ХТЗ-17221
Колесная машина модели 17221, считающаяся развитием трактора 150К, появилась на рынке в 1997 году. Особенностью конструкции трактора является шарнирная рама, состоящая из двух половин. Соединение выполнено на вертикальном и горизонтальном шарнирах. Конструкция узла позволяет перемещение частей рамы в процессе движения. Максимальный угол отклонения половин рамы по вертикали составляет 15°, по горизонтали — 30°.
Трактор ХТЗ-17221 по техническим характеристикам относится к тяговой категории 4,0 т и способен работать с прицепным оборудованием весом до 20 т. Машины первых выпусков комплектовались 180-сильными 6-цилиндровыми V-образными дизелями ЯМЗ-236. Использование дизеля от грузового автомобиля позволило сократить расход горючего на 15%, уменьшило шумность работы и дымность выхлопа.
На тракторах применяется 4-диапазонная коробка с 16 скоростями переднего хода, обеспечивающая скорость до 40 км/ч. Применение гидравлических муфт позволяет вести переключение скоростей внутри диапазонов без разрыва потока мощности. Емкость масляного картера коробки передач — 18 л.
Коробка оснащена раздаточным редуктором для подключения привода переднего моста. Привод передних колес может отключаться из кабины оператора. В схеме трансмиссии имеется межосевой дифференциальный механизм, включающийся в автоматическом режиме при появлении пробуксовки колес. В приводах колес использованы планетарные конечные передачи, обеспечивающие увеличение тягового усилия.
Передний мост трактора установлен на листовых продольных рессорах, снабженных дополнительными телескопическими амортизаторами. Задний мост жестко размещен на раме. Остановка машины выполняется барабанными тормозными механизмами, расположенными на ступицах 4 колес. Привод системы тормозов — пневматический. Распределение усилий ведется педалью и связанным с ней тормозным краном. Дополнительно установлен ленточный стояночный тормоз, снабженный пневматическим пружинным аккумулятором. Тормоз воздействует на вал привода переднего моста.
На тракторе применяется гидравлическая система с общим расходным баком емкостью 85 л. В гидравлике установлено несколько насосов, обслуживающих различные узлы. Для работы рулевого управления применяется насос с приводом от двигателя или колес трактора. Второй режим применяется при буксировке неисправной машины.
Версия трактора 17221-21 отличается установкой 8-цилиндрового 240-сильного дизеля ЯМЗ-238М2 с увеличенным крутящим моментом. Запас топлива составляет 430 л, размещен в баках по бокам кабины оператора.
Коробка скоростей изменений не претерпела. Хвостовик ВОМ выведен назад, оборудован сменной парой шестерен. В зависимости от типа навески применяются валы различного диаметра и с разным числом шлиц.
Тракторы оснащены 2-местной металлической кабиной, оборудованной каркасом безопасности. В стандартном варианте кабина укомплектована вентиляционной установкой с возможностью подогрева воздуха, очистителем ветрового стекла, двумя динамиками аудиосистемы. Имеется возможность установки кондиционера. В зависимости от модификации применяется кабина с размещением места оператора справа или по центру. Сидение оператора имеет пружинную опору, регулировки по высоте и расстоянию от педалей.
Трактор хтз-тс-5
Данная модель является гусеничным бульдозером. Она предназначена для дорожных работ всех категорий, начиная от очистки снега и заканчивая ремонтными работами. Трактор появился на рынке промышленных машин совсем недавно-в 2014 году.
Технические характеристики:
Параметр | Числовые данные |
Двигатель | 6 цилиндров |
Мощность | 180 лошадиных сил |
Скорость | 11 км/ч |
Клиренс | 400 мм |
Объем | 5890х2520х1880 мм |
Расход солярки | 220г/кВт |
Фото трактора имеется ниже.
В заключении добавим, что все представленные модели хорошо конкурируют с зарубежными моделями. На сегодняшний день Харьковский завод еще действует и выпускает примерно две тысячи машин в год. И техника эта довольно популярна из-за своей надежности, качества, экономичности, экологической чистоты и эффективности. Кроме того, запчасти на нее легко найти и заменить, а цены на них и на сами модели, конечно, ниже, чем у европейских производителей.
Модельный ряд
На сегодняшний день очень востребованы все трактора ХТЗ. Все модели спецтехники имеют положительные характеристики и просты в управлении.
ХТЗ 17221
Специальная машина предназначена для работ в сельском хозяйств, строительстве и для внутрихозяйственных перевозок. Трактор ХТЗ 17221 начал свой выпуск с 1997 года. Главной особенностью этой модели спецтехники является шарнирная рама, которая состоит из двух частей. Машина оснащена сильным 6-цилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ – 236, работает с 4-диапазонной коробкой передач, которая имеет 16 скоростей переднего хода, развивает скорость до 40 км/ч. Коробка имеет раздаточный редуктор для подключения переднего моста. Гидравлическая система имеет несколько насосов подкачки масла в разные узлы управления и общий расширительный бак на 85 литров.
Трактор оснащен двухместной кабиной с безопасным каркасом, укомплектован вентиляцией и подогревом воздуха. Осуществляется регулировка сидений по высоте и расстоянию от педалей. При желании можно установить кондиционер.
ХТЗ 150К 09
Машина подходит для пахоты, культивации, уборки и посева сельскохозяйственных культур, а также для перевозки груза прицепом, грузоподъемностью до 20 тонн.
Трактор ХТЗ 150К 09 оснащен:
- двухместной панельной кабиной;
- одноцилиндровой гидравлической навесной системой;
- гидрообъемным рулевым управлением;
- улучшенной трансмиссией.
Трактор оснащен дизельным шестицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-236Д-3, объемом 12 литров, мощностью 175 л.с. Работает с механической коробкой, имеющей 12 скоростей вперед и 4 передачи назад. Сцепление сухое, однодисковое.
Современная модель трактора ХТЗ
ХТЗ 150К 09 25
Большой популярностью на рынке пользуется трактор ХТЗ 150К 09 25 – это отличный помощник в обработке почвы, посадке и уборке зерновых культур. В 2011 году, после модернизации трактора, на агрегат была установлена новая двухместная кабина с качественной шумоизоляцией и улучшенной видимостью. В кабине, по желанию покупателя, может быть установлен кондиционер.
На машину устанавливается надежный шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ 236 Д 3, мощностью 180 л.с., который имеет дополнительный предпусковой подогрев двигателя. Агрегирует с 3-диапазонной коробкой передач, имеющей 12 скоростей вперед и 4 передачи назад. КПП позволяет на ходу, во время произведения работ, переключать диапазоны между передачами.
Трактор оснащен двухсторонним валом отбора мощности, который совмещается с такими сельскохозяйственными приспособлениями:
- Отвал бульдозерный. Применяется для чистки дорог, стадионов, площадок от снега, а также для выравнивания насыпей из щебня, земли и других материалов.
- Плуг. Служит для пахоты полей с разными видами почвы.
- Борона. Приспособление для боронования почвы.
- Сеялка. Применяется для посева различных сельскохозяйственных культур.
- Культиватор. Предназначен для культивации почвы.
- Прицеп. Для перевозки грузов до 20 тонн.
Особенностью трактора ХТЗ 150К 09 25 является железнодорожная автосцепка, которая дает возможность толкать вагоны по железнодорожным путям. Преимуществом трактора является простота в обслуживании и уходе. Для этого необходимо иметь базовые знания о конструкции. Мелкие неисправности техники может починить оператор, не обращаясь к специалистам. Запчасти на специальную технику доступны, цены приемлемы.
Минитрактор ХТЗ Т-012
Минитрактор Т-012 представляет собой маленький, но очень удобный трактор, используемый, преимущественно, в индивидуальных и фермерских хозяйствах. Свое применение модель нашла в уходе за небольшими участками, огородами, парниками, теплицами и садами. Также Т-012 активно используется в коммунальном и животноводческом помещении. Техника применяется для механизации работ в сельском хозяйстве.
С распространением культуры фермерства в России и государствах СНГ начала ощущаться нехватка мини-тракторов. Ранее под личным хозяйством понимали лишь место, где люди сажали картофель и ели шашлык. Теперь в деревнях активно осваивают территории, некогда занимаемые колхозами. При этом обслуживание и покупка полноценного трактора не всегда выгодны с экономической точки зрения.
Мини-трактор, позволяющий выполнять схожие функции, все чаще становится незаменимым помощником.
Т-012 производили на Харьковском тракторном заводе. Модель получила двигатель, выпускаемый на заводе ПЗМД, расположенном в Казахстане. Позднее появилась модификация Т-012D, отличающаяся от классической версии дизельным мотором марки «Перкинс».
Эксплуатация минитрактора может осуществляться совместно с большинством современных прицепных и навесных сельскохозяйственных машин и агрегатов. Также Т-012 легко использовать с полуприцепами и прицепами. Правда, транспортировать таким образом удастся грузы массой не более полутоны. Мини-трактор ХТЗ получил большое распространение из-за надежности, легкости в управлении и безопасности. Модель отличается отличной маневренностью и простотой в техническом обслуживании.
- Т-012 комплектовался мотором мощностью 8,1(11) кВт (л.с.).
- База Т-012 равнялась 1050 мм.
- Габариты мини-трактора: высота – 1346 мм, длина – 1910 мм, ширина – 960 мм.
- При массе 717 кг модель имела дорожный просвет в 300 мм, радиус поворота – в 1,5 м.
Расход топлива у модели составлял 257 г/кВт в час, а емкость топливного бака – 21 литр.
Минитрактор получил карбюраторный двигатель СК-12 с воздушным охлаждением и двумя цилиндрами. Производился данный агрегат в Казахстане. Мощность силовой установки Т-012 при максимальных оборотах составляла 11 «лошадей». Производитель гарантировал надежную работу мотора в течение 6000 рабочих часов. После этого предусматривался капремонт двигателя.
Малолитражный агрегат СК-12, используемый в харьковском мини-тракторе, был укомплектован автоматическим регулятором, контролирующим и обеспечивающим количество оборотов коленчатого вала в заданном пределе в случае изменения нагрузки до номинальных значений.
На деталях системы зажигания в отдельных случаях устанавливалась экранировка, исключающая радиопомехи. СК-12 дополнительно комплектовался различными элементами по желанию заказчика. Воздух, попадающий в карбюратор силовой установки Т-012, разгонялся до нужной скорости в сопле. В узком сечении создавалось разряжение, способствующее попаданию горючего в жиклер и распылитель, а затем в поток воздуха. Происходило распыление топлива и испарение. Смесь попадала во впускной клапан мотора по трубе, мощность регулировалась дроссельной заслонкой.
Для понижения температуры стенок цилиндра использовалось воздушное охлаждение. Оно не давало смазке на стенках сгорать. Для очистки Т-012 применялись специальные фильтры, а для управления – регулятор. Запуск мотора СК-12 осуществлялась посредством электростартера. Мини-трактор развивал скорость вперед до 15 км/ч, назад – до 4 км/ч.
Устройство
Т-012 получил механическую коробку передач. Водитель техники имел возможность использовать 4 передачи для движения вперед, 2 передачи для движения назад. Модель получила передний и задний валы отбора мощности с независимым приводом, что существенно повышало ее эксплуатационные характеристики.
У мини-трактора было сухое однодисковое сцепление, гидроусилитель руля отсутствовал. Т-012 оснащался тормозной механизм барабанного типа.
У модели отсутствовала кабина, но имелась регулируемая колонка. Кроме того, водительское сиденье в мини-тракторе отличалось своей мягкостью, что делало работу на нем удобной и комфортной. С кресла открывался отличный передний и задний обзор.
Т-012 имел отменные эксплуатационные качества, повышенную проходимость и малые требования к техническому обслуживанию.
Основные агрегаты и узлы
Несущий остов машины составляет полурама и картеры элементов трансмиссии. Энергоустановка. Изделие Минского тракторного завода 3LD-22. Трехцилиндровый дизель с продольным однорядным блоком. Замкнутая жидкостная принудительная схема охлаждения, прямой впрыск горючего, механическая система регулировки оборотов. Трансмиссия. Крутящий момент от мотора на задние колеса передается через узел сцепления, редуктор, реверсивную КПП, бортовые передачи. Муфта сцепления в сухом, однодисковом исполнении. Привод выключения механический. Редуктор уменьшает темп вращения первичного вала КПП. Имеет общую систему смазки с коробкой. КПП механического типа на 6 режимов (+2 замедленных), обеспечивает 8 скоростей перемещения вперед и 6 на реверсе. Задний мост с механизмом главной передачи, дифференциальным межколесным устройством и 2 бортовыми передачами. Тормоза ленточного типа на валах конечных передач. Привод механический, допускает раздельное торможение ведущих колес каждого борта. Колонка руля выставляется по высоте и углу наклона. Механический привод поворота.
Узлы для крепления дополнительного оборудования и сельхозорудий:
- заднее устройство навеса гидрофицированное с грузоподъемностью 0,6 т;
- тягово-сцепной узел с крюком, управляемым гидравликой.
Кабина одноместная шумоизолированная оборудована каркасом безопасности. Регулируемое сидение, системы вентиляции и отопления, эргономичное размещение органов управления и приборов контроля обеспечивают достойные условия труда трактористу.
Кабина ХТЗ 3512
Историческая справка
Этот трактор был разработан на Харьковском заводе, который являлся широко известным производителем тракторов различных модификаций и области применения. Кроме тракторной техники на заводе производились навесные конструкции для универсальных тягачей. Завод был ориентирован для аграрных нужд и кроме колесных тракторов производил гусеничную технику.
В 2006 году с конвейеров харьковского завода сошли различные модификации трактора Т-150 и гусеничные ХТЗ-181. Однако в 2007 году завод пережил серьезный финансовый кризис, от которого так и не смог оправиться. В 2015 году было принято решение о закрытии тракторного завода, что послужило причиной прекращения выпуска ХТЗ-17221 в Харькове.
Модификации трактора и эксплутационные характеристики
Все разновидности не имеют конструктивных различий, разница, в основном, заключается в мощности двигателя. Этот факт привел к увеличению топливного бака и перемещения отдельных узлов. Всего имеется 3 модификации:
- ХТЗ-17221;
- ХТЗ-17221-21;
- ХТЗ-17221-19.
Практика использования этого трактора показала, что после 3 лет систематической эксплуатации наблюдается ощутимая выработка на первичном валу, размещенном в коробке передач, что приводит к его замене. Спустя 4 года постоянной работы приходит в негодность гидравлическая муфта, отвечающая за включение 3-й передачи. Под регулярным наблюдением должен находиться насос-дозатор, расположенный в рулевой системе. Кроме всего приходится периодически производить замену дисков сцепления.
Устройство
Раму сварили из передней и задней полурамы. Полурама изготовлена из металлопроката, соединение двух половинок происходит за счет крепежа шарниров. Моторный отсек установлен в начало каркаса. К двигателю подключаются сцепление, КПП, раздатка и выходные валы. КПП сделана с несколькими видами движения трактора: замедленное, рабочее, транспортное, заднее. В каждом виде есть 4 переключаемых положения (передачи). Процесс переключения совершается, не разрывая поток мощности. Вариация движения может переключаться исключительно во время стоянки агрегата. Задний мост является ведущим постоянно, а передний мост может отключаться.
Кабина
Многие владельцы отмечают повышенный комфорт при проведении работ. Высокий клиренс компенсирует то, что трактор Т 150К весит более 8 тонн. Каркас кабины изготовлен из цельного металла, благодаря которому он обладает дополнительной прочностью. Со всех сторон кабина застеклена, что позволяет при необходимости увидеть ситуацию на дороге со всех сторон.
Для поддержания необходимой температуры внутри был установлен вентилятор и кондиционер.Приборная панель на тракторе Т-150 стандартная и предоставляет информацию владельцу касательно скорости машины, объема горючего и масла, температуры охлаждающей жидкости.
ХТЗ 150 устройство кабины
Водитель садится на регулируемое кресло, которое можно отрегулировать по высоте, а также наклонить спинку для удобной посадки. Ремень безопасности пристегивает водителя к креслу для безопасного движения. Стекла спереди и сзади водителя чистятся очистительными щетками. С двух внешних сторон кабины сделаны зеркала заднего осмотра. Есть крепеж для термоса, огнетушитель установлен возле кресла водителя. Звуковая система трактора состоит из магнитолы и двух динамиков.
Навесное оборудование
К Харьковскому трактору можно прицепить такие дополнительные механизмы:
- Отвал от бульдозера. Очищает дороги от грязи, снега. Может выравнивать участки земли или щебня.
- Плуг. Применяется при пахотных работах.
- Прицепная машина. Помогает в перевозке грузов массой до 20 000 кг.
- Автосцепка для железной дороги. Помогает работать рельсовому тягачу, сделанного на базе ХТЗ-150К.
- Механизм для посева. Сеялка помогает совершать посевные работы.
- Культиваторные механизмы.
Технические характеристики
На базе одной из модификаций трактора Т-150 построено несколько различных вариаций. Так, на основе Т-150 К был выпущен армейский вариант — Т-154. Посредством использования такого агрегата выполняются инженерно-строительные работы, а также осуществляется буксировка несамоходных артиллерийских установок. Т-154 отличается от базовой модели фактом наличия буксировочного крюка. Задняя рама Т-154 несколько удлинена, благодаря чему конструкторам удалось разместить грузовой кузов.
Модель Т-156 оснащается ковшом и используется для проведения погрузочных работ. Также существует модификация Т-150 Д, которая отличается наличием бульдозерного отвала. Трактор Т-157 используется при лесозаготовительных работах.
Технические характеристики трактора Т-156 и его модификаций представлены в таблице:
Характеристики | Т-150 | Т-154 | Т-156 | Т-157 | Т-150 Д |
Габариты, мм: | |||||
— длина | 4935 | 5500 | 7130 | 5648 | 6000 |
— ширина | 1850 | 2340 | 2500 | 2520 | 2420 |
— высота | 2915 | 3165 | 3270 | 3310 | 3200 |
— клиренс | 400 | 400 | 400 | 515 | 400 |
Вес, кг | 6975 | 8100 | 10550 | 8005 | 8000 |
Количество передач: | |||||
— передний ход | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
— задний ход | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 |
Трансмиссия | механическая | механическая | механическая | механическа | механическая |
Тип шасси | колесный, гусеничный | колесный | колесный | колесный | колесный |
Двигатель: | |||||
— мощность, л.с. | 150-170 | 132 | 154 | 128 | 110,150 |
— количество цилиндров | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Макс. скорость, км/час | 31 | 46 | 31 | 31 | 31 |
Видео обзор трактора Т-150:
https://youtube.com/watch?v=xsNgCi9DKm0
Гидравлическая система и прицепное / навесное оборудование
Преимущество трактора – в его возможности работать не только с прицепными орудиями, но также и с навесными, и с полунавесными агрегатами.
До начала производства «ХТ3-7», во время работы на колёсных тракторах типа «Фордзон-Путиловец» и «Универсал» не так уж редко возникали аварийные ситуации, когда трактор в доли секунд мог встать на дыбы и даже опрокинуться вокруг оси задних колёс , если он зацеплял плугом мощное корневище или большой камень. В такой аварии могли серьёзно пострадать как механизатор, так и техника.
Для подстраховки некоторые механизаторы добавляли впереди трактора балласт. Но наличие лишнего груза всегда приводит к понижению КПД. В конце 192О-х гг. английским изобретателем Генри Фергюссоном была разработана гидравлическая система навесного оборудования, которая предотвращала возможность переворота компактного трактора вокруг его задней оси. В Советском Союзе до войны этот вопрос решить не успели.
Всесоюзным научно-исследовательским тракторным институтом для ХТ3-7 была подготовлена гидравлическая система, в составе которой – механизмы навески, подъёма и опускания сельхозорудий и автоматического регулирования их работы. Общий вес системы составлял 95,6 кг, а её наибольшая грузоподъёмность достигала 567 кг.
При установке гидроподъёмника с трактора снимался вал отбора мощности и прицепное приспособление. Вместо них ставился гидравлический механизм, со своим соединительным валом.
Гидравлика навесного и полунавесного оборудования, введённая на отечественные колёсные трактора, раз и навсегда избавила механизаторов от опасных моментов, прежде возникающих в ходе работы. А ещё, благодаря гидравлической системе пропала надобность в помощниках механизаторов, которые раньше сидели на прицепных плугах и вручную регулировали глубину заглубления их лемехов.
В составе дополнительного оборудования, разработанного для ХТ3-7, были следующие агрегаты:
- Навесной однокорпусный плуг 1ПН-ЗО, предназначенный для вспашки земли под огородные культуры на глубину в 25 сантиметров. Захват его корпуса составлял ЗО сантиметров. Плуг был оборудован подплужником, для взрезания верхего слоя почвы и укладывания его на дно борозды, а также дисковым ножом, для подрезания пласта в верхней плоскости. За час этим плугом можно было вспахать О,1З га. На вспашку одного гектара уходило 2З л горючего.
- Свеклоподъёмник СВХ-2 – для подкапывания корнеплодов свеклы. Его часовая производительность составляла О,4З га. Бензина на обработку одного гектара тратилось 7,8 л.
- Прицепная тракторная сноповязалка ЖВ-1,8 с приводом от вала отбора мощности. Часовая производительность этого агрегата на уборке овса составляла 0,77 га, с расходом 9,5 л топлива на один гектар.
- Волокуша навесная ВНХ-3,0, для работы с трактором ХТ3-7 на реверсивном ходу. Её функции – подбор сенокосных трав из валков с подвозкой их к стогам и скирдам. Показатель её производительности – О,97 га в час, а расход горючего – З л на гектар.
TS-5: тактико-технические характеристики
Начнём наш обзор с изучения основных параметров. Итак, у ПТ-шки вполне стандартный для 8го уровня запас прочности в 1 500 единиц, и непримечательная дальнозоркость в 370 метров.
Вес машины 60 тонн, двигается эта стальная туша благодаря 750-сильныму дизельному движку. Вполне естественно, что машина не может похвастаться высокими скоростными показателями: ПТ максимально может разогнаться только до 26 км/час по хорошей дороге.
Сразу уточним, что для этого класса техники, скорость далеко не главное качество, однако, в некоторых ситуациях важно быстро занимать приоритетные направления и выгодные позиции. Добавим, что ходовая часть вращается со скоростью 24 град/сек, сопротивляемость гусеничного движителя к нестабильным грунтам оставляет желать лучшего
Маскировка у машины выглядит вполне достойно: 31.9%, при условии, что ПТ притаилась в кустах в ожидании добычи. В движении коэффициент заметно снижается, но сохраняется на довольно приличном уровне: 19%.
Вооружена машина очень неплохо для своего уровня очень достойно, на TS-5 WoT установлено 120-миллиметровое орудие AT Gun M58, которое без проблем пробивает 248 миллиметров брони. Если зарядиться голдой, это значение возрастает до 300 мм.
В совокупности с разовым уроном в 400 единиц ПТ обещает быть неплохим фармером. Перезаряжается орудие за 8.1 секунды, что даёт средний ДПМ в 2 900 единиц. Сводится пушка за 1.73 секунды, разброс – 0.42 на сотню метров. В целом, ПТ не очень подходит для дистанционных перестрелок, однако, в ближнем бою, это реально страшная машина.
Интересно, что у техники нетипично плохой для «американцев» угол отрицательного склонения орудия: всего 5 градусов. Поэтому на открытых картах машина не сможет эффективно использовать рельеф местности, и будет подставляться под огонь противника.
В плане защищённости у ПТ-САУ проблем нет. Толщина плит лобового бронирования составляет 260 миллиметров, которые органично дополняются внушительной орудийной маской. Броня бортов выглядит скромнее: всего 100 миллиметров, но опытные ПТ-воды никогда не подставляют врагу эту проекцию.
Особенности устройства и эксплуатации
Трактор ХТЗ-181 оборудован проверенным дизельным мотором ЯМЗ-238КМ2-3, который предоставлен российским Ярославским заводом. Мотор представляет собой 8-цилиндровый агрегат с V-образным расположением цилиндров, 4-тактной компоновкой и непосредственным топливным впрыском. Система впрыска отвечает за равномерное распределение горючей смеси по всей камере сгорания, обеспечивая при этом низкий расход топлива. Кроме того, среди других компонентов отметим жидкостное охлаждение, ответственное за предотвращение перегрева в жаркую погоду. За эффективный и бесперебойный запуск мотора при экстремально низких температурах отвечает предпусковой подогреватель, а также электрический стартер. По сути, мотор ЯМ-238КМ2-3 в техническом плане является аналогом мотора ЯМЗ-238М2. Главное отличие усовершенствованной установки – в наличии маховика с диафрагменным сцеплением, а также другими незначительными элементами. Агрегат ЯМЗ-238КМ2-3 разработан изначально для гусеничной модификации ХТЗ-181. Мотор зарекомендовал себя как надежный, мощный и недорогой в обслуживании. При мощности 190 лошадиных сил он развивает 687 Н/м крутящего момента, и потребляет в среднем 238 г/кВт в час топлива.
Трактор ХТЗ-181 оснащен коробкой передач с 9 передними и 3 задними передачами. Коробка работает практически без шумов и вибраций, а переключения скоростей предельно точны, и не сопровождаются рывками и подергиваниями – как при переходе на следующую, так и пониженную скорости. Более того, орудовать рычагом КПП можно прямо на ходу, и без потери мощности. Коробка дополнена валом отбора мощности с режимами работы 500-1000 об/мин. Этот компонент позволил улучшить выносливость КПП, а также увеличить грузовые возможности трактора.
Модель ХТЗ-181 получила навесное устройство рычажного типа. Навеска приводится в действие гидравлическим механизмом с высокой пропускной способностью гидравлического насоса. Благодаря этому трактор способен выдержать самые сложные широкозахватные орудия, в том числе прицепные гидрофицированные машины и прочие навесные устройства
Безусловно, прочная гидравлика способствовала увеличению грузоподъемности, вплоть до 3500 кг.
Трактор оснащен цельнометаллической кабиной с жесткой каркасной конструкцией, которая призвана защитить оператора в случае опрокидывания, что очень важно во время работы на пересеченной местности. Кроме того, кабина надежно защищена от коррозии в области дверных порогов и днища
В салоне разместятся два человека – водитель и его помощник. Разработчики оборудовали салон многослойной шумо- и виброизоляцией, а также климатической установкой. Кондиционер и отопитель создают требуемое тепло или прохладу в салоне в зависимости от климатических и температурных условий. Также отметим обширное панорамное остекление, существенно улучшающее обзорность. Сюда также добавим большие зеркала заднего вида. Уже в базовую комплектацию входит передний стеклоочиститель, аптечка, специальная ниша для установки аудиосистемы с антенной, солнцезащитные козырьки, коврики и т. д. При необходимости сиденье и рулевую колонку можно настроить под себя – под свой рост и комплекцию тела. На передней панели размещены приборы и рычаги, в том числе регулировка вала отбора мощности, управление автосцепкой и навесными орудиями. В задней части кабины установлен топливный бак, закрепленный на продольных усилителях.
Трактор ХТЗ-181 прост в обслуживании и отличается повышенной ремонтопригодностью, и с этой точки зрения заметно превосходит зарубежные аналоги. Минимальный набор электроники, отсутствие сложных приспособлений и дешевизна запчастей сделали модель ХТЗ-181 очень выгодной для многолетней эксплуатации. К тому же, машина унифицирована с навесным орудием сторонних производителей. Все запчасти можно найти на вторичном рынке в большом количестве, а ремонт техники можно произвести в гаражных или полевых условиях.
Модель ХТЗ-181 оснащается полноприводным гусеничным шасси, которое, помимо классной геометрической проходимости, обеспечивает идеальную курсовую устойчивость на любом покрытии. Такое сверхмощное шасси, вкупе с межосевыми блокировками, позволяет трактору преодолевать глубокие колеи и ямы, а также раскисший грунт и 30-процентные подъемы. К тому же, этому способствует и большой дорожный просвет, надежное сцепление гусениц с грунтом и предотвращение пробуксовок, минимальные кузовные свесы, высокие углы въезда и выезда.
Устройство трактора Т-150К
Трактор Т-150К
Трактор Т-150К имеет переднее расположение двигателя также как у МТЗ 892. За двигателем располагается (жестко закрепляется) коробка передач, на ней — кабина с топливным баком в задней части. Коробка передач имеет несколько режимов (транспортный, рабочий, тяговый (медленный), задний ход), в каждом из которых 4 передачи переключаются (гидромуфтами) без разрыва потока мощности (без остановки, в движении, под нагрузкой). В конечных передачах применены планетарные редукторы.
Т-150К состоит из двух полурам: передней — с двигателем, коробкой передач и кабиной и баком; и задней — с навесной системой для крепления орудий. Ведущие мосты — одинаковые, ведущие (задний мост отключаемый), с одинаковыми широкими колесами большого диаметра. Это позволяет использовать трактор как дополнительное обородуование для комбайна Дон 1500.
Двигатель
Специально для трактора Т-150К был разработан дизельный двигатель с турбонаддувом СМД-60.
Тип двигателя: 4-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом.
Мощность (эксплуатационная), кВт (л.с.): 110 (150).
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1: 2000.
Число цилиндров: 6.
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°.
Порядок нумерации цилиндров
- правый ряд: 1-2-3
- левый ряд: 4-5-6
Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6.
Диаметр цилиндра, мм: 130.
Ход поршня, мм: 115
Топливный насос 2-плунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором.
Форсунка безштифтовая закрытого типа, с фиксированным распылителе.
Фильтры топливные грубой и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами).
Масляный насос 2 -секционный шестеренный.
Масляный фильтр полнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр перед турбокомпрессором.
Система охлаждения жидкостная принудительная, закрытого типа.
Вентилятор 6-лопастный, с приводом от коленчатого вала.
Система пуска: пусковой двигатель с редуктором, приспособленные к дистанционному запуску. Запуск осуществляется пусковым бензиновым двигателем, который в свою очередь запускается электростартером.
Турбокомпрессор ТКР11Н-1
Трансмиссия
Трактор оборудуется механической трансмиссией с гидроподжимными муфтами включения передач, что позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности (на ходу, под нагрузкой). Режимы движения (транспортный, рабочий, медленный, задний ход) переключаются при остановке трактора.
У колесного трактора Т-150К крутящий момент от коробки передач передается на раздаточную коробку (в том же корпусе), а от нее — к ведущим мостам. Кроме того, от коробки передач осуществляется отбор мощности для привода навесных орудий типа КЗК-10.
Органы управления трактором и контрольные приборы
Органы управления трактором Т-150К
1 — манометр двухстрелочный, 2 — указатель давления масла в системе смазки, 3 — указатель давления масла в гидросистеме, 4 — указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя, 5 — амперметр, 6 — тахоспидометр, 7 — рычаг переключения передач, 8 — рычаг подачи топлива, 9 — рулевое колесо, 10 — рукоятка центрального переключателя света, 11 — включатель стартера, 12 — рычаг центрального (стояночного) тормоза, 13 — педаль управления муфтой сцепления, 14, 15, 16 — рычаги управления распределителем гидросистемы заднего навесного устройства, 17—рычаг включения привода редуктора вала отбора мощности, 18 — рычаг включения привода переднего моста, 19 — рычаг переключения диапазонов коробки передач.
Устройство
Помимо всего прочего, в отличие от базовой версии, машина Харьковского тракторного завода, имеет ряд конструктивных особенностей. В частности речь идет о раме.
Рама, силовая установка
По сути, ХТЗ-17221 – это сильно модернизированный Т-150К. Особенностью этого трактора являлась ломающаяся рама, состоящая из двух полурам, соединенных между собой шарнирами. Эти шарниры позволяют менять угол положения меду полурамами в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
На переднюю полураму установлена силовая установка. У этой модификации это ЯМЗ-236М2. Силовая установка прикрыта со всех сторон капотом, для доступа к мотору имеются две съемные боковые панели.
К двигателю крепится кожух сцепления. Сама муфта сцепления у ХТЗ-17221 фрикционная, с использованием одного ведомого диска. Механизм управления сцеплением дополнительно оборудован пневматическим усилителем.
Кабина
Одним из главных достоинств данного трактора является кабина. Она оснащается следующим:
- двойными стеклопакетами – возможно эксплуатировать технику даже при низких отрицательных температурах;
- системами кондиционирования и отопления – что повышает производительность труда, так как усталость водителя снижается в процессе работы.
Все органы управления расположены на доступном для водителя расстоянии. У кабин ХТЗ-17223 последних годов выпуска перед ликвидацией завода имеются некоторые недоработки:
- плохая звукоизоляция – сразу после приобретения стоит проложить ещё один слой специального материала;
- в кабине имеются отверстия, соединяющие моторный отсек с кабиной – необходимо заделать их;
- форточки следует переделать – чтобы открывались в другую сторону, по ходу движения трактора (в противном случае вся пыль во время работы будет оказываться внутри кабины).
Навесное оборудование
Трактор ХТЗ-17221 является универсальной машиной не только за счет высокой проходимости и большой мощности силового агрегата, но и благодаря возможности применять в процессе работы различное навесное дополнительное оборудование. Данный трактор способен проделывать работу со следующими навесными агрегатами:
- Плужное многокорпусное оборудование.
- Разнообразные культиваторы.
- Оборудование, предназначенное для дискования почвы.
- Боронировочные агрегаты навесного типа.
- Оборудование, предназначенное для посева различных сельскохозяйственных культур.
- Агрегаты, предназначенные для проделывания мелиоративных работ.
- Агрегаты, предназначенные для лущения стерни.
- Оборудование для обработки почвы.
Для работы в промышленности, лесных хозяйствах и строительстве трактор может применять следующее оборудование:
- Бульдозерные отвалы
- Лесопогрузочные агрегаты.
- Разнообразные навесные погрузчики.
- Оборудование для очищения дорог от снегозадержания.
- Приспособления фрезерно-роторного типа.
- Бульдозерный отвал, в котором имеется возможность изменения его геометрии.
- Клиновидные отвалы.
- Бревнозахваты, применяемые в основном в лесных хозяйствах.
- Оборудование опороперевозочного вида.