Разновидности обманок
Сама по себе обманка – это механическая проставка. Она устанавливается перед вторым лямбда-зондом и позволяет корректировать значения так, чтобы ЭБУ не высвечивал ошибку при работе ДВС без катализатора. Есть три типа обманок:
- Пустая. Являет собой трубку с тонким отверстием на конце. С другой стороны к ней прикручивается кислородный датчик. Действует система просто: через трубку проходит небольшое количество газов, поэтому датчик не фиксирует превышений, и лампа на панели приборов не загорается.
- С керамическим наполнителем. В самой обманке есть небольшие соты, которые очищают часть газов для фиксирования датчиком нормальных значений.
- Угловые. Могут быть как пустыми, так и с наполнителем. Используются в тех случаях, когда установка обычной обманки проблематична ввиду отсутствия места.
Что касается цены устройства, в зависимости от типа и конструкции, его можно приобрести за 1-4 тысячи рублей.
Замена катализатора, если он забился
Стоимость каталитического элемента достаточно высокая. Поэтому многие владельцы недорогих авто, например отечественного производства, не хотят тратить крупную сумму на приобретение нового нейтрализатора. Решение — монтаж пламегасителей (стронгеров) или «пауков». Цена на эти детали небольшая, прослужат они долго.
Что делать, если катализатор забился, а соты разрушились? Придется устанавливать новый агрегат.
Некоторые владельцы авто решают удалить каталитический элемент. Происходит это следующим образом: из нейтрализатора убирают керамические соты и устанавливают на место пустой блок.
При этом на пламегаситель вместо спекшихся керамических сот монтируют трубу, в которой есть много отверстий. В пустоты укладывается базальтовая вата. Делать такой ремонт можно, если ваш бюджет ограничен. При этом можно заливать топливо не самого высокого качества. Срок службы такого усовершенствованного нейтрализатора увеличивается, через него свободно проходят выхлопные газы, мотору будет легче работать.
Несмотря на перечисленные плюсы, у данного способа есть и минусы: двигатель станет громко рычать, система выхлопа быстро выйдет из строя, ведь через нее будут проходить отработанные газы с более высокой температурой. Кроме того, процентное содержание вредных веществ в выхлопных газах возрастет.
Что делать, если катализатор забился, но удалять его вы не хотите? Можно монтировать универсальный нейтрализатор. Его стоимость будет небольшая, установка выполняется просто. Универсальный каталитический элемент – наилучший альтернативный вариант, когда ваш бюджет ограничен.
Катализатор забился, не знаете, что делать? Если вы умеете обращаться со сварочным аппаратом, то сможете установить универсальный катализатор своими руками. Демонтируем трубу, удаляем родной нейтрализатор и ввариваем универсальный.
Что делать, если катализатор забился на современном автомобиле? Удалить нейтрализатор и монтировать пламегаситель не получится. Ведь задний кислородный датчик зафиксирует, что уровень СО превышен. На приборной панели высветится индикатор ошибки.
Что делать: когда будете менять нейтрализатор, придется монтировать «обманку». Выглядит она как маленькая втулка из металла, в которой есть проходные отверстия внутри, а также резьба для лямбда-зонда.
Обратите внимание! В этом случае придется делать перепрошивку электронного блока управления (в зависимости от модели вашего авто).
«Пауки» (впускные коллекторы) устанавливаются взамен верхнего катализатора, если он забился на авто отечественного производства, например Lada. Производит такие впускные коллекторы ООО «СтингерСпорт». Приобрести «пауки» можно в отделе автозапчастей либо в онлайн-магазине. Установка «паука» выполняется просто, поэтому эту процедуру можно делать самостоятельно.
Разберем принцип замены на примере автомобиля Lada Priora:
- В подкапотном пространстве находим гайки крепления выпускного коллектора и откручиваем их. Расположены они снизу под авто, всего 3 крепежа приемной трубы.
- С лямбда-зондов снимаем провода, вытаскиваем коллектор вместе с нейтрализаторами и датчиками.
- Отсоединяем датчики, подключаем их к «пауку».
- Монтируем обратно новый коллектор. Подсоединяем провода. Если вы не хотите, чтобы на приборной панели светился индикатор ошибки, придется делать перепрошивку ЭБУ. Либо установите «обманку» под нижний лямбда-зонд.
Катализатор забился, в результате мощность авто упала. Что делать? Монтируйте «паук», машина будет ехать лучше. Единственный недостаток его использования — в выхлопных газах увеличится процентное содержание СО. Однако динамика машины от этого точно не ухудшится.
Сегодня, даже если состав отработанных газов не будет соответствовать нормам, ездить на машине в нашей стране вам никто не запретит. Однако через 2-3 года правила могут ужесточить. Что делать, если катализатор забился, но вы заботитесь о будущем авто и не хотите наносить вред окружающей среде? В таком случае стоит отказаться от перепрошивки электронного блока управления под Евро-2.
Зачем удаляют каталитический нейтрализатор
Для удаления каталитического нейтрализатора есть несколько причин, и основная среди них — высокая стоимость замены
Очень редко при удалении катализатора задаются целью повысить мощность двигателя или снизить расход топлива. Об этом элементе выхлопной системы автомобиля вообще никто не вспоминает до тех пор, пока он исправно работает. Однако, как и любая другая деталь машины, каталитический конвертер далеко не вечный.
Он работает в крайне жёстких условиях. Буквально, на передовой. Принимает на себя отработавшие газы непосредственно из выпускного коллектора. А здесь они горячие, плотные и быстро двигаются. Соответственно, со временем катализатор выходит из строя — забивается, оплавляется или вообще осыпается. В результате пропускная способность выхлопной системы уменьшается и мотор, как принято говорить, сам себя душит.
Это и является самой распространённой причиной удаления каталитического нейтрализатора. Примерно 25% отечественных автолюбителей покупают и устанавливают новый. Остальные — вырезают износившийся, и различными народными методами пытаются обойти с новыми возникшими проблемами. Но о них поговорим позже.
Почему же нельзя просто так взять, и заменить отказавший катализатор? Всё просто. Деталь эта не из дешёвых. Если покупать новый нейтрализатор в оригинальном исполнении, то даже на самую простую машину он может обойтись в 10 — 30 тысяч рублей. Прибегать в данном случае к поиску бывшего в употреблении катализатора — нецелесообразно. Равно, как и покупать дешёвую подделку под оригинал.
Понятно, что такие расходы для многих отечественных автомобилистов — немалые, если не неподъёмные вообще. Особенно, если учесть, что замена забитого катализатора лично автовладельцу никакой ощутимой выгоды не принесёт. На скорость, как говорится, эта деталь не влияет. Только на экологию…
Справедливости ради следует отметить, что это не единственная цель удаления катализатора. Бывают случаи, когда на этом настаивают мастера с СТО (понятно, не с дилерских), обещая значительное повышение мощности, приёмистости и, конечно же, снижение расхода топлива чуть ли не в полтора-два раза. Есть и такие, которые после прочтения пары статеек в Интернете пришли к поспешному выводу, что удаление катализатора — отличный и дешёвый вид тюнинга.
Как бы там ни было, чаще всего катализатор удаляют без замены по одной и той же причине — старый забился (осыпался, оплавился), а новый оригинальный стоит минимум, как два-три полных бака бензина. Вот и получается, что 75% машин с пробегом более сотни тысяч километров на отечественных дорогах ездят без катализаторов.
Пламегаситель вместо катализатора: преимущества и недостатки
Многих автолюбителей интересует вопрос, какие плюсы и минусы имеет пламегаситель. Первое, пламегаситель позволяет заменить катализатор, то есть сэкономить значительные денежные средства. Получается, пламегаситель в выхлопной системе является дешевой заменой катализатора.
Второе, в отличие от катализатора пламегаситель не является чувствительным к качеству топлива, исправности работы двигателя и его систем. На деле, данный элемент не разрушится и не оплавится, если система зажигания или система питания даст сбой.
Также пламегаситель фактически является «прямотоком» по конструкции. Это значит, что по сравнению с катализатором отработавшие газы легче проходят через пламегаситель, сопротивление меньше. Результат — двигателю легче «дышать», в ряде случае удается получить небольшой прирост мощности двигателя.
Теперь о недостатках. Само собой, поле удаления катализатора о снижении уровня вредных выбросов в атмосферу во время работы ДВС речь больше не идет. Также во время запуска холодного мотора и далее после прогрева двигателя постоянно будет присутствовать запах отработанных газов. Для тех, кто прогревает машину в гараже или в закрытом паркинге, это может быть проблемой.
Еще после замены катализатора на пламегаситель все элементы выпускной системы за пламегасителем будут изнашиваться быстрее. Это значит, что трубы, глушители, резонаторы будут сильнее нагреваться, что приводит к сокращению их ресурса.
Параллельно отметим, что установка пламегасителя также может быть затруднена. Прежде всего, монтаж пламегасителя осуществляется при помощи сварки (электрической или газосварки). Получается, установить пламегаситель своими руками можно только при наличии сварочного оборудования.
В рамках установки нужно отдельно учитывать тип устройства (коллекторного типа или отдельно стоящий пламегаситель). В первом случае нужно снять выпускной коллектор, тогда как для установки пламегасителя на приемной трубе такие действия не требуются.
Продолжает список недостатков и то, что пламегасители купить можно в разных магазинах, однако далеко не всегда можно гарантировать оригинальность и высокое качество реализуемых изделий. Причина — большое количество подделок продукции известных брендов.
Естественно, под видом пламегасителя из нержавейки могут продавать изделия сомнительного качества, причем материалом изготовления зачастую является самая дешевая низкосортная сталь, покрытая специальным напылением, имитирующим нержавейку.
Напоследок отметим, что заменить катализатор на пламегаситель на многих авто просто так не удается. Дело в том, что параллельно нужно «обмануть» датчики кислорода (лямбда зонд). В противном случае после удаления катализатора будет гореть ошибка лямбда — зонда, ЭБУ переведет мотор в аварийный режим, так как не сможет правильно откорректировать подачу топлива.
Для решения проблемы потребуется перепрошить ЭБУ двигателем под нормы ЕВРО-2 (если это возможно) или сделать комплексный чип — тюнинг. Однако и этого часто недостаточно. В ряде случаев также приходится ставить механическую обманку лямбда – зонда или электронную обманку, на некоторых авто требуются комбинированные решения и т.д.
Что лучше — обманка или прошивка?
Ошибки по катализатору появляются примерно на 80-120 тыс.км пробега у всех автомобилей, имеющих нормальный катализатор. Примерно такой срок службы и заложен на этот «расходник».
Некоторые катализаторы выходят из строя раньше, становясь жертвами некачественного топлива, некоторые живут долго и счастливо, ничем не напоминая о себе владельцу.
Однако, если видите на приборной панели горящий «Check engine», а диагностика показывает что-то вроде P0420-P0424 (а если катализаторов два, то по второму кату будут ошибки P0430-P0434) — это значит пора менять катализатор на новый.
Стоит ли покупать и ставить новый катализатор или же решить вопрос более радикально — решать вам, а цель этой статьи рассказать о способах удаления катов. В конце этой статьи представлена совсем неаппетитная фотка мертвого катализатора.
Там же есть фото обманки и процесса чип-тюнинга, а пока — только текст и смысл!
Итак, если не брать во внимание замену катализатора на новый, то есть 2 способа. Все они имеют одну общую операцию — физическое удаление катализатора. В зависимости от местоположения катализатора процедура его извлечения может длиться от часа и до нескольких рабочих дней — некоторые автопроизводители умудряются запихнуть каты таким хитрым образом, и так их замуровать шлангами и другими железками, что слесари, при извлечении этих самых катов, начинают творить настолько изощренные матюки — только успевай записывать!
В зависимости от местоположения катализатора процедура его извлечения может длиться от часа и до нескольких рабочих дней — некоторые автопроизводители умудряются запихнуть каты таким хитрым образом, и так их замуровать шлангами и другими железками, что слесари, при извлечении этих самых катов, начинают творить настолько изощренные матюки — только успевай записывать!
После того, как соты катализатора извлечены, на его место устанавливается пламегаситель, а потом начинаются отличия.
Итак, способ первый — удаление катализатора с установкой обманки лямбда зонда.
Обманка лямбда зонда бывает двух видов — электронная и механическая.
Механическая обманка представляет из себя болт с хитрыми отверстиями для выхлопных газов. Путем снижения давления на датчик лямбды за счет узкого отверстия такая обманка «говорит» электронному блоку управления (ЭБУ), о том что «катализатор стоит, разница в давлении есть, но в пределах нормы, так что всё «хорошо», панику не поднимаю, в «аварию» не падаем.
Электрическая обманка, если совсем упрощенно, корректирует сигнал от датчика к ЭБУ, снижая передаваемый вольтаж на «допустимые» значения.
Устанавливается быстро, стоит недорого. Единственная проблема — через 200/250 км опять полезут ошибки. Предусмотреть весь рабочий диапазон «нормальности» ни механическая, ни электронная обманка не в состоянии, при автоматической корректировке топлива рано или поздно показания начнут вылезать за пределы допустимого и мозги начнут опять показывать «чек».
Второй вариант — отключение катализаторов с чип-тюнингом
Сменив прошивку автомобиля на «базкатализаторную» уже совершенно неважно что там показывает датчик лямбда-зонда и жив ли он там вообще — компьютер забыл о существовании катализатора раз и навсегда, и все сигналы второй лямбды (а так же их отсутствие) ему совершенно неинтересны. До тех пор, пока прошивка не будет затерта (например, это может произойти при посещении дилерского центра — при выходе новой версии прошивки её могут обновить) никаких проблем с катализатором не будет. До тех пор, пока прошивка не будет затерта (например, это может произойти при посещении дилерского центра — при выходе новой версии прошивки её могут обновить) никаких проблем с катализатором не будет
До тех пор, пока прошивка не будет затерта (например, это может произойти при посещении дилерского центра — при выходе новой версии прошивки её могут обновить) никаких проблем с катализатором не будет.
Гораздо более надежный способ решить проблему с катализатором — это, безусловно, замена прошивки. Однако, не на всех автомобилях такое возможно.
На сегодняшний день есть небольшой сегмент пока еще недоступных для чип-тюнинга автомобилей, которые тем не менее, тоже имеют катализаторы и весь пучок проблем с ними связанных. Решать их как-то нужно, и вот им можно ставить обманки.
Это не даст 100% гарантии от появления ошибок в будущем, однако избавит от необходимости приобретения нового катализатора.
Удаление катализатора с чип-тюнингом (сменой прошивки ЭБУ) стоит дороже, чем удаление ката с установкой обманки. Но только с чип-тюнингом можно полностью гарантировать отсутствие проблем по катам в будущем.
Инструкция по изготовлению пламегасителя своими руками
Итак перейдём к процедуре изготовления , для этого нам потребуется две железные трубы, одна с диаметром равным диаметру выпускной трубы глушителя, вторая диаметром побольше и стальные сетки-ёршики для мытья посуды. На трубе равной трубе глушителя по всему кругу и длине вырезаем (газосваркой либо дрелью) отверстия диаметром 3мм. Затем вставляем эту трубу по центру в трубу большего диаметра о завариваем с одной стороны.
Затем растягиваем сетки-ёршики по кругу в виде кольца, надеваем на трубу меньшего диаметра и плотно проталкиваем металлической планкой пока она не упрётся в закрытый конец трубы большего диаметра. Эту процедуру продолжаем до тех пор пока последняя сетка-ёршик не дойдёт до свободного конца трубы большего диаметра. На заполнение пустого пространства у меня ушло 26 сеток-ёршиков.
После этого загибаем заранее подрезанные болгаркой концы трубы большего диаметра и обвариваем их по кругу. Эта процедура помогает избежать лишних звонких шумов пламегасителя во время работы двигателя. Для красоты можно покрасить его серебристой краской-аэрозолью. Теперь со спокойной душой вырезаем катализатор и ввариваем на его место изготовленный пламегаситель.
P.S. Пламегаситель вместо катализатора можно устанавливать на автомобили с Евро нормой 2. На автомобилях с Евро нормой выше 2-х предусмотрен кислородный датчик лямбда зонд после катализатора и удаление его может привести к ошибке блока управления двигателем, что в свою очередь увеличит расход топлива и ухудшит динамику автомобиля.
Как вариант можно изготовить пламегаситель своими руками на ВАЗ
Берём старый резонатор, ему 2 года 45т.км., для корпуса пламегасителяа понадобился старый глушитель. Глушитель режем на металл.
Наружная обшивка глушителя сток 2 слоя металла-снаружи 0,6 мм; изнутри-0,8 мм., кстати неплохо сохранился, небольшая коррозия между этими двумя слоями металла. Далее смотрим внимательно фото, всё понятно.
Наружный диаметр срезанной трубы 80мм, толщина 1,5 мм, пойдёт для корпуса пламегасителя.
Оставшийся кусок используем для торцевых стенок, далее ввиду нежелания резки трубы резонатора пополам из-за дальнейшей сложности стыковки сделано так: сварен корпус пламегасителя, разрезан вдоль:
Одеваем половинки, обвариваем, далее снаружи вторым слоем навариваем рубашку толщиной 0,8 мм на фланцы торцевых стенок с зазором между рубашками примерно 5мм, фланцы на предыдущих фото видно, результат:
На торцевые стенки- тоже по доп слою металла 0,8 мм
далее на корпус пламегасителя шумо-звуко-теплоизолятор — накладка с фланцами с асбестовой тканью внутри
Варим накладку со стороны днища авто
Аналогично со стороны днища накладка с асбестом для резонатора, варим:
Кстати вонь приличная когда с асбеста парафины выходят…от нагрева. Теперь чистим зачистным диском и ёршиком по металлу
Обезжириваем и красим термокраской (иначе по сварке быстро будет корродировать, все швы сварные продрать хорошо ершом) термокраска заявлена до 538 градусов Цельсия, посмотрим…Кстати одного баллона хватило на окраску в три слоя, остался один лишний баллон…
Теперь через недельку где-то установлю, сейчас времени не будет, в планах снятие старого(нового) резонатора, снятие с днища термоэкранов очистка и покрытие в 2 слоя вибро-мастикой барьер, сборка на место, и кстати-усиленные подушки подвески резонатора (вес-то прибавился), надеюсь металлический звук уйдёт, либо его станет гораздо меньше, влюбом случае к оценке изменений буду подходить осторожно и максимально обьективно, а то сам как то накололся с SAAB…Родной-то глушительне прямоток, а эти саабные- для турбо-моторов, турбина сама звук гасит прилично и задача там-как можно легче вывести выхлоп. Кстати между стенкой родного резонатора и наружной трубой 1,5мм толщиной ёршики из нержавейки для посуды пихать побоялся, вдруг перетираться од вибраций и давления начнут и посыпятся в выхлоп а то и в движок, пишите комменты, обсудим. Да, чуть не забыл-у сток глушака торцевые стенки и выхлопной наконечник-нержавейка, загадочная русская душа, если-бы 2 наружные обшивки были из нержавейки был-бы не убиваемый глушак т.к
внутри всё практически новое
Да, чуть не забыл-у сток глушака торцевые стенки и выхлопной наконечник-нержавейка, загадочная русская душа, если-бы 2 наружные обшивки были из нержавейки был-бы не убиваемый глушак т.к. внутри всё практически новое.
Конструкция и функции каталитического нейтрализатора
Как уже было упомянуто, автокатализаторы – это детали выпускной системы, представляющие собой цилиндрический корпус с входным и выходным патрубками, прячущий покрытые ценными металлами ячейки-соты и помещенный позади выпускного коллектора. Если машина оснащена дизельным двигателем, дополнительно будет идти сажевый фильтр. Нередко оба элементы объединяют в единую комбинацию.
Его основная задача – нейтрализация токсических веществ в выхлопах, среди которых наибольшую опасность представляют:
- окислы азота, выступающие причиной ядовитых кислотных дождей;
- угарный газ, смертельно опасный при концентрации свыше 0,1%;
- углеводороды, являющиеся частью смога.
Удаление катализатора плюсы и минусы.
Плюсы удаления катализатора | Минусы удаления |
---|---|
Отсутствует нужда в покупке нового катализатора, что значительно позволяет сэкономить. | Значительное снижение экологических показателей в выхлопных газах. Что может сказаться в первую очередь на самом автовладельце. |
На три процента возрастает мощность автомобиля. | Продолжение первого минуса, появление неприятного запаха в салоне автомобиля |
Увеличение громкости системы выхлопа отработанных газов. После того как соты катализатора выбиты, необходимо установить пламегаситель в противном случае пустая оболочка катализатора начнет издавать звук пустой банки. | Становится доступной установка на место катализатора паука со схемой 4-1 или 4-2-1, что в свою очередь еще добавит мощности. |
Необходимость доработки, после непосредственной процедуры удаления. Перепрошивка и установка обманок. | Безопасность для двигателя и увеличение его срока службы, отработаны газы и пыль от рассыпавшихся сот, точно не попадет в камеру сгорания. |
Расход топлива уменьшится, но не на много. |
Удаление вышедшего из строя катализатора или замена на новый, не нарушит и тем более не ухудшит работу двигателя авто. Напротив, автомобиль, пускай и не значительно, но улучит свои основные характеристики (расход топлива и мощность двигателя). Не углубляясь в расчеты, можно сделать вывод, что отсутствие и наличие катализатора двигателю совершенно безразлично.
Но, на большом количестве автомобилей выход катализатора сопровождается включением сообщения на панели управления — CHECK ENGINE. После этого автомобиль начинает вести себя не исправно, двигатель начинает троить, возможно увеличение расхода топлива, существенно падает тяга, иногда из-за неправильных данных подаваемых на ЭБУ датчиком кислорода приводит к тому, что автомобиль может вообще не завестись.
Возможные поломки катализатора.
Следует определить характер поломки. Если внутренности катализатора оплавились или оказались забиты, то отработанные газы выходящие из цилиндров, не в состоянии нормально выйти. Не найдя выхода, часть газа собравшаяся перед катализатором, под действием обратной тяги, возвращается в камеру сгорания. Тем самым вновь поступившая топливная смесь смешивается с газом, делая ее менее эффективной, но выделяющей больше тепла. А двигатель начинает «троить», душить самого себя. Если оплавление отсутствует, но датчик CHECK ENGINE все равно горит, то не исключено, что от пробег вывел из строя и привел в негодность. Современные автомобили оснащаются двумя датчиками кислорода, так называемые «лямбда зонды». Располагаются они перед лямбда зондом и сразу после него. Первый датчик снимает показания содержание вредных веществ вышедших из камеры сгорания, второй состав выхлопных газов прошедших очистку в катализаторе. И если газы имею концентрацию выше нормы, датчик подает сигнал, о том что катализатор работает не правильно или совсем не исправлен. Некоторые ЭБУ современных автомобилей, получая данный сигнал немедленно глушат работу двигателя, после чего перестают давать работать двигатель до устранения неисправности. Таким образом, производители заботятся об экологии.
Подводя итог: выбитый (пустой) или удаленный катализатор, освобождает выхлопные газы от препятствия, но понижает экологические показатели, что ни как не влияет на работу двигателя автомобиля. Ресурс силового агрегата при этом тоже ни как не меняется.
Каким способом удалить катализатор
Основных способов, как удалить катализатор, на самом деле всего три:
- Выбить соты из родного катализатора. Самый дешёвый способ, но не самый практичный. Во-первых, не всегда получиться снять катализатор, чтобы не отломать, например, шпильку, так как там всё сильно корродирует и прикипает. Во-вторых, корпус катализатора зачастую имеет форму банки и при выбивании внутренностей, там получается некая камера, в которой выхлопные газы сильно резонируют, вызывая неприятный звон. В-третьих, старый катализатор можно продать за весьма неплохие деньги фирмам по переработке каталитических нейтрализаторов.
- Поставить вместо катализатора пламегаситель
Он типа должен разбивать газы на потоки, снижать их скорость и температуру. Стоимость его равна практически половине стоимости нового катализатора. Номер пламегасителя GM96536995
- Поставить проставку вместо катализатора. По этому пути пошёл и я. Быстро, дёшево и сердито. Такого рода проставки можно подобрать под многие автомобили, а обошлась она мене в 170 грн. (около 5 американских денег)
По моему мнению — это самый рациональный и простой вариант. Поэтому решил его испытать на шкуре своего авто.
Проблемы с работой мотора
Спустя 100-150 тысяч километров, многие водители сталкиваются с повышенным расходом топлива, падением мощности двигателя и ухудшением динамических характеристик. Наряду с этим, панель приборов будет «украшена» всевозможными ошибками. Если до этого не производилась замена или удаление катализатора, проблему следует искать именно в нем. Внутри фильтра имеются тонкие керамические соты, которые оплавляются и тем самым препятствуют нормальному прохождению газов. В итоге ухудшается продувка цилиндров, а расход топлива – увеличивается (в среднем на 10-15 процентов).
Отметим, что данные проблемы могут наступить и раньше. Почему оплавляются соты? Причина в повышенном расходе масла. Если его забрасывает в камеру сгорания, выхлоп будет насыщен сажей. Она забивается на входе катализатора. Из-за повышенных температур, сажа начинает тлеть, провоцируя плавление сот. Если с расходом масла все в порядке (на 10 тысяч километров уходит не более одного литра), соты могут забиться из-за некачественного топлива.
Какие преимущества это дает?
Основной плюс в том, что газы из цилиндров будут беспрепятственно выходить наружу. Остальные элементы системы (резонатор, коллектор, глушитель) имеют полую трубу. Даже при высоком расходе масла, сажа свободно уйдет в атмосферу. Срок службы пламегасителя – более 10 лет. Он не требует обслуживания. Мощность двигателя вернется к заводским параметрам. А что касается расхода топлива, это отдельный момент.
Почему пламегаситель лучше?
Ранее мы описали процедуру удаления катализатора. Это наиболее экономный вариант работ. Но потрошить старый катализатор можно только при полной его целостности. Если элемент начал ржаветь, лучше заменить его на новый пламегаситель. Да, катализатор имеет несколько стенок. Но надолго ли хватит его и не проржавеет ли стенка раньше срока, никто гарантировать не может.
Как проверить катализатор на забитость не снимая
Засоренный каталитический нейтрализатор может быть трудно диагностировать. Прежде чем отправить свой автомобиль в мастерскую или принять решение о замене потенциально хорошего преобразователя, следующая серия тестов поможет вам устранить неполадки устройства, используя некоторые специальные, но недорогие инструменты.
Если вы чувствуете запах «тухлых яиц», то ваш катализатор практически наверняка неисправен. Топливо содержит небольшое количество серы, которая обычно сжигается без запаха. Вероятно, каталитический нейтрализатор имеет внутренние повреждения и не может правильно преобразовать выхлопные газы. Несмотря на то, что тест на запах прост, он не на 100% точен, поэтому попробуйте некоторые из других способов.
Разрушенный катализатор
В некоторых случаях вы можете услышать дребезг от каталитического нейтрализатора, если элемент внутри него ослабнет или распадется.
Если ускорение автомобиля стало заметно слабее, и вы подозреваете поломку, проедете на своем автомобиле в течение 20-30 минут, чтобы полностью прогреть его. Желательно именно поездить, так как на холостом ходу могут быть другие результаты, катализатор при этом должен разогреться до 400ºС минимум. После поездки поднимите автомобиль с помощью домкрата и снова заведите. Возьмите ИК-термометр и спуститесь под автомобиль.
Инфракрасный термометр — довольно полезная вещь. Недорогие модели стоят в пределах 500-1000 рублей:
Направьте лазер на трубу, по которой выхлопные газы попадают в катализатор, и запишите ее температуру. Затем переместите лазер на заднюю часть каталитического нейтрализатора, где выходят газы.
Места замера температуры
У правильно работающего катализатора температура на выходе (вторая запись) будет на 30-50ºС выше, чем на входе (первая запись). Это связано с тем, что в катализаторе происходят химические реакции с выделением тепла. Если же у каталитического нейтрализатора проблемы, то температура на входе будет выше либо равна температуре на выходе.
Внимание!
На только заведенных автомобилях выходная температура может быть ниже или одинакова с выходной, так как катализатор не разогрелся и не начал работать во всю силу. Соответственно, нельзя точно сказать, забит он или нет. Инструкция по замеру температуры катализатора (на фото градусы в Фаренгейтах)
Инструкция по замеру температуры катализатора (на фото градусы в Фаренгейтах)
Если нет возможности проверить температуру через инфракрасный прибор, можно воспользоваться диагностическим адаптером (автосканером), например, ELM327. Такие сканеры довольно полезны и позволяют диагностировать общее состояние автомобиля и состояние отдельных его частей. Стоит он около 500-600 рублей.
Для начала нужно подключить сканер в диагностический разъем OBD2 (у старых авто разъем G12, потребуется переходник), включить зажигание и довести авто до рабочей температуры.
Чтобы получить информация об авто, потребуется смартфон или планшет с установленной на нем программой Torque (или аналогами). Подключить телефон к автосканеру можно по Bluetooth и WiFi. После в приложении добавляются два датчика температуры катализатора (Сat B1S1 и Сat B1S2).
Так выглядит информация с датчиков в приложении
Смысл замера как и в случае с ИК-прибором: после продолжительной работы авто температура до катализатора должна быть меньше, чем температура после.
Через данный сканер также можно узнать о состоянии катализатора и через другие другие датчики — датчики кислорода (лямбда-зонды). осциллограмма первого датчика должна быть волнообразной, как на изображении ниже. Второй же график (у датчика после катализатора) должен быть максимально прямой, с еле заметными отклонениями, в пределах между 0,7 и 0,9.
Так выглядят показания для исправного датчика
Ознакомиться с еще парой способов проверки каталитического нейтрализатора можете в видео ниже:
Причины забитого катализатора
Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.
При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:
- Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
- Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
- Большой угар масла из-за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
- Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.
Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»
За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.