонять западные страны. Первостепенными задачами стало наращивание промышленного потенциала, разработка и внедрение прогрессивных технологий.

В 1933 году под Москвой (в поселке Ликино-Дулево) на месте будущего завода ЛИАЗ было решено создать опытное предприятие – Лесохимический завод. На его площадке планировалось разрабатывать новые для СССР технологии обработки и использования древесины: ДВП, ДСП, бруски лигностона, изоляционные плиты и т. д. Однако строительство затянулось. Только к осени 1937 года были построены основные корпуса, установлено оборудование. Первой продукцией стали деревянные подкладки под рельсы для Московского метрополитена.

Примечания

  1. 12Геннадий Борисов. Без троллейбусов // Авторевю. — 2002. — № 10. — С. 11111.
  2. 123456789101112131415161718 Двигатель ЗиЛ-375 — Каталог двигателей — АвтоИнф
  3. 12 Журнал «АВТОТРАК» :: Архив Архивировано 18 января 2012 года.
  4. Кировская область № Х 949 АО 43 — Фотобус
  5. Список подвижного состава — Фотобус
  6. Список подвижного состава — Фотобус
  7. Фото: Тверская область, № АВ 367 69 — ЛиАЗ-677М (ЯАЗ) — Фотобус
  8. Фото: Мурманская область, № 2259 — ЛиАЗ-677М — Фотобус
  9. liaz677: Последний рейс последнего ЛиАЗа в Ижевске
  10. Михаил Данилов. Рогожский вал(неопр.) . Музей «Московский транспорт». Дата обращения 5 мая 2020.
  11. КАвЗ-3100 «Сибирь» — Список подвижного состава — Фотобус
  12. Автобус для телевидения (неопр.) . За рулём, №11, 1975 (Ноябрь 1975). Дата обращения 11 декабря 2019.
  13. Список моделей — Забайкальский край. МУП «Краснокаменское АТП» — Фотобус
  14. Список моделей — Забайкальский край. ООО «АТТ» — Фотобус
  15. Список моделей — Нижегородская область. МУП АПАТ (г. Арзамас) — Фотобус
  16. Список моделей — Хабаровский край. Амурское ПАТП — Фотобус
  17. Красноярский край, УМ «Зеленогорское АТП» — Статистика подвижного состава — Фотобус
  18. Костанайская область, Рудный, ЛиАЗ-677М — Список подвижного состава — Фотобус
  19. Костанайская область, Рудный, ЛиАЗ-677МС — Список подвижного состава — Фотобус
  20. Кировоградская область, Александрия и район, ЛиАЗ-677М — Список подвижного состава — Фотобус
  21. Кировоградская область, Александрия и район, ЛиАЗ-677МБ — Список подвижного состава — Фотобус
  22. Кировоградская область, Александрия и район, ЛиАЗ-677Г — Список подвижного состава — Фотобус
  23. Фото: Новосибирская область, ЛиАЗ-677М № ММ 072 54 — Фотобус
  24. Новосибирцы спасают последний ЛиАЗ-677М в память о его водителе
  25. Список подвижного состава — Фотобус
  26. Брянская область № АК 665 32 — Фотобус
  27. Кемеровская область № АМ 689 42 — Фотобус
  28. Московская область № 0624 — Фотобус
  29. Воронежская область № ЛИАЗ-677М — Фотобус
  30. Тверская область № 1971 ГОД — Фотобус
  31. Кемеровская область № 74 — Фотобус
  32. Яндекс. Карты
  33. Татарстан № 02001 — Фотобус
  34. Памятник легендарному автобусу открыли в Ликино-Дулеве (неопр.) . news2.ru. Дата обращения 5 мая 2020.
  35. Ветерану дорог. Ликино-Дулёво отметило легендарный ЛиАЗ-677 памятником | TR.ru — Транспорт в России
  36. Фото с сайта «Drom.ru» (неопр.) .farpost.ru .
  37. Кемеровская область № 3612 КЕР — Фотобус
  38. Новосибирская область, автобус № ММ 072 54 (неопр.) . fotobus.msk.ru. Дата обращения 26 января 2020.
  39. Wikimapia — Let’s describe the whole world! (неопр.) . wikimapia.org. Дата обращения 5 мая 2020.
  40. Псковская область, автобус № 252 — Фотобус
  41. Самарская область № 6526 КШЛ — Фотобус
  42. Гомельская область № 1479 — Фотобус
  43. Московская область № 3508 — Фотобус
  44. Самарская область № 0688 КШШ — Фотобус
  45. Хабаровский край № (27) б/н-004 — Фотобус
  46. Челябинская область № 3621 — Фотобус
  47. Кемеровская область № АР 180 42 — Фотобус
  48. Фото: Тюменская область — Разные фотографии — Фотобус
  49. Фото: Тюменская область — Разные фотографии — Фотобус
  50. Фото: Саха (Якутия), № КВ 414 14 — ЛиАЗ-677МС — Фотобус (неопр.) . fotobus.msk.ru. Дата обращения 10 марта 2020.

Технические характеристики

  1. Тип топлива. Бензин.
  2. Емкость топливного бака, л. 300.
  3. Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 8,363 и при номинальной вместимости – 14,033 / при предельной вместимости – 16,133.
  4. Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. Полная масса при номинальной вместимости, кг — 14 033: на переднюю ось – 5725 и на заднюю – 8308. Полная масса при предельной вместимости, кг — 16 133: на переднюю ось – 5975 и на заднюю – 10 158.
  5. Минимальный радиус разворота, м. По внешнему колесу – 9,6, габаритный – 11,0.
  6. Угол въезда передний / угол съезда задний, градусов. 9 / 12.
  7. Рулевой механизм. Урал-377Н, двухзаходный червяк и сектор, гидроусилитель, передаточное число 21,5. Номинальное давление в усилителе 65 кгс/см². Люфт рулевого колеса при работающем усилителе до 12°.
  8. Тормозная система. Двухконтурная, с пневматическим приводом.

Технические характеристики

Технические характеристики автобуса:

  • трехрядная планировка салона;
  • задняя площадка с расширенными дверями и пониженным полом для размещения пассажиров, граждан с колясками, велосипедами;
  • кузов – полнонесущий с усиленным основанием в передней части;
  • число пассажирских мест – 25;
  • вместимость салона – 110 человек;
  • длина транспортного средства – 10565 мм;
  • ширина салона – 2500 мм;
  • высота автобуса – 3033 мм;
  • вес пустой машины – 8363 кг;
  • вес автобуса с максимальной загруженностью – 16133 кг;
  • разгон с места до 60 км/ч – до 47 секунд;
  • средняя скорость – 40 см/ч;
  • максимально возможная скорость – 70 км/ч;
  • расход топлива – 35 литров на 100 км.

Жизнь после жизни

8 августа 1994 года мог стать последним днём в истории модели, не подхвати её в новую жизнь вихри смутного времени. Автопредприятия обедневших муниципалитетов, крупные организации и другие заказчики сочли новый автобус ЛиАЗ-5256 сырым. Где есть спрос, там возникает и предложение. Ещё на исходе советских лет производство «677-х» для нужд местных транспортников начали авторемонтные предприятия различных регионов: Яхромский автобусный завод в Подмосковье, Борский АРЗ в Горьковской области и Тосненский автобусный завод в Ленинградской области.

После того, как сам ЛиАЗ свернул выпуск старой модели, она вовсе не потеряла спроса. Обедневшие муниципалитеты были рады хоть и устаревшей, но дешёвой и проверенной временем машине.

Со временем полукустарный выпуск ЛиАЗов начали и другие предприятия – от предприятий оборонки до автобусных парков в городах. Как правило, небольшие продуценты закупали кузова у крупных АРЗ, и комплектовали их агрегатами от автобусов, пришедших в негодность. Эта практика продолжалась вплоть до начала нулевых: последние новые машины с ПТС были построены Тосненским заводом для Якутска в 2002 году, а практика капремонтов с заменой кузова, т. е. постройки новых машин под документы заказчика, продолжалась и позже.

ЛиАЗ-677 оказался автобусом, живучим во всех смыслах. Снятие этой модели с производства основным заводом не остановило их поступление в наши города, а всеобъемлющая бедность автопредприятий, отсутствие своевременного обслуживания, запчастей и качественного ремонта совсем не мешали этим машинам, даже придя в совсем неприглядное состояние, просто делать свою работу.

Да, в кабине было жарко и шумно. Да, салон мог греметь, словно барабанный оркестр, а иные машины выглядели так, будто вернулись с того света. Да, расход топлива стремился к бесконечности, но несмотря на всё это, потрёпанные «677-е» даже в самые чёрные годы России продолжали работать в любом состоянии. Даже будучи ржавыми, гремящими, с ароматами бензина и выхлопа, но выполняли возложенную на них задачу, несмотря ни на что.

Кузов и салон

Что представлял собой ЛиАЗ 677 — модель, которая является для многих символом счастливых дней?

Кузов вагонной компоновки имел несущую конструкцию. Секции и части кузова были соединены друг с другом при помощи заклепок, скрытых под накладками, которые выполняли декоративную функцию.

Салон был обшит слоистым пластиком. Над ветровым стеклом имелся аншлаг, где с одной стороны ставили номер маршрута, на котором работала машина, а с другой стороны – информацию о маршруте.

Освещение было организовано шестью потолочными светильниками с люминесцентными лампами.

Откидные форточки в каждом окне позволяли естественным образом проветривать салон.

Отдельного слова заслуживает система отопления. Она представляла собой отток горячего воздуха, который получался от охлаждения двигателя. Воздухопровод проходил по левой стороне кузова, а в левой части спереди, сразу за водительской перегородкой, в морозный день люди даже засыпали в кузове.

Купить ЛиАЗ пригородный на выгодных условиях

Среди обширного модельного ряда российского Ликинского автобусного завода, особое место занимает новый ЛиАЗ пригородный, который отлично зарекомендовал себя в сфере обслуживания пассажироперевозок средней дальности и заслужил положительные отзывы владельцев данного транспортного средства

Цена на ЛиАЗ пригородный сравнительно невысока, принимая во внимание тот факт, что автотранспорт относится к категории повышенного комфорта и отличается высочайшими показателями качественности, надёжности, износостойкости, удобством управления. Стильный и прочный кузов, просторные автоматизированные двери, удобные накопительные площадки, отличная эргономика салона, включающая 44 посадочных мягких кресла, а также большие панорамные окна делают каждую поездку максимально удобной для всех её участников

Интеграция сверхпроизводительного дизельного автодвигателя позволяет производить существенную экономию топлива, в сравнении с бензиновыми аналогами, а также присваивает модели статус экологичного автотранспорта, который соответствует строгой классификации Евро 5. Кроме того, не требуя частого и дорогостоящего сервисного обслуживания, эта автомодель снижает стоимость эксплуатирования и техобслуживания до разумного минимума.

Продажа ЛиАЗ пригородный производится в нашей компании по максимально привлекательным для покупателя ценам, которые исключают наличие любых посреднических издержек – все поставки производятся непосредственно со складов завода-производителя. По вопросам покупки, а также для получения подробной консультации о модели и дополняющим функциям, доступным для заказа, обращайтесь напрямую к специалистам клиентского отдела.

От дерева к механизмам

Когда большая часть СССР была освобождена, перед правительством встала не менее серьезная задача, чем разгром врага – восстановление страны из руин. Первым делом необходимо было в разы увеличить выпуск стройматериалов, наиболее доступным из которых была древесина. А для повышения темпов лесозаготовок нужны были механизмы и оснастка.

В 1944 году Лесохимический опытный завод, учитывая его профиль и опыт работников, был реконструирован в Ликинский машиностроительный завод (ЛИМЗ). Его специализацией стал выпуск машин и агрегатов для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности: станков шпалорезных, передвижных электростанций, лебедок трелевочных, мотовозов, электропил, запасных частей к тракторам КТ-12 и автомобилям ЗИС. Также на предприятии был организован ремонт сложных дизельных моторов.

Сохранившиеся экземпляры[]

На сентябрь 2017 года наибольшее количество ЛиАЗов-677 сохранилось в Краснокаменске Забайкальского края, но там из 60 автобусов различных модификаций 51 находятся на консервации, а остальные работают только летом, на сезонных маршрутах. По количеству автобусов в регулярной эксплуатации лидируют Арзамас (Нижегородской области) и Амурск(Хабаровского края) — 25 и 18 машин соответственно. Последним крупным городом России с данной моделью автобуса в пассажирской эксплуатации был Новосибирск, где он был снят с 69-го маршрута 30 сентября 2015 года. Ближайшим от Москвы городом с ходовыми экземплярами этого автобуса на начало 2016 года являлись Вязники, где две машины работали на пригородных маршрутах, однако в связи с банкротством автопредприятия, с мая 2016 года их дальнейшая судьба неизвестна. Два автобуса работают на пригородных маршрутах в Евпатории.

История создания

До 1958 года пассажирскими перевозками активно занимался автобус ЗИЛ-158. Однако в указанную дату было принято решение о передачи этого транспортного средства с завода им. Лихачева, находящегося в Москве, на предприятие Ликинский машиностроительный завод, специализирующийся на производстве деталей для грузовых машин, который после этого получил название ЛиАЗ. Это было связано с тем, что модель машины устарела и перестала удовлетворять запросам населения в то время.

Дело в том, что ЗИЛ-158 мог перевести всего 60 пассажиров. Поскольку в то время велось полномасштабное строительство жилых многоэтажных домов в городах, потребовалось более вместительное транспортное средство. В итоге приняли решение о списании ЗИЛа и начале производства автобуса с большим салоном.

Первый советский автобус ЛиАЗ появился на дорогах в 1959 году. С этого времени до 1970 года было произведено более 62 000 транспортных средств этой марки. С производства машина снята в 1994 году.

Двигатель расположили спереди транспортного средства по правую руку от водителя. Такое размещение было выбрано не случайно. Поскольку двигатель находился в кабине, это позволяло водителю устранить неисправность, не выходя из автомобиля. Это было сделано для жителей северных регионов России, чтобы специалисты осуществляли ремонт в самом транспортном средстве. Место водителя и двигателя соединили в общее пространство. От пассажиров автобуса эту часть машины отделяла перегородка.

Чтобы увеличить пассажирооборот, сократить время простаивания на остановках, автобус укомплектовали двойными дверями. Это позволяло гражданам с одной стороны двери покидать транспорт, а с другой – заходить в салон.

ЛиАЗ 677 по сравнению с предшественником ЗИЛом-158 получил более удобный салон. Конструкторы сократили количество «сидячих» мест для пассажиров. Это сделало передвижение по салону более комфортным и позволило увеличить общее количество пассажиров.

История создания

Предшественником был автобус московского завода имени Лихачева ЗИЛ – 158. Устаревший внешний вид, отсутствие комфорта, ряд технических недоработок заставило задуматься руководство Министерства автотранспорта СССР о его замене. В начале шестидесятых производство автобусов было переведено из столицы на подмосковный завод в Ликино. Там же началась разработка новой модели общественного транспорта.

Зил 158

Работа по созданию велась основательно. Несмотря на то, что опытный образец был готов в 1962 году, одобрение Госкомиссии получено в следующем, первая экспериментальная партия после различных испытаний и доработок была выпущена только в 1967. Но и это еще не все. Были проведены усовершенствования в модели. Только в 1972 году ЛиАЗ- 677 появился в серийном производстве в привычном для нас виде.

ЛиАЗ-677М[]

Создание автобуса ЛиАЗ-677М с повышенными технико-эксплуатационными показателями вменялось заводу ещё планом ОКР на 1973 год. Однако лишь к концу IX пятилетки был разработан технический проект и построены два первых опытных образца модернизированного автобуса (один из них с форкамерно-факельным двигателем ЗИЛ-375ЯФ). В 1976 году они успешно прошли приёмочные испытания. В 1977 году с учётом замечаний МАП СССР был изготовлен ещё один опытный образец ЛиАЗ-677М, после чего доработанная документация была выдана в производство.

ЛиАЗ-677М ‘1982–94

В реальности же дело дошло лишь до выпуска двух опытно-промышленных партий из 10 автобусов в 1977 году и 25 автобусов в 1978 году. Причем автобусы одного года имели ряд заметных различий в конструкции дверей, наддверных брусьев, лючка радиатора, верхних габаритных огней, а также в декоративном оформлении передка. Выпуск же запланированной на 1979 год партии из 100 автобусов оказался сорванным из-за отказа Минавтотранса СССР согласовывать оптовую цену на ЛиАЗ-677М. Серийное производство ЛиАЗ-677М удалось наладить только в 1982 году. В ходе производства автобус постепенно менял свой облик на более привычный нам сегодня. Окошки «вход/выход» над дверями были заменены «фальшокнами», которые к 1984 году исчезли, а вместо них появились две горизонтальные полоски. Ко второй половине 1985 года обновилась светотехника, она стала соответствовать правилам ЕЭК ООН. Ещё в 1978 году автобусы ЛиАЗ-677 получили передние указатели поворота нового типа, оранжевые квадратной формы, устанавливаемые на передней стенке автобуса над основными фарами. Теперь к ним добавились задние квадратные фонари, собранные в вертикальную секцию. Также изменились передние, а затем задние верхние габаритные фонари. К началу 1985 года на автобусах стали устанавливать задний и передний металлический бампер, а выпущенные в это время автобусы отличались наличием бамперов, но ещё со старыми круглыми задними фонарями. Окончательный облик ЛиАЗ-677М сформировался к 1986 году.

После этого автобусы продолжали выпускаться без каких-либо значительных изменений. Последний ЛиАЗ-677М сошёл с конвейера Ликинского завода в 1994 году, после этого сборочный конвейер, на котором их собирали, был демонтирован. Однако после сворачивания производства 677-го на «родном» заводе до 2002 года его продолжали выпускать малыми партиями на разных авторемонтных предприятиях, в частности, в Бору, в Петрозаводске, на Яхромском автобусном заводе, на заводе «Ремтехмаш» в Орехове-Зуеве. В Тосно под индексом ТоАЗ-677Д до 2002 года выпускалась несколько изменённая модификация ЛиАЗ-677М, оснащённая ярославским двигателем. Несколько десятков машин было собрано на Волжском Машиностроительном Заводе (ВМЗ), в городе Рыбинске Ярославской области.

После 2000 года во многих городах автобусы ЛиАЗ-677М начали досрочно выводиться из эксплуатации как морально устаревшие, нерентабельные и непригодные для установки АСКП. В Москве их эксплуатация прекратилась 7 ноября 2004 года, в Киеве в 2004 году, в Орехово-Зуево — 13 декабря 2005 года, в Санкт-Петербурге — 1 апреля 2006 года (с 1 июля 2005 года снят с регулярных перевозок), в Петропавловске-Камчатском — с июля 2006 года; в Минске, Красноярске, Электростали — в 2007 году; в Екатеринбурге, Алапаевске, Кургане (с 1 марта 2007 года снят с регулярных перевозок), Омске, Липецке — в 2008 году; в Кирове, Рязани, Ельце — в 2009 году; в Данкове, Рыбинске, Самаре, Ступино — в 2010 году; в Комсомольске-на-Амуре, Челябинске — в 2011 году; в Десногорске, Конакове, Мурманске — в 2013 году; в Ижевске — 31 июля 2014 года; в Усть-Каменогорске (Казахстан) — в 2014 году; в Братске — в 2015 году.

Подробное описание, устройство салона, кабины водителя и не только, луноход, скотовоз и прочие названия

Модель по праву считается первым самым настоящим городским автобусом, который выпускался в Союзе. В отличие от прошлых проектов, новинка оказалась не только рассчитанной на большее число пассажиров, но и была более комфортной.

Автобус отличался удобными сидениями, хорошей работой отопительной системы. Даже в дикие морозы некоторые люди умудрялись очень крепко засыпать в салоне – настолько там было тепло.

ЛиАЗ-677 имело несколько прозвищ: луноход, скотовоз. Второе альтернативное название автобус получил отнюдь не из-за качества перевозки. Все просто. СССР во всем и всегда помогал братской Кубе. И естественно, автобусы туда также поставляли. На Острове Свободы машине нашли другое применение. Так, ввиду того, что у автобуса низкий порог, это было очень удобно для перевозки коров. Не нужно было создавать специальных пандусов. Животное без труда заходило в ЛиАЗ-677. Кубинцы немного изменили конструкцию – срезали крышу ввиду погодных условий. Отсюда и «скотовоз».

Городской автобус ЛиАЗ-677. Фото Википедия

Кузов вагонной компоновки имел несущую конструкцию. Секции и части кузова были соединены друг с другом при помощи заклепок, скрытых под накладками, которые выполняли декоративную функцию.

Салон был обшит слоистым пластиком. Над ветровым стеклом имелся аншлаг, где с одной стороны ставили номер маршрута, на котором работала машина, а с другой стороны – информацию о маршруте. Освещение было организовано шестью потолочными светильниками с люминесцентными лампами.

Откидные форточки в каждом окне позволяли естественным образом проветривать салон.

Силовой агрегат в этой машине был расположен в передней части справа от водителя. Инженеры решили, что это будет очень удачно, да так и получилось. Это решение позволило освободить много места для пассажиров в задней части. А если нужно было выполнить ремонт мотора, для этого не нужно было даже выходить на улицу.

Основную часть нагрузки брал на себя задний мост. Он имел два колеса слева и столько же справа. Площадка для пассажиров была расположена немного ниже салона. А в салон можно было попасть по пологому спуску. Для входа и выхода в салон через задние двери разработчики предусмотрели две ступеньки. В передней части ступенек было три, ввиду того, что автобус имеет переднюю компоновку двигателя. Рядом с кабиной салон тоже слегка приподнят.

Чтобы транспорт не слишком долго стоял на автобусных остановках, он имеет широкие двери из четырех створок. В автобусе таких дверей две. Для водителя предусмотрена третья дверь в кабине.

Инженеры стремились вести проект таким образом, чтобы водителю было очень комфортно и функционально. Характеристики кабины – информативность и эргономичность. Но в тоже время там нет ничего лишнего. Панель приборов отличалась характерным дизайном для тех лет. Кресло водителя было подрессорено и позволяло регулировать высоту, угол наклона спинки или подушки. Кабина и отсек мотора были отгорожены стенкой. В некоторых модификациях монтировали окно, как на Икарусах. На таком окне была форточка для пассажиров.

Где эксплуатируются

Памятник ЛиАЗ-677М в ПАТП. Фото Википедия

На начало 2018 года наибольшее количество ЛиАЗов-677 сохранилось в Краснокаменске Забайкальского края, но из 60 автобусов различных модификаций 51 находятся на консервации, а остальные работают только летом, на сезонных маршрутах. По количеству автобусов в регулярной эксплуатации лидируют Арзамас (Нижегородской области), Амурск (Хабаровского края) и Зеленогорск (Красноярского края) — 22, 18 и 17 машин соответственно. 11 автобусов ЛиАЗ-677 эксплуатируются в казахстанском городе Рудный, 10 — в украинском городе Александрия.

Последним крупным городом России с данной моделью автобуса в пассажирской эксплуатации был Новосибирск, где он был снят с 69-го маршрута 30 сентября 2015 года, но позже был отреставрирован в 2017—2018 годах и установлен возле ПАТП-4 как памятник. Ближайшим от Москвы городом с ходовыми экземплярами этого автобуса ещё на начало 2016 года являлись Вязники, где две машины работали на пригородных маршрутах, однако в связи с банкротством автопредприятия, с мая 2016 года их дальнейшая судьба неизвестна. Один автобус эксплуатируется в городе Унеча (Брянская область).

Модели транспортного средства

Конструкторы транспортного средства понимали недостатки ЛиАЗа 677 и старались усовершенствовать автобус. В результате многочисленных доработок на советских улицах появились такие модели.

ЛиАЗ 677-М

Такая модель была выпущена в 1970 году. Было произведено 35 новых автобусов.

Что изменилось в транспортном средстве – появились бамперы, пластмассовая решетка на передней части машины, дверные створки сделала из сплава с алюминием.

Внутри салона появилась рама-ферма повышенной жесткости. Модернизацию претерпела трансмиссия. Была установлена резиновая муфта, что позволило уменьшить вибрацию в салоне. Помимо этого, конструкторы выполнили усиление гидропередачи. Была усовершенствована тормозная система, что повысило безопасность эксплуатации транспортного средства.

Другие изменения машины:

  • появились люки на крыше;
  • над дверями сделали сплошную панель из стали вместо надписей «Вход/Выход»;
  • заменили задний мост на более усовершенствованный;
  • из некоторых окон сделала аварийные выходы, убрали форточки;
  • в кабине водителя стали использовать новые материалы, снижающие загазованность и шум.

В 1984 году модель усовершенствовали. Поставили новые бамперы, осветительные приборы,

Было модернизировано рабочее место водителя. В кабину установили новое кресло, которое налаживалось по наклону, высоте, длине. Была изменена вентиляционная система, улучшена отделка.

ЛиАЗ 677 Б

Эту модель поставили на междугородные рейсы.

Особенности такого транспортного средства – отсутствие пониженного уровня пола задней площадки, четырехрядная планировка салона, наличие кронштейна сзади автобуса для фиксации запасного колеса. Однако главное отличие автобуса для междугородных перевозок от городского транспортного средства – число мест в салоне. В ЛиАЗ 677 Б установили 35 кресел, но при этом вместительность сократили до 87 пассажиров.

ЛиАЗ 677 А

Такую модель сделали специально для северных регионов России.

Машина могла нормально функционировать даже при -60С. Отличительные черты:

  • двойные стекла для лучшей защиты от холода;
  • четырехрядная планировка салона;
  • использование дополнительных теплоизоляционных материалов.

Такие модели выпускались небольшими сериями специально на заказ.

ЛиАЗ 677 П

Это перронный автобус, который был выпущен в 1974 году. Всего было выпущено три такие модели.

Отличительные особенности:

  • по две двери для пассажиров с каждой стороны машины;
  • в салоне установлено всего 10 сидений.

Такие модели были разработаны специально для доставки пассажиров с багажом от трапа самолета до перрона. Отсутствие большого количество кресел облегчало движение по салону, а дополнительные двери позволяли быстро покидать машину или забираться внутрь автобуса. Несмотря на достоинства, транспортное средство имело и недостатки:

  • слишком высокий пол, из-за чего пассажира было сложно забираться в автобус и выходить из машины;
  • небольшая вместимость граждан, что не позволяло загрузить в салон всех пассажиров авиалайнера.

Телевизионные станции

Это особый вид транспорта, который был сконструирован на основе ЛиАЗ 677. Такой автобус начали разрабатывать в 1964 году. Это было связано с открытием телецентра в Останкино. Появилась телевизионная техника нового поколения, которая нуждалась в особой транспортировке. Так и стали разрабатывать новую телевизионную станцию-автобус на базе ЛиАЗ 677.

Первую машину выпустили в 1972 году. Автобус получил название ПТС-4. Машину изготовили на телевизионном заводе в Шауляе. В этом году было произведено два транспортных средства этой модели. С автобуса осуществляли запись уличных культурно-массовых мероприятий для последующей демонстрации по телевизору.

В связи с этим площадка была усилена, чтобы она могла выдержать до трех человек плюс все соответствующее оборудование. На корме кузова установили лестницу для подъема специалистов и лебедка для доставки техники на крышу машины.

Внутри кабины ставили стол, шкафы и оборудование для съемки. Кроме того, была обустроена дополнительная система вентиляции для более комфортного нахождения в салоне. Она препятствовала потери тепла от работающего двигателя зимой, направляя его в кузов. Внутри автобуса были установлены два кондиционера для охлаждения в летний период.

Было выпущено еще несколько экспериментальных моделей, но они не нашли широкого распространения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: