Создание МАЗ 543
МАЗ 543 — это специальный четырехосный колесный тягач, серийное производство которого начато с 1962 года. Он должен был стать универсальным средством, способным расположить на себе подвижные противовоздушные установки «Темп», которые тогда успешно показали себя на испытаниях. Первый проект — эскиз автомобиля появился в 1960 году. В нем применили некоторые узлы и агрегаты от тягача Эскизы нового проекта готовили конструкторы В. Жарков, В. Царев и Л. Жук. Восемь месяцев в минском СКБ 1 разрабатывали специальное шасси, которое назвали МАЗ 543. Шасси создавалось таким, которое сможет перевозить различное тяжелое оборудование по любым дорогам в любое время года, в условиях сильного холода и жары.
Отличаются МАЗы уникальной компоновкой кабин, которая не применяется больше нигде. Конструктор Б. Л. Шапошников разъединил одну кабину на две отдельные. Поскольку иного варианта размещения длинной ракеты придумать не удалось. Кабины были рассчитаны на 2 человек, которые сидели друг за другом. Их выполнили из армированной стеклоткани и полиэфирной смолы. Когда проводили испытания на её прочность, развалился стенд, где её установили. Сама кабина осталась целой и невредимой. Она не отличалась большими размерами, поскольку должна была соответствовать железнодорожным габаритам.
После рестайлинга. Виды самосвальной грузовой платформы
С 2011 года МАЗы 8х4 стали выпускаться укомплектованными кабинами нового образца. Внешний облик грузовика поменялся постепенно: сначала на автомобиль установили рестайлинговую переднюю маску, но с бампером старого образца. С полностью новой кабиной МАЗовский четырёхосник был представлен в 2011 году. Это был выставочный вариант, под заводским индексом МАЗ-6516W8-420-000, оснащённый 400-сильным дизельным мотором Cummins ISLe 400 40.
Ещё одним опытным образцом, который ныне не выпускается, стал самосвал МАЗ-6516B9-481-000, оснащённый огромным кузовом большей вместимости.
На все самосвалы МАЗ-6516 устанавливаются 2 варианта самосвальной платформы – обычного прямоугольного сечения или U-образной формы. В обоих случаях объём кузова может составлять 18 м3, либо 21 кубический метр. По паспорту, при загрузке грузовой платформы самосвала МАЗ-6516 сыпучими материалами объём ковша экскаватора не должен превышать 2,5 кубометра, а высота сброса над уровнем пола платформы – 1,8 м.
Особенности эксплуатации
К основным преимуществам грузовика относится легкость в управлении (маневрировании) даже на бездорожье с загруженным кузовом. В кабине созданы все условия для нормальной езды, ведь в ней ничего не отвлекает. Многочисленные приборы, значительно упрощают езду при плохой погоде. Грузоподъемность транспорта позволяет набирать максимальное количество стройматериалов и этому способствуют не только шасси, но и правильно разработанное строение рамы, которая забирает на себя часть нагрузки.
К минусам относят плохую защищенность внешних деталей самосвала. Отсутствие защитных решеток на фарах добавляют красоту кузову, но на деле во время езды по гравию или при работе в карьере значительно повышается риск повредить их. В ночное время такая авария может спровоцировать серьезные проблемы, поэтому водители устанавливают решетки самостоятельно.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Подавляющее большинство машин Минского автозавода имеют спаренные задние колеса. А вот полноприводные трехосные грузовики с односкатной ошиновкой — не совсем типичная продукция для Минского автомобильного завода. Одни из наиболее известных модификаций минских «лаптёжников» (бортовой грузовик МАЗ-6317 и седельный тягач МАЗ-6425) были разработаны еще по заказу Министерства обороны Советского Союза. В самом начале 1990-х годов машины прошли жёсткую цензуру приёмочных комиссий и были признаны годными для «несения службы» в рядах Советской Армии. Но по большому счету весь проект потерпел фиаско. Вскоре СССР развалился, и вместо огромного серийного выпуска внедорожников под спецзаказ Советской Армии , не востребованного рынком. После этого в Минске с неохотой занимались разработками машин с односкатной ошиновкой. Конечно, некоторые модели появлялись, но все они были обречены на «штучное» производство.
И вот перед нами очередной односкатный внедорожный «шедевр», да еще и с самосвальной надстройкой. Прототипом нового «лаптёжника» стал похожий самосвал МАЗ-651705-281
(6×6).
И внешних различий у машин совсем немного — изменили ошиновку и установили другую кабину. С какой целью? Первые подозрения об истинном предназначении этого самосвала возникают при внешнем изучении кабины грузовика. А точнее, при взгляде на ветровые стекла. Как и на первых «военных» полноприводниках, ветровое стекло разделено на две равные части. Такое решение несколько ограничивает обзор, но с практической точки зрения это удобно. В случае повреждения стекла можно обойтись заменой «половинки». На подобные кабины традиционно не устанавливают наружные противосолнечные козырьки и уж тем более верхние спойлеры. К чему излишества? Только опции, необходимые при тяжелых условиях эксплуатации самосвала. Например, на тестовом грузовике, как передние фары, так и задние фонари закрыты защитными решетками. Для работы в условиях повышенной запыленности воздухозаборник вынесен вверх, на уровень крыши, а поток воздуха проходит через два фильтрующих элемента. Кроме этого воздушные фильтры оснащены датчиком загрязнения.
Из менее заметных изменений в сравнении с «оригиналом» можно отметить другое расположение запасного колеса. На «лаптёжнике» оно установлено за кабиной и оборудовано механической системой опускания и подъёма. Аккумуляторные батареи и блок из четырёх ресиверов плотно «упаковали» и разместили справа по ходу движения самосвала.
Технические характеристики
Технические характеристики транспортного средства:
Колесная формула | 4*6 |
Дорожный просвет | 0,25 м |
Колесная база | 0,32*1,4 м |
Снаряженная масса | 10 050 кг |
Средний расход топлива МАЗ | Зимой — 32 л на 100 км Летом — 27 л на 100 км |
Номинальный внешний габаритный радиус поворота автомобиля | 8 м |
Автопоезд | 52 000 кг |
Наибольшая нагрузка, оказываемая на ось переднего типа | 7 100 кг |
Максимальная нагрузка, оказываемая на телегу | 19 000 кг |
Нагрузка на сцепной механизм транспорта | 15 900 кг |
Тип трансмиссии | Механический |
КПП | Шестнадцатиступенчатая |
Размер шин | 315/80R22,5 |
Тип колес | Пневматический, дисковый |
Максимальная скорость движения | 100 км/ч |
ЖК-дисплей на приборной панели | Есть |
Международная экологическая система | Евро-3 |
Количество цилиндрических элементов | 6 |
Модель двигателя | ЯМЗ-658 |
Мощность | 330 л.с. |
Блок электронного типа | EDC-7 |
Система топливной отдачи | Common Rail |
Рабочий объем мотора | 11,1 л |
Наибольший крутящий момент | 1900 Нм |
Размер рулевого колеса | 0,46 м |
Модель тахографа | Stoneridge |
Система пробуксовки автомобиля | ASR |
Габариты | 6,9*3,5*2,72 м |
Передаточное отношение | 5,262 |
Частота вращения коленчатого вала | 1100 оборотов в минуту |
Турбонаддув | Есть |
Промежуточная система охлаждения | Есть |
Тип подвески | Пружинный |
Размер обода | 8,5-20 |
Сцепление | Фрикционное |
Управление КПП | Механическое, дистанционное |
Объем бака для топлива | 500 л |
Масса | 26 100 кг |
Модификации
Новый автомобиль минчан приглянулся не только военным. Как уже упоминалось, машину использовали и в промышленности. Хотя в отличие от автомобилей чисто гражданских, здесь не было особого выбора — в основе всё равно лежал военный грузовик, но с другим кузовом. Справедливости ради стоит отметить, что на базе этого автомобиля собирались и другие модификации:
- МАЗ 63171 — тот же бортовик, но с увеличенным объёмом кузова. По разным данным, указывают вариант от 30 до 33 куб. л.
- МАЗ 63172 (он же 631708 или 631710). Именно эта разработка стала полностью гражданской. Завод представил её в 1994 году. Для повышения грузоподъёмности задние оси получили удвоенные колёса. Практически говоря, все промышленные варианты выпускались на базе этой модели.
- 5316 — эта машина хоть и выглядит иначе, всё равно относится к ветке 6317. Колёсная формула 4х4 стала облегчённой версией своего родителя. Грузоподъёмность – до 6 тыс. кг.
- 6425 — под этим индексом выпускался седельный тягач. Обычная крестовина, получившая в народе название «седло», и мощность тяжёлого военного грузовика. Иногда на эту модель устанавливалось и большое лобовое стекло.
- МАЗ 6517 завершает линейку гражданских автомобилей, имеющих отношение к ветке 6317. Кузов самосвала, колёсная формула 6х6, полный привод и т. д.
Смотреть галерею
На основе этих нескольких вариантов выпускались машины, которые могло купить любое предприятие, не только военные или силовые структуры.
Обслуживание
Обслуживание моторов ЯМЗ проводится каждые 15 000 км пробега. При проведении планового технического обслуживание меняются моторное масло (рекомендованное М10Г2К или М10Д), а также фильтры грубой и тонкой очистки. В плановое ТО стоит включить также проверку трансмиссии и замену фильтрующих элементов топливного узла. Рекомендуется каждое техническое обслуживание проводить диагностику ТНВД.
В обслуживание также входит осмотр системы тормозов и трансмиссии
Особое внимание стоит уделить гидравлике. При проведении обслуживания проводится диагностика состояния трубок, компрессора, а также наличие надлежащего уровня жидкости в системе
История автомобиля
По всему миру большим спросом пользуются грузовики с четырьмя осями и повышенной прочностью подвески. Страны территории бывшего СНГ — не исключение. Проблема стоит только в том, что европейские представители стоят недешево, а из многочисленного выбора «китайцев» тяжело найти надежный вариант. Поэтому Минский автомобилестроительный завод в 2007 году приступил к производству модели грузовика МАЗ-6516. Несмотря на то, что до этого получались отличные грузовики и на трех осях, стал очевидным значительный прирост трудоспособности у машины после изменений. Из себя машина представляет самосвал с откидной задней крышкой и улучшенными рабочими системами.
Модификации шасси
Шасси МАЗ 543 производили в различных модификациях. Рассмотрим кратко каждую из них. Впервые грузовой автомобиль был представлен в Москве 7 ноября 1965 года на параде. Это была батарея 9К72 «Эльбрус», размещенная с пунктом управления, наведения и боевым расчетом. Люди, видевшие эту новинку, испытали огромную гордость за свою страну. А западные СМИ не переставали восхищенно рассказывать об огромном новом автомобиле.
МАЗ 543 П — это базовое шасси, грузоподъемность которого составляла 19600 кг. На этой основе созданы были пусковые установки 9П117 ракетного комплекса 9К72 и 9П120 — ракетного комплекса 9К76.
Следующей появилась модель МАЗ 543 А. В ней увеличилась грузоподъемность до 22000 кг. Для этого пришлось провести перекомпоновку моторного отделения. На базе этой модификации созданы следующие автомобили: «Смерч», пожарный автомобиль для аэродромов, опытный образец аварийно-спасательной машины и специальный кран.
В следующем варианте МАЗ 543 М изменена передняя часть. Увеличены: площадь сзади кабины экипажа и грузоподъемность. Это позволило создать машину для боевых дежурств.
В 1974 году появился МАЗ 7310. Это был прототип грузовой машины с бортовой платформой, которую называли также МАЗ 543 «Ураган».
МАЗ 73101 вышел в 1976 году. Отличался он тем, что на нем не было специального оборудования. Его можно было использовать с двухосным МАЗ 8385. Длина всего автопоезда составляла 20550 мм. Такую комплектацию использовали для перевозки леса и огромных труб.
МАЗ 7313 — это доработанная конструкция шасси, грузоподъемность увеличилась ещё на одну тонну, собственный вес транспорта остался такой же. И аналогичный вариант, но с укороченным шасси появился под маркировкой МАЗ 73132. Его начали выпускать в 1986 году. В последних модификациях уже установлены переговорные устройства, отопительные приборы и системы вентиляции.
Полноприводные грузовики МаЗ
Полноприводные грузовики — МаЗ-6425 (05, 08), МаЗ-5309, МаЗ-6317 (05, 08, 09) и МаЗ-6517. Благодаря своей трансмиссии и широкопрофильным шинам они имеют высокую проходимость, их отличает мощность и выносливость. Полноприводные авто грузовики МаЗ могут быть оборудованы автокранами, гидроманипуляторами, всевозможными фургонами и прицепами. Выпускаются грузовики в виде шасси и бортовой платформы с колесной формулой 4х4 и 6х6. Их грузоподъемность достигает 19 тонн. Армейский грузовик МаЗ-6317 с бортовым кузовом оснащен силовым агрегатом ЯМЗ-238ДЕ2 (ЕВРО-3) мощностью 330 л.с., его грузоподъемность — 11 тонн. Автомобиль оборудован двумя топливными баками на 200 и 350 литров.
МаЗ-4370, МаЗ-4371, МаЗ-5340 (19, А3, А8, А5, Е9), МаЗ-6310, МаЗ-6312 (А5, А8, А9), новинки Маз-4381 Р2-422-000 и Маз-4381 Р2-428-000 — это бортовые грузовики МаЗ. Грузовик МаЗ “Зубренок” — 4371 создан по аналогу MAN L 2000 и может быть с открытой или тентованной платформой. Его низкая рама позволяет перевозить объемные грузы массой до 5 тонн. Благодаря колесной формуле 4х2 и небольшим габаритам этот автомобиль маневрен и отлично чувствует себя на городских улицах.
Самосвал МАЗ 6516 — обзор автомобиля
MAZ 6516 / МАЗ 6516
В 2008 году Минский автозавод показал публике новый грузовик — МАЗ 6516. Модель представляет собой 4-осный самосвал с колесной формулой 8×4, предназначенный для транспортировки различных строительных, сыпучих материалов: песка, щебня и т.п. МАЗ 6516 получил усиленную раму с лонжеронами и укрепленную подвеску. Каждая ось самосвала оснащена стабилизаторами поперечной устойчивости. Это дало возможность улучшить управляемость и маневренность тяжелого грузовика. Спереди 4-рессорная подвеска, сзади — балансирная. Полная масса самосвала МАЗ 6516 составляет 41.7 т, а снаряженная — 16 т.
МАЗ 6516 получил современную кабину с многочисленными удобствами для водителя. Обновленная приборная панель отличается прекрасной эргономикой, а вся информация считываются без затруднений. Рулевое управление самосвала оснащено мощным гидроусилителем. МАЗ 6516 комплектуется тяговитым двигателем ЯМЗ, объемом 14.8 л. Трансмиссия механическая, 12-ступенчатая. Силовой агрегат ЯМЗ отвечает нормам Евро 3.
Плюсы и минусы
Преимущественным плюсом МАЗ-6516 является его обустроенность. Четырехосный тягач прост в управлении и обслуживании. Маневрировать за рулем этой машины легко и просто, даже, при полной загрузке кузова. Рабочее место водителя снабжено всеми необходимыми приспособлениями и устройствами. Эргономика внутренностей кабины позволяет максимально сосредоточится на дороге и не отвлекаться. Повышенную грузоподъемность обеспечивают не только четыре оси, но и продуманное строение рамы. Техника «лонжерон в лонжероне» помогает несущей части уверенно справляться с нагрузками.
Минусами автомобиля являются недоработки по части кабины. Снаружи наличие какой-либо защиты сведено до минимума. Фары также не имеют щитов, что опасно для них при езде по гравию или в условиях, подобных карьерным. В кабине бросается в глаза хоть и многофункциональная приборная панель, но, все-таки, сильно устаревшая. Прямо сказать, внутренний дизайн в данном грузовике далек от современного на несколько десятков лет.
Конструктивные особенности
По своим общим параметрам, ЯМЗ 658 является модернизированным продолжением версии ЯМЗ 238ДЕ, что прослеживается по общим головкам блока цилиндров. Однако новая модель подверглась довольно серьёзной доработке, что позволило конструкторам реализовать ряд довольно смелых технических решений, которые положительно повлияли на производительность и иные эксплуатационные свойства. Например, здесь появились необычно расположенные рёбра жёсткости, была полностью изменена поршневая часть, гильзы и головки. Кстати, раздельное расположение головок цилиндров ранее применялись на дизельных агрегатах ЯМЗ 7511 и 7601.
Автокран
Одна из установок, монтируемая на базе 5334 – автомобильный кран КС 3577, больше знаменитый как «Ивановец».
Это агрегат на автомобильной базе, который предназначен для широкого спектра грузоподъемных операций. Главная особенность автокрана в том, что он обладает высокой производительностью. Поэтому он широко применяется в строительных целях и сельском хозяйстве.
Следует также отметить, что автокран отличается высокой ремонтопригодностью и хорошей проходимостью. Установка способна перемещать различные грузы, в том числе железобетонные изделия, металлические конструкции и лесоматериалы.
«Ивановец» был оснащен трапецеидальным опорным контуром. Это способствовало повышению грузоподъемности, если сравнивать с другими машинами такого класса.
Крутящий момент вырабатывается силовым агрегатом через (КОМ) коробку с отбором мощности. Он используется для вращения механизма поворота.
Конструкция стрелы и лебедки
Автокран МАЗ 5334 с серийным номером КС 3577 оснащен двухсекционной гидравлической стрелой. Причем подвижная часть способна выдвигаться на высоту до 6 м с помощью двух гидроцилиндров, которые связаны друг с другом соединительными муфтами.
Если нужно повысить высоту подъема подъема крюка или расширить рабочую область, есть дополнительная часть фермовой конструкции. Устройство стрелы дает возможность перемещать груз как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Грузовая лебедка состоит из:
- барабана;
- ленточного тормоза;
- гидравлического замыкателя барабанного типа;
- цилиндрического 2хступенчатого редуктора;
- гидравлического мотора.
Для поворота используется роликовый опорный круг с зацеплением по внутренней части.
Кабина и платформа
Кабина крановщика размещается на поворотной платформе, отличается многофункциональностью. Кроме этого, она оснащена вентиляционной системой, автономной печкой, освещением, аптечкой и защитными козырьками.
Пространство отделано виброизолирующим материалом. Все электрооборудование крана питается от 24 вольт. Внутри установлены приборы, контролирующие грузоподъемность, нагрузку на стрелу, а еще реле. Если показатели отходят от нормы, включается система безопасности, блокирующая ту или иную систему.
Хочется добавить, что платформа оснащена четырьмя гидравлическими аутригерами. Эти механизмы позволяют зафиксировать автокран в необходимом положении. Тем самым обеспечивается устойчивость при грузоподъемных операциях.
Автокран «Ивановец» относится к легкой серии автомобильных кранов. У КС 3577 технические характеристики превосходят параметры аналогичных собратьев. Основные параметры рассмотрим ниже.
- Грузовое шасси под названием МАЗ 5334 (формула колес 4х2, двигатель ЯМЗ с индексом 236НЕ2);
- Мощность двигателя – 230 л.с;
- Длина стрелы – 14 метров;
- Грузоподъемность – 14000 кг;
- Скорость вращения механизма поворота – 1 об/мин;
- Скорость, которая приходится на подъем или опускание груза – 10 м/мин;
- Масса автокрана – 15500 кг;
- Нагрузка на переднюю или заднюю ось – 6,1 или 9,4 т.с;
- Габариты 9850х2500х3650 мм;
- Максимальная скорость передвижения транспорта – 85 км/ч.
МАЗ-6516Е8-521-000 (Евро-5)
Данная модификация МАЗ-6516 оснащается дизельным двигателем «Мерседес-Бенц» модели OM457LA.V/4, которая производится «Даймлером» с 2003-го года. Это 12-литровый шестицилиндровый рядный дизельный мотор с турбокомпрессором.
Коробка передач, которую Минский автозавод использует в сочетании с данным двигателем – это шестнадцатиступенчатая ZF 16S2520T0 от Zahnrad Fabrik.
Технические характеристики МАЗ-6516Е8-521-000 в цифрах
- Масса полная: 44,8 т.
- Масса снаряжённая: 16,3 тонн.
- Грузоподъёмность: 28,5 тонн.
- Нагрузка допустимая на оси: 1 и 2-ю – по 9 тонн; 3 и 4-ю – по 13,4 т.
- Рабочий объём турбодизеля Mercedes-Benz OM457LA.V/4: 11 967 cм3; мощность: 428 л.с., при 2000 об/мин; крутящий момент: 2100 Н.м при 1100 об/мин.
- Шины: передние – 385/65R22.5, задние – 315/80R22,5.
Эксплуатация
Из-за своей выносливости МАЗ самосвал 20 тонн стал особенно популярен. А еще он подтвердил длительный срок эксплуатации и неплохую мощность. Базой для нового грузовика послужил тягач с индексом 6303. Грузоподъемность в 20 т МАЗ и хорошая вместимость ковша кузова — эти черты характера высоко ценятся на стройках, в промышленности и сельском хозяйстве. Основное назначение — перевозка сыпучих грузов.
Спецтехника могла перевозить больше заявленных 20 тонн. Однако при условии хорошего дорожного покрытия и при увеличении объема кузова с помощью специальных приспособлений для наращивания бортов. Получается, что грузоподъемность может увеличиваться и до 30 тонн. Техника, которая без проблем превосходит многие паспортные данные, была обречена на успех.
История[править | править код]
Разработан в конце 1980-х годов по заданию Министерства обороны СССР.
Производство начато в 1993 году.
Предсерийные автомашины (оснащённые двигателем ТМЗ-8424 производства Тутаевского моторного завода мощностью 425 л.с.) прошли испытания в различных климатических условиях и в 1996 году были предложены на продажу.
В 1998 году в вооружённые силы Белоруссии передали первые 12 шасси МАЗ-6317. После завершения заводских и полигонных испытаний, в 2001 году было принято решение о поставках МАЗ-6317 в вооружённые силы Белоруссии.
В марте 2020 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации “Богдан” «Автосборочный завод № 2» (под наименованием “Богдан-6317”). В дальнейшем, киевская освоила изготовление бронированного варианта МАЗ-6317 (с бронированной кабиной собственной разработки и защитой кузова).
Состоит на вооружении вооружённых сил Белоруссии, РФ, Азербайджана, а также используется пожарными службами и другими гражданскими организациями этих стран.
Автокраны
Автомобили МАЗ – автокраны.
Модельный ряд автокранов МАЗ может поразить каждого. Только автокранов «Силач» около девяти модификаций.
Понятно, что все модификации автокранов МАЗ подробно мы рассматривать не будем, но краткую характеристику в виде таблице представим на ваше обозрение.
Автокраны МАЗ, это автокраны стреловидного типа. Базовое шасси в зависимости от модели скомпоновано так, что возможно работать как в полное так и не полное бездорожье.
Топливная система данных автомобилей не привередлива к качеству топлива, что немало важно для таких стран, как Россия, Украина и других стран СНГ. Так же стоимость автокранов МАЗ может конкурировать со многими отечественными производителями
Автомобили МАЗ – автокраны «Силач».
Автокран КТА-35 «Силач» на базе автомобиля МАЗ 6303А3
Автомобили МАЗ – автокраны «Ивановец».
Автокраны «Ивановец» на базе автомобиля МАЗ 6303А3 (6?4)
Автокраны «Челябинец» на базе автомобилей МАЗ.
Существую две модификации автокранов «Челябинец» все они на базе автомобиля МАЗ-630303 (6?4).
АВТОКРАН КС-45721 «ЧЕЛЯБИНЕЦ» — грузоподъемность 25 т.
АВТОКРАН КС-55730 «ЧЕЛЯБИНЕЦ» — грузоподъемность 32 т.