Самый большой самосвал россии: появилось видео испытаний тонар-7501

Первый круг не комом

В принципе, иностранные многотонные специализированные «карьерники» и «технологи» конструктивно сильно отличаются от классических грузовиков и силовыми схемами, и органами управления, но ТОНАР-750100 шириной около 3,5 м, длиной почти 12 м, высотой под 6 м и полной массой под 87 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Водителю в комнате кабины вполне комфортно. Но на дорогах общего пользования это будет слон в аптечной лавке. Внутри никакой экзотики причудливых органов управления, но нет и зверских усилий на педалях и рулевом колесе: доработанный по сравнению с прошлым годом педальный узел и мощное гидростатическое рулевое управление позволяют не думать о перемещении в пространстве такого гиганта. Единственное, что нужно отметить – узкий коридор разворота: крути баранку быстрее и не стесняйся! Четыре оборота руля от упора до упора и выполняешь разворот за один приём на пятачке шириной примерно в два таких самосвала.

Разворачиваемся, встаём на курс и попробуем разогнаться. По правую руку обычный селектор АКП марки Allison со светящимся окошком индикации и усик ретардера, кран стояночного тормоза переехал под правую руку водителя рядом с сиденьем, раньше он был на центральной консоли. Заранее нужно подготовить передачу и сразу стартовать «в пол». Взвизгнула турбина, и через сотню-другую метров на спидометре честный полтинник, ещё через пару минут скорость выросла до 60 км/ч, большего достичь не удалось – закончился наш импровизированный «полигон». Если осадить самосвал ретардером, то машина замедляется мгновенно. Нужно только чуть скорректировать рабочими тормозами окончательное место остановки.

Разгон порожней машины более чем уверенный, но ходовая часть, заточенная под 87 т полной массы вполне предсказуемо козлит. На скорости отмечается привычное отсутствие для крупнотоннажной техники обратной связи на рулевом колесе.

Вибрация не то чтобы сильная, но правая нога скачет на электронной педали акселератора, сбивая с толку контроллер. Чтобы к этому приспособиться, надо уловить частоту этих колебаний и подстроить под неё ногу. Вспоминается парковый аттракцион «родео», где предлагается удержаться на крупе быка, который норовит всё время скинуть своего потенциального наездника. Бесполезно, приложив все силы, вцепляться ему в холку или обнимать шею. Надо поймать такт колебаний этой скотины и скакать вместе с ним, только так можно удержаться какое-то время. Здесь полная аналогия! Впрочем, водители карьерных машин тоже незаурядные «чайники». К слову сказать, заводские испытатели самосвалов ТОНАР под стать испытуемым машинам – двухметровые богатыри…

Как и прежде, у гиганта 750100 по правую руку обычный селектор АКП Allison, кран стояночного тормоза, чуть выше «усик» управления ретардером, АКП изготовлена в Венгрии, в городе Сентготтхард

На песчаных и зыбких грунтах не хватает сцепного веса: при выполнении очередного разворота машина забуксовала. Выехать на твёрдый грунт помогли лишь блокировки. Возможно, уже при частичной загрузке машины это явление пропадает. Вспоминаем азбуку: автомобиль с грузом из-за повышения координат точки центра тяжести менее устойчив, особенно в повороте, но вместе с тем увеличение коэффициента сцепной массы значительно компенсирует этот факт…

Немного о чувстве габарита. За ветровым стеклом – двухметровый капот, увенчанный фигуркой медведя с поднятой лапой. Он (капот) и требует постоянного контроля, но в этом успешно помогают такие габаритные усы на крыльях, знакомые не одному поколению водителей КрАЗов. Задний свес короткий, поэтому в повороте корма легко контролируется. Не вызвало сложностей и движение задним ходом, к тому же теперь вовремя заметить препятствие поможет камера заднего вида, монитор которой примостился возле правой оконной стойки.

Кабина

Первое, что бросается в глаза — аккуратность исполнения и добротные материалы. Засилье «разноформатных» клавиш и тумблеров, взятых от серийных «легковушек» и грузовиков, хоть и вносит легкий хаос, но все же помогает быстро определить и запомнить, за что отвечает та или иная кнопка, ведь у этого грузовика водитель должен контролировать больше параметров, чем обычно.

Сиденья Grammer с пневмоподвеской и электроподогревом — такие же, как на предыдущих грузовиках «Тонар». Рядом с подушками установлены блоки управления автономными отопителями. Говорят, что даже в 60-градусные морозы в салоне будет поддерживаться температура в +26°С

Все остальное устроено примерно как и на любом магистральном тягаче и полноприводном самосвале — есть краны управления тормозами, боковым свалом, управление раздаточной коробкой и коробкой отбора мощности, а также тумблеры управления дополнительной подсветкой, жалюзи радиатора, ну и соответствующие приборы для контроля за давлением в гидросистеме и пневмомагистрали.

Рычаги слева от кресла водителя — это краны управления стояночной тормозной системой и механизмом свала кузова. Рядом с рулевой колонкой расположен блок предпускового подогревателя. Крупный рычаг по центру передней панели — это «парашют»: тормозной кран, действующий только на прицеп. Под ним расположена кнопка активации ретардера

Эх, сюда бы еще камеры кругового обзора поставить, но при забортной температуре в -50°С и ниже электроника плохо работает, да и практика использования камер на карьерных самосвалах показала, что их быстро забрасывает грязью и наледью. Да и сдавать назад на такой «гусенице» в одиночку нереально. Кстати, заводчане денно и нощно присматривают за своим автопоездом на расстоянии — хоть и без камер, но в режиме онлайн: к CAN-шине грузовика подключена диагностическая система, которая по спутнику передает все важнейшие данные о работе узлов и агрегатов.

На грузовиках «Тонар» используется централизованная система смазки Lincoln Quicklub, обеспечивающая подачу масла в 24 точки — это шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин. Смазка доставляется к точкам регулярно и заранее определенными порциями в соответствии с заданным циклом (время, паузы, время работы). Контроль над циклом осуществляется с помощью электронной платы, встраиваемой в центральный смазочный насос. Эта система снижает расход смазочных материалов вследствие точной дозации, снижает трудозатраты и расходы на техобслуживание, а также убытки от простоя техники

Основные изменения по кабине коснулись улучшения обзорности, герметизации и теплошумоизоляции, поэтому на тягаче установлены стеклопакеты, защищающие и от морозов, и от шума. Вместе с московской компанией «Анти-Шум» заводчанам удалось довести уровень шума внутри кабины до 70 дБ при езде в переходных режимах работы двигателя, что считается хорошим показателем. А уж предпусковой подогреватель и два автономных отопителя точно не дадут замерзнуть внутри. Для жаркого лета предусмотрен кондиционер, правда, он расположен в верхней части кабины и по конструкции схож с устройствами, что ставятся на сельхозтехнику — заводчанам пока не удалось подыскать оптимальный по всем параметрам вариант, где отопитель и система кондиционирования были бы смонтированы в едином блоке.

Небольшой металлический выступ справа возле пассажирской двери — это воздухозаборник салонного фильтра. Система фильтрации поступающего в ДВС воздуха состоит из одного стандартного воздушного фильтра в коробе и десяти дополнительных прямоточных циклонных фильтров

Комплектации

Новую модель можно оборудовать несколькими кузовами на твой выбор. Каждый из них стальной и оснащен подъемным гидроцилиндром, а также имеет обогрев за счет выхлопных газов. Сталь содержит в себе только высокопрочные сорта.

С помощью первого кузова удобно перевозить сыпучие грузы, так как он имеет откидной борт сзади и ось вращения сверху.

Его объем – сорок восемь кубических метров. С помощью второго варианта удобно транспортировать скальные породы – заднего борта нет, поэтому на платформе может поместиться двадцать семь кубометров.

«Сердце» самосвала представлено рядным шестицилиндровым дизелем, объем работы которого – пятнадцать литров. Cummins QSX-15 имеет систему впрыска топлива, агрегатный надув и закрытую систему жидкостного охлаждения.

Также стоит отметить двигатель, установленный вскладчину. Он имеет семидиапазонную коробку передач автомат. В нее встроен тормоз-замедлитель и ведущие колеса каждого из задних мостов.

Базовая комплектация самого большого самосвала в России состоит из:

  • кондиционера;
  • устройство, обеспечивающее прогрев салона;
  • кресла для водителя;
  • пневмоподвески;
  • магнитолы;
  • зеркал заднего вида;
  • галогеновой оптики.

Для изготовления рамного шасси использовалась сталь высокопрочных сортов. На нем сосредоточен каждый основной узел. Для передней оси используется сочетание зависимой рессоры и пневмобаллонов. Сзади самосвал оснащен балансирной конструкцией, которая держится на сильных элементах из резины.

Немного истории

Впервые уникальная модель была представлена 18 мая прошлого года. Возможно, ты слышал, что именно колесная формула шесть на четыре, заинтересовала многих потенциальных клиентов. Такой проект для завода был новым – от предшествующей модели грузовик получил только кабину.

Работы по испытанию начались в июле – с завода на карьер в Кемерово был отправлен внедорожник-гигант весом до шестидесяти тонн. По плану ТОНАР-7501 должен был отработать два смены по одиннадцать часов. Целью стала транспортировка угля на расстояние до 380 км. Задачу нужно было выполнять ежедневно. По известным результатам можно судить, что самосвал прекрасно выполнил намеченную задачу.

Рекордный для России. Представлен внедорожный самосвал ТОНАР 7501

*На правах рекламы

Уже несколько лет подряд приоритетным направлением для является разработка и производство техники высокого качества, в частности, внедорожных самосвалов ТОНАР. Первая модель была выпущена в 2013 году. В 2021 завод представил полностью модернизированную версию автомобиля, а всего через год — новую уникальную для России разработку — 60-тонный гигант. Именно эта машина была продемонстрирована на выставке в Новокузнецке.


Источник фото: tonar.infoВнедорожный самосвал ТОНАР-7501 грузоподъемностью 60 тонн

ТОНАР-7501 с колесной формулой 6х4 имеет двухместную капотную алюминиевую кабину на пневмоподвеске собственного производства. Силовая установка — 15-литровый Cummins QSX-15 (6 цилиндров) мощностью 540 л.с. Автоматическая 7-ступенчатая коробка передач с ретардером обеспечивают крутящий момент 2 344 Н*м. Кузов объемом до 48 куб.м. оснащен усовершенствованной системой подогрева выхлопными газами.

Существенно увеличить грузоподъемность модели удалось за счет усиления рамы, подвески и применения ведущих мостов HANDE, которые способны выдержать нагрузку в 35 тонн. На самосвал устанавливаются бескамерные пневматические шины китайского производства 16,00R25. Передняя ось рассчитана на нагрузку в 17,5 тонн.


Источник фото: tonar.infoВедущие мосты HANDE способны выдержать нагрузку в 35 тонн

Особого внимания заслуживает подвеска, применяемая на всех внедорожных самосвалах ТОНАР. Передняя в стандартном исполнении — пневморессорная, задняя (особая разработка) — необслуживаемая балансирная на резиновых упругих элементах. Такая подвеска способна надежно работать в условиях особо больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Допустимая нагрузка на каждую ось составляет 35 т, при этом основные детали имеют трехкратный запас прочности. По сравнению с часто применяемыми на тяжелой технике гидропневматическими подвесками, модель на резиновых упругих элементах конструктивно проще, практически не требует обслуживания и обеспечивает работоспособность при температурах от -60°С до +50°С.


Источник фото: tonar.infoРесурсные испытания новый самосвал будет проходить на одном из угольных разрезов Кузбасса

Не вызывает сомнений тот факт, что такого рода техника должна отличаться не только высокой производительностью, но и обладать отличной управляемостью и комфортными условиями работы. При разработке внедорожного самосвала ТОНАР-7501 учитывались экстремальные погодные условия и режим эксплуатации, поэтому конструкторы постарались сделать условия работы водителя максимально комфортными. Хорошо продумана эргономика органов управления, кабина оборудована кондиционером и отопителем (возможна эксплуатация при температурах от -60°С до +50°С). Двухместная двухдверная кабина на пневмоподвеске, выполненная из алюминия, теперь полностью изготавливается на заводе. Дополнительный комфорт водителя обеспечивает пневматическая подвеска кресла.

Сразу после выставки самосвал ТОНАР отправился в Кемеровскую область, где будет проходить ресурсные испытания на одном из угольных разрезов Кузбасса

Самый большой самосвал России: появилось видео испытаний ТОНАР-7501

Как писали классики про капитализм: «Капитализм запряг жажду наживы человека как буйвола и везёт на ней общество» (цитата по памяти). Может быть тем и силён капитализм — тем, что он опирается на естественный эгоизм и жажду личного благополучия. В противовес коммунистическим идеям, где нужно неестественно жертвовать личным во благо общего из-за каких-то теорий.

А вот если бы не отбрасывать жажду личного благополучия и поставить её на службу общества, но на ином уровне, чем капитализм?

Приведу пример:

На самом деле людям нужны не столько деньги (если вывести за скобки вопросы утоления базовых потребностей голода и крова), сколько счастье. И текущая идеология потребительства вещает, что счастье можно получить через потребление элитных товаров. Статус, культ гордыни и тщеславия. Но это симулякр. Обман. Потребление даёт лишь иллюзию счастья.

А вот если провести достаточную работу по образованию и на практике объяснять следующему поколению, что созидательное творчество даёт больше обратной связи, больше энергии и радости.

Т.е. никакой идеологии и веры — просто на личном опыте убедиться, что покупка новой игрушки (айфона) и игры в неё целый день в одиночестве — это один уровень «счастья» и удовлетворённости, а вот создание в коллективе ракеты и её запуск — это совсем другой уровень удовлетворенности

И вопрос внутренней созидательной-энергии-любви, уровень позитива и радости — это личная ответсвтенность и важно этот ЛИЧНЫЙ уровень поддерживать на высоком уровне, чтобы было «настроение» и желание жить и исследовать новое. Творить большие дела, жить масштабно и чем выше этот масштаб — тем больше «энергии» в виде обратной связи

Построив личный замок — потешишь своё самолюбие, а построив мощную АЭС и снабдив энергией «город-сад» для сотен тысяч людей — совсем другой уровень ЛИЧНОЙ удовлетворённости. Т. е. творить для людей, ощущать их благодарность — в этом есть ЛИЧНАЯ выгода.

И эта выгода потребляется здесь и сейчас в виде энергии-счастья-радости жизни.

Т.е. по факту «новая идея» — это просто дать методологию счастья, объяснив и показав на примерах, что деньги не дают этого. Они дают лишь иллюзию.

На более глубоких уровнях этой «новой идеи» — объяснение влияния созидательной энергии-любви на семью (сравнение творческого мужа с «горящими глазами» и выжатого корпоративным рабством офисного планктора), на детей (залей баблом — и вырастет «золотая молодёжь», которая в конечном счёте спивается и с наркоманивается от отсутствия смысла своего бытия, а точнее отсутствия энергии-жизни), влияние на духовное развитие человека, когда он расширяется, становится масштабнее, «светится-дарит» на всех спектрах бытия — становится подобен солнцу. И становиться таким солнцем опять же ВЫГОДНО, т.к. ты всё время на потоке — ты полон и «на драйве». И люди к тебе тянутся, т.к. им тоже нужна энергия. Они купаются в твоём свете.

Таким образом, используя естественное желание улучшения личного благосостояния (именно благостного состояния) — мы приходим к повышению качества каждого человека и общества в целом. КПД людей (максимальная отдача на творческой и созидательной любимой работе — а зачем работать на иной? Там я не получу энергии радости!) возрастёт, как и эффективность экономики. Как и общий уровень цивилизации. Новый уровень. Разумный.

История создания и назначение

Освоение «Тонаром» производства такого «монстра» связано не только с желанием закрепиться в новом сегменте, но и с потребностями конкретного клиента — алмазодобывающей , которой требуется перевозка до 130 тонн сыпучих грузов за один рейс. В конце октября прошлого года состоялся запуск Верхне-Мунского месторождения алмазов в Якутии, где запасы руды оцениваются в 65 млн тонн — этого хватит более чем на 20 лет работы.


Тягач работает в сцепке с двумя самосвальными прицепами длиной 9400 мм и объемом 38 м³, которые сочленены через промежуточную тележку с седлом. Опционально внутренняя поверхность кузова покрывается специальным материалом из сверхмолекулярного полиэтилена Okulen, который выдерживает экстремальные условия эксплуатации и исключает прилипание и присыхание сыпучего груза. Кроме того, он служит дополнительной защитой металла от повреждений и коррозии. К тому же меньший и более стабильный коэффициент трения у этого материала ускоряет разгрузку — свал начинается раньше

Но вот проблема: перерабатывающие фабрики вместе с городом находятся на удалении в 170 км от трубки «Удачная». Переносить или дублировать всю инфраструктуру — колоссальные затраты. Перевозка стандартной грузовой техникой — тоже дорогое удовольствие из-за низкой по меркам «майнинга» грузоподъемности. Именно поэтому и понадобились огромные автопоезда, у которых производительность в 1,5–2 раза выше, а себестоимость перевозок ниже на 20–35%, и которые способны работать в суровых климатических и дорожных условиях Якутии.

У каждого кузова два откидных борта с нижней и верхней осью вращения, которые открываются в левую сторону. Нижний борт при открывании прикрывает колеса от сбрасываемой руды, уберегая их от возможного прокола. Угол подъема кузова составляет 44°. Для предотвращения самопроизвольного открывания борта гидроцилиндры итальянской компании Penta оборудованы специальными клапанами, служащими гидрозамками

В передней и задней части каждого кузова установлены два поверхностных вибратора Italvibras MVCC 3/1500 с вынуждающей силой в 14,9 кН каждый для предотвращения замерзания и лучшего ссыпания груза

Обзор конкурентов прицепа Тонар

Среди двухосных оппонентов прицепа Тонар для легкового автомобиля наиболее ярко выраженными являются изделия следующих компаний производителей:

Московский завод специализированных автомобилей:

  1. Модель МЗСА 817730.012:
    • Тип подвески – рессорная, зависимая.
    • Полная масса – 0,75 т
    • Полезная нагрузка – 0,47т.
    • Внутренние размеры – 2,453х1,231х0,29 м.
    • Габаритные – 3,780×1,712×0,848 м.
    • Клиренс – 0,234 м.
    • Тормозов нет.

  2. Модель МЗСА 817731.012:
    • Тип подвески – рессорная, зависимая.
    • Полная масса – 0,75 т
    • Полезная нагрузка – 0,424 т.
    • Кузовные размеры – 3,119×1,511×0,290 м.
    • Габаритные размеры – 4,464×1,992×0,848 м.
    • Дорожный просвет – 0,234 м.
    • Тормоза отсутствуют.

  3. Модель МЗСА 817735.012:
    • Тип подвески – рессорная, зависимая.
    • Полная масса – 0,75 т
    • Полезная нагрузка – 0,329т.
    • Размеры кузова –4,597×1,511×0,290м.
    • Габариты – 5,990×1,992×0,908 м.
    • Клиренс – 0,234м.
    • Тормозной системы нет.

ООО «КМЗ»:

  1. Модель КМЗ «Бизнес» (7194 F5):
    • Тип подвески – рессорная, зависимая.
    • Грузоподъемность – 0,395 т.
    • Масса прицепа – 0,355 т.
    • Внутренние размеры – 3,5х1,51х0,35 м.
    • Внешние размеры – 4,89х2,05х0,9м.
    • Тормоза отсутствуют.

ООО «Трейлер»:

  1. Модель 82942K(исп. 3,5х1,5 рес):
    • Тип подвески – рессорная, зависимая.
    • Полезная нагрузка – 0,33 т.
    • Полная масса – 0,75 т.
    • Внутренние размеры – 3,420х 1,48х0,31 (с тентом – 1,44) м.
    • Габариты – 4,95х2,02х2,07 м.
    • Клиренс – 0.23 м.
    • Тормозов нет.

  2. Модель 82942K(исп. 2,5 КПП):
    • Тип подвески – резино-жгутовая, независимая.
    • Грузоподъемность – 0,45т.
    • Полная масса – 0,75 т.
    • Внутренние размеры – 2,37х1,555х0,31 (с тентом – 1,29) м.
    • Габаритные размеры – 3,9х1,685х1,84 м.
    • Дорожный просвет – 0,24 м.
    • Тормозная система отсутствует.

Секрет двуосного прицепа Тонара в том, что изготовитель, нацеленный на тяжелую строительную технику с внушительной грузоподъемностью, воплотил те же идеи в доступном массовом продукте. Обладая вместительностью меньшей, чем другие прицепы, Тонар бесспорно выигрывает в полезной нагрузке. Прицеп имеет резино-жгутовую подвеску, что обеспечивает плавный ход и высокую грузоподъемность. К тому же он оснащен тормозной системой.
Легковой двухосный автоприцеп Тонар отлично справится с перевозкой крупногабаритных тяжелых грузов разных направлений и будет долго служить своему владельцу.

Комплектации и стоимость

Базовая комплектация полуприцепов включает:

  • ящики с инструментами;
  • запасное колесо;
  • рукомойник;
  • ремни для закрепления груза;
  • кран растормаживания;
  • противоподкатные башмаки;
  • ступицы с высокотемпературной смазкой.

Дополнительно могут комплектоваться:

  • съемным тентом;
  • жгутами электрооборудования;
  • креплениями энергоаккумуляторов;
  • крыльями и брызговиками;
  • ручным приводом управления пневматической подвески;
  • дисковыми тормозами;
  • корзиной для запаски и т. д.

В зависимости от модели и модификации стоимость может варьироваться от 1 500 000 до 2 000 000 рублей. Цена на прицепы Тонар 95236 может доходить до 5 000 000 рублей.

ТОНАР-4525 Специально для карьеров

Самосвал предложен в двух базовых модификациях: Тонар-4525 и Тонар-45251, отличающихся прежде всего характеристиками разгружаемого назад кузова, толщина днища и бортов которого, а также полезный объем (от 25 до 37 «кубов») зависят от характера перевозимого груза, в роли которого может выступать как легкий и малый по плотности уголь, так и твердые скальные породы.

Насколько эффективен карьерный Тонар? Эксплуатация нескольких машин в карьерах Ростова, Оренбурга, Выборга, Кемерова, Караганды и Темиртау позволила в реальных условиях сравнить эти самосвалы с самыми разными моделями других производителей. Например, в Темиртау один Тонар-4525 на вывозе шлака заменил сразу два четырехосных HOWO: при суточной перевозке 2000 т за год это позволит сэкономить 480 тыс. руб. на зарплате и 554 тыс. руб. на топливе. А во Владимирском карьероуправлении Тонар-4525 по результатам сравнительных испытаний остался работать на вывозе скальных пород вместо двух БелАЗ-4522, которые были оборудованы 15-кубовыми кузовами и обладали грузоподъемностью 30 т. Не удивительно: сделанные в ходе многодневной эксплуатации расчеты показали, что исходя из пятилетнего срока использования годовая экономия на амортизации второго БелАЗа составит 1,2 млн. руб., на амортизации первого БелАЗа (из-за разницы в цене с Тонаром) – 260 тыс. руб., на зарплате второго водителя – 540 тыс. руб., а на топливе – 415 тыс. руб. Итого суммарная экономия превысит 2,4 млн. руб. в год!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: