Особенности конструкции
В основе конструкции лежит стальная рама, изготовленная из штампованных элементов. Соединение узлов происходит с помощью заклёпок и точечной сварки. Боковые части выполнены из Z-образных элементов и лонжеронов, изготовленных из листовой стали. В передней и задней части корпуса установлены буксировочные зацепы с пружинными демпферами.
Модель получила 12-и цилиндровый, V-образный двигатель Д12А-525А мощностью 525 лошадиных сил. Особенностью ДВС по праву можно назвать использование двух входных выпускных клапанов в каждом цилиндре. Вездеходы «Ураган» комплектовались аналогичным двигателем.
Оснащён двумя баками для дизельного топлива, суммарным объёмом в 520 литров. Для подачи горючего используется плунжерный насос. Специальное предохранительное устройство отключает подачу топлива при низком давлении масла. Рубашки охлаждения на выпускных коллекторах помогают ускорить прогрев двигателя. Автономный электрический обогреватель помогает запуску двигателя при сильных заморозках.
С двигателем соединён гидравлический трансформатор, который способен работать в качестве гидравлической муфты. Механизм блокировки колёс выполнен с использованием электропривода. Крутящий момент передаётся на планетарную, трёхступенчатую коробку передач, оснащённую дополнительной передачей заднего хода.
Момент вращения между осями распределяет раздаточная коробка, умеющая работать с прямой и пониженной скоростью. За переключение передач отвечает пневмопривод. Редуктор способен блокировать межосевой дифференциал. Главная пара на ведущих мостах коническая, оснащена планетарной колёсной передачей. Проходные редукторы оснащены дополнительной парой шестерён для привода межосевого дифференциала. Соединение всех редукторов идёт через карданные передачи.
Передняя подвеска строится на применении индивидуальных торсионов и рычагов и гидравлической подвески двустороннего действия. Продольное расположение упругих валов, по два на каждом переднем колесе. Задние колёса оснащены балансирной подвеской, без использования рессор. В качестве тормозной системы применяется связка из пневматического и гидравлического оборудования, барабанного типа.
Кабина – первое за что цепляется взгляд при виде МАЗ-543. Четырёхместная, двойная, ветровые стёкла наклонены в обратную сторону. Выполнена из полиэфирной смолы. Посередине размещена крышка моторного отсека. Слева и справа от него находятся две половины кабины, в каждой по два посадочных места. Причиной такого нестандартного расположения кабины послужила выдающаяся длина ракетного комплекса «Темп-С». После разделения кабины надвое, на образовавшемся посередине ложе размещалась передняя часть боеголовки. Несмотря на близко расположенный мощный двигатель, шум в салоне, благодаря повышенной звукоизоляции, не превышает 85 децибел.
Устройство
Управление в более ранних модификациях осуществляется посредством коробки передач, выпущенной на заводе имени Лихачева. Для эксплуатации в городских условиях ее вполне хватает. С иностранными агрегатами обычно применяется 5-скоростная трансмиссия ZF S5-42 (ZF 6S-850), производимая на венгерских или немецких предприятиях.
Одним из недостатков «Зубренка» является отсутствие блокировки дифференциала и полноприводной версии четыре на четыре. Это затрудняет передвижение по бездорожью и пересеченной местности. Модель Маз 4371 всегда позиционировалась в качестве машины для города.
Тормозная система построена на барабанных тормозах. Однако присутствуют и модификации с дисковыми тормозами.
Кабина Маз 4371 заслуживает отдельного внимания. Именно этот элемент существенно отличает модель от предшественника (МАЗ 4370). Вместо короткой кабины без спального места использована более просторная кабина. В плане комфортабельности она несильно уступает иностранным продуктам.
Мягкая подвеска даже при продолжительном переезде не утомляет водителя.
В плане комфортабельности пользователи отмечают, что третье сиденье ни к чему, а установка спального места может вызывать затруднения. Но зато в кабине очень тепло, нет моторного тоннеля, который обычно мешается под ногами, а подвеска довольно мягкая и при длительном переезде не утомляет. По бокам дверных проемов предусмотрены поручни, облегчающие вход.
Размеры
МАЗ МАН «Зубренок» наделен следующими линейными габаритами:
- Длина (с прицепом) – 8200 мм.
- Длина (без прицепа) – 5500 мм.
- Ширина –2550 мм.
- Высота – 2850 мм.
- Ширина колесной базы – 3700 мм.
Что касается остальных показателей, то в их числе значатся:
- Собственный вес – 4900 кг.
- На заднюю ось приходится 65 % веса, поэтому задние колеса спаренные.
- Предельно допустимая масса машины – 10 100 кг.
- Объем кузова – 35,5 куб.м.
- Размер шин – R17,5.
- Колесная формула – 4х2.
- Разгон при полной загрузке – до 110 км/ч.
- Емкость топливного бака – 130 литров.
- Расход горючего – 18 литров на каждые 100 км пройденного пути.
Дизайн
Нельзя сказать, что новый кроссовер МАЗ-5551 2021-2022 выполнен в уникальной стилистике. В белорусской модели прослеживается много общего с продукцией Toyota и ряда других марок. С другой стороны, многие современные кроссоверы внешне похожи между собой.
Кузов у представленной новинки имеет купеобразные очертания за счет сильно заваленных передних стоек и плавно опускающейся линии крыши, которая переходит в объемную корму. Передняя часть у кроссовера МАЗ сильно вытянута, что в сочетании с изогнутым капотом придает автомобилю более спортивный внешний вид.
Несмотря на выраженное сходство с японскими моделями, представленная новинка отличается рядом уникальных деталей. Прежде всего, это касается выреза, расположенного под кромкой капота. Он скрывает в себе компактную радиаторную решетку, которая упирается в удлиненную головную оптику со светодиодными лентами. Передние фонари за счет плавно сужающихся граней имеют форму треугольника.
Вторая примечательная деталь заключается в том, что спереди у представленного кроссовера присутствует выступ, который образует оригинальный «нос» автомобиля. Здесь разработчик поместил прямоугольный воздухозаборник с широким пластиковым кантом и большими горизонтальными ламелями. Он закреплен на огромном переднем бампере, который несколько раз изгибается под острым углом, что также подчеркивает спортивный облик белорусской модели. Снизу присутствуют 2 выреза, предназначенные для вентиляционных отверстий. Завершает переднюю часть кузова металлическая планка, проложенная вдоль кромки переднего бампера.
Третья интересная деталь — широкие колесные арки, которые защищены дополнительным пластиковым обвесом. Оконные линии, закрытые металлической накладкой, соединяются между собой под острым углом.
Наиболее выраженное сходство с японскими кроссоверами прослеживается в задней части кузова. Белорусская модель комплектуется развитым антикрылом с дополнительным стоп-сигналом, которое нависает над широким остеклением. По бокам проложены пластиковые накладки, которые защищают окно от камней. По примеру некоторых моделей Lexus у представленной новинки багажная дверца под стеклом немного выступает назад, формируя таким образом некое подобие спойлера.
Задняя оптика у кроссовера МАЗ-5440 2021-2022 выполнена в виде треугольника с расходящимися «лучами, которые заходят на боковую часть кузова. Внутри кормовых фонарей расположены 2 широкие ленты светодиодных огней. Сзади разработчик также разместил массивный бампер. Но в нем, помимо дополнительных стоп-сигналов, предусматривается диффузор с металлической отделкой, по бокам которого вынесены 2 большие выхлопные трубы.
Двигатель
Машина может оборудоваться различными типами двигателей. Наибольшим спросом пользуются грузовики, оснащенные дизелем собственного производства мощностью 156 лошадиных сил. Это четырехтактная поршневая модель Д-245.30 ММЗ с вертикальным расположением цилиндров и системой непосредственной подачи топлива, турбированным наддувом и охлаждением воздуха. Основным достоинством мотора является низкая стоимость.
Второй по популярности двигатель МАЗ 4371 – это Deutz BF4M1013FC с системой электронного управления. Он характеризуется надежностью, экологичностью (Евро-3) и мощностью (170л.с.).
Другие варианты оснащения:
- MAN D0834FL64 мощностью 180 лошадиных сил с соответствием качества выхлопа стандарту Евро-5;
- Cummins мощностью 160 лошадиных сил с качеством выхлопа Евро-4.
Агрегат Ярославского моторного завода имеет характеристики, аналогичные МАЗ. Он также широко распространен на территории России.
Маз-4370: общие сведения
Описываемый «Зубренок» своим внешним видом мало чем отличается от своего немецкого прототипа. С самого начала производства на МАЗ устанавливали немецкие шасси, предназначенные для MAN L 2000. Даже внешне их различия состояли только в том, что у одного была табличка с надписью MAN, а у второго – МАЗ.
Немецкий грузовик мало чем отличается от МАЗ «Зубренок». Фото MAN L 2000 почти идентичны МАЗу.
МАЗ 4370 – это низкорамный грузовик. По своей грузоподъемности он относится к классу среднетоннажных моделей. Его плотная комплектация, низкая рама и относительно небольшие размеры обеспечивают лидерство в городских и пригородских условиях. Маневренность МАЗа позволяет развернуться где угодно. В качестве авто для перевозки товара ему нет равных, так как та самая низкая рама упрощает погрузку и разгрузку машины, что позволяет произвести ее в минимально короткий срок.
МАЗ 4370 могут использовать и для дальних перевозок. Для этого грузовик оснащен всем необходимым. На может превратиться в эвакуатор, самосвал или в другую грузоперевозочную строительную технику.
Полноприводные грузовики МАЗ
1. МАЗ-6517 X9-410
Этот самосвал с задней разгрузкой оснащен П-образной грузовой платформой с механическим приводом заднего борта.
- Модель двигателя: ЯМЗ-6585.10, мощностью 309 кВт / 420 л.с.
- Коробка передач – ЯМЗ-239 или 12JS200TA.
- Размер шин: 16,00R20
- Тип кабины: большая.
- Объём топливного бака – 300 л.
- Объем платформы – 12,5 м3.
- Полная масса автомобиля: 33,5 т.
- Грузоподъёмность – 19 т.
- Масса снаряжённого автомобиля – 14,5 т.
- Модификация МАЗ-6517 X5-480 оснащена дизелем ЯМЗ-65853 мощностью 243 кВт / 330 л.с.
2. МАЗ-6425 X9-433 000
- Полноприводной седельный тягач с колёсной формулой 6х6.
- Модель двигателя: ЯМЗ-6585.10, мощностью 309 кВт / 420 л.с.
- Модель коробка передач – ЯМЗ-239 (9 передач).
- Размер шин: 12,00R20
- Объем топливного бака, л.: 350
- Полная масса автопоезда: 65 т.
- Полная масса автомобиля: 32,5 т.
- Допустимая нагрузка на седло – 21 тыс. кгс.
В модификации МАЗ-6425 X9-450-051 полноприводной седельный тягач оснащён двигателем ЯМЗ-6585, двумя топливными баками 350+200 л. А в варианте МАЗ-6425 X9-450 – коробкой передач 12JS200 TA (12 передач).
Кабина водителя
Кабина является отличительной чертой данной модели. Она характеризуется большим внутренним пространством, а эргономичность ее способна конкурировать с иностранными аналогами. В ней имеется только два кресла и не предусмотрена установка спального места. К преимуществам кабины МАЗ 4371 стоит отнести качественную работу системы отопления и отсутствие моторного тоннеля. Мягкая подвеска позволяет снизить усталость до минимума.
Для доступа в салон предусмотрены ступени и поручни. В конструкции отсутствуют пневматические баллоны и пружинные стойки, для монтажа используются резиновые втулки. Доступ к моторному отсеку обеспечивается за счет качественных и надежных гидравлических подъемников и замков.
Панель приборов считается лучшей среди выпускаемых в странах СНГ. Внутреннее оформление несколько уступает иностранным аналогам. Над лобовым стеклом МАЗ 4371 Зубренок появилась пластмассовая полка. Задняя часть крыльев установлена на несущую часть, они представлены подкрылками, осуществляющими защитную функцию.
К недостаткам кабины относится низкий уровень защиты от коррозии. Однако конструкция включает большое количество оцинкованных элементов.
Трансмиссия
Для последних версий МАЗ 4370 предусмотрены 2 варианта трансмиссий:
- 5-ступенчатая механическая коробка переключения передач СААЗ-3206 (Саранский агрегатный завод). Устанавливается на модификации с белорусскими двигателями. МКПП СААЗ-3206 считается достаточно жесткой (тяжелое переключение скоростей) и имеет небольшие передаточные числа. Не самое удобное переключение передач является главным минусом трансмиссии, но водители достаточно быстро привыкают к нему;
- коробка передач ZF иностранного производства, работающая совместно с двигателями DEUTZ BF 4M1013FC. Сборка данной трансмиссии выполняется на заводе в Китае или Испании. К достоинствам МКПП ZF относят более плавное переключение скоростей и надежность.
Передача крутящего момента от трансмиссии к двигателю выполняется при помощи фрикционного однодискового сцепления сухого типа с диаметром диска 340 или 360 мм.
Самосвалы МАЗ
В различных отраслях: коммунальное или сельское хозяйство, строительство дорог, мостов, тоннелей, объектов жилой и коммерческой недвижимости широко применяются самосвалы Минского автозавода. Их используют для транспортировки навалочных и сыпучих грузов, при проведении карьерных, горных и строительно-ремонтных работ, перевозки угля, песка, гравия, грунта, сальника, щепы и прочих грузов.
Самосвалы МАЗ различаются по направлению выгрузки:
- С задней разгрузкой (МАЗ-6516, МАЗ-6501, МАЗ-5551 (А5, 45) и др.)
- С боковой разгрузкой. (МАЗ-6501 автопоезд, МАЗ-650108, МАЗ-5516 и 5516 А8).
- Универсальные, как сзади, так и сбоку. (МАЗ-4570, МАЗ-6501, МАЗ-5551 А2, 47).
1. МАЗ-6501 B5 484
- Модель двигателя: ЯМЗ-536.10, мощностью 228 кВт (310 л.с.)
- Модель коробки переключения передач: 9JS135 TA (9 передач).
- Объём топливного бака: 300 литров.
- Объём грузовой самосвальной платформы: 12,5 (15,4) м3.
- Тип платформы: П-образная с задней разгрузкой.
- Размер шин: 12,00R20 или 315/80R22,5.
- Полная масса автомобиля – 33,5 т.
- Грузоподъёмность – 20,65 т.
- Масса снаряжённого автомобиля – 12,775 (12,925) т.
2. МАЗ-5550 B5 420/480
- Модель двигателя: ЯМЗ-536.10, мощностью 228 кВт (310 л.с.)
- Модель коробки переключения передач: ZF 9S1310 TO или 9JS135 TA (9 передач).
- Объём топливного бака: 300 литров.
- Объём грузовой самосвальной платформы: 6,8 (9,1) м3.
- Тип платформы: самосвальная с трёхсторонней разгрузкой.
- Размер шин: 12,00R20 или 315/80R22,5.
- Полная масса автомобиля – 19 т.
- Грузоподъёмность – 10,2 т.
- Масса снаряжённого автомобиля – 8,725 т.
Также есть модификация МАЗ-5550 В2 / В3 – с двигателем ЯМЗ-5363 (ЯМЗ-5361), мощностью 176 кВт / 240 л.с. или 198 кВт / 270 л.с., платформами объёмом 6,2 (8,4*) либо (8,4 (10,6*) кубометров и грузоподъёмностью 10,700 (12) т.
3. МАЗ-6501 B9-8420-000
- Модель двигателя: ЯМЗ-651, мощностью 302 кВт (412 л.с.)
- Модель коробки переключения передач: ZF 16S2520ТО (16 передач).
- Объём топливного бака: 300 литров.
- Объём грузовой самосвальной платформы: 20 м3.
- Тип платформы: самосвальная с задней разгрузкой.
- Размер шин: 12.00R20 или 315/80R22.5.
- Полная масса автомобиля – 33,5 т.
- Грузоподъёмность – 19,5 т.
- Кабина: 5440 большая с низкой крышей рестайлинг.
Есть также различные комплектации – с дизелями ЯМЗ-651.10, Мерседес OM 501LA.IV (OM 501LA.V), Cummins ISLe 360 40; с кабиной малой 6501; с U-образной платформой либо платформой с трёхсторонней разгрузкой.
4. Самосвал МАЗ-6501 B9-420-031
- Самосвал МАЗ-6501 B9-420-031 – это грузовая машина с двумя ведущими осями.
- Модель двигателя: ЯМЗ-651.10, мощностью 302 кВт (412 л.с.)
- Модель коробки переключения передач: ZF 16S2520TO (16 передач).
- Объём топливного бака: 500 литров.
- Объём грузовой самосвальной платформы: 27 м3.
- Размер шин: 12.00R20 или 315/80R22,5.
- Полная масса автомобиля – 33,5 т.
- Грузоподъёмность – 19 т.
В разных вариантах комплектации, данные самосвалы оснащаются различными типами грузовых самосвальных платформ, дизелями ЯМЗ-536.10; Мерседес OM 501LA.IV (OM 501LA.V); Cummins ISLe 360 40; кабинами малыми либо большими, со спальным местом.
5. Самосвал МАЗ-5516
- Колёсная формула – 6×4.
- Модель двигателя: ЯМЗ-65853, мощностью 243 кВт (330 л.с.)
- Модель коробки переключения передач: ЯМЗ-239 или 9JS135A (9 передач).
- Объём топливного бака: 350 литров.
- Объём грузовой самосвальной платформы: 11, 12,5, 14,3 (надставные борта), 15,4 – по заказу.
- Размер шин: 12,00R20 (315/80R22,5).
- Полная масса автомобиля – 33 т.
- Грузоподъёмность – 20 т.
Заключение
Минский автомобильный завод произвёл машину на все времена. Агрегат, не имеющий аналогов в мире по достоинству занял почётное место в рядах сначала Советской, а позднее и Российской армии и смежных структурах.
Несмотря на свои преимущества, развитие оборонной отрасли продолжается. Обновлённые модификации под названием МЗКТ-7930 уже вышла в серийное производство для замены устаревших МАЗов, производства СССР.
МЗКТ-7930
Заслуженные ветераны не собираются уступать ей место, но, при необходимости, могут быть заменены в любой момент. Полноправный уход на «пенсию» ознаменуется переходом техники в музейные образцы, рядом с другими легендами тяжёлого машиностроения.