Пригородный автобус лиаз-5256-01

История и дизайн

В 1964 году Конвард Аувертер создал дизайн двухэтажного автобуса на 100 человек для диссертации. В 1965 году свет увидел первую неофициальную модификацию модели под названием Do-Lux, на основании которой построили первое поколение Skyliner. Новинка была показана в Ницце и проходила там конкурс, по итогу выиграв его.

Это был один из первых двухэтажных автобусов и первый который вмещал в себя 100 человек.

За время производства было выпущено 5 поколений:

  • 1-поколение (1967-1987);
  • 2-поколение (1987-1993);
  • 3-поколение (1993-2000);
  • 4-поколение (2001-2011);
  • 5-поколение (с 2011 года).

Визуально новая модель поражает знатоков и обычных пассажиров. За счет использования черных пластиковых накладок складывается впечатление огромной площади остекления, как будто основная часть автобуса – это стекло.

В остальном это классический 3-осный автобус с тонкой оптикой на ксеноновой начинке. Больше никаких уникальных деталей в дизайне нет.

Габариты последнего поколения:

  • длина – 13990 мм;
  • ширина – 2550 мм;
  • высота – 4000 мм;
  • колесная база – 8170 мм;
  • колесная формула – 6×4.

Технические характеристики: тормозная система/механизм, радиус поворота и не только

Тип топлива. Дизель или газ (у городских и пригородных модификаций), дизель (у межгорода).

Емкость топливного бака/газовых баллонов, л. 238 или 918 (9 баллонов по 102).

Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 10368/17930 (с дизельным двигателем) или 10620/18000 (с газовым двигателем) техника для города и пригорода, 11300…16700 (межгород).

Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. Городские модификации: 6430/11500 (дизель) или 6500/11500 (газ), пригородные: 5900/10800 (дизель) или 6300/10900 (газ), междугородные: 5900/10800.

Минимальный радиус разворота, м. 11,5.

Рулевой механизм, тип управления. МАЗ-64229 или RB-Servocom 8098 с гидроусилителем руля.

Тормозная система. Пневматическая, двухконтурная, с ABS.

Вариации и модификации

Для любого российского автозавода вполне характерны ситуации частой смены поставщиков компонентов, изменение схем и технологий отделки экстерьера и постоянная модернизация от партии к партии, несущая множество мелких отличий. При этом изменения не относятся конкретно ни к модельному году, ни к региону поставок. Заказчики, в свою очередь, обсуждая спецификации, вносят свои коррективы в детали. Посему буквально нескольких абсолютно одинаковых отечественных автомобилей-близнецов найти крайне сложно.

Так и с ЛиАЗ-5292. Осмотр реальных автобусов, курсирующих по улицам и изучение огромного количества фотографий, показали, что за полтора десятка лет на конвейере автобус комплектовался стеклопакетами примерно с пятью вариантами форточек, тремя вариантами оптики, не менее чем двумя вариантами дверей, сдвоенными или одинарными цельными ветровыми стёклами, двумя вариантами формул дверей, не говоря уж о постоянно «плавающих» всевозможных решётках и лючках, обусловленных применением разных двигателей и КП.

Вносят в это многообразие свою лепту и авторемзаводы, и сами ПАТП. На этом этапе я решил согласиться с китайцами, предложившими своё видение некой условной модификации ЛиАЗ-5292, оправдавшись вышеизложенными факторами.

От дерева к механизмам

Когда большая часть СССР была освобождена, перед правительством встала не менее серьезная задача, чем разгром врага – восстановление страны из руин. Первым делом необходимо было в разы увеличить выпуск стройматериалов, наиболее доступным из которых была древесина. А для повышения темпов лесозаготовок нужны были механизмы и оснастка.

В 1944 году Лесохимический опытный завод, учитывая его профиль и опыт работников, был реконструирован в Ликинский машиностроительный завод (ЛИМЗ). Его специализацией стал выпуск машин и агрегатов для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности: станков шпалорезных, передвижных электростанций, лебедок трелевочных, мотовозов, электропил, запасных частей к тракторам КТ-12 и автомобилям ЗИС. Также на предприятии был организован ремонт сложных дизельных моторов.

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T, (2)

где Qн — норма расхода топлива ЛиАЗ, л; Hs — транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса ЛиАЗ, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров); S — пробег автобуса, км; Hот — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T — время работы автобуса ЛиАЗ с включенным отопителем, ч; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %

Автобусы ЛиАЗ до 2008 года выпуска
Модель Норма расхода топлива, л/100 км Вид топлива
ЛиАЗ-5256, -52564 46,0 Д
ЛиАЗ-5256 (гор. 114 мест) 35,6 Д
ЛиАЗ-5256 (гор. 117 мест) 46,0 Д
ЛиАЗ-5256 М (м/г 41 место) (Cummins-6L-10,0-326-6M) 22,5 Д
ЛиАЗ-5256 НП (гор. 130 мест) 35,0 Д
ЛиАЗ-5256 ЯАЗ, -5267 (гор. 130 мест) 35,5 Д
ЛиАЗ-5256.25 (гор. 117 мест) 34,2 Д
ЛиАЗ-5256.25 (гор. 117 мест) 39,8 Д
ЛиАЗ-525610 (гор. 117 мест) 36,1 Д
ЛиАЗ-525616 (гор. 117 мест) (OM 32,5 Д
ЛиАЗ-525617 (гор. 117 мест) 30,6 Д
ЛиАЗ-525625 (вед. 49 мест) 31,2 Д
ЛиАЗ-525645-01 (пригор. 94 места) 35,0 Д
ЛиАЗ-52565-БК БАРЗ (приг. 87 мест) 27,0 Д
ЛиАЗ-52567 (гор.) 37,4 Д
ЛиАЗ-6240 СВАРЗ (гор. сочл. 204 места) 45,5 Д
ЛиАЗ-677 (гор. 110 мест) 42,0 Д
ЛиАЗ-677, -677А, -677Б, -677В, -677М, 54,0 Б *
ЛиАЗ-677Г, -677МБ, — 677МС, -677П 67,0 СНГ
ЛиАЗ-677М (пригор. 88 места) 58,0 Д
Автобусы ЛиАЗ с 2008 года выпуска
Модель Мощность двигателя, л.с. Рабочий объем, л Норма расхода топлива, л/100 км
1 2 3 4

Описание ЛиАЗ-5256, устройство

Городской ЛиАЗ-5256. Фото ГАЗ

ЛиАЗ-5256 — это автобус городского типа с высоким полом и большой грузоподъемностью. Благодаря его надежности и длительному сроку эксплуатации модель приобрела популярность в странах СНГ.

ЛиАЗ-5256 — это безопасная и комфортная российская разработка. Автобус предназначен для транспортировки большого количества пассажиров как в черте города, так и между населенными пунктами. В продаже можно найти несколько разновидностей модели — это связано с тем, что со временем они совершенствовались. Водители отмечают, что транспортное средство удобное и надежное, а его ремонт и замена деталей не представляют сложностей.

У этого автобуса есть и минусы. К ним можно отнести высокий расход топлива и недостаточную прочность новых моделей двигателей, которые вошли в эксплуатацию после 2007 года. Однако ремонт транспортного средства обходится недорого, а все необходимые детали есть в свободном доступе.

Салон, схема

Автобус ЛиАЗ создан с учетом комфорта для пассажиров и водителя. Салон просторный, высота потолка в разных моделях составляет 2,0—2,1 м. Здесь присутствуют три двери и посадочные места для 23-х человек. Всего в транспорте могут находиться до 110—117 пассажиров одновременно.

Планировка (схема) салона специального автобуса ЛиАЗ-5256. ото Скат-Авто

Вентиляция салона производится естественным образом, через окна и люки. Можно установить принудительную вентиляцию в виде кондиционеров — она нужна в моделях для междугородных перевозок. Отопление автобуса происходит от системы охлаждения двигателя. А также есть возможность установить электрические обогреватели, но эта опция будет стоить дополнительных затрат.

Водительская кабина обогревается комбинированным методом. Здесь установлены два отопительных устройства. Одно из них предназначено для прогрева лобового стекла, второе — для поддержания комфортной температуры на водительском месте. В модификациях, которые работают на дизельном топливе, в обязательном порядке проводится предварительный прогрев всех деталей системы. В автобусах, которые работают на газе, присутствует обогрев мотора.

Технические характеристики, фото

Кузов – вагонного типа, несущий, 3-дверный (для пассажиров две 2-створчатых двери и задняя половина передней двери; для водителя – передняя половина передней двери). Все двери поворотного типа.

Планировка сидений 3-рядная.

Автобус ЛиАЗ-5256. Фото Википедия

Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки.

Система отопления – жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод, 14.8106.

Количество пассажирских мест для сиденья — 23

Вместимость (с учетом стоящих пассажиров): номинальная — 89 и предельная — 117

Габаритные размеры, мм. 11400х3500х3000.

База, мм. 5840.

Масса неснаряженного автобуса, кг. 9135

Полная масса, кг. 17835

Рулевое управление. Механизм МАЗ-5336, с гидроусилителем ЦТ-70-280.

Тормозная система. Рабочая — колодочный тормоз барабанного типа с клиновым механизмом на всех колесах с пневматический раздельным приводом.

Стояночная — тормозные механизмы заднего моста с приводом от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Управление пневматическое.

Вспомогательная — замедлитель гидродинамический установлен в ГМП.

Двигатель

На разных моделях ЛиАЗ-5256 могут быть установлены отечественные или импортные двигатели, которые немного отличаются по характеристикам. В первом случае их мощность будет составлять 240 лошадиных сил, во втором — 340 л. с. В современных модификациях присутствуют двигатели ЯМЗ.

Первые модели автобуса ЛиАЗ разработаны на двигателях КамАЗ, затем их заменили моторами ЯМЗ. Более новые транспортные средства оснащены импортными двигателями с высокой мощностью. Их производители — MAN и Caterpillar. В 2014 году появилась лимитированная серия автомобилей на базе шведского мотора «Скания».

Характеристики двигателя модели ЛиАЗ-5256. КамАЗ-7408.10. Тип У-образный, дизельный, 4-тактный, восьмицилиндровый. Расположение — заднее продольное. Мощность, кВт (л.с.) — 144 (195). Максимальный крутящий момент, Нм — 100. Рабочий объем, л. 10,85.

Характеристики двигателя/силового агрегата

Городские и пригородные модификации

Параметры ЯМЗ-53621 ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53624
Тип Дизельный двигатель Дизельный двигатель Газовый двигатель
Количество и расположение цилиндров 6R, вертикальное 6R, вертикальное 6R, вертикальное
Нормы экологической безопасности Евро-5 Евро-5 Евро-5
Система выпуска и нейтрализации газов EGR SCR
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин 180 (245) при 2300 мин-1 202 (274,7) при 2300 мин-1 210 (285) при 2300 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм/мин 897 при 1300..1600 мин-1 1250 при 1300…1600 мин-1 1130 при 1100…1600 мин-1
Расположение двигателя Заднее, продольное Заднее, продольное Заднее, продольное
КПП АКПП: Voith Diwa, D 854.3E или ZF 6AP1200B АКПП: ZF 6AP-1400B АКПП: ZF 6AP-1400B
Максимальная скорость, км/ч 90 90 90
Гарантия на автобус 1,5 года или 150 тыс. км пробега 1,5 года или 150 тыс. км пробега 1,5 года или 150 тыс. км пробега

Междугородная модификация

Параметры ЯМЗ-53621-42 ЯМЗ-53601-42
Тип Дизельный двигатель Дизельный двигатель
Количество и расположение цилиндров 6R, вертикальное 6R, вертикальное
Нормы экологической безопасности Евро-5 Евро-5
Рабочий объем, л 6,65 6,65
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин 180 (245) при 2300 мин-1 228 (310) при 2300 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм/мин 897 при 1300…1600 мин-1 1221 при 1300…1600 мин-1
Расположение двигателя Заднее, продольное Заднее, продольное
КПП MКПП: ZF,6S-1200 MКПП: ZF,6S-1200
Максимальная скорость, км/ч 90 90
Гарантия на автобус 1,5 года или 150 тыс. км пробега 1,5 года или 150 тыс. км пробега

Основные модификации

Помимо основной серии 6213 00 было выпущено около десятка других модификаций в разные годы.

  1. 6213 20. Стал одним из первых, получивших двигатель MAN, выпущен в 2007 году. Из основных изменений также отмечается перепланировка задней части, т. к. силовая установка располагается продольно. С 2008 года модель регулярно обновляется отделкой салона, от серых сидений до зеленых поручней. Появились двери иной формы с большой площадью остекления. Незначительно менялись поручни, плафоны освещения и т. д.
  2. 6213 21. Выпущен впервые в 2008 году, в 2010 году поступил в серию на конвейер. Обновлен салон, появились установки кондиционирования.
  3. 6213 22. ДВС отвечает нормам ЕВРО-5, число мест для посадки возросло до 41. В серию модель пошла с 2013 года.
  4. 6213 70. Автобус с газовой силовой установкой Cummins и АКПП Allison, сошел с конвейера в 2010 году. Позже были выявлены проблемы с мотором, которые были устранены в модификации 6213.71.
  5. ЛиАЗ 6213 71. Установлен двигатель MAN с возможностью работы на природном газе. Модель получила другую трансмиссию. Из дополнительных опций появился климат-контроль, регуляция температуры и система ГЛОНАСС. Следует также отметить встроенное видеонаблюдение за обстановкой в салоне.
  6. ЛиАЗ 6213 65 и 6213 77 – это модификации с увеличенным проходом в задней части. Серийное производство началось в 2016 году. Уже с 2017 года начался выпуск модификаций ЛиАЗ 6213 65 с низким полом. Автобусы отличались увеличенной длиной кузова.

Хочется также сказать, что на базе автобуса ЛиАЗ-6213 были выпущены троллейбусы в ограниченном количестве, а именно в трех экземплярах с разным оснащением. Один из них эксплуатируется по городским маршрутам Москвы до сих пор, например, его можно встретить под номером 774.

Салон

Салон достаточно широкий, а высота составляет около двух метров. Вместительность автобуса позволяет единовременно перевозить до ста пассажиров. 3 выхода, исполненные в виде двустворчатых дверей. На задней площадке предусмотрено много свободного пространства.

Пассажирские места для городских маршрутов расположены по трехрядной схеме. В междугородних модификациях используется двухрядная схема, а кресла имеют возможность регулироваться. Крайние ряды составлены в виде дивана.

Салон в современных модификациях считается более комфортным. В городской модели оборудуются пластиковые кресла, а обивочный материал износостойкий и красочный. Для освещения применяются лампы, в междугородных моделях — неоновая подсветка.


Вентиляция происходит естественным образом через люки. Также предусмотрена возможность установки принудительной вентиляции. Обогрев осуществляется благодаря системе охлаждения мотора. За дополнительную оплату имеется возможность встроить электрические обогреватели.

Водительское место подогревается комбинированным методом. Встроены две системы. Одна для обогрева лобового стекла, вторая — для обеспечения оптимального микроклимата.

ЛиАЗ-5256 — надежный российский транспорт, используемый для транспортировки людей по городским маршрутам и близлежащими городам. Можно увидеть различные модификации — это вызвано тем, что производитель постоянно думает о совершенствовании автобусов.

Специалисты выделяют, что транспортное средство достаточно безопасное и удобное в эксплуатации, а замена неисправностей не доставляет особых трудностей и больших денежных затрат.

Технические характеристики: тормозная система/механизм, радиус поворота и не только

Тип топлива. Дизель или газ (у городских и пригородных модификаций), дизель (у межгорода).

Емкость топливного бака/газовых баллонов, л. 238 или 918 (9 баллонов по 102).

Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 10368/17930 (с дизельным двигателем) или 10620/18000 (с газовым двигателем) техника для города и пригорода, 11300…16700 (межгород).

Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. Городские модификации: 6430/11500 (дизель) или 6500/11500 (газ), пригородные: 5900/10800 (дизель) или 6300/10900 (газ), междугородные: 5900/10800.

Минимальный радиус разворота, м. 11,5.

Рулевой механизм, тип управления. МАЗ-64229 или RB-Servocom 8098 с гидроусилителем руля.

Тормозная система. Пневматическая, двухконтурная, с ABS.

Краткая история[]

Первые ЛиАЗ-5256 (также известные как 5256.00), как и ЛАЗ-4202, комплектовались только двигателем КамАЗ-7408.10. Этот был очень шумный и не соответствовающий современным экологическим требованиям дизель. Поэтому велись поиски более современных двигателей. В 1993 г. сгорел двигательный цех КаМАЗа, из-за чего выпуск двигателей был прекращен. Стало нечем комплектовать автобусы. Выпуск ЛиАЗ-5256.00 был практически свёрнут.

К 1997 г. было разработано несколько новых модификаций ЛиАЗ-5256.

  • ЛиАЗ-5256.25 — городской, с двигателем Caterpillar CAT-3116 (Евро-2)
  • ЛиАЗ-5256.30 — городской, с двигателем ЯМЗ 236 НЕ (Евро-1)
  • ЛиАЗ-5256.40 — городской, с двигателем КаМАЗ-740.11-240 (Евро-1)
  • ЛиАЗ-5256.25-11 (или 5256.2D) — пригородный, Caterpillar CAT-3116 (Евро-2)
  • ЛиАЗ-5256.30-11 (или 5256.3D) — пригородный, ЯМЗ 236 НЕ (Евро-1)
  • ЛиАЗ-5256.40-11 (или 5256.4D) — пригородный, КаМАЗ-740.11-240 (Евро-1)

Автобусы могли укомплектовываться как механической коробкой передач, так и автоматической (прежде всего ГМП VOITH, а таже ЯМЗ). Пригородные модификации отличались от городских отсутствием средней двери и увеличенным числом сидений. Самым массовым стал ЛиАЗ-5256.25.

Кроме того, в начале 2000-х гг. был разработан междугородний высокопалубный автобус ЛиАЗ-5256.2R, который выпускался в сотрудничестве с Голицынским автобусным заводом.

Выпуск автобусов семейства ЛиАЗ-5256 прекращён в апреле 2021 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: