Нужен ли сертификат на установку фаркопа и где его взять

Штраф за фаркоп, установленный с нарушениями

Если вы проигнорировали процедуру регистрации ТСУ (в регистрационном свидетельстве соответствующая запись отсутствует), внимательный инспектор ГИБДД рано или поздно заметит торчащий сзади фартук фаркопа и поинтересуется, почему он не оформлен надлежащим образом.

Если от вас не последует вразумительного ответа, скорее всего, будет составлен протокол в соответствии с пунктом 12.05 части 1 КоАП, предусматривающим наказание этого нарушения штрафом в размере 500 рублей (внесение в конструкцию автотранспортного средства изменений, не согласованных с ГИБДД), что является нарушением пункта 7.014 («Основные положения по допуску ТС к эксплуатации»).

Кроме того, автоинспектор предпишет вам в письменной форме доставить автомобиль через 10 дней в ГИБДД для проведения осмотра, и если фаркопа при этом уже не будет, всё обойдётся только штрафом. В противном случае регистрацию автомашины аннулируют с внесением государственных номеров в соответствующую базу данных, так что ездить на таком авто вы уже не сможете. До момента уплаты штрафа и демонтажа фаркопа, после чего придётся восстанавливать регистрационное свидетельство по установленной процедуре.

Если вы сможете убедить инспектора, что нарушение непреднамеренное, и вы предпримете неотложные меры по легализации фаркопа (или его снятию), то он может ограничиться и устным предупреждением.

Штраф за незарегистрированный фаркоп относится к нарушениям, подпадающим под действие положения о двукратном уменьшении суммы при оплате на протяжении 20-дневного срока со дня получения постановления.

Какие документы нужны на фаркоп легкового автомобиля

Чтобы законно пользоваться легковой машиной с фаркопом, владельцу придётся обзавестись следующими документами:

  1. Паспорт ТСУ или инструкция по его монтажу. Документ принимается производителем фаркопа.
  2. Сертификат соответствия требованиям, установленным Техрегламентом. Документ подтверждает, что фаркоп при правильной установке достаточно надёжен для использования на автомобиле.
  3. Акт об установке фаркопа. Его составляет ремонтная организация, в которой устанавливалось устройство. Документ подтверждает, что установка была произведена правильно.

Важно! 

Если документы на фаркоп в порядке, их можно не иметь при себе. Попытку инспектора ГИБДД составить протокол о нарушении будет легко обжаловать. Но если нет времени и желания спорить – проще их возить в машине. 

Что делать, если документов на ТСУ нет

Если на фаркоп нет документов, владельцу машины придётся предпринять следующие действия:

  • Запросить их у фирмы-производителя ТСУ. Обычно ответственные предприятия охотно идут навстречу потребителям своей продукции и высылают заверенные копии документов на свою продукцию.
  • Зарегистрировать изменение конструкции. Такой способ потребуется, если получить документы не удалось либо на машину установлено самодельное ТСУ.

Регистрация самодельного фаркопа

Процедура достаточно сложная, при этом далеко не факт, что конструкция будет признана соответствующей Техрегламенту. Выглядит в общих чертах следующим образом:

  1. Получить заключение экспертного учреждения о возможности установки фаркопа имеющейся конструкции на конкретный автомобиль. Адреса учреждений и организаций, проводящих такую экспертизу, можно узнать в ГИБДД или на официальном сайте Евразийской Экономической Комиссии (http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Lists/List/techreg.aspx).
  2. Обратиться в отделение ГИБДД с заявлением о разрешении изменить конструкцию машины. При этом помимо заявления о регистрации предоставляется квитанция об уплате пошлины.
  3. После того как разрешение получено, фаркоп можно устанавливать. О его установке вносятся записи в ПТС и СТС автомобиля.

Что делать, если планируется покупка фаркопа

В том случае, когда установка ТСУ только планируется, автовладельцу необходимо озаботиться следующим:

  • Проверить, имеется ли на фаркоп разрешающая документация от производителя. Если у продавца копий документов нет, их следует запросить напрямую в фирме, которая изготавливала ТСУ.
  • Найти станцию сервисного обслуживания, которая имеет разрешение на установку такого оборудования и может выдать акт, подтверждающий качество выполненной работы.
  • Сохранить полученные документы.

Что делать, если фаркоп уже установлен

Если автовладелец сначала установил ТСУ, а затем осознал, что на него нужны документы, или же приобрёл машину с фаркопом, но без документов на него, ему придётся «узаконить» ТСУ. Делается это следующим образом:

  • Обратиться к предыдущему собственнику и попросить у него сертификат и другую документацию на фаркоп.
  • Если документы утрачены, обратиться в компанию, которая изготавливала ТСУ.
  • Если фаркоп самодельный – можно попытаться получить заключение экспертизы о том, что ТСУ соответствует требованиям Техрегламента. Однако гарантии, что экспертиза одобрит не предусмотренное изготовителем изменение устройства машины, нет.
  • Наконец, если ни один из способов не сработал, владельцу машины придётся демонтировать ТСУ. Это неприятная процедура, но, к сожалению, необходимая: без этого ГИБДД может запретить эксплуатацию машины.

Важно! 

Встречающиеся в интернете предложения продать комплект документов на фаркоп следует игнорировать. Использование нелицензированного устройства – это административное правонарушение, а вот предъявление фальшивых документов в некоторых случаях может оказаться уже уголовным преступлением. 

Что делать, если фаркоп уже установлен

Бывает, что оформление фаркопа не проводилось, при этом он есть на авто при отсутствии документов. Когда приобреталось устройство у официального производителя, проблем с восстановлением документации не возникает.

Нужно выйти на контакт с поставщиком:

  • с помощью официального портала;
  • через региональное отделение (при его наличии);
  • написав письмо на установленный юридический адрес.

Другое дело, если ТСУ ручной сборки или же отправлять дубликаты документов по просьбе не захотели.

Тогда следует действовать так:

  • При приобретении транспорта на вторичке нужно позвонить прежнему владельцу. Возможно, у него остался сертификат.
  • Направить в ГИБДД сообщение о запланированной регистрации модификации ТС.
  • Использовать транспорт до момента, как фаркоп успеют узаконить, нежелательно: будет админка.
  • Проверки нужно пройти и оформить документацию, подтвердив, что характеристики учитывают требования.

О регистрации фаркопа, установка которого производителем не предусмотрена

Если в документации к вашему автомобилю ТСУ упоминается, то вам беспокоиться нечего. Многие модели, особенно «американцы», выпускаются либо с фаркопом, либо со специально оборудованным местом для его установки. Дело в том, что современные легковые автомобили могут иметь разную комплектацию, в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей потенциальных покупателей, но при этом отсутствие, например, кондиционера, не означает, что для его установки потребуется вносить какие-либо изменения в конструкцию ТС. То же самое можно сказать и о фаркопе: если в пользовательском руководстве этот узел указан и приводится его парт-номер, вам достаточно обратиться к официальному дилеру донной торговой марки, чтобы вам прислали каталожное сцепное устройство, которое можно установить на предусмотренное изготовителем место без необходимости регистрации устройства.

В таком случае, согласно пункту 20 Техрегламента Таможенного союза, фаркоп считается компонентой автотранспортного средства, установка которого на оказывает влияния на безопасность ДД и не считается внесением изменений в конструкцию легкового авто.

Другое дело, если ТСУ конструкцией конкретной модели не предусмотрено, но и здесь имеются свои нюансы. Формально в этом случае монтаж фаркопа – это изменение штатной конструкции автомашины, которое может оказать влияние на безопасность дорожного движения, причём в сторону ухудшения, что недопустимо.

А значит, вам придётся документально подтвердить тот факт, что установленный конструктивный элемент на повлияет на безопасность авто транспортного средства. Этот документ нужно будет возить с собой в тех случаях, когда вы будете использовать прицепное устройство (или в любом случае, если конструкция фаркопа будет несъёмной).

Наличие такого документа делает необязательной процедуру регистрации фаркопа в ГИБДД с внесением соответствующих изменений в технический паспорт и регистрационное свидетельство. Этим документом является сертификат, прилагаемый обычно к используемому прицепному устройству. В нём приводятся сведения о проведении полевых испытаний фаркопа на предмет его полного соответствия модели вашего автотранспортного средства. Как правило к сертификату прилагается детальная схема и список работ, описывающих процесс «правильного» монтажа ТСУ на авто.

Проще всего для получения сертификата найти официального дилера компании, которая является производителем прицепов, то есть совместить установку фаркопа с приобретением самого прицепного устройства. Консультанты дилера подробно проинструктируют вас о возможности использования сцепного устройства на вашем автомобиле и посоветуют подходящую модель прицепа.

Если получить сертификат не представляется возможным, выход один – регистрация ТСУ в ГИБДД.

Разновидности фаркопов

Сцепное устройство, изготовленное своими руками, в большинстве случаев обойдётся вам дешевле, чем заводское. Но для этого нужно не просто уметь пользоваться сварочным аппаратом, дрелью и гаечным ключом – вам необходимо рассчитать, какую максимальную весовую и инерционную нагрузку оно сумеет выдержать, что в гаражных условиях сделать практически невозможно. Другое дело – заводское изделие, которое проходит множество испытаний, на основании которых и определяются все важнейшие характеристики фаркопа.

В настоящее время в розничной сети можно встретить сцепные устройства от известных производителей, рассчитанные на большинство современных моделей легковых транспортных средств (включая внедорожники).

В соответствии с принятыми стандартами, заводские фаркопы классифицируют по нескольким показателям – допустимой нагрузке, типу конструкции, способу крепления к ведомому автотранспортному средству и т. д.

По грузоподъёмности различают три класса тягово-сцепных устройств:

  • малые, рассчитанные на буксировку прицепа массой до 1.5 тонны. Их обычно устанавливает на среднеразмерные легковые авто;
  • средние, позволяющие буксировать до 2.5 тонн груза. Такие фаркопы устанавливают на легковые авто с кузовом типа универсал, на минивэны или кроссоверы;
  • большие сцепные устройства предназначены для транспортировки гружёных прицепов массой до 3.5 тонн. Устанавливаются на классические рамные внедорожники и грузовые/грузопассажирские микроавтобусы.

По типу крепёжной платформы детали фаркопа могут быть скреплены между собой или с помощью сварки, или болтовыми соединениями (сама платформа устанавливается в основном только посредством болтов).

Сварные конструкции считаются более надёжными и практичными, поскольку не требуют ухода – нужно только следить за их состоянием, поскольку металл подвержен коррозии и со временем даже сварные соединения под воздействием неблагоприятных внешних условий могут разрушаться.

Основное преимущество болтовых соединений – их высокая ремонтопригодность. Хотя за их состоянием нужно постоянно следить, в случае разрушения их легко можно заменить, в отличие от сварочного шва.

Пор типам крепления крюка к основной платформе различают следующие разновидности фаркопов:

  • несъёмного типа, крепящиеся на балке с помощью сварного шва. Это как уже отмечалось, самый надёжный тип соединения, но в этом случае отсоединить крюк уже не получится. В некоторых странах такая конструкция считается недопустимой;
  • условно-съемные конструкции предполагают присоединение крюка к платформе болтовым соединением, которое при правильном использовании оказывается столь же надёжным, как сварка, но зато вы в любой момент времени можете демонтировать крюк, полностью убрав выступающую часть;
  • съемный тип фаркопа предполагает использование для соединения крюка с платформой запорного устройства специальной конструкции, позволяющей выполнять операции монтажа/демонтажа без использования дополнительных инструментов, легко и быстро.

Основные требования для прицепов

Как и любое другое передвижение по дорогам общего назначения, езда с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам строго регламентирована. Транспортное средство, перевозимое с помощью прицепного устройства, должно соответствовать таким требованиям:

  • исключать ограничение видимости;
  • не затруднять управление автомобилем;
  • не загрязнять дорогу;
  • быть застрахованным по полису ОСАГО;
  • быть зарегистрированным в ГИБДД;
  • иметь собственный номерной знак;
  • задние габариты прицепа должны иметь электрическую подсветку красного или оранжевого цвета, включаемую при передвижении в вечернее и ночное время.

Возможные нарушения

Нарушения, относящиеся к неправильной эксплуатации прицепов, можно разделить на две группы: техническое несоответствие самого транспортного средства и проблемы с его документальным оформлением. К последней группе, например, относится вопрос, можно ли ездить с чужим прицепом? Здесь, как и в случае с управлением чужим автомобилем, водитель должен иметь доверенность. Оформление этого документа не требует нотариального удостоверения, вполне достаточно обычной рукописной формы.

Ещё одним распространенным нарушением, за которое можно получить штраф, является превышение допустимой массы автопоезда при отсутствии у водителя категории Е. Как правило, подавляющее большинство водителей имеют права категории В, которые допускают перевозку автоприцепа общей массой до 750 кг. Однако если снаряженная масса легкового автомобиля равна, к примеру, 1400 кг, то за транспортировку прицепа аналогичного веса категория Е не требуется, поскольку общая допустимая масса обоих транспортных средств не превышает 3500 кг. В то же время, если в качестве тягача будет использован крупный внедорожник со снаряженной массой 2400 кг, то транспортировка прицепа весом более 1100 кг без наличия водительской категории Е будет квалифицироваться как нарушение ПДД.

Использование самодельного прицепа или непрошедшего регистрацию в ГИБДД также является нарушением, за которое владельцу автомобиля полагается штраф. Относительно же того, какой штраф за несоблюдение дистанции должен будет выплатить водитель, то согласно ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, подобное нарушение карается штрафом в размере 1500 рублей.

Сертификация прицепов и полуприцепов

Буксируемые транспортные средства для легальной эксплуатации на территории Таможенного союза должны проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям безопасности. В зависимости от типа прицепа и его назначения эти требования формулируются регламентами ТР ТС 018/2011 или ТР ТС 031/2012. Первый отвечает за автомобильные прицепы и полуприцепы общего назначения, а ТР ТС 031 регламентирует нормы для сельскохозяйственных и лесохозяйственных прицепов и буксируемых установок. В качестве форм подтверждения соответствия предусмотрены: одобрение типа тс, получение сертификата или декларации. Стоит отметить, сертификация прицепов – достаточно хлопотная и запутанная процедура, на которую влияет огромное количество разного рода нюансов. Даже классификация предмета сертификации простотой не отличается. Впрочем, можно переложить эту задачу на плечи специалистов сертификационного центра, которые оформят все необходимые документы.

Регламент на колесные транспортные средства классифицирует прицепы и полуприцепы по значению максимально допустимой массы. При этом все буксируемые устройства к любому транспортному средству выделены в отдельную категорию – «О». А индекс, которым сопровождается литера категории, свидетельствует о принадлежности к тому или иному классу по допустимой массе. Всего подкатегорий четыре:

  1.  О1 – прицепы с максимально допустимой массой не более 750 кг.
  2.  О2 – буксируемые устройства с массой от 750 до 3500 кг.
  3.  О3 – прицепы и полуприцепы с максимально допустимой массой свыше 10000 кг.
  4.  О4 – буксируемые устройства с неограниченной максимально допустимой массой.

Индекс имеет значение и для установления формы сертификации прицепа, хотя и в меньшей мере. Основная форма подтверждения для прицепов, производимых серийно – сертификация. При этом одобрение типа должно быть оформлено в любом случае. Такая форма подтверждения как декларирование применяется ограниченно в отношении ряда категорий прицепных устройств.

Собственно, более подробно освещать процедуру сертификации прицепов и полуприцепов имеет смысл только в конкретном случае для определенного продукта. Поэтому по вопросу оформления документов стоит обратиться к специалисту сертификационного центра, который и установит в какой форме будет подтверждаться безопасность и какой пакет документов следует иметь на руках для реализации буксируемых тс.

Оформление сертификата на сельскохозяйственные прицепы по ТР ТС 031/2012

В том случае если буксируемое устройство предназначено для эксплуатации с сельскохозяйственными или лесохозяйственными тракторами и машинами, тогда подтверждение их безопасности осуществляется в соответствии с требованиями ТР ТС 031/2012. При этом сертификация прицепов является безальтернативной формой подтверждения.

Процедура подтверждения проводится по одной из трех схем, которые актуальны для данного регламента: 1С, 3С и 4С. Серийно производимые прицепы сертифицируются по схеме 1С, а для партии или единичного экземпляра устанавливается схема 3С или 4С. От схемы зависит перечень процедур, которые придется пройти для получения сертификата, а также пакет документов, который нужно будет приложить к заявлению. Общий перечень выглядит следующим образом:

  •  выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на заявителя;
  •  техническая и конструкторская документация, по которой прицеп был изготовлен;
  •  эксплуатационная инструкция;
  •  спецификация прицепа и его описание с перечнем характеристик;
  •  контракт на поставку (для импортного продукта);
  •  сертификаты на комплектующие (при наличии).

В качестве заявителя выступает производитель, либо его полномочный представитель, зарегистрированный соответствующим образом на территории ТС.

В процессе подтверждения, обязательно проводятся лабораторно-технические испытания прицепа, а также осуществляется инспекция производства (для серийной продукции). После проведения всех необходимых мероприятий принимается решение по заявлению. Выданный сертификат регистрируется в Едином реестре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: