Утренний старт
Старт со стоянки запланирован на 4 часа утра, на улице лёгкий морозец и искрящийся в свете неоновых фонарей уличного освещения снежок. Зябко, очень не хочется лишний раз покидать тёплую кабину, наглухо задраенную от посторонних взглядов плотными шторами. Двигатель не пускался уже почти 10 часов, но автономный отопитель жидкостного типа, интегрированный в систему климат-контроля делает своё дело почти никак не проявляя себя. Вентилятора почти не слышно, но вот бодрый стартёр мгновенно пускает холодный движок.
В автомобильной технике прогресс – это не прорыв, а оптимизация работы давно изобретённых и хорошо известных систем, приборов и агрегатов. Наглядный пример: ещё несколько лет назад жидкостное автономное отопление было довольно дорогой опцией, при этом требующей постоянного контроля и бережливого обращения, а в этой новенькой «Скании» знай себе жми на кнопки, выбирая желаемую температуру в кабине… Серая дымка занимающегося рассвета встречает нас на территории Чувашии.
Если держать скорость около 80 км/ч, то средняя путевая, по показаниям бортового компьютера, равна 62 км/ч, загрузка – 10 тонн, средний расход топлива 25,9 л/100 км пути.
Несмотря на далеко не идеальный асфальт в таком режиме автопоезд монолитно стабилен, рулевое колесо лежит в обхвате ладони, практически не прося никаких корректирующих действий, а новая подвеска передней оси тягача на параболических рессорах в сочетании с новой пневмоподвеской кабины с амортизатором гашения поперечных колебаний изолируют экипаж от дорожных колкостей. Эти обстоятельства навеивают дремоту, самую опасную на переломе дня и ночи, поэтому остановились, что бы заодно осмотреть фуру. Шины, ходовая, тент, освещение, долить стеклоомыватель – привычная карта проверок дальнобойщика. Протереть стёкла и зеркала? А вот не требуется! Ещё одно достижение нового поколения Scania: многочисленные часы проведённых испытаний и доводочных работ в аэродинамической трубе позволили избежать попадания грязи на боковые стёкла и зеркала. Чтобы убедиться в этом я выполнил фотофиксацию через разные отрезки пути.
Двигатель
Модель 420 Highline оснащена мотором с качеством выхлопа Евро IV, в его состав не входят фильтры и нейтрализаторы. Это обусловлено тем, что при попадании выхлопа в коллектор, туда впрыскивается специальная присадка.
Таким образом, производители добились снижения затрат на содержание Scania 420 и повысили простоту обслуживания. В стандартной комплектации тягач полностью оборудован всеми элементами топливной системы, в том числе баком для присадок.
Двигатель | Scania DT12 11 420 |
Мощность | 420 л.с. |
Топливо | дизель |
Цилиндров | 6 |
Макс. крутящий момент | 2100 Нм |
Объем агрегата | 11,7 л |
Экологический класс | Евро-4 |
Емкость бака | 700 л |
Емкость доп. бака | 500 л |
Модель DT12 11 420 объемом 11,7 л характеризуется мощностью 420 л.с. Максимальный крутящий момент обеспечивается при частоте вращения 1350 об/мин и составляет 2100 Нм. Установка оборудована системой непосредственной подачи топлива под давлением и турбированным наддувом. При движении в салон проникает минимальное количество шума, что положительно сказывается на состоянии водителя.
Кабина Scania Griffin
На выбор покупателя предлагается две разновидности кабин:
- CP 19 Scania Griffin
- CG 19 Scania Griffin Space
Объединяет данные кабины тот, факт, что они созданы согласно всем современным требованиям, обладают повышенной комфортностью, высоким качеством используемых материалов.
Комплектация кабин для седельных тягачей Scania (Скания) Griffin:
- современная комбинация панели приборов с русифицированным бортовым компьютером;
- водительское и пассажирские сидения, обладающие повышенным комфортом и имеющие свойство складываться, освобождая тем самым пространство в кабине;
- рулевая колонка регулируется пневматическим замком механизма;
- дополнительный противосолнечный козырек, расположенный сбоку.
Кабина CG 19 обладает также довольно просторным внутренним пространством, где установлены два спальных места. Также в кабине достаточно места для того, чтобы встать в полный рост, переодеться, не стесняя движений. Имеется довольно большой отдел для хранения личных вещей. Бонусы для водителя – наличие электроприводной регулировки зеркал заднего вида, освещения кабины и ступеней.
Общие достоинства
Все три седельных тягача в исполнении с высокой крышей и ровным полом были приобретены по программе «Scania ДРАЙВ», которая подразумевает покупку техники с помощью лизинга, а также включенное техническое обслуживание (сервисный контракт), обучение водителей, систему мониторинга автопарка и страхование в одном пакете. Все автомобили оснащены системой мониторинга автомобилей Scania FMS нового поколения с расширенными функциями, которые включают в себя возможность двухстороннего обмена сообщениями между водителем и офисом. Возможность установки водителю задач в обстановке реального времени позволяют уменьшить холостые пробеги, а значит, увеличить производительность автомобиля.
Наружные световые приборы во всех автомобилях – фары головного света, противотуманные фары, дополнительные фары дальнего света и габаритные огни – светодиодные. Они лучше светят, у них бóльший ресурс и меньшее энергопотребление.
Оборудование кабины включает верхнее спальное место – 800 мм, нижнее раздвижное – 800–1000 мм. Есть также стояночный кондиционер и холодильник. В тягаче цвета Fiction Blue сиденье пассажира – поворотное, есть места для хранения на задней стенке и место под ТВ.
Техминимум с точки зрения эксплуатанта
Раньше у «Скании» 500 «кобыл» снимали с двигателя V8, то теперь такую мощь выдаёт обычная рядная 13-литровая «шестёрка» DC13 155 шестого экологического класса с системой впрыска XPI и нейтрализацией отработавших газов по SCR-технологии с применением синтетической мочевины. Мощность таже, но вес и габариты мотора ниже. Повысился и крутящий момент: 2550 Н·м у нового двигателя против 2500 Н·м у V8.
В отличие от предыдущего поколения здесь нет системы рециркуляции отработавших газов EGR, а также турбокомпрессора с изменяемой геометрией. Степень сжатия увеличена с 17,6 до 20,0. Новые форсунки и интеркулер позволили снизить расход топлива.
Зимой в режиме частичных нагрузок моторное масло иногда не догревалось, росли внутренние потери и создавались условия для образования нагара. Теперь масляный термостат маслоохладителя отвечает за контроль и оптимизацию температуры моторного масла.
Коробка передач – «робот» Opticruise GRS905 без ретардера. Но, как показала практика, для магистрального автопоезда международных перевозок направления «Центральная Европа –Урал» достаточно моторного замедлителя. В конструкции КП появился тормоз промежуточного вала. Он встроен в корпус масляного насоса, приводимого от первичного вала КП и представляет собой многодисковый тормозной механизм. Его функция – уменьшать скорость вращения промежуточного вала при переключении вверх и разгружать синхронизаторы, что сократило время переключения передач на 45%.
Такой трансмиссионный набор благостно влияет на экономию топлива и оптимизирует динамические нагрузки на шкворень полуприцепа, стабилизируя автопоезд при разгонах и торможениях. В итоге даже при максимальной нагрузке 20 т возрастает средняя путевая скорость. Для дальнемагистральных перевозок с экипажем из одного водителя это весьма весомый показатель.
Как все начиналось
История компании началась со слияния двух фабрик. Первая из них под названием «Вабис» начала свою работу в 1891 году. В то время она занималась производством вагонов для железнодорожных составов. Немного позднее предприятие начинает выпускать легковые и грузовые автомобили.
Вторая компания «Скания» основана в 1990 году. В первое время она занималась производством велосипедов. Но очень недолго. Уже через год был выпущен первый легковой автомобиль. А в 1902 году был собран первый грузовик. Его характеристики позволяли перевозить до полутора тонн грузов и разгоняться до пятнадцати километров в час. Производство данной модели продолжалось более трех лет.
Так совпало, что в 1902 году начали выпускать грузовики сразу на двух фабриках. Уже в 1911 году принято решение объединить усилия. В этом же году компании сливаются. Так образуется «Скания-Вабис». В течение года с конвейера нового предприятия сходит сорок моделей легковых автомобилей и двадцать три грузовика.
К началу нового столетия компания выпустила более 800 тысяч единиц автомобилей. К этому времени у предприятия было уже шесть заводов в Швеции и еще восемь в других странах. Численность персонала превысила двадцать три тысячи человек.
Удобство эксплуатации и обслуживания
Не только характеристики Scania R420 являются ее преимуществом, кроме того, машина предельно проста в эксплуатации и экономична. Она прошла большое количество тестов, чем заслужила положительные отзывы. Проверялась машина при различных дорожных условиях. Наиболее значимым испытанием является езда по автобану длиной 377 км. При этом расход топлива составил порядка 32,5 л на 100 км, а средняя скорость – 80 км/ч. Максимальный показатель, который может развить машина – 85 км/ч (как заявлено производителем, по факту – намного больше). Перемещение тягача Скания 420 по ровному участку позволило сократить расход до 22 л, а скорость повысить до 83 км/ч.
При использовании техники на дорогах общего пользования проводилось тестирование, по результатам которого можно сделать вывод, что потребовалось затратить порядка 38 л на 100 км. При этом скорость сохранялась на средней отметке 63 км/ч.
Подъем вверх увеличивает потребление топлива до 44 л на сто километров пути. При испытаниях температура окружающей среды варьировалась в пределах от 14 до 19 градусов.
Об истории компании Скания
Известный шведский производитель грузовиков и автобусов ведёт свою историю с 1891 года, когда в городе в Сёдертелье был основан завод по выпуску железнодорожных вагонов. Изначально компания называлась VABIS – сокращённое от шведских слов «Фабрика вагонов в Сёдертелье». В начале ХХ века она также начала производить легковые автомобили и грузовики.
Название Scania появилось в 1900 году. Оно происходит от латинизированной версии наименования провинции Сконе на юге Швеции. Так назвали фирму по производству велосипедов, работавшую в городе Мальмё. Развиваясь, она, также как и VABIS, начала выпускать автомобили. Первый грузовик под маркой Scania был собран в 1902 году.
В 1911 году произошло слияние Scania и VABIS, с объединением производственных мощностей этих компании и их выходом на общеевропейский рынок. Наряду с легковыми и грузовыми автомобилями, на обоих заводах – и в Сёдертелье, и в Мальмё начали выпускать автобусы.
В 1936 году компания Scania/ VABIS разработала свой первый собственный дизельный двигатель. Начало модульной системы производства было положено в 1939 году, выходом на рынок дизеля Royal, в котором использовались стандартизованные компоненты. В 1949 году был запущен в серийное производство собственный дизельный двигатель компании с непосредственным впрыском – выносливый «400 тысяче-километровый мотор».
В 1957-1992м годах были открыт заводы Scania по производству грузовых автомобилей и автобусов в Бразилии, Аргентине, Нидерландах, Франции, ещё два завода в Швеции. В 2000 году сошёл с конвейера миллионный грузовик марки Scania. В 2008 году основным владельцем компании Scania стал немецкий концерн Volkswagen, выкупивший около семидесяти процентов акций шведского производителя.
Ночь
Старт со стоянки запланирован на 4 часа утра, на улице лёгкий морозец и искрящийся в свете неоновых фонарей уличного освещения снежок. Зябко, очень не хочется лишний раз покидать тёплую кабину, наглухо задраенную от посторонних взглядов плотными шторами. Двигатель не пускался уже почти десять часов, но автономный отопитель жидкостного типа, интегрированный в систему климат-контроля делает своё дело почти никак не проявляя себя, даже вентилятора почти не слышно.
Аккуратно интересуюсь у моего коллеги Константина, не сильно ли просаживает столь длительная работа «автономки» аккумуляторы? В ответ он молча поворачивает ключ зажигания, и бодрый стартёр мгновенно пускает холодный движок. Тогда я подумал вот о чём. Прогресс – это не всегда громкий и шумный, иногда сносящий всё на своём пути поток инноваций. В автомобильной технике это чаще идеализация, оптимизация работы уже давно изобретённых и много лет используемых систем, приборов, агрегатов. И вот наглядный пример: ещё несколько лет назад жидкостное автономное отопление было довольно дорогой опцией, при этом требующей постоянного контроля и бережливого обращения, а в этой новенькой «Скании» знай себе жми на кнопки, выбирая желаемую температуру в кабине…
Серая дымка занимающегося рассвета встречает нас на территории Чувашии.
Модель Scania R440LA
Данная версия тягача стоит того, чтобы вспомнить о ней отдельно. Именно данный грузовик в 2010 году получил премию как лучший грузовик года. Он оказался лучшим среди своих конкурентов по техническим характеристикам, экономичности, комфорту водителя.
Модель отличается улучшенной аэродинамикой кабины. За счет этого снижается расход топлива. Специальные отверстия улучшают охлаждение двигателя.
Как видно, тягач «Скания» покупателями многих стран воспринимается как качественный, надежный, прочный и долговечный автомобиль. И положительные отзывы вместе с высоким уровнем продаж подтверждают это.
Кабина тягача Скания
В седельном тягаче Scania необходимо уделять особое внимание кабине, которая отвечает современным требованиям и спроектирована с учетом комфорта водителя. Представители компании позаботились об улучшении зоны обзора, повышении безопасности и удобства использования
Рабочее место водителя лучше всего продумано с оптимальным расположением приборной панели. Справа — большой дисплей с оптимизированной графической частью и понятными элементами управления. Кроме того, была увеличена площадь остекления, изменено положение сиденья водителя и снижен уровень «отделки салона», что улучшило обзор для водителя.
Сиденье водителя и рулевое колесо можно отрегулировать для более удобной посадки и максимального комфорта. Предусмотрен подогрев сидений. В задней части есть двухъярусная койка шириной 80 см с поролоновым / пружинным матрасом. Также есть раздвижной спальник шириной до 1 м с цельным матрасом. На верхней полке достаточно места для матраса 60-80 см, в зависимости от конфигурации.
При изготовлении были использованы только лучшие материалы, удобные кнопки и множество полезных элементов. В обивке стульев использован легкий велюр, прочный и устойчивый к истиранию. Рулевое колесо уже в базе отделано коричневым материалом. Панель приборов сделана из качественного пластика.
Дополнительные возможности кабины Scania:
- Доступны несколько вариантов длины: 140, 160 и 190 см.
- Крыша может быть нормальной (N) или высокой (H).
- Кабина установлена на 4-точечной пневмоподвеске со стабилизатором поперечной устойчивости для максимального комфорта внутри даже на неровных дорогах.
- Зеркала заднего вида с электроприводом регулировки / обогрева.
- По бокам кабины большие полости для хранения различных вещей, необходимых водителю.
- Наличие центрального замка с дистанционным управлением.
Для обеспечения комфорта внутри кабины предусмотрены кондиционер и автономный отопитель на 4 киловатта. Вместе эти два устройства обеспечивают комфортную температуру в салоне в сильный мороз или, наоборот, в жару. Кроме того, внутри установлена система FMS и тахограф, что уже предусмотрено в базовой версии автомобиля.
Особый интерес представляет телематическая система FMS, которая позволяет удаленно загружать информацию по диагностике автомобиля, экономя время на посещении сервиса.
Особое внимание уделяется источникам света. В частности, фары обслуживают дворники
В качестве основной оптики используются газоразрядные лампы (ксенон.
Кроме того, на бампере установлены фары дальнего света, которые обеспечивают хорошую видимость при движении ночью. Не уступает по качеству внутреннее освещение, которое представлено несколькими лампами, а также автоматическим освещением при входе в салон.
Общие достоинства
Все три седельных тягача в исполнении с высокой крышей и ровным полом были приобретены по программе «Scania ДРАЙВ», которая подразумевает покупку техники с помощью лизинга, а также включенное техническое обслуживание (сервисный контракт), обучение водителей, систему мониторинга автопарка и страхование в одном пакете. Все автомобили оснащены системой мониторинга автомобилей Scania FMS нового поколения с расширенными функциями, которые включают в себя возможность двухстороннего обмена сообщениями между водителем и офисом. Возможность установки водителю задач в обстановке реального времени позволяют уменьшить холостые пробеги, а значит, увеличить производительность автомобиля.
Наружные световые приборы во всех автомобилях – фары головного света, противотуманные фары, дополнительные фары дальнего света и габаритные огни – светодиодные. Они лучше светят, у них бóльший ресурс и меньшее энергопотребление.
Оборудование кабины включает верхнее спальное место – 800 мм, нижнее раздвижное – 800–1000 мм. Есть также стояночный кондиционер и холодильник. В тягаче цвета Fiction Blue сиденье пассажира – поворотное, есть места для хранения на задней стенке и место под ТВ.
Не то, что нынешнее племя…
Тахограф, гидроусилитель, пневмогидропривод сцепления, турбокомпрессор с охладителем наддувного воздуха – перебор, нет, как же всё это в обычном пятитонном скромном грузовичке, а не в магистральном тягаче, да ещё в далёком 1968-м…
Внешне очертания пятитонного бортового грузовика напоминают формы соотечественников того времени – ЗИЛ-130 или ГАЗ-52. У нас тогда производство этих массовых грузовиков вовсю набирало обороты, а Scania Vabis L36 продержалась на конвейере ещё около года, и в 1969-м на смену модели пришла уже бескапотная машина – одна из первых в Европе в классе грузовых автомобилей.
Посадка за рулём продиктована компоновкой кабины, и тоже весьма схожая с нашими «зилками» и «газончиками». Локти сильно согнуты, пятая точка покоится на мягкой подушке дутого дивана, естественно, нерегулируемую рулевую колонку венчает тонюсенькое рулевое колесо огромного диаметра. Сквозь три спицы франтоватого белого цвета видны простенькие приборы, но информации не так уж и мало. Слева – очень похожая на наши советские грузовики и автобусы комбинация приборов, состоящая из набора шкал и контрольных ламп. В центре – манометр пневмосистемы, на периферии температура и давление масла, указатель уровня топлива. В центре приборной доски указатель температуры двигателя, справа – спидометр, объединённый с механическим тахографом. Скорее всего, тахограф здесь уже появился позднее, в семидесятых, когда это стало требованием законодательства, и пришлось дооборудовать автомобиль, а изначально здесь, возможно, был просто спидометр.
Улучшенные технические характеристики седельных тягачей Scania Streamline
Большинство водителей считает грузовые автомобили Scania одними из самых комфортных и экономичных в мире. Но даже отличный грузовик можно сделать еще лучше.
В новом модельном ряду Scania Streamline (Скания Стримлайн) сочетаются различные инновации, обеспечивающие максимальную эффективность эксплуатации грузового автомобиля.
- Увеличение топливной экономичности на 8%Потенциальная экономия топлива при магистральных перевозках с применением новых эффективных двигателей стандарта Евро 6 второго поколения составляет 5–8 %. Экономия для двигателей стандарта Евро 3/4/5, при аналогичных условиях, составляет 3–5 %.
- Аэродинамические улучшения Чтобы снизить лобовое сопротивление воздушному потоку, изменен дизайн передних углов кабин серий G и R, а также конструкция солнцезащитного козырька, в который могут устанавливаться дополнительные элементы освещения.
- Новая система Scania Opticruise с Экономичным режимомДля увеличения экономии топлива в систему интеллектуального круиз-контроля — Scania Active Prediction — полностью интегрирован новый режим «Economy».
- Коробка передач с минимальными механическими потерямиОптимизировав уровни масла в коробках передач, уменьшено трение и повышена их эффективность. Потоки масла в коробке передач тщательно выверены для обеспечения отличной смазки всех компонентов.
- Широкий выбор силовых агрегатов Возможны различные варианты двигателей – от 400 до 440 л.с., а также легендарные V8 от 500 до 730 л.с. стандарта Евро 4 и Евро 5
- В два раза надежнееВ избежание риска произвольной разрядки или отказа аккумулятора компания Scania разработала новую систему сдвоенных аккумуляторных батарей, которая обеспечивает надежный пуск двигателя. Одна мощная батарея с двумя аккумуляторами используется исключительно для пуска двигателя и оптимизирована для обеспечения мгновенного пускового тока. Другая же, отдельная, батарея с двумя аккумуляторами используется для питания всех остальных систем.
- Комфорт и стиль вожденияНовый Streamline оборудован аудиосистемой с опциональными функциями навигации, интерфейсами bluetooth, AUX, USB и поддержкой карты памяти SD. Обновленный стиль кабины включает специальную отделку, а также новые накладки на порогах. Раздвижная кровать с толстым пружинным матрасом является частью стандартной комплектации спальных кабин серии R.
- Система FMS — инструмент для управления автопаркомПриложение Scania Fleet Management предоставляет возможность дистанционного мониторинга в режиме реального времени: доступны данные о местонахождении автомобиля, техническом состоянии, времени в пути и многое другое. Оборудование системы FMS с установленным пакетом «Мониторинг» входит в стандартное оснащение Scania Streamline, и для начала работы его необходимо лишь активировать.
ШАССИ
Шасси грузовиков подверглось перекомпоновке. Передний мост смещен из стандартного положения на 50 мм ближе к бамперу (уменьшен передний свес). На седельных тягачах это привело к увеличению колесной базы на ту же величину. Сделано это для сокращения степени наклона грузовика вперед в случае резкого торможения (также за счет смещения центра тяжести кабины вниз) и комфортного управления грузовиком.
Теперь в базовой комплектации грузовых автомобилей устанавливаются 30-дюймовые тормозные камеры для дисковых тормозов переднего моста. Это дополнительно обеспечивает высокую эффективность торможения независимо от того, как осуществляется торможение — водителем или системой AEB. На длину тормозного пути в реальных условиях влияют такие факторы, как состояние шин и дорожного полотна, но при всех равных условиях новый грузовик имеет тормозной путь на 5% меньше.
Новая рядная «шестерка» мало в чем уступает V-образным «восьмеркам». Зато конструктивно она стала проще и надежнее в эксплуатации за счет отсутствия сложных агрегатов
Конструкция рамы, подвесок и других элементов шасси не претерпели сколь-нибудь существенных изменений. В общем, от добра добра не ищут.
Силовые агрегаты автомобилей
Любой тягач «Скания» отличается высокой мощностью двигателя и при этом небольшим расходом топлива. Таких результатов достигли инженеры компании в результате длительных работ. Цилиндры моторов представляют собой сложную и усовершенствованную конструкцию. Все силовые агрегаты оснащены распределительным впрыском топлива.
По выбросам в атмосферу вредных веществ автомобили могут относиться к третьему классу и выше. Отдельная группа двигателей относится к классу экологически безопасных автомобилей (стандарт EEV). Эти силовые агрегаты имеют объем от девяти до шестнадцати литров. Они отличаются повышенным уровнем прочности и способны работать даже в условиях перегрузки.
ВЖИВУЮ
Для знакомства были выбраны автопоезда Scania S580 (4×2) с 3-осным полуприцепом Schmitz Cargobull с полной массой сцепки 36 тонн и Scania R450 (6х2/2) с необычной 4-осной цистерной фирмы LAG с полной массой сцепки 40 тонн.
Во всем этом был следующий резон: сравнить кабины с ровным полом и с моторным туннелем, тяговые возможности «шестерки» и «восьмерки», при этом не забыть, что региональные дороги в Швеции уже, чем в России.
В сущности, ничего особенного в моем сознании не произошло при первом знакомстве с новым интерьером Scania. Все продумано до мелочей, находится в пределах досягаемости, количество регулировок более чем достаточно. Недаром же в пресс-релизе говорилось, что любой водитель с ростом от 150 до 200 см сможет подобрать себе комфортное положение за рулем. Замешательство вызвало лишь расположение переключателя режимов головного освещения на подлокотнике двери.
Зато какое, если так можно выразиться, наслаждение я испытал за рулем автопоезда на специально подобранном маршруте протяженностью 38 км, большая часть которого пролегала по дороге, изобилующей поворотами, спусками и подъемами! Все было на высоком уровне — тяговые возможности грузовика, его тормозные качества, включая работу моторного тормоза, и даже адаптивный круиз-контроль.
Что тут скажешь, если на разработку машины претендующей на топ-сегмент, было потрачено столько времени и денег. По крайней мере, не впустую.
Прочие технические характеристики дизеля DC16 06
- Диаметр цилиндра – 130 мм; ход поршня – 154 мм.
- Степень сжатия – 16,7:1.
- Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
- Отбор мощности на вентилятор – 24 кВт.
- Шаг приёма нагрузки (step-load, G2), относительно основной мощности – 66 %.
- Номинальное напряжение электрической системы – 24 Вольта.
- Удельный расход дизельного топлива: при 100% номинальной мощности – 192 г/кВт*ч; при 75% номинальной мощности – 188 г/кВт*ч; при 50% номинальной мощности – 190 г/кВт*ч.
- Расход масла на угар, при 100% мощности – удельный расход масла 0,2 г/кВт*ч.
- Заправочные ёмкости: — система смазки 48 литров; система охлаждения 68 литров; стандартный период замены – 500 моточасов.
- Габаритные размеры двигателя: длина 1516 мм х ширина 1182 мм х высота 1207 мм.
- Масса мотора (сухая, без учёта масла и охлаждающей жидкости) – 1,34 т.
- Ресурс работы двигателя до его капитального ремонта – 40 тысяч моточасов.
- Ёмкость алюминиевых топливных баков: слева на 600 литров дизтоплива, справа – на 500 литров
- Ёмкость бака для мочевины (реагента AdBlue) – 75 Дм3.
В составе топливной системы двигателя – устройство электронного управления впрыском аккумуляторного типа Scania XPI / Common Rail; топливный фильтр предварительной очистки с влагоотделителем (5 микрон); два топливных фильтра тонкой очистки (3 микрона).
В составе его системы смазки: насос системы смазки; масляный фильтр, полнопоточный; центробежный маслоочиститель (5-7 микрон); охладитель масла, интегрированный в блок.
В составе воздушной / газовыхлопной системы дизеля DC16 06 – воздухоочиститель с индикатором засоренности воздушного фильтра; турбокомпрессор с перепускным электромагнитным клапаном и интеркулером; защита на выпускных коллекторах. Направление выхлопной трубы двигателя – назад.
В составе система охлаждения DC16 06 – радиатор жидкостного охлаждения; охладитель наддувочного воздуха типа «воздух – воздух»; вентилятор толкающего типа диаметром 965 мм с защитной решёткой; водяной насос; термостат.
В составе электрооборудования – электронная система управления двигателем Scania EMS, с поддержкой CAN-шины (протокол SAE J19З9), отвечающая IS0 8528-5 класс GЗ; стартер, однополюсный, 24V, мощностью 7 кВт; электрический генератор, однополюсный, 28V, 100А; встроенный жидкостный подогреватель 220V; датчики: давления масла, температуры и уровня охлаждающей жидкости, частоты вращения двигателя, температуры и давления наддувочного воздуха. Электрооборудование питают аккумуляторные батареи 225 А.ч. Тип выключателя АКБ – двойной в кабине и слева на шасси.
На стоянке трак-стопа
Незаметно пролетел короткий декабрьский световой день и мы оставляем за спиной Казань, 4-полосное шоссе сменила «двухлинейка» с признаками заканчивающейся реконструкции и надеждой на расширение.
Стемнело. Согласно регламенту ЕСТР по графику экипажу положен отдых и надо сворачивать на стоянку. Позади европейские магистрали, московский загруженный МКАД, нудный обход Нижнего Новгорода, Чувашия со своими смешными для русского человека названиями населённых пунктов (Синьял-Котяки, Большие Карачуры, Москакасы), татарские луга и холмистые пейзажи окрестностей реки Свияга. Впереди переход через Уральские горы и выгрузка в Челябинске. В конце тест-драйва на одометре Scania S500 А 4×2 NA было чуть более 40 000 км. Межсервисный интервал для России – 60 000 км. Скорее всего, первое ТО через пару десятков тысяч вёрст пройдёт под флагом замены расходников и плановых проверок.
Техническая характеристика Scania S500 A4x2NA (S4X20-type)
Снаряжённая масса тягача/ полная масса тягача с нагрузкой на седло, кг | 8798/ 19 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 40 000 |
Допустимая нагрузка на 1 и 2 оси тягача, кг | 7500/ 11 500 |
Двигатель:
|
Scania DC 13 155, турбодизель, I-6, Euro 6 12 742 500 при 1900 мин-1 2550 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач
|
Scania GRS905 Opticruise Автоматизированная 10/ 1 |
Передаточное число главной пары | 2,92 |
Подвеска | Спереди на параболических рессорах, задняя – пневматическая двухбаллонная |
Тормозная система | Пневматическая |
Колесная формула | 4х2 |
Размер шин | 315/70R22,5 |
Вместимость топливных баков, л | 750+620 (1370) |
Вместимость бака AdBlue, л | 80 |
Ёмкость АКБ, суммарная, А·ч | 230 |
Максимальная скорость, км/ч | 89 |
Дневной конвой
Scania любима водителями за просторную кабину и отличный обзор благодаря вертикальным передним стойкам. Соотношение регулировок водительского кресла и рулевой колонки позволяет играть буквально в ролевые игры классических типов посадок водителя: легкового авто (низкое сиденье, почти вертикальный руль), водителя автобуса (сиденье высоко, горизонтальный руль снизу), водитель ретро-грузовика (сиденье близко к рулевой колонке, вертикальный руль снизу), и так далее.
Клавиши панели приборов поделены на функциональные зоны, а приборы хорошо читаются. Подрулевой рычаг указателей поворота получил дополнительно не фиксируемое положение: при лёгком качании происходит кратковременное включение сигнала на пять проблесков. Центральный переключатель света переехал на дверную карту по левую руку водителя. С ним в едином блоке клавиши противотуманок, настройки и обогрева зеркал, служебного освещения сцепной станции и регулировки яркости подсветки приборов. Электропривод получили основные зеркала, зеркало бордюра, и зеркало обзора переднего бампера.
Нареканий к бортовому тентованному полуприцепу Kögel SN24 plus при погрузке и на дороге не возникло. Трёхосный осевой агрегат SAF –INTRADISC plus Integral с дисковыми тормозными механизмами и тридемом на односкатной ошиновке Continental HTR2 размерностью 385/65 R 22.5. Вместимость 14-метрового трейлера составляет 91 кубометр, собственная масса – 6441 кг. С учётом нашей загрузки автопоезд суммарно весил 25,4 т. Тент со сдвижной светопроницаемой крышей, изготовлен из высокопрочного ПХВ-материала плотностью 680 гр/м2 и оборудован таможенным замком.