Самосвалы «тонар 95400» и «тонар 4525»

Конструктивные особенности

Основное место применения самосвалов — открытая разработка полезных ископаемых. От автомобиля требуется перевозка груза по пересеченной местности при условиях спусков и подъемов. Без применения особенных инженерных нововведений тут не обойтись.

Огромный силовой агрегат выпускается в гибридном исполнении. Мощный дизельный двигатель запускается при помощи генератора, выполняющего роль стартера. Генератор переменного тока обеспечивает работу электродвигателей тормозной, рулевой систем и привода колёс.

Тормозная система гидравлическая, усиленная электродвигателем для торможения во время спуска. Также гибридная система гидравлики и электродвигателя применена для системы поднимания кузова. Данные спаренные системы обеспечивают безопасность при перевозке и маневрировании.

Еще одной конструктивной особенностью данной техники является система балансировки. Из-за своих больших габаритов карьерный тягач часто заваливался на бок, перевозя камни либо монолитную породу. Устранить эту проблему помогли изменения конструкции кузова: инженеры больше не применяют форму ковша. Кузов теперь имеет острый, глубокий угол сразу за передней стенкой. Такая форма позволяет сместить большую часть груза ближе к задней оси и глубоко вниз. Низкое расположение груза уменьшает высоту центра тяжести.

Применить сеть электродвигателей для вспомогательной работы всех ходовых и подъемных частей самосвала стало возможным за счет собственной электростанции переменного тока. Гидравлическая система с электроприводом сделали автомобиль максимально управляемым при езде на низкой скорости, а также безопасным, при перевозке монолитной породы по пересеченной местности.

Матчасть для среды обитания

Бесспорно, что главные достоинства этого специфического грузовика кроются отнюдь не в кабине, наиболее интересна здесь надстройка и ходовая часть. Тестовый автомобиль оборудован кузовом ковшового типа объёмом 25 м3, предназначенным для перевозки скальной породы с фракциями большого диаметра. Кузов изготовлен из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется гидроцилиндр Penta HFC 4280 149 3. Грузоподъёмность надстройки – 45 т.

С 2014 года эту многотонную машину приводит в движение российский мотор – ЯМЗ-650.10. Ранее на «Тонар-4525» устанавливали китайский турбодизель Weichai WD 12.375 по лицензии австрийской Steyr. Ярославский агрегат – генетически и родственно обрусевший Renault – развивает 412 «лошадок» против 375 у австрийского «китайца». Крутящий момент подрос с 1500 до 1900 Н∙м. С двигателем агрегатируется, как уже говорилось, 9-ступенчатая КП 9JSD180 родом из Поднебесной, но конструктивно повторяющая ZF. Подвеска всех колёс на массивных полуэллиптических рессорах, толстенные карданные валы ворочают двумя толстенными ведущими мостами задней тележки. Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём отнюдь не карьерного. Только все детали крупные и массивные под стать грузоподъёмности и полной массе машины. В качестве опции поставляют систему централизованного контроля давления в шинах задних осей, но висящие шланги и трубки подвода сжатого воздуха, выступающие за габариты, вызывают опасения за их сохранность среди глины, песка, скальной породы и прочей атрибутики исключительно карьерной среды обитания.

Техническая характеристика карьерного самосвала «Тонар-4525»

Колёсная формула 6х4
Снаряжённая/ полная масса, кг 22 000/ 67 000
Грузоподъёмность, кг 45 000
Распределение снаряжённой массы по осям, кг 7500/ 6500/ 6500
Вместимость кузова геметрическая, м3 25,0
Двигатель ЯМЗ-650.10, турбодизель I-6
Рабочий объём, cм3 11 122
Мощность, л.с. 412 при 1900 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 1900 при 1200 мин-1
Коробка передач Fuller 9JSD180, механическая
Количество ступеней вперёд/ назад 9/1
Вместимость топлиного бака, л 360
Гидроцилиндр кузова Penta HFC4280.149.3
Рулевое управление ZF с ГУР
Шины 14,00-24NHS (e3/L3)
Передаточное число главной передачи 12,87
Передний мост Shaanxi Hande 13T
Задний мост Shaanxi Hande 25T
Максимальная скорость, км/ч 41

Особенности устройства

Основные элементы конструкции самосвала, в том числе рама и кузов, изготавливаются самостоятельно на производственной площадке в Губино (Орехово-Зуевский район Московской области).

Большинство РТИ и силиконовых деталей изготавливаются из Санкт-Петербурга, от . Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер – фирмы ТАСПО, в городе Смолевичи (Беларусь). Шины – марки AEOLUS, китайские.

Многие узлы грузовика закрыты толстыми металлическими листами или упрятаны в бронированные короба, к примеру, аккумуляторная батарея или топливный бак.

Передняя балка на пневморессорной подвеске имеет грузоподъёмность 13 тонн. Толстенными карданными валами вращаются два ведущих моста задней балансирной тележки на рессорах с резиновыми упругими элементами.

В отличие от подвески гидропневматической, подобное решение проще: почти не нуждается в техобслуживании, работает в диапазоне температур от –60 до +50 °С. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками.

Конструкция является довольно традиционной для самосвала, причём не только карьерного, а и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные, под стать грузоподъёмности и полной массе машины.

Наращивая борт

Двухзвенный самосвальный автопоезд «Тонар 95400» является дальнейшим развитием многозвенных сочленённых полуприцепов. Самосвальные автопоезда с каждым годом становятся всё более узкоспециализированными, что накладывает отпечаток на их конструкцию. Боковая разгрузка в полуприцепах позволяет стандартизировать процесс загрузки без дополнительных манёвров с подачей в забой, разгрузку на отвале с обязательным отцеплением одного из прицепов, работать в ограниченном по высоте пространстве и механизацию разгрузки из кабины.

«Тонар 95400» рассчитан на перевозку крупнодисперсных мелкокусковых сыпучих грузов (щебень, песок) на обустроенных дорогах с минимальными перепадами высот. Борта с развитой силовой футеровкой рассчитаны на высокую удельную плотность перевозимого груза, однако отсутствие подогрева не позволяет транспортировать пластичные массы, например глину, о чём предупреждает надпись на передней стенке кузова.

И опять немного матчасти

Бесспорно, что главные достоинства этого специфического грузовика кроются отнюдь не в кабине. Наиболее интересны здесь надстройка и ходовая часть. Но стоит сказать о деталировке. Многие узлы закрыты толстыми металлическими листами или упрятаны в бронированные короба, как, например, аккумуляторная батарея или топливный бак. Впечатляют толстенные стойки зеркал заднего вида.

Тестовый автомобиль для Ростова-на-Дону был оборудован цельнометаллическим кузовом ковшового типа геометрической вместимостью 35 м3, предназначенным для сыпучих грузов. Как было сказано – преимущественно угля. На втором автомобиле, изготовленном для Бурятии, кузов вместимостью 27 м3 предполагает перевозку крупнокусковой скальной породы с фракциями большого диаметра.

Кузова изготовлены из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется пара подпольно (!) установленных гидроцилиндров Penta, оба кузова с подогревом от выхлопных газов. Грузоподъёмность самосвальной платформы, как уже говорилось, составит 45 т.

Передняя балка на пневморессорной подвеске грузоподъёмностью 13 т. Толстенные карданные валы вращают два ведущих моста задней балансирной тележки на рессорах с резиновыми упругими элементами. В отличие от гидропневматической подвески такое решение проще, практически не нуждается в обслуживании и работает в диапазоне температур от –60 до +50 °С. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками. Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём не только карьерного, а и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные, под стать грузоподъёмности и полной массе машины.

Требования к эксплуатации

Для того чтобы несамоходное транспортное средство как можно дольше сохраняло свои рабочие свойства, необходимо соблюдать правила эксплуатации самосвальных полуприцепов Тонар:

  • не стоит превышать допустимую нагрузку, в противном случае могут возникнуть проблемы с ходовой частью;
  • груз необходимо распределять равномерно, стараясь, чтобы центр его тяжести находился ближе к середине транспортного средства;
  • сцепка ПП возможна только с седельными тягачами, имеющими пяти- или семипиновые розетки ABS;
  • допускается использовать несамоходное транспортное средство при влажности, не превышающей 80 процентов, в температурном диапазоне от минус до плюс 45 градусов по Цельсию;
  • производить сцепку с седельным тягачом, загрузку, разгрузку лучше на ровных поверхностях;
  • в кузовах ПП самосвального типа запрещено перевозить глину;
  • при парковке вспомогательного транспортного средства на склонах под колеса требуется устанавливать противооткатные колодки (башмаки).

Карьерный и дорожный, привычный и родной

Подобная техника производится малыми сериями. Увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть. На заводской площадке они надолго не задерживаются – машина изготовляется строго на заказ. Сейчас в России существует порядка 100 компаний, занятых в добыче полезных ископаемых (без учёта 6 монополистов в нефтегазодобыче). Этот рынок очень критичен и тендеры на разработку месторождений недропользователи в регионах зачастую выигрывают безальтернативно. Для увеличения рентабельности бизнеса ГОКи пытаются снизить расходы не только через закупку экономичной техники, но и большегрузных экспериментальных образцов, на которые имеются налоговые преференции.

«Малотоннажный» карьерный самосвал (70 т полной массы для карьерника не так много) по набору конструкторских решений похож на обычный самосвал, который накачали стероидами. А ещё плюс ко всему у «4525-х» серий в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатель сцепной массы 0,8 позволит более безопасно работать на рудных спусках и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для БелАЗов с колёсной формулой 4х2, у которых коэффициент едва дотягивает до 0,7. А вот мягкие грунты такие машины в отличие от шарнирно-сочленённых ADT не любят.

Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такие конструкции свойственны ещё более тяжёлой специальной технике, и здесь, конечно, этого не будет. Предел применения гидромеханики мы видели в прошлом году на тесте 90-тонного Terex TR100.

Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию такой техники.

Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства. Техническая характеристика карьерных самосвалов ТОНАР-45251

Назначение Угольный самосвал (тест-драйв) Скальный самосвал
Колёсная формула 6х4 6х4
Снаряжённая масса, кг 24 000 23 500
Полная масса, кг 69 000 69 000
Грузоподъёмность, кг 45 000 45 500
Вместимость кузова геометрическая, м3 35 27
Допустимая нагрузка на по осям, т 13/ 27/ 27 13/ 27/ 27
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
  • частота вращения холостого хода, мин-1
  • удельный расход топлива при nom мощности, г/кВт∙ч
ТМЗ-8437.10 Турбодизель V-8 17 241 425 при 2100 мин-1 1913 при 1300–1400 мин-1 600–2300 225 Cummins QSZ13-450-II Турбодизель I-6 12 981 450 при 2300 мин-1 2400 при 1300–1400 мин-1 700–2300 204
Коробка передач Allison 4500, автоматическая с ГМП
Количество ступеней вперёд/ назад 6/ 1 6/ 1
Передаточное число мостов 12,87 12,87
Вместимость топливных баков, л 360 360
Передний мост HANDLE13T на пневморессорной подвеске
Задний мост HANDLE25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах
Шины 14.00R25 B03S, 385/95 R25 бескамерные, радиальные 14.00R25 B03S, 385/95 R25 бескамерные, радиальные

Круги по полигону

Если многотонные специализированные карьерники значительно отличаются от грузовиков силовыми схемами и органами управления, то ТОНАР-45251 шириной около 3,5 м, длиной почти 11 м, высотой 4,7 м и полной массой 69 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Устраиваюсь поудобнее. Кресло фирмы Grammer с поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.

Теперь запускаю двигатель и ставлю ногу на тормозную педаль

Далее перевожу рычаг 6-ступенчатого «автомата» в положение «DRIVE», сбрасываю курок стояночного тормоза и осторожно, чтобы никого не задеть и ничего не разворотить, пячусь задним ходом на тестовую трассу

Сначала надо протянуть назад по прямой. «Здесь всё понятно и даже неплохо», – думал я, глядя в широкие зеркала заднего вида, которые выдвинуты на стойках вперёд. Далее следует небольшая змейка с заездом на пересечённую местность, чтобы окончательно прикинуть радиус поворота. Даже на порожней машине руль немного туговат и его приходится размашисто вращать с перехватом, пока не почувствуешь предел поворота колёс. Впрочем, управление без зверских усилий как на педалях, так и на рулевом колесе.

Ориентироваться можно по правому габаритному усу, но это не заменит водителю глазомера. Затем следует упражнение «разворот в ограниченном пространстве». Для лучшего привыкания к габаритам надо бы ещё раз оглянуться в окна и сориентироваться по зеркалам.

А теперь самое захватывающее – прямик длиной 500 метров и правую педаль в пол!

С набором скорости эмоции только нарастают: кажется сам медведь на двухметровом капоте наливается силой. Разгон 40, 45, 50, 55 км / ч! Рокот тутаевского мотора переходит в солидный рёв, а колёса выбивают пыль из бетонки. Тут же выявляется специфика машины: переключение происходит при повышенных оборотах двигателя. Но самосвал без рыскания уверенно продолжает разгоняться до 60-ти и тесная территория заставляет сбросить скорость, а так хотелось разогнаться ещё!

Повторные заезды и маневрирование позволили более тонко оценить манеру езды этого гиганта. Акселератор работает своенравно и весьма интересно. Для того чтобы держать под контролем четыре с лишним сотни лошадей, которые приводят в движение почти 24 тонны порожнего самосвала, нужно аккуратно дозировать тягу. Поэтому правая педаль в начале хода чуть упирается, словно намекая, мол, ты точно всё продумал, уверен, что справишься, тогда жми сильнее, я откликнусь, не сомневайся!

Позже, возвращаясь на стоянку, неожиданно понял, что за каких-то 30 минут я полностью привык к тяжёлой и габаритной машине и готов прямо сейчас отправиться в забой на погрузку, чтобы оценить езду в загруженном состоянии. Однако, увы. Этих двух, только что построенных самосвалов, уже ожидают заказчики, один в Бурятии, другой в Ростовской области. Вот там водители и наберутся впечатлений.

О компании-производителе

Название «Тонар» – это сокращение от словосочетания «товары – народу». Компания была основана в конце ноября 1990 года, и занималась изготовлением прицепов к легковым автомобилям. В 1992 году «Тонар» начал выпускать передвижные торговые киоски, популярность которых оказалась настолько высокой, что слово «тонар» стало нарицательным для обозначения всего этого класса продукции.

Далее компания освоила производство оцинкованных сэндвич-панелей и собственных изотермических кузовов.

Во второй половине 1990-х году фирма начала производство полноразмерных полуприцепов с осями собственного производства, а также самосвальных установок и полуприцепов-самосвалов. Постепенно был расширен ассортимент магистральной прицепной техники, карьерных самосвалов, сельскохозяйственной техники и осевых агрегатов.

Впервые подмосковный завод из Губино задался целью освоить выпуск большегрузных самосвалов в 2009 году, когда «Тонаром» создан многозвенный автопоезд для транспортировки горных масс из карьеров расстояния. В 2013 году появился на свет карьерный самосвал Тонар-4525 внедорожного габарита. Первые машины выполнили выполнили по образу и подобию китайского «карьерника» Shaanxi SX5504.

Сначала называть грузовик «своим» на заводе не спешили, поскольку это был «конструктор», собранный из деталей от Ярославля до Китая. Но в итоге Тонар-45251 был выпущен с собственной кабиной, и ООО «Машиностроительный стал первой и единственной российской компанией с оригинальными карьерными грузовиками собственной разработки.

Набор решений, применяемых в данной модели, во многом похож на старый добрый МАЗ-530, который выпускался ещё в 1950–1960-х годах в Минске и Жодино. Но, в современном воплощении – это стиль классического американского технологического грузовика с огромным двухметровым капотом. Интерьер кабины, кстати, тоже был выполнен в брутальном духе американских полстелларов.

В своём окончательном облике, с двухместной кабиной, а не одноместной, как в начале, самосвал Тонар-45251 был сформирован лишь в 2021 году.

Централизованная система смазки Lincoln

На все технологические самосвалы ТОНАР устанавливается система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, обеспечивающая подачу смазочного материала в 24 точки. Герметичное оборудование исключает попадание абразива в пары трения, снижает расход материалов из-за точной дозации, снижает трудозатраты на техобслуживание. При этом повышается срок службы таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин. Коробка передач у обеих машин одна – американский автомат Allison венгерской сборки. Передние балки различимы по толщине. Ведущие мосты одинаковые марки Hande из Поднебесной. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии. Гидроцилиндры подъёма кузова итальянские, марки Penta. Многие РТИ и силиконовые детали прибыли из Санкт-Петербурга, от . Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер ТАСПО изготовлены в белорусских Смолевичах. Кстати, было заметно, что все трубопроводы изготовлены и прилажены на ТОНАРе прямо по месту. А вот сиденья водителя и пассажира, носящие марку Grammer были сделаны в Республике Татарстан, в городе Елабуга. Шины марки AEOLUS, консолидированного предприятия, учреждённого Таможенной администрацией Народной Республики Китай.

Плюсы и минусы спецтехники

К плюсам Тонар прицеп можно отнести следующие моменты:

  • модельный ряд включает варианты с разгрузкой назад или в стороны, что позволяет использовать агрегаты в разных сферах;
  • при работе в экстремальных климатических условиях, кузов можно обрабатывать незамерзающим покрытием;
  • конструкция соответствует суровым реалиям эксплуатации;
  • большой запас прочности;
  • надежность и долговечность.

Несмотря на все плюсы, есть и недостатки:

  • если сравнивать с зарубежными аналогами, прицепы Тонар имеют сложную структуру, что исключает выполнение самостоятельного ремонта;
  • есть так называемые «болячки» (нередко возникают поломки еще на гарантийном сроке эксплуатации);
  • более высокая стоимость перевозок, если сравнивать с ж/д транспортом.

Калькулятор объема

Купить машину щебня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по низкой стоимости стало возможно благодаря слаженной работе нашей компании. Мы используем вместительные тонары для перевозки нерудного строительного материала. Самосвал вмещает в себя различное количество щебня. Транспортные средства из автопарка позволяют перевезти такие объемы:

  • Камаз – 10 м3;
  • Зил – 5 м3;
  • Тонар – 20 м3.

Сколько щебня помещается в машине Камаза зависит от модификации кузова и наращены ли борта: в большинстве случаев объем составляет от 7 до 10 м3. Прайс-лист содержит стоимость по каждому отдельному виду стройматериала.

Минимальная стоимость за камаз щебня б/у (вторичного) составляет 7500 рублей (750 руб. за 1 м3), а максимальная за гранитный щебень фракции 5-20 мм – 13000 рублей (1300 руб. за 1 м3).

Выбирая нашу компанию, мы можете рассчитывать на высокое качество стройматериала. Перевозка щебня проводится на транспорте из собственного автопарка. Самосвал Тонар вмещает в себя до 40 т стройматериала, для заказа большего объема возможна доставка несколькими транспортными средствами.

Машинное отделение

Двигатель Cummins QSХ15 (15 литров, 540 л.с), давно не новинка и хорошо себя зарекомендовал на подобной спецтехнике. В эксплуатации была выявлена проблема повышенной температуры дизельного топлива в магистрали обратного слива. Зимой в Якутии это преимущество, но в тёплый период – явление дисбалансирует режим работы топливной системы, вызывает повышенное испарение солярки и ряд других проблем. В текущем году конструкторы внедрили отключаемую систему жидкостного охлаждения «обратки» дизельного топлива. АКП нашего гигантского ТОНАРа – американский Allison 4700, изготовленный на заводе в Венгрии (7 ступеней для 750100).

Достоинства и недостатки

Сегодня многие предпочитают купить самосвал Тонар из-за его неприхотливости и удобства эксплуатации. Кроме того, он выделяется рядом преимуществам, позволяющих успешно замещать такой техникой более дорогостоящие зарубежные аналоги. К плюсам стоит отнести:

  • Наличие моделей с возможностью выгрузки спереди и сзади, что расширяет сферу применения.
  • Адаптация к сложным условиями эксплуатации, легкость перемещения по любым дорогам.
  • Мощная рама с высоким клиренсом.
  • Надежная защита всех жизненно важных узлов автомобиля.
  • Возможность применения самосвала Тонар в сцепке, что повышает его грузоподъемность.
  • Надежность всех агрегатов.
  • Тройной запас прочности у подвески, способной выдерживать даже повышенные нагрузки.
  • Применение толстой стали для изготовления кузова.
  • Продуманная подвеска.
  • Качественное сервисное обслуживание.
  • Ремонтопригодность всех узлов.

Недостатки:

  • Сложная конструкция, которая может привести к ряду трудностей в процессе эксплуатации.
  • Встречаются жалобы на поломки некоторых узлов из-за повышенных нагрузок.
  • Простой интерьер салона без каких-то намеков на комфортность. В этом отношении транспорт проигрывает зарубежным аналогам.
  • Небольшой диаметр колес, из-за чего последние при большой загрузке с легкостью уходят в грунт.
  • Сравнительно небольшое тяговое усилие, которого может не хватить для подъема транспорта при движении вверх. В частности, это обусловлено малым передаточным числом.

Подвеска и ходовая часть Тонар-45251

Передняя подвеска – пневмо-рессорная. Задняя подвеска – балансирная, на резиновых упругих элементах. Типоразмер шин – 14.00-25. Передняя балка – Hande 13Т, задний мост – Hande 25Т, китайского производства.

На балансирной задней подвеске самосвала нет привычных рессор и тем более не имеется никакой пневматики. Данное решение было обусловлено задачей увеличения надёжности при работе в условиях особенно значительных нагрузок, с которыми обыкновенные многолистовые рессоры могут попросту не справляться.

Вертикальные нагрузки на средний и задний ведущие мосты передаются через четыре упругих элемента, а нагрузки продольные и боковые воспринимаются реактивными штангами с резино металлическими шарнирами.

По сравнению с часто применяемой на тяжёлой грузовой технике гидро пневматической подвеской, подвеска на резиновых упругих элементах является конструктивно более простой; она почти что не требует техобслуживания и гарантирует работоспособность в самом широком диапазон температур воздуха: от –60 до +50 °С. Серьёзную работу по снижению динамических нагрузок на кузов и кабину автомобиля выполняют колёса. На данный самосвал устанавливаются достаточно выносливые радиальные шины размерностью 14.00R25. Опционально также предоставляется система управления давлением в шинах (Tire Boss).

На все самосвалы Тонар устанавливают систему централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, которая обеспечивает подачу смазочного материала в двадцать четыре точки. Герметичностью оборудования и точностью дозации исключается попадание абразивов в пары трения, снижается расход материалов, снижаются трудозатраты на техобслуживание. Благодаря этому увеличивается срок службы различных узлов: шкворней, пальцев, рулевых тяг и наконечников, серьг рессор, опор подвесок и кабин.

Тормозное и пневматическое оборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии.

Характеристики кузовов некоторых типов отечественных самосвалов

К самосвалам относятся не только самосвальные автомобили, но и полуприцепы, оснащенные самосвальными устройствами. Использование полуприцепов выгодно в тех случаях, когда необходимо перевозить большие объемы сыпучих продуктов. А когда вам понадобится самосвал, вы всегда можете обратиться к нам за услугой аренды самосвала.

Так, если объем кузова автомобиля Тонар 85791 — 0000020 составляет 16 м³, то полуприцеп того же производителя Тонар 95234 — 0000030 вмещает 43,5 м³ массой до 45 тонн. Конечно, машина с полуприцепом-прицепом не обладает маневренностью самосвала с кузовом, но на ровной дороге с хорошими подъездными путями ее преимущество неоспоримо.

Некоторые автомобили с кубическим объемом кузова не уступают полуприцепам. Карьерный самосвал Тонар-45251 перевозит на борту до 45 м³ груза (с задним бортом). Однотипный самосвал для перевозки валунов (без борта) оснащен кузовом объемом 27 м³.

Не менее производительны при перевозке сыпучих грузов и автомобили КАМАЗ. Объем кузова самого маленького самосвала этой марки, двухосной модели КАМАЗ 43255, составляет 6 кубометров при грузоподъемности 7,7 тонны. Самый вместительный кузов (20 м³) у четырехосного самосвала КАМАЗ-65201 Грузоподъемность этого гиганта составляет 25,5 тонны.

Самосвал Тонар-45251. Модификации и особенности

Карьерный самосвал Тонар-45251 не единственная разработка инженеров-конструкторов столичного региона, но одна из востребованных. Стальные богатыри трудятся в поте лица на просторах страны: от приисков Выборга до разрезов Дальневосточного округа.

Фото: tonar.info

Аппетиты горнодобывающей отрасли растут, а с ними растёт и мощь, создаваемой под эту нишу техника. Очередная волна модернизации коснулась и самосвальных агрегатов Тонар-45251. И после 2020 года компания выкатила на суд горнодобывающих предприятий обновлённую версию стального витязя.

Технические особенности модели Тонар-45251

При собственном весе в 24 200 кг полезная грузоподъёмность одноместного самосвала составляет 45 тонн. Кстати, самосвальный кузов изготовлен из стали марки 09Г2С. Толщина бортов согласно модификации, может варьироваться для сыпучих и скальных пород. В первом случае величина составляет 6 мм, а во втором — 7 мм.

Фото: tonar.info

Подобная градация наблюдается и в отношении толщины днища: для сыпучего сырья толщина будет не менее 10 мм, а для скальных пород —12 мм. Как раз для транспортировки сыпучих пород кузов «ковшового» типа получил задний откидной бортс верхней осью вращения, а для перевозки скального материала используется кузов без заднего борта.

При этом объём загрузки самосвального кузова большей вместимости на уровне бортов равен 34,8 м3, а с увеличенным объёмом платформы достигает 45 м3 с «шапкой» в пропорции распределения занимаемого пространства 2:1. Более компактный вариант кузова позволяет перевозить груз объёмом 22,5 м3, а с увеличенными параметрами загрузки до 28 м3 с «шапкой» 2:1.

Транспортировка сырья в таких объёмах возможна благодаря оснащению. Конструкторы укомплектовали трёхосный самосвал с колёсной формулой 6х4 пневмо-рессорной передней подвеской, а на заднюю поставили балансирную на упругих резиновых элементах.

Фото: tonar.info

А для мобилизации разгрузочных работ задействовали два подпольных гидроцилиндра марки Penta HFC 4280 149 3. Наряду с этим, за несущую способность конструкции самосвала отвечают передняя балка HANDLE 13Т и задний мост этого же бренда с индексом 25Т. Так что, каждый из ведущих мостов способен выдержать нагрузку в 25 тонн. Тяговую мощь Тонар-45251 гарантирует дизельный силовой агрегат марки Cummins одного из двух типов: QSZ13-C450-II или QSX15-G8 с мощностью 335 кВт/450 л. с. и максимальным крутящим моментов в 2100 Н∙м.

В стандартном исполнении самосвал получает на выбор одну из механических 6-ступенчатых коробок передач: Allison 4700 или Allison 4500 с ретардером, где передаточное отношение главной передачи заявлено 14,298 (12,87; 10,723).

Фото: tonar.info

Карьерный самосвал развивает скорость до максимума в 41 км/ч, а значение уклона, который преодолевает машина со скоростью 30 км/ч, составляет 8%. При этом максимально стальной витязь может развернуться радиально на 11 500 мм. Согласно базовой комплектации, самосвал Тонар-45251 оснащают топливным резервуаром на 500 литров.

К примеру, на одном из карьеров Кемеровской области этот стальной гигант за месяц намотал свыше 12 000 км и затратил чуть 14,5 литров горючего для трансфера груза в общем итоге массой 29 960 тонн. При этом параметр удельного расхода топлива составил 59,31 гр/ткм.

Немного истории

Впервые уникальная модель была представлена 18 мая прошлого года. Возможно, ты слышал, что именно колесная формула шесть на четыре, заинтересовала многих потенциальных клиентов. Такой проект для завода был новым – от предшествующей модели грузовик получил только кабину.

Работы по испытанию начались в июле – с завода на карьер в Кемерово был отправлен внедорожник-гигант весом до шестидесяти тонн. По плану ТОНАР-7501 должен был отработать два смены по одиннадцать часов. Целью стала транспортировка угля на расстояние до 380 км. Задачу нужно было выполнять ежедневно. По известным результатам можно судить, что самосвал прекрасно выполнил намеченную задачу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Дима Сучев
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: