Когда следует проводить развал-схождение
Развал-схождение — важная процедура для автомобиля, которая позволяет выставить правильное положение колес. Если не обращаться к регулировке, теряется управляемость, а протекторы начинают изнашиваться слишком быстро. Кроме того, из-за такого дефекта из строя могут выйти многие агрегаты и элементы ходовой части — ступичные подшипники, шаровые опоры и прочее. Сотрудники на шиномонтажном сервисе рекомендуют как можно чаще обращаться за процедурой. Однако, делать это следует по мере выхода из правильного положения. Есть несколько признаков, по которым можно определить необходимость проведения процедуры и не попасться на удочку сотрудников сервиса.
Внимательный автомобилист по некоторым признакам может определить, когда следует проводить развал-схождение
По ПДД, каждый автовладелец должен следить за состоянием своего транспортного средства. Именно он должен знать пробег, а также выбирать оптимальные условия эксплуатации. Внимательный автомобилист по некоторым признакам может определить, когда следует проводить развал-схождение
Первым делом нужно обращать внимание на состояние протектора. Так можно определить положительный или отрицательный развал
Если положительный, то будет стираться внешняя сторона покрышки, отрицательный — внутренняя.
При неправильном положении колес нагрузка начинает распределяться неравномерно. Это приводит к ухудшению управляемости автомобиля. Если такое уже происходит, нужно отправляться в сервис. Причина износа может заключаться в повреждении втулки подвески, шаровых опор, пружин и амортизаторов.
Слишком большой угол развала может приводить к утяжелению руля
Руль. Если колеса на задней оси отличаются по направленности развала, то во время прямолинейного движения руль будет постоянно отклоняться в определенную сторону. Такое явление может говорить и о смещении задних колес. Слишком большой угол развала может приводить к утяжелению руля. В таких условиях для маневрирования рулем приходится прилагать больше усилий. Однако, точно такая же проблема может возникать и из-за других причин — установленные шины по ширине превышают допустимые значения, в колесах слишком низкое давление, сильно затянута рулевая рейка.
При неправильном положении колес рулевое колесо после поворота может не возвращаться в исходное положение. Тогда водитель вынужден прилагать лишние усилия и жертвовать безопасностью. Как правило, проблема в данном случае заключается в недостаточном уровне жидкости внутри бачка гидроусилителя руля.
Если автомобиль во время движения по прямой начинает уходить в сторону, это может говорить о неправильном положении колес
Колеса. Если во время движения покрышки издают слишком громкие звуки, которых раньше не было, это может говорить о неправильном положении колес на одной оси. Разный износ шин приводит к увеличению сопротивления качения. Из-за этого и возникает посторонний шум. Такая проблема может возникать из-за перекаченных шин.
Занос. Если автомобиль во время движения по прямой начинает уходить в сторону, это может говорить о неправильном положении колес. Чтобы точно убедиться в проблеме, следует разогнать транспорт до 40 км/ч и отпустить руль. Однако, такой же дефект может возникать из-за других причин:
1) разный рисунок протектора на ведущих колесах; 2) поломка клапана гидроусилителя руля; 3) неравномерный износ покрышек; 4) поломка элементов подвески; 5) разное давление в шинах.
Если не проводить развал-схождение, автомобиль будет хуже вести себя при прямолинейном движении
Как часто регулировать развал-схождение. Специалисты рекомендуют обращаться к процедуре каждые 10-15 тысяч км. Однако, данный интервал является условным, так как периодичность настройки колес зависит от условий эксплуатации. Если вы покупаете автомобиль в салоне, сотрудники должны проверить схождение, при необходимости провести регулировку. Если в процессе управления транспортным средством автомобиль тянет в сторону, пора отправляться в сервис. Кроме того, рекомендуется проводить развал-схождение после сезонной смены покрышек. В некоторых случаях настройка может потребоваться и после ремонта некоторых узлов.
Опасность езды без настройки. Если не проводить развал-схождение, автомобиль будет хуже вести себя при прямолинейном движении. Из-за сбитых углов кузова, его будет максимально тянуть в сторону. Кроме того, владелец будет вынужден чуть ли не каждый год менять резину, так как при неправильном положении колес она изнашивается раньше времени.
Итог. Развал-схождение колес — процедура, которая позволяет улучшить управление автомобилем. Необходимость ее проведения можно определить по некоторым признакам.
Разновидности оборудования
Для проведения настройки развала-схождения следует обращаться в автосервис. В распоряжении мастеров есть специальные стенды, которые позволяют им обнаружить незаметные глазу зазоры и выполнить необходимые манипуляции по корректировке.
По принципу работы аппараты делят на несколько видов:
- Оптические. Самые первые агрегаты для регулировки РС. Процесс исследования на них занимает много времени, при этом возможны погрешности.
- Лазерные. Разновидность оптического оборудования. Производят измерения углов с помощью лазерного луча.
- Компьютерные. Современное высокоточное оборудование, сбором и обработкой информации в котором занимаются электронно-вычислительные устройства. Стенды 3D составляют трехмерную проекцию транспортного средства. Они помогают выполнять работы по диагностике и регулировке максимально точно и быстро.
Оптический стенд
В оптическом стенде для измерений используются световые лучи. Они исходят из специальных трубок, размещенных на ободьях колес. Во время измерений световой пучок проецируется на экран с линейной и угловой шкалами. Снятые показания специалисты сравнивают с нормативами.
Подобное оборудование считается устаревшим. Среди его преимуществ – долговечность и неприхотливость в обслуживании. Однако на современных СТО оно не встречается.
Лазерное оборудование
По принципу работы такие стенды схожи с оптическими агрегатами. Однако в качестве источника измерения выступает направленный лазерный луч.
Работа системы организована просто:
- на автомобиль на одинаковом расстоянии друг от друга и по отношению к шкалам измерения устанавливаются лазерные излучатели;
- на шины монтируются зеркала (параллельно плоскости вращения), напротив которых устанавливаются измерительные шкалы;
- лазерные лучи калибруются так, чтобы линия их прохождения шла параллельно колесной плоскости;
- луч, отраженный от зеркал, должен вернуться в исходную точку (это и есть нулевое деление шкалы);
- при отклонениях он упадет выше или ниже, что покажет величину погрешности.
Статья в тему: Шторки на автомобильные стекла — варианты выбора и установки
Стенды отличаются точностью измерений и позволяют калибровать одновременно все колеса машины. Однако на одно исследование уходит около часа, поскольку настройка зеркал и лазерных генераторов проводится вручную. Это требует сноровки и опыта специалистов. При выполнении работ некомпетентным механиком возможны погрешности.
Компьютерные комплексы
Стенды на базе электронно-вычислительных машин работают за счет датчиков, которые фиксируются на измерительных головках оборудования. Располагаясь на колесах, датчики с высокой точностью фиксируют свое положение в пространстве и передают эту информацию на компьютер. После ее обработки система выдает графики, отчеты и оценочные диаграммы.
Стенды современных станций технического обслуживания в 90% являются компьютерными. Они могут различаться по дизайну, способу передачи информации и электронике, которая производит измерения.
Для снятия показаний применяются такие типы датчиков:
- проводные, используемые в кордовых стендах;
- инфракрасные, связь которых с компьютерным блоком поддерживается с помощью проводов;
- бесконтактные, использующие дистанционный принцип исследования.
Почему после весны вы должны будете сделать сход-развал своего автомобиля?
Читали новости о том, что скоро многие премиальные шины подорожают на 15-20%? Если вы не в курсе такого важного изменения, обязательно ознакомьтесь с ним здесь. А мы тем временем подумали, сможем ли мы каким-то образом помочь автомобилистам сэкономить на одном из самых важных элементов безопасности – покрышках? Прочитав массу форумов и ознакомившись с мнением автоэкспертов, мы, кажется, поняли, что нужно делать, чтобы наверняка продлить жизнь автомобильным шинам
А мы тем временем подумали, сможем ли мы каким-то образом помочь автомобилистам сэкономить на одном из самых важных элементов безопасности – покрышках? Прочитав массу форумов и ознакомившись с мнением автоэкспертов, мы, кажется, поняли, что нужно делать, чтобы наверняка продлить жизнь автомобильным шинам.
Оказывается, правило здесь действует только одно – превентивные меры по выставлению угла установки и схождения колес, а также кастора на тех автомобилях, где он регулируется (кастор – это угол, под которым наклонена ось поворота колеса).
Иными словами, если вы хотите сохранить протектор своих шин как можно дольше в нормальном состоянии (имеется в виду равномерный износ), то вам просто необходимо принять за правило заезжать в сервис, где делают сход-развал, как минимум один раз в год.
Если при ударе руль ушел в сторону, это сразу говорит о сбое сход-развала
Да, именно так это и происходит. Не поспоришь. Если вам доводилось влетать на скорости в большую яму, особенно если дыра в асфальте находилась на стороне загруженных колес, а потом начинало потихоньку «пожирать» покрышки, вы согласитесь с мнением специалиста. После посещения СТО на стенде вам действительно покажут сбитые показатели.
После чего выполняют регулировку развала‐схождения
Необходимость в проверке и установке параметров ходовой возникает после восстановительных работ с подвеской, рулевой или замены амортизаторов и пружин, а также шаровых, втулок, сайлентблоков. В большинстве случаях, это время, когда делают развал схождение колес.
Безошибочная регулировка этих параметров возможна только на СТО. Здесь предварительно проверят фиксацию балансира рулевой к подвижной стойке, крепление сошки, маятник и многое другое. Регулировка осуществляется путём изменения длины боковых рулевых тяг и увеличением/уменьшением количества манжет, расположенных между стержнем нижестоящего рычага и поперечиной (можно также повернуть эксцентрик на передней стойке).
Время, когда выполняют данный вид работ, определяется ещё и следующим:
- если покрышки автомобиля изнашиваются неравномерно, будь это изнаночная или наружная сторона;
- после наезда, столкновения и любого ДТП;
- если машину водит, управляемость не на высоте;
- руль крутится чересчур туго, хотя никаких причин для этого в рулевой нет.
Услуги, после которых необходимо делать сход‐развал колес:
- По завершении ремонта подвески машины. (обязательно)
- Во время первого ТО, планового ТО. (необязательно)
- После обкатки только приобретенного авто. (необязательно)
- После сезонной «переобувки» колес. (необязательно)
- По достижении пробега в 15-20 тыс. км. (необязательно)
- Через 3-5 тыс. км. после замены пружин. (необязательно)
- После грубого наезда на препятствие, попадания в яму (особенно если ходовая часть пробита или случилась деформация дисков). (обязательно)
Профессиональное стендовое оборудование даёт возможность точно проверить и отрегулировать развал схождение. Сделать это «на глаз», как утверждают некоторые «эксперты» невозможно, ведь даже 0,5° разницы могут отрицательно сказаться на ездовых характеристиках.
Если автомобиль не подвергался ремонту подвески или не попадал в аварию, то регулировка рассматриваемых параметров ему не требуется.
Что такое автокредит
Понятие автокредит практически не отличается от обычного кредита. Это деньги, которые может предоставить банк для покупки поддержанного либо нового автомобиля. Для того чтобы иметь гарантии выплаты суммы вовремя в залог берется машина, что предполагает невозможность перепродать ее. Не стоит рассчитывать на работу банка без получения для себя выгоды. Обычно платой выступают проценты и комиссии, которые и составляют прибыль для кредитной организации поэтому, если в рекламе говорится о рассрочке без лишних трат не стоит надеяться, что вас это обойдет стороной.
При получении кредита банк будет брать небольшой процент за свою работу поэтому, чтобы не получить штраф требуется вовремя вносить платеж.
Какой стенд развал-схождения выбрать?
Хочется отметить, что не важно какой стенд вы в итоге выберете, компьютерный или оптический (лазерный). Главное это какой мастер «развальщик» будет делать
Хороший и опытный мастер сделает одинаково отлично на любом стенде, если он настоящий профессионал т.е. относится с душой и любовью к своей профессии и своему оборудованию. Стенд у такого мастера всегда точно откалиброван и ему можно смело доверить свою машину. Главное отличие оптического от компьютерного стенда – это точность измерения. Плюс оптического стенда – это то, что он проще устроен и как следствие более надежен в эксплуатации. Минус, оптический стенд может одновременно диагностировать только одну из осей, переднюю или заднюю. Если делаем переднюю ось, то мы будем упускать важный параметр, погрешность угла заднего моста. Повёрнутость заднего моста непосредственно влияет на угол движения, устойчивость и управляемость автомобиля. Поэтому проходя регулировку на оптике надо учитывать вероятность, что руль будет иметь незначительный наклон при движении автомобиля по прямой. Компьютерный стенд более точен в измерениях и лишен недостатка одной оси и может диагностировать одновременно два моста. Т.к. регулировка идет по двум осям одновременно, учитывается их расположение относительно оси симметрии автомобиля и если автомобиль был в аварии, и геометрия кузова нарушена, то опытный специалист сразу это определит
Стоит обратить внимание, что все это касается только современных компьютерных стендов с замкнутым контуром измерения. У старых стендов контур незамкнут, а также устаревшее программное обеспечение
Поэтому сразу обращайте внимание какое оборудование имеется на станции техобслуживания. Современный компьютерный стенд развал-схождение позволяет получить в распечатанном виде результаты регулировки. Такой отчет будет содержать те или иные параметры и определения. Давайте поясним некоторые основные параметры.
Когда нужно проводить регулировку схождения и развала
На выполнение этой процедуры изготовитель дает рекомендации, в них указано, после какой величины пробега нужно это делать. Для отечественных машин он нужен в пределах 10-20 т. км, для иномарок 25-30 т. км
Важно помнить, что даже если авто не было в ДТП и на нем не выполняются замены элементов ходовой со временем установка углов нарушается. В ходе эксплуатации из-за просадки сайленблоков, пружин амортизатора и прочих элементов подвески, параметры нужно менять
Появление микроскопического люфта в соединениях ведет к замене этих показателей. В связи с этим опытные автомобилисты придерживаются «золотого правила» не реже раза в год проверяют правильность установки углов.
Внеочередную регулировку углов установки (схождения, развала) надо делать в следующих случаях:
- при замене стоек амортизатора, стабилизатора, шаровых опор, подшипников пружины, рулевых тяг, рейки, редуктора и многих других деталей ходовой;
- ускоренный износ шин;
- погнут диск в результате удара колеса о препятствие, требует замены или реставрации;
- самопроизвольный увод машины в сторону;
- изменение параметра дорожного просвета за счет укорачивания или удлиннения пружины;
- замене шин на шины другого размера;
- по окончании поворота руль не возвращается в первоначальное положение;
- при сезонной замене резины;
При этом, при замене многих деталей, если есть уверенность, что не сбиты настройки, опытному водителю регулировку можно проводить по желанию, для подстраховки. Т.к. по поведению автомобиля опытный водитель быстро определит целесообразность такой регулировки.
Что дает процедура развала и схода колес
Для чего необходимо вовремя сделать процедуры развала и схода колес? Они дают следующий эффект:
- повышают отзывчивость рулевого управления в целом;
- после проведения увеличивается срок эксплуатации автомобильной резины;
- машина лучше входит и выходит из поворотов и вообще ведет себя на дороге более стабильно;
- можно рассчитывать на некоторую экономию в расходе горючего.
Для выполнения таких работ используется специальный стенд. А на сегодняшний день существуют 3d компьютерные программы, которые замеряют показатели еще быстрее и качественнее. Такое оборудование присутствует уже во многих точках шиномонтажа. Проводить его нужно спустя 15–20 тысяч километров пробега для отечественных марок авто. Для иностранных этот показатель можно увеличить до 30–35 тысяч. Это как бы плановая или профилактическая проверка.
Однако в случае появления различных симптомов, рекомендую не полениться и загнать машину на станцию для диагностики. Надо ли делать это — решать придется каждому самостоятельно
Но однозначно следует обращать внимание на такие симптомы, как:
- увеличенный износ покрышек, особенно с одной из сторон (первый и самый частый признак);
- попадание в глубокую дорожную яму, сопровождающее сильным ударом по ходовой части;
- после замены стоек, шаровых опор, рычагов;
- появление проблем с рулевым управлением, а также «ведение» машины на дороге в какую-либо сторону;
- изменение такого показателя, как «дорожный просвет», например за счет проставок.
На плохих дорогах выставляйте схождение-развал чаще
Таким образом, можно сделать следующий важный вывод: если там, где живете вы, преобладают плохие дороги, проверяйте схождение/развал два раза в год. Стандартная схема, про которую нередко можно было услышать в гаражах, о выставлении колес гласит: делай это после «переобувки» машины на летнюю резину и наоборот.
Прибавьте к этому возможное попадание на скорости в большую яму. Такое случается нечасто, возможно, раз в год, а то и реже (все зависит от скоростей, на которых вы передвигаетесь), но как только это произошло, не поленитесь проследовать в автосервис для диагностики подвески, проверки шин на наличие грыжи (она может быть с обратной стороны борта покрышки) и проверки ухода схождения и развала.
Но! Даже если у вас в регионе с дорогами все окей, также не стоит пренебрегать золотым правилом проверки выставления подвески дважды в год. Все дело в том, что весной на всех дорогах страны появляются ямы. Где-то больше, где-то меньше, но они есть, а значит, катаясь по трясучим дорогам, вы так или иначе расшатываете подвеску. К лету ямы залатают, а вот о вашей машине никто не позаботится, кроме вас.
Отсюда проистекает второй важнейший нюанс:
В чем разница двух понятий
Балансировка – это технический процесс, в рамках которого уменьшается дисбаланс между элементами подвески (ступицами, дисками и т.д.). Процедура важна, так как снижает вероятность появления вибрации. Когда в автосервисе механики пытаются сбалансировать подвеску, то они стремятся распределить массу всех ее составных элементов относительно оси их вращения.
Известное в народе понятие «развал-схождение» – это просто углы установки колес автомобиля. Для полного понимания термин стоит разбить на 2 подтермина.
Что такое балансировка колес
Развал представляет собой угол наклона элемента подвески относительно дороги, для его определения нужно просто посмотреть на машину, стоя перед капотом. Если внешние стороны шин водителю кажутся направленными внутрь («перевернутой трапецией»), то развал отрицательный. А если они направлены наружу (похожи на «домик»), то он положителен.
Расхождение – угол между осью вращения колес и направлением движения автомобиля. Если водитель смотрит сверху на машину и видит шины, как бы стремящиеся своими плоскостями пересечься и дотянуться до фар, то расхождение положительное. Если же они стремятся в противоположную сторону (к багажнику) осуществить то же самое, то оно отрицательное.
Таким образом, балансировка колес и сход-развал – это не одно и то же. 1-й термин относится к равномерному распределению массы элемента подвески относительно его центра, а 2-й просто констатирует углы его установки.
Когда нужно проводить регулировку схождения и развала?
Регулировка РС может быть плановой и внеплановой. В плановом варианте ее регулярность зависит от рекомендаций производителя транспортного средства. Отечественные автомобили нуждаются в процедуре каждые 10-15 тыс.км пробега. Зарубежные транспортные средства следует показывать мастерам СТО через 30 тыс.км пробега. Отвечая на вопрос, как часто делать развал-схождение, специалисты советуют обращаться в сервис не реже, чем раз в год. Лучшее время – весна, при замене зимней резины.
Внеплановые процедуры по регулировке могут понадобиться в таких случаях:
- ускоренный износ покрышек или замена резины;
- самопроизвольное отклонение автомобиля в сторону во время движения по трассе;
- боковой удар колеса о препятствие, из-за чего наблюдается вмятина на диске;
- замена деталей ходовой части (амортизаторов, рычагов подвески, сайлентблоков и иных элементов);
- изменение параметров дорожного просвета (укорачивание или удлинение пружин);
- после длительной езды по дорогам без качественного покрытия;
- агрессивный стиль вождения.
Статья в тему: Оценка реального расхода топлива на Honda Fit (Jazz)
Результат регулировки развала-схождения:
- повышение устойчивости автомобиля;
- улучшение управляемости;
- минимальный риск заносов;
- экономия топлива;
- снижение износа покрышек.
Как часто надо делать сход-развал
Итак, регулировке подвергаются три основных параметра подвески, о них и следует рассказать в теоретической части статьи.
Развал – это угол наклона колес по отношению к поверхности дороги. Он может быть отрицательным – если верхняя часть колеса имеет наклон к центру автомобиля, и положительным – если верхняя часть колеса, соответственно, наклонена от центра машины. И каждого из положений есть свои положительные стороны и недостатки. Например, если угол развала отрицательный, то увеличивается пятно контакта колеса с дорогой, улучшается сцепление с дорогой, но при этом резина быстрее изнашивается.
Второе важное понятие, это кастер – угол продольного наклона оси поворота колеса, или, проще говоря, горизонтальное положение колес в арках. Это положение влияет на управляемость: немного увеличенный кастер делает рулевое управление более острым, но в случае излишне увеличенного кастера руль становится тяжелым
Третье понятие, которое следует знать, – это схождение. Суммарным схождением называют сумму всех углов между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр левого и правого колес. Схождение может быть положительным (для передних колес) – в таком случае автомобиль становится более стабильным на высоких скоростях, но при этом возрастает недостаточная поворачиваемость. Отрицательно схождение передних колес делает рулевое управление более точным, но при этом увеличивается износ резины и все неровности дороги отзываются на руле – появляется так называемое «биение».
Как проводят саму процедуру? В разных мастерских ее проводят по-разному. Некоторые мастера подходят к делу ответственнее: прежде чем отрегулировать сход-развал, специалист сначала проверяет давление в колесах, обычно используя для этого переносной компрессор. Далее на все колеса устанавливаются датчики, а при помощи специальной распорки зажимается ножной тормоз. Особенно квалифицированные мастера также осматривают подвеску на наличие видимых неисправностей – однако такие специалисты встречаются крайне редко. Автомобиль «загоняют на яму» и «прожимают». Данные с датчиков передаются в компьютер, после чего результаты заносятся в таблицу, при этом первая строка – это показатели автомобиля с грузом в багажнике, следующая строка – без него. Все потому, что даже небольшой дополнительный вес способен повлиять на результаты замера. При этом большинство рабочих сервисных мастерских обычно опускают этот момент и проводят замеры с нагруженным автомобилем.
Две самые частные причины, по которым автомобилисты приезжают делать сход-развал — это плохая управляемость или увод автомобиля в сторону, а или же повышенный износ покрышек.
Однако проверить и отрегулировать сход-развал следует и на новом автомобиле. Завод-изготовитель выставляет средние параметры с расчетом на то, что дилер пред продажей подготовит автомобиль и сделает необходимую доводку. Но, как показывает практика, продавцы в большинстве своем этот момент опускают.
Производители же рекомендуют осуществлять эту процедуру каждые 15-20 тысяч километров, то есть приблизительно пару раз в год. Чтобы не тратить деньги попусту, следует регулировать сход-развал после сезонной смены покрышек.
Есть и другие ситуации, при которых следует отрегулировать сход-развал. Во-первых, после некоторых ремонтных работ: замены наконечников, шаровых опор, рулевых тяг, рулевого редуктора или рейки, маятникового рычага, стоек, пружин и сайлент-блоков. Во-вторых, при определенном поведении автомобиля – например, если машинууводит в сторону, а руль стоит криво, или если автомобиль начинает «плавать» в колее, а также если запаздывает в управлении. В-третьих, сход-развал нужно сделать после изменения высоты посадки автомобиля (обычно это делается при помощи специальных подставок или утолщенных резинок, которые устанавливаются под пружины подвески). И наконец, четвертое – сход-развал следует сделать, если руль перестал «возвращаться» при выходе из поворота, или если у автомобиля разный радиус поворота влево и вправо.
Итак, сход-развал нужно делать при плохой управляемости автомобиля, повышенном износе резины, после некоторых ремонтных работ, связанных с подвеской, а также после каждой перебортовки колес или установке новой резины. При этом мастеру следует предварительно осмотреть подвеску автомобиля, поинтересоваться у водителя о грузах в багажнике и, если они тяжелые, вынуть их на время регулировки. Также специалист должен проверить давление воздуха в колесах, диагностировать свободный ход рулевого колеса и осмотреть диски колес на предмет деформации. Невыполнение какой-либо из перечисленных процедур может повлиять на показатели датчиков.
Регулировка развала и схождения без визита в автосервис
Подготовка
Приготовьте следующие предметы:
- телескопическую линейку для проверки сход-развала;
- мел;
- шнур с отвесом;
- стандартный набор ключей автомобилиста.
Линейка для измерения схождения. Когда-то ей комплектовался каждый автомобиль
Работы следует выполнять на площадке без неровностей. Желательно, чтобы на ней располагался подъёмник, но подойдёт и яма.
Сначала надо определить, насколько точен имеющийся показатель развал-схождения. Для этого ставим машину на ровную площадку, поворачиваем руль в одну сторону, пока он не упрётся в преграду, и делаем метку мелом на его середине. Затем вращаем рулевое колесо в обратную сторону (тоже максимально), считая количество понадобившихся для этого оборотов и окружностей. Результат делим на 2 и поворачиваем руль обратно на полученное число оборотов. Если в результате руль установлен в привычное вам положение, всё в порядке. Если нет — придётся заняться настройкой рейки.
Регулирование рулевой рейки своими руками
- Снимите руль, отвинтив гайку.
- Зафиксируйте управляющий элемент в определённом ранее оптимальном положении.
- Найдите гайки на наконечниках рулевых тяг и ослабьте их. Немного выкрутите одну из них, подсчитав количество нужных для этого оборотов. Затем закрутите вторую гайку на такое же количество оборотов.
Всё, автомобиль готов к настройке развал-схождения.
Схождение (со схемой)
- Авто должно стоять на ровной площадке. Колёса направлены вперёд. Лучше всего выполнять работу в яме.
- Нанесите на внутреннюю часть левого и правого колеса по метке — они должны располагаться рядом с дисками.
- Создайте в линейке предварительное натяжение. Поставьте её между колёсами так, чтобы измерительный прибор упирался в метки, но не касался других деталей автомобиля.
- Встряхните линейку. Совместите указатель с делением «0» (ноль).
- Оставив линейку на колёсах, немного прокатите автомобиль вперёд. Измерительный прибор должен повернуться вместе с колёсами без соприкосновения с элементами кузова и подвески.
- Посмотрите на линейку. Изменились ли показания? Если нет или изменились незначительно (до 1 деления), то со схождением всё в порядке. Если разница больше — нужна регулировка.
- Ослабьте контргайки на рулевых тягах. Поверните муфту, чтобы изменить длину тяги.
- Затяните контргайку и снова измерьте показания. Повторяйте, пока не получите нужный результат (т.е. от нуля до ± 1).
Вращаем контргайку для установки оптимального схождения
Развал: советы по самостоятельному проведению
Этот процесс труднее, чем регулировка схождения.
- Поднимите автомобиль, чтобы его колёса не касались земли.
- Установите колёса в положение для езды по прямой.
- Мелом сделайте пометки в максимально верхней и самой нижней частях обода колеса.
- Разместите на крыле шнур с грузом — таким образом, чтобы он и ваши пометки располагались в одной плоскости. Измерьте расстояние от шнура до каждой метки (мерить надо расстояние от шнура до диска, т.е. ориентируйтесь по нижней части метки). Запишите результат.
- Немного прокатите машину вперёд, чтобы колёса провернулись на 90 градусов. Сделайте новые метки в верхней и нижней частях, повторите процедуру с грузом и линейкой. Опять запишите результат.
Так надо мерить расстояние от колеса до шнура с отвесом
Разница в расстояниях между шнуром каждой из меток должна составлять ± 1 мм для машин с передним приводом и ± 3 мм в авто с задними ведущими колёсами. Если это так — с развалом всё в порядке. Если нет — выполните следующие действия.
- Домкратом приподнимите авто. Снимите колесо. Открутите 2 болта, которые присоединяют кронштейн амортизаторной стойки к поворотному кулаку.
- На поворотном кулаке расположен специальный болт. При его повороте деталь будет двигаться внутрь или наружу. Ваша задача на этом этапе — разместить кулак таким образом, чтобы колёса заняли правильное положение.
- Подтяните болты и поставьте колесо на место. Прокатите автомобиль вперёд на пару метров. Опять подвесьте шнур и измерьте расстояние от него до меток. Если расстояние нормализовалось, вы справились с регулировкой развала. Если нет — снимите колесо и повторяйте действия с поворотным кулаком до победного.
Периодичность необходимости балансировки колес
Балансировку необходимо обязательно делать, если произошла одна или несколько ситуаций описанных выше и способных стать причиной для создания дисбаланса колеса.
Помимо этого, балансировку необходимо делать в таких случаях:
- Пробег автомобиля после последней проверки составляет 10-15 тысяч километров. Цифра, когда делать балансировку, индивидуальна и отдельно указывается автопроизводителем для каждой выпускаемой модели. Обычно необходимость проведения балансировки по причине смены сезона нивелирует балансировку из-за пробега, так как мало автовладельцев достигают 10-15 тысяч километров за полугодие. Агрессивный стиль езды сокращает интервал проведения балансировки до 7-8 тысяч километров пробега, не зависимо от рекомендаций автогигантов. Более точно определить, как часто делать балансировку, возможно только комплексно анализируя все факторы.
- Дальняя поездка. До и желательно после поездки на расстояние более 2000 километров необходимо произвести балансировку колес, что бы разрушающая вибрация не появилась во время преодоления расстояния.
- Возникновение вибраций на руле, педали тормоза, кузове автомобиля. Не зависимо от предшествующих факторов и километраже пробега, в случае возникновения перечисленных симптомов, необходимо в кратчайшие сроки посетить шиномонтаж.