Компоновка кузовов
На конструктивные особенности кузова автомобиля также влияет и компоновка. Все существующие типы несущей части по этому параметру подразделяются на:
- Однообъемные;
- Двухобъемные;
- Трехобъемные.
Суть разделения кузовов авто по этому критерию сводится к тому, на сколько частей поделен кузов.
Особенность однообъемной компоновки заключается в том, что разделения между моторным отсеком, салоном и багажником – нет (но это условно). Еще этот вид компоновки называют вагонным.
В авто с таким кузовом передняя часть вообще отсутствует, а двигатель помещен в специальную нишу отсека для размещения пассажиров и груза. Отсутствие разделения между отсеками считается условным потому, что двигатель все же отделен от кабины перегородкой.
Однообъемный кузов автомобиля Tata Nano
В свою очередь однообъемный кузов делится на:
- Грузовой;
- Пассажирский;
- Грузопассажирский.
Разница между ними сводится к тому, под что большая часть внутреннего объема кузова отведена. Так, в грузовом для размещения пассажиров отведен совсем незначительный объем, в который входит также и отсек для мотора (по сути, водитель сидит возле, а то и вовсе на двигателе), а все остальное пространство отведено под размещение грузов.
В пассажирском же варианте весь доступный объем предназначен для размещения пассажиров, а под груз выделяется небольшое пространство (которого и вовсе может не быть).
Грузопассажирский кузов отличается тем, что внутренний объем условно делится на два отсека (пассажирский, грузовой). В некоторых случаях все пространство авто заполнено сиденьями для пассажиров, которые можно быстро демонтировать или сложить, тем самым получить грузовой отсек.
Двухобъемный кузов автомобиля включает в себя отдельно переднюю часть, являющуюся моторным отсеком и салон, который совмещен с отсеком для перевозки грузов. Самыми распространенными представителями такой компоновки являются хэтчбек и универсал. Также она используется у внедорожников с кроссоверами.
Двухобъемный кузов кроссовера
В большинстве случаев основная часть салона отведена под размещение пассажиров, а для груза отводится не очень много места. Но если взять универсал, то очень часто конструкторы делают задние сиденья складывающимися, что значительно повышает размеры грузового отсека, делая авто, по сути, грузопассажирским. Для доступа к грузовому отсеку в этом типе предусмотрена отдельная дверь – задняя (в некоторых авто она двойная).
Трехобъемный кузов автомобиля отличается тем, что моторный отсек, салон и грузовой отсек отделены перегородками друг от друга. Основным представителем такой компоновки является седан.
Элементы устройства кузова автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»:
1 — петля передней двери; 2 — болт крепления петли к кузову; 3 — болт крепления петли к двери; 4 — ограничитель; 5 — дуга; 6 — резиновая втулка. Устройство корпус кузова легкового автомобиля представляет собой пространственную систему, состоящую из штампованных панелей и элементов каркаса коробчатого сечения, соединенных между собой точечной сваркой. Панели с поперечинами образуют основание (пол), ограниченное с боков порогами (продольными брусьями). Боковины кузова, образующие части порогов и стоек, переходят в задние крылья. Сверху кузов ограничивается панелью крыши. Коробчатые стержни, ограничивающие с боков переднее (ветровое) окно, называются стойками ветрового окна, вертикальные коробчатые стержни между передними и задними дверями — центральными стойками. Все детали кузова изготовляются штамповкой из малоуглеродистой, тонколистовой стали (толщиной 0,7—0,9 мм), сильно нагруженные детали — из листа толщиной 1,2 мм. Некоторые детали, особенно подверженные коррозии, изготовляются из листа, имеющего покрытие на основе цинка.
Кузов легкового автомобиля
Основные типы кузова легкового автомобиля: а – седан; б – универсал; в – хэтчбек; г – мини-вэн.
Обычно является несущим; состоит из отд. панелей, соединённых между собой. Осн. материал – сталь, с кон. 20 в. всё шире применяют композиц. материалы. Снаружи К. а. защищают энергопоглощающие бамперы. Подразделяются на неск. типов (в зависимости от общей компоновочной схемы автомобиля и числа пассажирских мест), перечень которых (несмотря на некоторые разночтения) един для большинства стран, в т. ч. и РФ.
Седан (в Великобритании и Японии Saloon, в немецкоязычных странах Limousine) – закрытый трёхобъёмный (один объём для двигателя, второй для пассажиров, третий для багажа) К. а. с четырьмя (реже с двумя или с шестью) дверями и с двумя (иногда с тремя) рядами сидений; осн. тип легкового К. а. (рис., а). Если часть крыши седана открывается над задним сиденьем – это ландо, если над передним – брогам, при съёмной середине крыши – тарга. При полностью открывающемся мягком тенте К. а. называется кабриолетом; при снимаемом жёстком – кабриолетом-хардтопом. Если при мягком тенте боковые окна и стойки являются съёмными, а не опускающимися – это фаэтон. Его разновидность – фаэтон-универсал – грузопассажирский К. а. со складной по всей длине крышей и съёмными боковыми окнами (характерен для некоторых автомобилей повышенной проходимости). При наличии жёсткой или убирающейся перегородки, отделяющей водителя от пассажиров, К. а. называется лимузином.
Купе – двухдверный двухместный закрытый К. а., обычно с глухими (неопускающимися) задними боковыми окнами. Такой же открытый К. а. с мягким складывающимся тентом называется родстером.
Универсал (в США Station Wagon, или Wagon; в Великобритании Estate; в немецкоязычных странах Kombi) – закрытый двухобъёмный (один объём для двигателя, второй – для пассажиров и багажа) грузопассажирский К. а. с багажным отделением, размещённым за спинкой заднего сиденья (рис., б). Большинство универсалов технически выполнены на основе седанов, крыша кузова которых в задней части продлена и багажник объединён с пассажирским салоном, благодаря чему багажник имеет больший объём, чем у седана. Мн. универсалы обладают возможностью трансформации задней части К. а. путём складывания всех рядов сидений, кроме первого. При отсутствии задних окон универсал называется фургоном; если сзади кабины водителя устраивается грузовая платформа – это пикап.
Хэтчбек (в СССР – комби) – двухобъёмный автомобиль с задней багажной дверью и, как правило, покатой линией крыши (рис., в); от универсала отличается длиной заднего свеса – у хэтчбека он короткий, а у универсала такой же, как у базового седана, или длиннее.
Мини-вэн – однообъёмный (бескапотный) К. а. с двумя-тремя рядами сидений (рис., г); нечто среднее между легковым автомобилем и микроавтобусом.
Как научиться разбираться в машинах: советы девушкам
Даже девушке можно освоиться в таком вопросе, несмотря его на кажущуюся сложность.
Существует огромное количество автомобильных журналов, в которых рассказывается как о выпускаемых новинках, так и даются новости из ряда раритетных автомобилей.
Но за два дня узнать все об автомобилях и запомнить всю поступившую информацию не удастся. Для этого необходимо время. Изучая эту тему, вы будете великолепно разбираться во всех тонкостях автомобильного мира.
Для начала нужно познакомиться с производителями известных брендов автомобилей, а в последующем и с малоизвестными. Чтобы хорошо разбираться в марках автомобилей, стоит запомнить логотип, страну и название производителя.
Изучив модельный ряд одного производителя, его легко отличить от модельного ряда другого.
Выучив все виды автомобильных кузовов, вы будете отлично разбираться в машинах. Кузова бывают разных типов: пикап, фаэтон, лимузин, брогам, хардтоп-седан, бескапотный кузов, фастбек, фургон, седан, купе, хэтчбэк.
Испытания автомобиля
Когда строились первые автомобили, у создателей не было особой необходимости заботиться о такой неведомой еще им стороне, как аэродинамика. Аэродинамикой называется сопротивление встречного воздуха при движении автомобиля на большой скорости. Да и скоростей-то поначалу больших не было.
В наше время, прежде чем начнется серийный выпуск автомобиля, его опытный образец загоняют в аэродинамическую трубу. Это такая специальная огромная труба, куда умещается целый автомобиль. В ней с помощью мощного вентилятора дует очень сильный ветер, который имитирует поток встречного воздуха при движении на большой скорости. Опытный автомобиль оборудован приборами, которые измеряют величину этого потока. После таких испытаний конструкторы нередко изменяют форму автомобиля. Их задача — сделать кузов таким, чтобы его сопротивление потоку воздуха было как можно меньше. Именно поэтому многие современные автомобили имеют такие плавные, как бы «зализанные» формы.
После трубы необходимо провести дорожные испытания. Для этого построены специальные полигоны. Самый первый был открыт в 1927 г. на . Потом испытательные полигоны начали строить повсюду. В России они тоже есть. Для испытаний на полигоне устраивают все виды дорог, высокие подъемы, броды, спуски, скоростные трассы. На специальном треке с наклонными поворотами проверяется способность автомобиля быстро разгоняться и тормозить, а также определяется максимальная скорость.
Одним из важных параметров автомобиля считается время разгона до 100 км/ч. Под управлением опытного водителя она выезжает на идеально ровное шоссе. Чтобы исключить влияние ветра, автомобиль разгоняется сначала в одну сторону, потом в другую.
Отечественные и зарубежные модели
На автомобильном рынке представлен огромный выбор как отечественных производителей, так и зарубежных. Под словом «отечественные» подразумевается выпуск автомобилей на территории России, так как на основе отечественных автомобильных заводов расположились концерны производителей других стран. Но это не плохо, так как такие автомобили адаптированы под нашего потребителя и условия использования.
Марки разных производителей отличаются и ценами, и качеством. Лучшими европейскими автомобилями считаются немецкие марки, но стоимость такого автомобиля довольно высока и не каждый может позволить себе приобрести такой автомобиль, хотя есть и бюджетные варианты.
Большим спросом пользуются автомобили американского производства. Они приемлемы в цене для среднего класса и дают хорошую гарантию использования автомобиля ближайшие пять лет.
Американские компании последнее время довольно широко используют свои технологии на просторах других стран, что позволяет создавать конкурентно способные модели и приносить хороший доход.
Более дешевые модели изготавливают в Китае. Китайские производители часто выпускают совместные модели с другими брендами. А иногда точные копии известных марок.
Кабриолет
Данный вид кузова у большинства людей ассоциируется с дорогим автомобилем, но самом деле автомобиль в этом кузове может быть в средней ценовой категории.
Кабриолет – это автомобиль у которого есть складывающаяся крыша, имеющий от 2-х посадочных мест. Первое кабриолеты появились еще в начале 19-го века и изначально делала их Франция, но после этот тип кузова стал популярным и во всем мире. Сейчас производятся кабриолеты либо с мягким верхом, который в большинстве случаев имеет черный цвет и создается из винила либо полотна. Но еще бывают модели, у которых жесткий откидывавшийся верх из стали или алюминия их плюсов является то, что с накинутой крышкой авто смотрятся как обычное и не выявляется в потоке.
У кузова кабриолет есть различные разновидности, такие как родстер, фаэтон и тарга, которые имеют некоторые отличия, но по факту являются тем же кабриолетом.
Mercedes-Benz SLK – автомобиль в кузове кабриолет.
4.1. Кузова легковых автомобилей
К кузовам легковых автомобилей предъявляются не только эстетические требования, но и аэродинамические, так как при движении легкового автомобиля с большой скоростью значительная часть мощности его двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Чтобы уменьшить сопротивление, кузову необходимо придать обтекаемую форму.
По конструкции кузова легковых автомобилей (рис. 124 и 125) могут быть трехобъемными, двухобъемными и однообъемными. У трехобъемного кузова имеется три отсека: для двигателя, пассажиров и багажа. У двухобъемного кузова два отсека: в одном может находиться двигатель, а в другом — пассажиры и багаж. Если отсеки для двигателя, пассажиров и багажа объединяются в одно целое с кузовом, такой автомобиль называется однообъемным.
Рис. 124. Элементы кузова автомобиля ГАЗ-З102 «Волга»: 1 — петля передней двери; 2 — болт крепления петли к кузову; 3 — болт крепления петли к двери; 4 — ограничитель; 5 — дуга; 6 — резиновая втулка
В настоящее время наибольшее распространение имеют кузова легковых автомобилей следующих типов:
- трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями седан;
- трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и с перегородкой сзади переднего сиденья, отделяющей водителя от пассажиров — лимузин;
- кузов с мягким складывающимся тентом и съемными боковыми окнами — фаэтон;
- двухобъемный кузов с задней дверью с грузовым помещением, не отделенным перегородкой от пассажирского салона — универсал;
- двухобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями, имеющий заднюю дверь — комби (хетчбек);
- кузов грузопассажирского автомобиля с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями и с двухместной закрытой кабиной — пикап.
Каркасные несущие кузова легковых автомобилей имеют специальный каркас, к которому прикреплены детали основания из тонкостенных профилей, образующих жесткую сварную пространственную форму, на которой крепятся облицовочные панели.
Рис. 125. Оперение передней части кузова автомобиля ГАЗ-З102 «Волга»: 1 — облицовка радиатора; 2 — нижняя панель; 3 — вертикальный молдинг; 4 — облицовка фары; 5 — верхняя панель; 6 — предохранительный крючок; 7 — гайка штыря; 8 — пружина; 9 — запорный штырь; 10 — замок капота; 11 — капот; 12 — трос привода замка; 13 — переднее крыло; 14 — петля капота; 15 — рукоятка привода замка капота
В бескаркасных кузовах, применяемых на современных легковых автомобилях массового производства, достаточную жесткость достигают соответствующим соединением панелей облицовки, в которые заформовывают стальную арматуру из тонкостенных профилей. Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную конструкцию. Хорошему обзору дороги в непосредственной близости от автомобиля способствует низко опущенный капот двигателя. Для защиты пассажиров и водителя от пыли, влаги, низких и высоких температур кузов должен быть герметичным. С этой целью применяют специальную изоляцию.
Корпус кузова легкового автомобиля представляет собой пространственную систему, состоящую из штампованных панелей и элементов каркаса коробчатого сечения, соединенных между собой точечной сваркой. Панели с поперечинами образуют основание (пол), ограниченное с боков порогами (продольными брусьями). Боковины кузова, образующие части порогов и стоек, переходят в задние крылья. Сверху кузов ограничивается панелью крыши. Коробчатые стержни, ограничивающие с боков переднее (ветровое) окно, называются стойками ветрового окна, вертикальные коробчатые стержни между передними и задними дверями — центральными стойками. Все детали кузова изготовляются штамповкой из малоуглеродистой, тонколистовой стали (толщиной 0,7—0,9 мм), сильно нагруженные детали — из листа толщиной 1,2 мм. Некоторые детали, особенно подверженные коррозии, изготовляются из листа, имеющего покрытие на основе цинка.
Тазик (пол багажника)
В некоторых машинах в этой ёмкости действительно набирается вода, особенно в сезон дождей. Помыться в такой вряд ли получится, а вот распространить коррозию -запросто. Думаю не стоит объяснять где находится этот элемент. Давай я лучше просто покажу тебе фотографию, и ты всё поймёшь:
Пресловутый «тазик». Фото с Яндекс.Картинки
Отдельно от машины-действительно есть сходство, не так ли?)
Прочитав эту статью, ты подкрепил свои знания, а может и узнал что-то новое для себя.
- Предидущее: Юридическая проверка авто: что это такое и как самостоятельно проверить?
- Следующее: Hummer 2021, лучше кибертрака? -Да
Разновидности перекосов кузова
Несложный перекос | Нарушение геометрических параметров проемов боковых дверей, капота, крышки багажника (двери задка), проемов стекол задка и ветрового окна |
Перекос средней сложности | Нарушение месторасположения базовых точек боковин кузова, а также геометрии проема крышки багажника (двери задка) и задних лонжеронов |
Сложный перекос | нарушение геометрических параметров проема капота и передних лонжеронов |
Перекос особой сложности | Это перекос каркаса салона (кузова), проемов капота (крышки багажника) и передних (задних) лонжеронов |
Видео о том, как устраняются перекосы кузова
Устранение перекоса подразумевает восстановление деформированных геометрических размеров на стапельном оборудовании.
Используя специальное измерительное оборудование, сегодня становится возможным определять объем работ на стапельном оборудовании. Как правило, это бывает компьютер с возможностью выведения диагностических карт и фотографий на монитор.
Экспозиция КТ высчитывается и передается на монитор автоматически. Картинки базовых точек увеличиваются на весь экран, что позволяет без сложностей определять местоположение.
Современные компьютерные измерительные системы легко устанавливаются на различные стенды для восстановления автомобильных остовов. Благодаря их универсальности, хорошей компоновке и мобильности их несложно передвигать.
Давно известно, что с перекошенным кузовом ездить крайне воспрещается. Это очень опасно, ведь в таких случаях нормальное функционирование автомашины не обеспечивается, прежней управляемости и устойчивости автомобиля на дороге нет.
Грамотно восстановленный кузов – это полное соответствие всех размеров, дистанций между базовыми точками с заводскими параметрами, приведенными в документации производителя.
В частности, для того чтобы устранить перекосы кузова проверяются и восстанавливаются следующие характеристики.
- Зазоры между корпусом и навесными деталями, такими как капот, двери и т.д.
- Проемы окон, особенно лобового и заднего (проверяются дистанции по диагонали, вертикали, горизонтали и т.п.).
- Соответствие по отношению друг с другом базовых контрольных точек.
Итак, несложно догадаться, что перекос кузова определяется по изменению дистанций в зазорах, несоответствии между базовыми точками и тому подобное.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Любой легковой автомобиль построен на базе кузова, и это самая большая деталь автомобиля, которая выполняет много функций. Особая конструкция кузова позволяет автомобилю выдерживать нагрузки при движении и поглощать энергию удара в случае аварии. Также эта часть машины служит основанием, на котором крепятся все функциональные детали и узлы. Производители легковых машин выпускают самые различные варианты кузовов, что делает каждую модель уникальной по внешним признакам. Однако те же производители придерживаются основных параметров при изготовлении, которые характеризуют тип кузова и вариант его исполнения.
Что важно знать о механической коробке передач
Рассматривать подробно, как устроена МКПП, нам незачем. Затронем поверхностно лишь основные моменты, которые оказывают влияние на ремонт механической коробки.
Основная цель коробки передач (КП) – передача мощности и крутящего момента от силового агрегата в изменяемом интервале оборотов. Чтобы менять количество вращений, применяют пары шестеренок, у которых разное передаточное отношение. За счет них 1 500 оборотов легко станут несколькими десятками вращений ведущих колес, при этом крутящийся момент увеличится.
Алгоритм работы, как у велосипеда: начало движения на малой «звездочке». Далее разгон до 40 км/ч, потом следует переключение на следующую пару шестеренок, которые имеют меньшее передаточное отношение. Таким образом, скорость повышается. Можно переключаться четыре либо пять раз. В нынешних механических коробках, в основном, пяти- или шестиступенчатые КП.
За счет зацепления соответствующих шестеренок, расположенных на валах, осуществляется передача крутящего момента в МКП. Различают двух- и трехвальные коробки. Первое устройство состоит из ведущего (первичного) и ведомого (вторичного) вала. У второго передача крутящего момента происходит через промежуточный вал, который расположен между первичной и вторичной деталями. Шестерни, которые находятся на валах, постоянно сцеплены. При этом все пары свободно вращаются, кроме одной, которую выбрали в качестве рабочей в данное время.
Для того чтобы выбрать пару, существует специальная муфта, которая называется синхронизатор. Она соединяет шестерни и ведомый вал, чтобы включить необходимую передачу. Вы передвигаете рычаг в КП в салоне автомобиля, при этом с помощью вилки включения и синхронизатора происходит подключение нужной шестерни к ведомому валу, и он получает крутящий момент от силового агрегата, то есть колеса тоже начинают крутиться.
МКПП популярнее АКПП. Перечислим положительные стороны механической коробки (МК):
- Цена. Покупая автомобиль с «механикой», вы экономите от 50 до 100 тыс. рублей.
- Расход топлива намного меньше.
- Ремонт и обслуживание не вызывают сложностей.
- Запасные детали и расходники стоят недорого.
- Коэффициент полезного действия очень высок.
- Узлы и элементы трансмиссии – повышенной прочности и надежности.
- Приспособленность к высоким температурам и крутящим моментам.
Перечисленные выше достоинства делают механическую коробку наиболее востребованной при покупке авто. У различных видов ТС, которые оборудованы МК, возникают похожие проблемы из-за одинаковой конструкции механизма.
Металлическая часть кузова состоит из следующих кузовных деталей:
- Днище кузова (обрабатывается антикоррозийными материалами для уменьшения коррозии);
- Крыша кузова;
- Крылья кузова (обрабатываются антикоррозийными материалами для уменьшения коррозии);
- Панели кузова;
- Двери кузова(крепятся к стойкам кузова петлями, которые держатся винтами, с помощью которых регулируются двери по вертикали и горизонтали); Замки на дверях имеют специальную конструкцию, которая исключает открытие двери даже при ДТП.
- Капот кузова;
- Крышка багажника.
Спереди и сзади кузова установлены бампера. На современных автомобилях бампера изготавливаются из пластмассы или других схожих материалов. В случае ДТП именно бампер автомобиля первый воспринимает на себя удар.
Для размещения водителя и пассажиров в салоне автомобиля устанавливаются сиденья. Устанавливаются сиденья автомобиля на специальные салазки, которые позволяют регулировать сиденье в продольном направлении. Также можно регулировать наклон сиденья, что обеспечивается специальными ручками по бокам сидений. Регулировка наклона сиденья может осуществляться вплоть до установки спального места.
С недавнего времени очень популярными стали автомобили с формами кузова «хэтчбэк» и «универсал». Такая популярность объясняется возможностью трансформировать автомобиль как под грузовой, так и под пассажирский вариант.
Оперение передней части кузова автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»:
1 — облицовка радиатора; 2 — нижняя панель; 3 — вертикальный молдинг; 4 — облицовка фары; 5 — верхняя панель; 6 — предохранительный крючок; 7 — гайка штыря; 8 — пружина; 9 — запорный штырь; 10 — замок капота; 11 — капот; 12— трос привода замка; 13 — переднее крыло; 14 — петля капота; 15 — рукоятка привода замка капота.
За последние два десятка лет конструкторы автопрома разработали немалое количество новых типов кузовов, к примеру, в 90-х годах их было в два раза меньше. Всё чаще мы встречаем кузова, которые объединяют в себе самые лучшие качества нескольких стандартных типов. Ведь именно тип кузова автомобиля очень часто определяет его размеры и стоимость.
В настоящее время эксперты насчитывают около 15 разновидностей автомобильных кузовов. Не каждый автолюбитель может похвастаться знанием их названий, не говоря уже о преимуществах или недостатках того или иного типа. А при покупке машины — кто владеет информацией, тот сделает удачную покупку.