МАЗ-5551
Минский автомобильный завод является одним из ведущих предприятий машиностроения на всем постсоветском пространстве. Предприятие имеет 70-летнюю историю выпуска большегрузной техники. Изначально белорусские грузовики отличали высокая надежность, простота в эксплуатации и легкость в обслуживании и ремонте. Высокая степень унификации запасных частей и агрегатов позволяет организовать сервисное обслуживание на современном техническом уровне. «МАЗ» сегодня – это брэнд, заслуживший признание не только на родине, но и в ближнем и дальнем зарубежье. В номенклатуру выпускаемой продукции входят бортовые автомобили, седельные тягачи, шасси под установку оборудования различного назначения, автобусы, троллейбусы и прицепная техника. В настоящий момент под маркой «МАЗ» производится более четырехсот моделей и модификаций техники. Благодаря сотрудничеству с ведущими производителями автомобильной техники в мире, продукция завода востребована и конкурентоспособна на мировых рынках. Предприятием налажено сотрудничество с немецкими компаниями MAN и BOSCH, американской Cummins, международным концерном ZF, российским ЯМЗ и многими другими фирмами и организациями. Это позволяет не только разрабатывать современные и перспективные образцы машин, но и модернизировать модификации и модели, запущенные в производство. Одним из долгожителей производственной линии завода остается самосвал, получивший отраслевой индекс МАЗ-5551. Первые образцы машины были выпущены еще в 1985 году. Претерпев незначительных изменений, машина выпускается по сегодняшний день, и пользуется заслуженным спросом на рынке грузовых автомобилей.
Навигация по статье
Разновидности
Часто встречаются разные версии МАЗа-5551, такие как 020 с увеличенным объемом загрузки.
МАЗ-5551-020Р снабжен еще большей погрузочной поверхностью и объемом.
МАЗ-555102 имеет три комплектации – 220, 223, 225. Серия оснащена двигателями в 230 л. с.
Модель 225 оборудуется самосвалом с трехсторонней разгрузкой и возможностью сочленения в автопоезд. Грузоподъемность 9 500 кг, 220-я и 223-я версии – 10 200 и 10 100 кг соответственно.
Опционально комплектуются кондиционером, подогревателем двигателя, отопителем салона, надставными бортами, тентом, электропневмогидровыводами на прицеп, задними бамперами и боковым ограждением.
Общее описание
МАЗ-555102 оснащается цельнометаллическим кузовом с полезным объёмом 12,5 кубометра, он предназначен для перевозки сыпучих грузов нерудного типа. Для разгрузки применяется опрокидывание кузова механизмом гидравлического типа. На поперечинах рамы установлен одиночный цилиндр, связанный шарниром с основанием кузова. Привод гидравлической системы от коробки отбора мощности и насоса. Бак с 25 литрами масла для системы установлен на лонжероне рамы. Разгрузка может осуществлять в три стороны, направление выбирается пневматическим переключателем на пульте управления.
На задней поперечине рамы имеется буксировочный прибор для прицепа-самосвала. Такой вариант автопоезда-самосвала применяется при перевозке сельскохозяйственных грузов.
Базовая комплектация автомобиля может быть расширена за счет дополнительного оборудования. В список опций входят ходоуменьшитель в коробке передач, системы контроля и (или) регистрации расхода топлива. Для повышения характеристик МАЗ-555102 может быть оснащен штатными надставными бортами кузова высотой 300 мм. В таком варианте полезный объем платформы увеличивается на 3 кубометра.
Технические характеристики МАЗ-5551
Популярность данного транспортного средства обусловлена превосходными рабочими показателями, которые сделали его крайне востребованным в сфере различных грузоперевозок. К числу наиболее значимых ТТХ МАЗ-5551 необходимо отнести:
- двигатель — ЯМЗ или аналоги, мощностью 180-230л.с., в зависимости от модификации;
- колесная база — 3,3м;
- снаряженный/полный вес — 7,58/16,23 тонн;
- объем кузова — 5,5-12,5 м3 при условии монтажа дополнительных бортиков;
- время подъема кузова с нагрузкой — 15с.
Упоминания также заслуживает коробка передач механического типа, которой комплектовались все модификации. Она оснащена 5-ю ступенями и синхронизаторами, что значительно упрощает управление автомобилем.
Подъем кузова осуществляется не с помощью традиционного для транспортных средств того времени пружинного механизма, а при помощи гидропривода.
Габариты
Одной из отличительных особенностей этого грузовика представляются небольшие размеры, позволяющие уверенно передвигаться на строительных площадках и других стесненных условиях. Длина модели составляет всего 5,99 м, а ширина — 2,5 м. Если мерить по крыше кабины, высота МАЗ составляет 2,925 м.
Грузоподъемность
Изначально грузоподъемность данного транспортного средства составляла 8 тонн, однако инженеры завода-изготовителя впоследствии существенно доработали конструкцию. Благодаря усиленной раме и увеличенному объему кузова она возросла до 10-12 тонн, что позволяет сделать грузоперевозки значительно эффективнее.
Несмотря на свои скромные габариты подобного рода автомобиль не может похвастаться скромным весом. Отчасти это связано с материалами изготовления кузова, рамы и кабины, благодаря которому полная масса 5551 составляет 16,23 тонны, что несколько больше, чем у моделей автоконцерна предыдущего поколения.
Удобство и комфорт
Что же сделали конструкторы для эргономики и удобства водителя и пассажиров в МАЗе-5551?
В отличие от предыдущей версии все-таки в конструкцию и расположение элементов управления, кресла водителя и приборную панель внесли некие приятные изменения, что, безусловно, добавило комфорта и удобства эксплуатации.
В кабине просторно и уютно. Без спального места здесь легко располагаются водитель и два пассажира.
В кабину легко залезать благодаря правильно расположенным поручням и ступенькам. Эргономикой расположения элементов кабины вряд ли можно похвастаться.
Руль регулируется как по высоте вылета, так и по углу наклона. Сидение передвигается на салазках. Но все же водителю тяжело найти для себя удобное положение.
Это приводит к быстрой утомляемости и негативно влияет на сосредоточенность и качество его работы.
Однако благодаря большим боковым зеркалам и расположению водителя обзор остается на высоте.
Панель приборов довольно информативна, но из-за слабой яркости световой индикации некоторых показателей отдельные элементы плохо видны днем.
Но все же белорусские создатели постарались во многом преобразить кабину и внутреннее пространство. И у них это получилось.
Удачным стало расположение предохранительной коробки – за панелью приборов возле пассажирского кресла, доступ к ней не затруднен.
Освещение и вентиляция кабины сделаны на высоком уровне.
Между водителем и пассажиром есть специальное отделение, в которое можно положить, например, документы, бутылку с водой и другие мелочи.
Здесь же есть сигаретница, однако ни прикуривателя, ни пепельницы почему-то не предусмотрели разработчики этого автомобиля.
Неудобно открывать двери изнутри из-за низкого расположения рычажка открывания.
Для опрокидывания кабины конструкторы МАЗа учли недостатки пружинного механизма, который мог создавать опасность из-за самопроизвольного отщелкивания и откидывания, и оборудовали ее гидроприводом.
Именно благодаря такой системе отсекается опасность, присущая пружинному замку. Для отечественного рынка грузовых автомобилей все гидроприводы взаимозаменяемы.
МАЗ тоже можно назвать отечественным, так как изначально сделан он в одной большой стране – СССР. Система фиксации сделана очень просто – стальной трос крепится на раму и какую-либо точку снизу кабины.
Хоть и не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Управление гидроприводом подъема кабины находится под решеткой радиатора.
Такое расположение обусловлено тем, чтобы водитель помнил, что поднимать кабину без открытой решетки радиатора нельзя.
Качество металла кузова и сами элементы не настолько надежны, как хотелось бы, но это не препятствует использованию автомобиля в качестве тягача.
Ручник на МАЗе-5551 уже современного образца с энергоаккумуляторами пружинного типа, обладает хорошими техническими характеристиками.
А здесь можно ознакомиться с техническими характеристиками автомобиля ГАЗ-33081 «Егерь».
Существенным просчетом системы, по отзывам экспертов, является отсутствие болтов в камерах, с помощью которых можно принудительно растормозить колодки.
Кабина МАЗ-5551
Что такого интересного сделали конструкторы, чтобы улучшить эргономику и удобство управления МАЗом? Изменений хватает, и все они весьма приятные. В кабине стало уютно и просторно. Даже без спального места здесь легко поместятся два пассажира, не считая самого водителя.
Грамотно продуманные поручни и ступеньки позволяют залезать в кабину быстро и просто. Сиденье можно двигать и регулировать – к сожалению, только пассажирское. В 90-е годы не каждая машина имела регулировку руля, а у MAZ-5551 она есть. В кабине был замечен и первый недостаток – слишком большой руль. Если вы не обладаете высоким ростом, при каждом повороте нужно будет немного подаваться телом вперед. Вряд ли такое нововведение можно считать удобством.
Панель приборов оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, она достаточно информативна, с другой – имеет слабенькую яркость, из-за чего отдельные элементы практически не видны в дневное время. Удачно расположенная предохранительная коробка – несомненный плюс МАЗ-5551. Впрочем, как и эффективное отопление, которое прекрасно справляется с поставленной задачей даже в лютые морозы. Между пассажиром и водителем находится небольшое отделение, в котором можно прятать различные мелочи – документы, ключи, воду в бутылке и пр.
МАЗ 551603 221 — самосвал (технические характеристики)
содержание .. 21 22
Автомобили МАЗ (технические характеристики) — часть 4
Марка: МАЗ
Модель (серия): 551603
Модификация: 221
Технические характеристики самосвалов МАЗ 551603 221
Основные характеристики
Колёсная формула / кол-во осей | 6х4 |
Характеристики грузоподъёмности и массы | |
Грузоподъёмность | 20000* |
Полная масса автомобиля | 33000* |
Распределение полной массы на переднюю ось | 7000* |
Распределение полной массы на заднюю ось | 26000* |
Масса снаряженного автомобиля | 12700 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЯМЗ-236БЕ2(EURO-2) |
Тип двигателя | дизель,турбо |
Рабочий объём двигателя (силового агрегата) | 11150 |
Мощность двигателя (силового агрегата) | 184(250) |
Максимальный крутящий момент, Нм(кгсм) | 1078 |
Число и расположение цилиндров | 6,V-образное |
Коробка передач | |
Модель коробки передач | ЯМЗ-238М |
Тип коробки передач | механическая |
Число передач КП | 8 |
Диапазон коробки передач | 7,3-0,71 |
Передаточное число | 7,14 |
Топливная система | |
Топливный бак | 350 |
Контрольный расход топлива | 32 |
Максимальная скорость | 81 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | рессорная |
Подвеска задняя | рессорно-балансирная |
Колёса | |
Размер колес | 8,5-20 |
Способ крепления | клиновый(шпилечный)** |
Шины | 12.00R20 |
Тип колес | без(дисковые)** |
Характеристики самосвала | |
Платформа | самосввальн с зад.загр |
Площадь платформы | 10,1 |
Высота платформы | 1085 |
Ширина платформы | 2280 |
Длина платформы | 4440 |
Объем платформы | 10,5 |
Марка: МАЗ
Модель (серия): 551603
Модификация: 2123
Технические характеристики самосвалов МАЗ 551603 2123
Основные характеристики | |
Колёсная формула / кол-во осей | 6х4 |
Характеристики грузоподъёмности и массы | |
Грузоподъёмность | 20000* |
Полная масса автомобиля | 33000* |
Распределение полной массы на переднюю ось | 7000* |
Распределение полной массы на заднюю ось | 26000* |
Масса снаряженного автомобиля | 12700 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЯМЗ-236БЕ(EURO-1) |
Тип двигателя | дизель,турбо |
Рабочий объём двигателя (силового агрегата) | 11150 |
Мощность двигателя (силового агрегата) | 184(250) |
Максимальный крутящий момент, Нм(кгсм) | 1030 |
Число и расположение цилиндров | 6,V-образное |
Коробка передач | |
Модель коробки передач | ЯМЗ-238М |
Тип коробки передач | механическая |
Число передач КП | 8 |
Диапазон коробки передач | 7,3-0,71 |
Передаточное число | 7,14 |
Топливная система | |
Топливный бак | 350 |
Контрольный расход топлива | 32 |
Максимальная скорость | 81 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | рессорная |
Подвеска задняя | рессорно-балансирная |
Колёса | |
Размер колес | 8,5-20 |
Способ крепления | клиновый(шпилечный)** |
Шины | 12.00R20 |
Тип колес | без(дисковые)** |
Характеристики самосвала | |
Платформа | самосвальн ковш.тип без задн.борта |
Площадь платформы | 11,2 |
Высота платформы | 1085 |
Ширина платформы | 2280 |
Длина платформы | 4920max |
Объем платформы | 10,5 |
Марка: МАЗ
Модель (серия): 555102
Модификация: 220
Технические характеристики самосвалов МАЗ 555102 220
Основные характеристики | |
Колёсная формула / кол-во осей | 4х2 |
Характеристики грузоподъёмности и массы | |
Грузоподъёмность | 10000* |
Полная масса автомобиля | 18000* |
Распределение полной массы на переднюю ось | 6500* |
Распределение полной массы на заднюю ось | 11500* |
Масса снаряженного автомобиля | 8000 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЯМЗ-236НЕ2(EURO-2) |
Тип двигателя | дизель,турбо |
Рабочий объём двигателя (силового агрегата) | 11150 |
Мощность двигателя (силового агрегата) | 169(230) |
Максимальный крутящий момент, Нм(кгсм) | 882 |
Число и расположение цилиндров | 6,V-образное |
Коробка передач | |
Модель коробки передач | ЯМЗ-236П |
Тип коробки передач | механическая |
Число передач КП | 5 |
Диапазон коробки передач | 5,26-0,66 |
Передаточное число | 7,14 |
Топливная система | |
Топливный бак | 200 |
Контрольный расход топлива | 22 |
Максимальная скорость | 91 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | рессорная |
Подвеска задняя | рессорная |
Колёса | |
Размер колес | 8,5-20 |
Способ крепления | клиновый(шпилечный)** |
Шины | 12.00R20 |
Тип колес | без(дисковые)** |
Характеристики самосвала | |
Платформа | самосввальн с зад.загр |
Площадь платформы | 8,6 |
Высота платформы | 630 |
Ширина платформы | 2268 |
Длина платформы | 3800 |
Объем платформы | 5,4 |
содержание .. 21 22
История развития
Белорусский «трудяга», как его называют, начал свою жизнь еще в военные годы после освобождения Минска.
Эмблемой марки стал беловежский зубр. С развитием производства был создан МАЗ-500 – главный прародитель современного МАЗа-5551. Произошло это в конце 60-х годов.
Самосвал стал собственной разработкой минских конструкторов. Агрегировался он двигателем ЯМЗ-236, который уже был четырехтактным.
После серии модификаций и доработок в 1985 году поступила в серийное производство одна из версий – самосвал МАЗ-5551. Он является наиболее распространенным на территории России.
Важным преимуществом «белоруса» являются его поворотливость и маневренность благодаря небольшой колесной базе грузовика и двухосной компоновке.
Поэтому в городских условиях он идеально вписывается даже в небольшие стройплощадки и развороты.
Описание самосвала МАЗ-5551
Прежде чем узнать грузоподъемность МАЗ 5551 и другие его рабочие показатели, целесообразно подробнее ознакомиться с этой популярной моделью, её особенностями. Выпуск автомобиля начался в 1985 году, однако несмотря на устаревшую конструкцию он до сих пор повсеместно используется в сельскохозяйственной и других сферах.
К числу наиболее значимых особенностей подобного рода транспортного средства следует отнести:
- небольшие габариты, позволяющие грузовику успешно маневрировать даже в условиях ограниченного пространства;
- отличная грузоподъемность, значительно превосходящая аналогичные показатели у многих других моделей отечественного, зарубежного производства;
- универсальность.
Необходимо упомянуть также замечательную проходимость этого самосвала, обусловленную большим дорожным просветом, характерным для большинства грузовых автомобилей данного производителя.
Будучи неприхотливым в обслуживании и эксплуатации, МАЗ повсеместно используется не только в сельскохозяйственной сфере, но и на многочисленных строительных площадках. При необходимости провести ремонт достаточно изучить каталог запчастей, приобрести нужную деталь и устранить неисправность, используя различные видео-инструкции.
Он отлично подходит для перевозки различных сыпучих материалов — песка, удобрений, небольшого размера камней, щебня, строительного мусора. Удачная конструкция позволяет использовать его для транспортировки зерна, благодаря чему модель нередко называют сельхозник.
Самыми популярными модификациями самосвалов этой серии являются:
- 020 — оснащен кузовом, способным разгружаться исключительно назад;
- А2-320 — современная версия с турбированным двигателем мощностью 230л.с.;
- А3-4327 — отличается увеличенным размером сварного кузова, предназначенного для транспортировки сыпучих грузов.
Существуют и другие модификации этой популярной модели, имеющие специальное назначение, например, использование в качестве автопоезда либо в коммунальном хозяйстве.
Отличное качество сборки и доступная стоимость сделали грузовик оптимальным решением для эксплуатации в коммерческой сфере, где важна высокая рентабельность. Необходимо отметить, что тюнинг применяется в отношении подобного рода автомобилей сравнительно редко, поскольку их эксплуатационные характеристики не требуют доработок.
Устройство автомобиля
Конструкция МАЗ Зубренок отличается простотой, однако может отличаться и зависит от конкретной модификации. Ведь со времени начала выпуска модель неоднократно дорабатывалась и улучшалась, что позволило ей стать одной из самых эффективных в своем сегменте.
Как можно увидеть на фото, дизайн грузовика был изменен в 1998 году, что позволило ему стать более современным в сравнении с предыдущими поколениями. К числу основных элементов конструкции транспортного средства относятся:
Кабина машины довольно просторная, позволяет с комфортом разместиться водителю и 2 пассажирам. Изготовлена из прочных материалов, редко подвергается коррозии, все контрольные приборы и органы управления удобно расположены по отношению к водителю.
Особого упоминания заслуживают двигатели, устанавливаемые на МАЗ, поскольку они значительно отличаются, в зависимости от модификации. Стандартным вариантом представляется дизельный силовой агрегат v-образного типа, оснащенный 6-ю цилиндрами. Он имеет объем 11,15 литров, может похвастаться мощностью до 180 л.с. Однако, по мере совершенствования конструкции на автомобили данной модели стали устанавливать более современный вариант мотора, оснащенный турбонаддувом, а также обновленный радиатор.
Некоторые из модификаций даже предусматривали установку не только отечественных агрегатов ЯМЗ, но и иностранных аналогов, однако они, как показывают отзывы, не получили широкого распространения, поскольку стоимость грузовика существенно возросла.
В чем преимущества
В заключение обзора автомобиля МАЗ-5551 можно отметить упорство и стремление белорусов идти в ногу со временем и тем самым удерживаться на плаву в конкурентной борьбе с брендовыми импортными марками.
Во время кризиса в постсоветскую эпоху многие автопредприятия закрылись и прекратили свое существование, но МАЗ выстоял и развил производство до мировых стандартов, соперничая теперь с остальными.
Конечно, перечисляя основные просчеты и недостатки МАЗа-5551, нельзя забывать, что цена его во много раз ниже импортных, которые пестрят различной технологической оснасткой и возможностями.
Миллионы водителей в странах СНГ воспринимают МАЗ как очень верного друга, который и в зной, и в стужу привезет их домой, несмотря на свои, может, недостаточные комфортность и удобство. Он по праву удостоен народного прозвания «трудяга».
После того, как технические характеристики МАЗ-5551 изучены, предлагаем вам ознакомиться с внешними особенностями автомобиля:
https://youtube.com/watch?v=uiMZlWcnPpg
Модификации
Самосвал МАЗ-5551 стал логическим продолжением ранее выпускаемой модели. Его конструкция во многом разработана на базе МАЗ-5337, который выпускался заводом уже на протяжении десяти лет. Шасси МАЗ-5551 также используется для монтажа гидравлических подъемников и кранов, автоцистерн и другого специализированного оборудования. За тридцать лет производства было выпущено множество модификаций, отличавшихся друг от друга силовыми установками, элементами трансмиссии, грузоподъемностью и оснащением кабин и уровнем комфорта. Можно выделить несколько основных модификаций:
- МАЗ-5551-020 – модель первых годов выпуска грузоподъемностью до 10 тонн, оснащавшаяся атмосферным, 180-сильным мотором ЯМЗ;
- МАЗ-5551 А2-320 – машина повышенной грузоподъемности с турбированной силовой установкой ЯМЗ мощностью 230 л.с;
- МАЗ-5551 А3-4327 – модель, оборудованная кузовом с разгрузкой груза на три стороны объемом 12,5 м3. Используется для транспортировки сельскохозяйственных грузов. Грузоподъемность – 9,2 т;
- МАЗ-5551 А2-325 – самосвал, с кузовом объемом 5,5 м3, и возможностью трехсторонней разгрузки. Предназначен для использования в составе автопоезда;
- МАЗ-5550 – современная модификация грузоподъемностью до 12 тонн. Оснащается турбированным двигателем ЯМЗ мощностью 273 л.с. и 9-ти ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль имеет левосторонний отвод отработанных газов и не оборудован обогревом платформы.
- МАЗ-5551-01ХЛ – модификация для эксплуатации в условиях пониженных температур до -60*.
Некоторые модели самосвала также оснащены надежными немецкими силовыми установками Deutz BF4M1013FS агрегатируемые 9-ти ступенчатыми механическими КПП ZF.
Назначение
МАЗ-5551 – маневренный самосвал, предназначенный для перевозки различных сыпучих грузов. Чаще всего машина используется для перевозки строительных материалов при строительстве зданий и сооружений. Машина прекрасно зарекомендовала себя на внутрирегиональных маршрутах при перевозке урожая и других сыпучих грузов сельскохозяйственного назначения в составе автопоездов. Нередко десятитонник используется городскими коммунальными службами при обустройстве городских территорий. Благодаря подогреву кузова в любое время года автомобиль можно использовать для подвоза асфальта при строительстве и ремонте дорог. Универсальность и многофункциональность грузовика определяет также его использование на различных производствах.
Ходовая часть
Ходовая часть МАЗ-6430
На седельном тягаче МАЗ-6430 используется рессорная или пневмоподвеска с автоматизированным управлением. Благодаря этому полуприцеп легко можно перевести в рабочее транспортное положение после окончания погрузки. Функция автоматизации позволяет обойтись в этом процессе без участия оператора.
Пневмоподвеска установлена на ведущих мостах и имеет четыре баллона. Она оснащена комплексом электронных систем ECAS, включающим мониторинг нагрузки на ведущих мостах и контроль расхода топлива. Также в перечень оснащения входит системы антипробуксовки.
Для тягача МАЗ 6430 предлагается два варианта сцепных устройств: высотой 1250 и 1350 мм.
В задней части грузовика используется балансирная конструкция. Она может быть подвесной или многолистовой, рессорной. Некоторые модификации тягачей оснащаются также стабилизаторами поперечной устойчивости.
Передняя подвеска зависимая, она состоит из:
- двух полиэллиптических рессор;
- двух телескопических амортизаторов;
- стабилизатора поперечной устойчивости.
Задняя подвеска рессорно-балансирная с реактивными штангами или пневматическая с электронным управлением (она использовалась для тягачей с колесной формулой 6х4).
Средний мост на тягаче проходного типа. Он имеет двойную передачу, которая состоит из центрального конического редуктора и колесных передач. Средний мост МАЗ-6430 оснащается межколесным и межосевым дифференциалом с блокировкой.
Задний мост тягача имеет другую конструкцию – он оснащается двойной главной передачей, состоящей из центрального редуктора и колесных передач. Задний мост имеет межколесный дифференциал с блокировкой.
Блокировка межколесных дифференциалом среднего и заднего мостов производится одним выключателем. Она не зависит от включения блокировки межосевого дифференциала. При блокированном положении загорается контрольная лампочка.
Блокировка межколесного и межмостового дифференциалов тягача включается только при остановке. Допускается также блокирование дифференциалов при движении на скорости до 10 км/ч.
Нужно отметить, что ходовая МАЗ-6430 меняется в зависимости от серии и модификации. Подвеска, рессоры, амортизаторы подвергались модернизации при каждом рестайлинге тягача.