Самосвальный прорыв. Обзор нового самосвала КАМАЗ-65801
Очень сильно преобразились грузовики КАМАЗ за последние несколько лет! Тягачи КАМАЗ-5490 и КАМАЗ-5490 Neo стали суперхитами российского рынка в магистральном сегменте. Изменяется и самосвальная линейка. Мы познакомились с новейшим самосвалом КАМАЗ-65801, который является флагманом этой гаммы, и пришли к выводу, что у российского производителя получилось предложить рынку уникальный продукт. И вот почему.
Официальный дилер ПАО «КАМАЗ», работающий на рынке Беларуси с 2004 года ОДО «ВТК КАМАЗавто», в марте 2021 года первым ввез в нашу страну и показал возможности этой новинки российского автопрома. Итак, знакомьтесь — самосвал КАМАЗ-65801!
Самосвал КАМАЗ-65801 имеет колесную формулу 8х4 и грузоподъемность 33 тонны. Например, в гамме МАЗа самосвалов такой грузоподъемности нет. По этому параметру новый КАМАЗ скорее аналог продукции европейских производителей. Впрочем, он и сам наполовину чистокровный «европеец».
Под кабиной у него немецкий двигатель Mercedes-Benz OM457LA мощностью 428 л.с. Это рядный 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 11,8 л. Такой же мотор устанавливается на грузовики Mercedes-Benz Axor.
Следует отметить, что вся силовая линия здесь от «премиальных» поставщиков. Так, например, коробку передач поставляет ZF (Германия). На данной модели используется 16-ступенчатая механическая версия.
Внешне версию, оборудованную двигателем Mercedes-Benz, легко отличить по форме глушителя, смонтированного слева за кабиной. Экологический стандарт двигателя — Евро-5.
Важная техническая особенность самосвала КАМАЗ-65801 — усиленные мосты, позволяющие уверенно держать нагрузку 33 тонны. Задние мосты, которые производятся по лицензии MAN, поставляет китайская компания HanDe Axle — проверенный временем и отечественными условиями эксплуатации производитель, изделия которого доказали свою надежность.
Передние оси также производства HanDe Axle. Размерность шин у самосвала внушительная — 12.00 R24.
Очень грамотно, с дизайнерской точки зрения, сделан отсек для двух аккумуляторов. Справа у переднего колеса есть небольшой ящик, оформленный таким образом, что не сразу догадаешься, что это аккумуляторный отсек.
Самосвальный кузов прямоугольного сечения c обогревом платформы и тентом изготавливает нефтекамский автозавод НЕФАЗ, который входит в группу . Его внутренний объем — 20 куб.м.
Кабина этому самосвалу досталась в наследство от Mercedes-Benz Axor (каркасы доставляют из Германии). Такие кабины сейчас производят на КАМАЗе, уровень и контроль качества Mercedes-Benz сохраняется. Интерьер отличается продуманностью, функциональностью и удобством.
Щиток приборов КАМАЗу также достался в наследство от Mercedes-Benz Axor. Он очень простой, но информативный, все показания легко снимаются одним беглым взглядом, а на экран бортового компьютера выводятся многие параметры. Управление бортовым компьютером выведено на рулевое колесо.
При подготовке нового тяжелого семейства к производству Камский автомобильный завод проделал гигантскую работу. В результате на рынке появился самосвал, не уступающий зарубежным аналогам, но по куда более демократичным ценам.
ABW.BY
Партнер материала
ОДО «ВТК КАМАЗавто» было создано в 2004 году и на протяжении 14 лет является официальным дилером ПАО «КАМАЗ» в Республике Беларусь по продаже и обслуживанию автомобилей марки КАМАZ. Адрес: г. Минск, ул. Клары Цеткин, 51, помещение №9Б-2 Тел.: +375 (17) 306-26-10 (11,12,13,14,15) Тел. моб.: + 375 (29) 190-06-95
Электрика вместо гидромеханики
Применение гидромеханической трансмиссии ограничивает пределы грузоподъёмности автомобилей, а современные технологические процессы ведения горных работ открытым способом требуют самосвалов большей грузоподъёмности. Поднять её помогает электрическая трансмиссия. Карьерные самосвалы Komatsu с электрической трансмиссией обозначаются буквой Е. В самосвалах этого типа двигатель агрегатирован с генератором, который вырабатывает электроэнергию, питающую тяговые мотор-колёса, вмонтированные в ступицы заднего моста. В последнее время в этих трансмиссиях генераторы и моторы постоянного тока уступают место агрегатам переменного тока. Производительность их выше, а габариты меньше.
В семейство входят машины Komatsu 730Е-07, 830Е-АС, 860Е-1К, 930Е-4, 960Е-2/2К – гиганты, способные перевозить сотни тонн скальных пород.
Самый крупный в программе фирмы Komatsu 960Е берёт на борт 327 т груза при полной массе почти 580 т. и сейчас является мировым рекордсменом среди серийных машин этого класса. Максимальная ёмкость кузова превышает 214 м3. Максимальная мощность V-образного 16-цилиндрового двигателя Komatsu достигает 3,5 тыс. л.с./ 2600 кВт. Этой энергии хватит для нужд посёлка городского типа. И при таком гигантском потенциале (ширина 9 м, высота с 4-этажку) самосвал развивает скорость более 64 км/ч.
Грузоподъёмность Komatsu 930Е меньше на 35 т (292 т), а полная масса ниже на 74 т – всего 502 т. Такая заметная потеря веса позволяет обходиться менее мощным и более экономичным двигателем мощностью 2550 л.с./ 1902 кВт.
Грузоподъёмность самосвала Komatsu 860Е-1К составляет 254 т, а 16-цилиндровый двигатель Komatsu SSDA16V160 с 2-ступенчатой системой турбонаддува развивает мощность 2700 л.с. (2015 кВт), позволяя разогнаться до 64,5 км/ч. Электрические мотор-редукторы переменного тока с передаточным отношением 35,52:1. Для карьеров США в штате Аризона или ЮАР может использоваться и троллейная сеть напряжением 1600 или 1800 В. При этом дизель может работать на экономичном режиме частоты вращения холостого хода, а питание осуществляется от воздушной контактной сети через пантографы. Уникальный привод переменного тока Siemens с жидкостным охлаждением. Система динамического торможения позволяет рекуперировать 3470 кВт электроэнергии, вырабатываемой в приводе дисковых маслопогружённых рабочих тормозов всех четырёх колёс.
Самосвал Komatsu 830Е-АС также оснащён приводом переменного тока, эксплуатационная мощность двигателя 2360 л.с./ 1761 кВт, максимальная – 2500 л.с./ 1865 кВт. Грузоподъёмность машины превышает 221 т при максимальной ёмкости кузова 147 м3.
Семейство Komatsu 730Е – настоящий долгожитель. Первая генерация самосвала этого типа была собрана ещё в 1996 г. За 16 лет в их конструкцию не раз вносились изменения, и сейчас выпускается Komatsu 730Е-7. Силовой агрегат – V-образный 16-цилиндровый дизельный двигатель с двухступенчатым турбонаддувом мощностью 1860 л.с./ 1388 кВт приводит генератор GE GTA-22 с системой автоматического управления Statex III Fueisaver. Приводные двигатели – GE 788 с редуктором 26,825:1 позволяют развивать груженому автомобилю скорость свыше 55 км/ч. Грузоподъёмность самой распространённой модели 186 т при полной массе автомобиля почти 325 т.
Советский контракт
Впервые техника Komatsu стала поступать в СССР почти 50 лет назад, после открытия в 1968 году представительства. Первыми в 1969 г. поступили бульдозеры с тяговым усилием от 9,5 до 50 т, которые были поставлены на предприятия «Главдальлеспрома» Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР.
Испытания велись в 1969–1970 гг. под наблюдением специалистов объединения «Дальлесимпорттехника» и ЦНИИМЭ. Одновременно в СССР в Хабаровском крае началась опытная эксплуатация лесовозов и самосвалов в том числе Komatsu-Nissan Diesel KNWF-12T 6х6, которые требуют отдельной статьи.
Открытие советского представительства стало первым крупным успехом компании. Лишь в 1971 году последовало создание сбытовых компаний в Бельгии, США и Сингапуре. К этому времени компания выпускала ковшовые колёсные и гусеничные погрузчики, бронетранспортеры и телеуправляемые бульдозеры для подводных работ на побережъе.
Первая собственная разработка самосвала появилась в 1973 году – через 15 лет после выпуска первого самосвала Komatsu. HD320 грузоподъёмностью 32 т оснащался 6-цилиндровым 19-литровым двигателем собственного производства мощностью 420 л.с. и 6-ступенчатой гидромеханической КП Torqflow. Семейство HD320 (а вернее, типоразмер, поскольку конструкция машины менялась) оказалось редкостным долгожителем, и машины грузоподъёмностью 32 т, входящие в него, выпускаются и в наши дни.
Прошло 2 года, и компания представила один из самых больших самосвалов в мире – HD1200 грузоподъёмностью 120 т. V-образный 12-цилиндровый турбодизель объёмом 46,3 л развивал мощность 1200 л.с. Автомобиль выпускался в двух вариантах: с 8-ступенчатой гидромеханической или с электрической трансмиссией и тяговыми мотор-колёсами. Дисковые тормоза с жидкостным охлаждением и колёсами размером 51”. Эти машины стали основой всей последующей гаммы карьерных самосвалов, и в 1976 г. Komatsu HD1200 под серийным номером 5 поступил на Гайский горно-обогатительный комбинат, в течение года прошёл комплекс эксплуатационных испытаний. Два аналогичных самосвала работали в Японии и ещё два в Австралии.
В 1978 г. самосвал был рекомендован к закупкам для горнодобывающей и угольной промышленности, а в 1979 г. был подписан первый контракт на поставку партии карьерных самосвалов Komatsu HD1200 в СССР. Первые 30 единиц 120-тонных самосвалов в разобранном состоянии доставлялись заказчикам гигантами Ан-22 «Антей» – самыми большими в мире турбовинтовыми самолётами! Сборка и сварка крупных деталей производилась уже на месте эксплуатации.
Самосвалы HD1200 остаются самыми распространёнными в России и на постсоветском пространстве: с 1979 по 1998 г. их было поставлено более 860 шт. в различных комплектациях и модификациях. Они работают в объединении «Якутуголь», в Лебединском и Михайловском ГОКах, на месторождениях «Удачный», в Нерюнгри, Междуреченске, Ковдоре, Апатитах и других регионах России, в Казахстане, Армении, Украине, Узбекистане.
Cat 793F
Высокое место в списке самой мощной грузовой спецтехники для горнодобывающей промышленности заняла и внедорожная модель от Caterpillar грузоподъемностью 227 тонн. Эксплуатационная масса машины достигает 386 т. Самосвал комплектуется турбодизелем усовершенствованной конструкции. Промышленный двигатель Cat C175-16 оснащается улучшенной системой распределения мощности, позволяющей добиться максимальной эффективности.
Ходовая часть карьерного самосвала рассчитана на передвижение вверх и вниз по крутым склонам с загруженным кузовом. Увеличенный ресурс колесных узлов допускает затяжные подъемы. Для безопасного спуска Cat 793F оборудуется дополнительным замедлителем. Охлаждаемые маслом тормоза устанавливаются на все колеса машины. Электронные технологии Cat обеспечивают контроль состояния функциональных узлов и затрат на эксплуатацию.
Предназначение экскаватора и его отличия от предшественника аналогичного класса
Сфера применения Komatsu PC400-7 – широкий спектр землеройных и планировочных работ с грунтами всех категорий: разработка корьеров, устройство котлованов, траншей и спецуглублений, погрузочно-разгрузочные работы с сыпучими материалами, создание земляных насыпей. Экскаватор востребован во всех отраслях добывающей промышленности, на строительстве дорог, мостов и индустриальных объектов.
К основными достоинствами этой модели экскаватора относятся его сбалансированная конструкция; хорошие возможности маневренности; возможность задействовать разные режимы управления стрелой – с плавным или мощным резанием; экономичность в расходовании дизтоплива; высокий крутящий момент; гидравлическая система с закрытым центром; удобные, комфортные и безопасные усовия работы оператора в эргономичной кабине; простота и удобство в техобслуживании. Интервал замены масляного фильтра гидросистемы был увеличен в данной модели с пятисот до тысячи моточасов, интервал замены масла в двигателе и масляного фильтра двигателя — с двухсот пятидесяти до пятисот моточасов.
На Komatsu PC400-7 достаточно легко снимаются и устанавливаются маслоохладитель и радиатор. Обеспечен удобный и простой доступ к мотору для его проверки и текущего обслуживания. Благодаря обновлённой конструкции втулок рабочего оборудования, был увеличен интервал смазки деталей (что является дополнительной опцией).
В составе стандартной комплектации экскаватора Комацу PC4ОО-7 значатся: автоматическая система прогрева двигателя, противовес, электро-звуковой сигнал, правое зеркало заднего вида, многофункциональный цветной дисплей, 2 рабочие осветительные фары.
Используемый в данной спецмашине высокопроизводительный воздушный фильтр аналогичен тем, что применяются на более мощных экскаваторах. Он имеет значительный срок службы при продолжительной эксплуатации, создаёт надёжную защиту от засорения и (как результат) от потери мощности двигателя. Уплотнение прогрессивной конструкции способствует увеличению надёжности в работе. По сравнению с предыдущей моделью экскаватора Комацу аналогичного класса, был увеличен объём топливного бака: с 6О5 до 65О-ти литров дизельного топлива. Дополнительная спецобработка топливного бака надёжно и надолго предохраняет его от образования коррозийных проявлений на поверхности металла.
Также удалось добиться увеличения напорного усилия рукояти: предельное усилие повысилось на 8%, 214 кН (21,8 т); а усилие резания грунта ковшом — на 9% до 275 кН (28 т). Достигаются данные значения при максимальной мощности. Добавлена дополнительная опция изменяемой ширины колеи гусеничного хода экскаватора. Она в значительной степени повышает поперечную устойчивость. Зазор между поворотной рамой и гусеницей конструкторы Komatsu PC400-7 увелили на ЗО%, снизив тем самым вероятность повреждения поворотной рамы во время передвижений техники по каменистым и скальным грунтам.
Специфика эксплуатации карьерной и горной техники
Крупногабаритные самосвалы большой мощности оптимизирует процессы добычи полезных ископаемых. Но эффективное использование тяжелой спецтехники больших габаритов требует учета многих факторов, связанных с технологией проведения горных работ, особенностями сервисного обслуживания и управления парком.
Рассматривая покупку внедорожного самосвала Cat, следует объективно оценить рентабельность решения. Большие модели Cat целесообразно приобретать для вывозки горной массы на крупных карьерах.
Специалисты дилера Caterpillar с удовольствием помогут вам сделать необходимые расчеты и подобрать наиболее эффективное оборудование для условий вашего предприятия. Обращайтесь к ним за получением консультаций и оформлением заявки на спецтехнику.
Гусеничный экскаватор Komatsu PC400
Экскаватор Komatsu PC400 представляет наибольший интерес для потребителей среди строительной специальной техники данного производителя. Это обусловлено преимуществами машины – отменными техническими параметрами, маневренностью и производительностью.
Экскаватор обладает наибольшим радиусом рытья в своем классе, а также глубиной реза. При разработке техники использовались современные решения, а при производстве – инновационные технологии. Автоматизированная сборка машины обеспечивает высокое качество готовой продукции.
Основные эксплуатационные свойства являются высокими благодаря установке качественных и долговечных комплектующих.
Гусеничный экскаватор Komatsu PC400
Вернуться к навигации
История возникновения
Первым крупнотоннажным грузовиком считается модель Euclid Trac. Эта машина была выпушена в 1930 году американской компанией Euclid, основателями которой являются братья Армингтоны. Автомобиль стал ответом на быстро развивающееся индустриальное строительство той эпохи.
Стоит отметить, что грузоподъёмность карьерной техники середины прошлого века разительно отличается от современных машин. Самосвал Euclid Trac обладал способностью перевозить до 8 тонн. Это мало кого удивит сейчас, но по тем временам было достяжением.
Конструкция грузовика тоже была не обычной – кузов имел ковшеобразную форму, а шасси оснащалось разноразмерными колесами: задние были шире и больше, чем передние.
Уже через 2 года компания увеличила грузоподъёмность машин до 14 тонн, выпустив обновлённую модель. А в 1955 году с конвейера сошёл 670-сильный грузовик с возможностью перевозки 45 тонн груза.
Советский автопром предложил в 1967 году БелАЗ-548А с грузоподъемностью 40 тонн. Но уже через 10 лет белорусские специалисты представили миру карьерный самосвал, способный перевозить до 110 тонн. По состоянию на 2021 год, самым большим в мире является БелАЗ 75710 грузоподъёмностью 450 тонн.
Достоинства грузовых автомобилей «Шакман»
Самосвалы из Китая данной марки обладают рядом преимуществ, которые выгодно выделяют данные модели среди их аналогов:
Удобная и комфортная кабина. Мотор размещен низко, за счет чего водитель может спокойно перемещаться по кабине. Низкий уровень шума достигается за счет двойного слоя изоляции.
Хорошая теплоизоляция кабины, что позволяет использовать самосвал в любых климатических условиях.
Бортовые приборы эргономично комбинированы и установлены на панели.
Сиденье водителя оснащено пневмоподвеской. Рулевая колонка регулируется. Благодаря этому водителю авто любой комплектации будет удобно за рулем.
Удобное спальное место, дополненное изголовьем, положение которого можно изменять.
Высокие эксплуатационные характеристики. К примеру, измерять уровень масла можно, не поднимая кабины.
Большая грузоподъемность.
«Шакман» — самосвал, который оснащен межосевыми и межколесными блокировками, которые значительно облегчают движение по сложным участкам дороги.
Три зеркала обеспечивают хороший обзор заднего вида. Установлены бордюрные и подкатные зеркала, которые служат дополнительной помощью в процессе контроля за ситуацией на дороге.
С 2013 года все модели, поступающие на экспорт, относятся к 4 классу по экологичности («Евро-4»).
Система управления
Управление экскаватор-погрузчиком Komatsu WB 97 осуществляется с помощью органов пропорционального контроля. Джойстики расположены на двух колонках, которые настраиваются под предпочтения водителя. С их помощью происходит управление ковшом, отключение сцепления и повышение скорости движения машины. Манипуляции с задними выносными опорами происходят аналогично.
В зависимости от выбранного режима работы предусматривается возможность поворота колес на одном мосту или на обоих мостах. Это обеспечивает универсальность и маневренность. Предусматривается применение одинаковых по размеру колес, что дает возможность равномерно распределить нагрузку и улучшить сцепление с основанием.
Режим управления рулем переключается посредством двух кнопок на приборной панели.
Навесное оборудование
На погрузчик Комацу 97 монтируется ковш «обратная лопата» в базовой сборке. Закругленная стрела предназначена для улучшения грузоподъемности. Длинная рукоять позволяет повысить силу рытья, а при установке телескопической или смещенной стрелы обеспечивается расширение области применения. Также для этого предусматривается возможность монтажа дополнительного оборудования:
- косилка (острые ножи) с изменением высоты лезвий – для обрезки растительности, измельчения материала;
- щетка с бункером разного объема, боковой щеткой и распылителем воды – для сбора мусора;
- шнекомоторный очиститель – для очистки больших площадей от снега;
- фреза – для ремонтно-дорожных работ с помощью экскаватор-погрузчика Комацу 97;
- ковш «четыре в одном» – универсальное оборудование для различных работ;
- траншейный ковш – для рытья узких каналов шириной до 0,4 м;
- планировочный ковш – для планировки территорий с ограниченным доступом (каналы, откосы, насыпи);
- грейферный ковш – для создания выемок, колодцев в труднодоступных условиях;
- дорожная фреза – для частичного ремонта тротуаров и проезжей части;
- гидромолот используется для разрушения асфальта, мерзлой почвы, конструкций из бетона и железобетона, скальных пород и т.д.;
- вибротрамбовка используется при планировке территорий, подготовке их под строительство, уплотнении материалов;
- гидробур используется для создания отверстий под монтаж заграждений, столбов и пр., при посадке растительности в парках;
- паллетные вилы – для погрузки и выгрузки экскаватором Комацу WB 97 паллет разной ширины;
- бетоносмеситель с установкой на место стандартного ковша – для смешивания бетона и нанесения его на дорожное полотно.
Силовая часть
Российская версия также имеет отличия и под капотом. Например, синхронизированная КПП (12 скоростей для варианта 6х4, 9 для полноприводных версий), мотор от хорошо известного в России бренда Cummins (335-440 л.с. при 11 л). Трансмиссию для российских версий предоставляет компания Fast Fuller — известный бренд в мире автомобильных агрегатов.
Также можно отметить мосты, изготовленные по технологиям известных австрийских компаний. Расчетная нагрузка на ось до 13500 кг, однако реальные испытания превысили это число в 2 раза.
Для лучшего понимания чуть ниже рассмотрим более детально нескольких представителей бренда Shacman. Самосвалы получают несколько колесных формул, от полноприводного (6х6) до усиленного (8х4). И хотя разработчики замечают, что их машины не рассчитаны для работы на обычных стройках, тем не менее родственная связь с немцем MAN ощущается даже на самых тяжелых версиях — ни одна из моделей не выходит за пределы 2500 мм по ширине, как требуют европейские стандарты.
Список самых больших карьерных самосвалов
Komatsu 930 E-3 S E
Komatsu 930 E-3 S E – самый большой карьерный самосвал в мире. Фото позволяет увидеть это наглядно, ведь при сравнении с ростом человека, можно наблюдать, какие огромные размеры имеет данная техника.
Технические характеристики
Такая модель имеет прекрасные технические характеристики:
- объём двигателя 4542 л;
- мощность 3014 л.с.;
- вес машины с полной загрузкой около 500 тонн;
- нагрузка на переднюю ось составляет около 100 тысяч тонн;
- нагрузка на заднюю ось составляет 102 тысячи тонн
- грузоподъёмность 290 тонн.
Самый большой в мире самосвал
Плюсы этой машины заключаются в таких факторах:
- отличная грузоподъёмность;
- малотоннажность;
- надёжность в работе;
- высокое качество сборки.
Недостатки:
- высокая цена (для сравнения, самая дешевая модель самосвала – ЗИЛ 130);
- из-за больших габаритов и веса данная модель не имеет возможности передвигаться по трассе и городским дорогам;
- большой расход топлива.
Эргономика машины
Кабина водителя рассчитана на двух человек. Для удобства оснащена системой заднего и бокового видеобзора. есть отопление, поэтому в холодное время года водитель не замёрзнет. Пожаробезопасность машины обеспечивается благодаря специальной системе комбинированного пожаротушения с автоуправлением.
В кабине также есть одно спальное место, чтобы во время беспрерывной работы водители могли отдыхать поочерёдно.
Цена такого огромного самосвала от производителя составляет около 5 миллионов долларов. Подержанные модели можно приобрести по стоимости от 2 миллионов долларов.
Этот самосвал занимает первое место в рейтинге самых больших моделей такой спецтехники. Такая машина может развивать скорость около 64 км/час. Создал такую удачную модель японский концерн Komatsu. На базе завода в России создан филиал этой компании, который собирает технику из деталей, поставляемых из Японии. Про